Налоговая и Росстат: «служебный роман» невозможен?



Т. Свиридова,
налоговый аналитик,
автор монографий по налоговому учету

«Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем». Помните эту фразу из замечательной комедии Эльдара Рязанова, действие которой происходило в статистическом учреждении? Так вот, видимо, для того чтобы мы еще лучше знали о своих успехах, депутаты Госдумы буквально на днях одобрили в третьем чтении закон, ужесточающий административную ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности.

Старая статья – новая ответственность
Так что же нас ждет в самое ближайшее время? Авторы закона предлагают видоизменить ст. 13.19 КоАП, которая сегодня звучит так: «Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере 3–5 тысяч рублей».

В новом «облике» данная статья предстанет перед нами такой: «Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10–20 тысяч рублей, на юридических лиц – 20–70 тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30–50 тысяч рублей, на юридических лиц – 100–150 тысяч рублей».

Таким образом, теперь не только ответственность существенно увеличится, но и штраф может взиматься как с должностных лиц, так и с организаций. При этом следует понимать, что по ст. 13.19 КоАП применить санкцию можно только за огрехи с отчетностью статистической, но не с другими ее видами, например, с бухгалтерской отчетностью или аудиторским заключением.

Вы считаете, что ответственность слишком высока? Вовсе нет, могло быть и хуже.

Спасибо и на этом
Кстати, о бухгалтерской отчетности. В начале этого года активно обсуждался еще один законопроект, согласно которому в планах Росстата было внесение в КоАП новой статьи 15.11 (1), в соответствии с которой непредставление или несвоевременное представление компанией годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики (или же представление ее в неполном составе) могло бы наказываться штрафом в размере ни много ни мало 100–300 тысяч рублей.

Но это еще что! А вот непредставление аудиторского заключения (или опоздание с его представлением) компанией, подлежащей обязательному аудиту, могло бы обойтись ей в 300–500 тысяч рублей.

Благо, что такой закон на данный момент не принят (нам пока хватит и ст. 13.19), но планы статистического ведомства весьма и весьма впечатляют.

Вот только непонятно, зачем нужно было городить еще одну статью, если подобная-то уже есть – ст. 19.7, правда, санкции в ней поменьше ровно в 100 раз, ну так это не беда: приписать пару ноликов – похоже, не проблема.

Так что можем считать, что нам даже повезло: 150 тыс. рублей – это все-таки не 500. Хотя, возможно, все еще впереди.

Тандема не будет
Вообще в этом году Росстат не перестает удивлять.

Какой-то он весь неопределенный и противоречивый.

Взять, хотя бы, его письмо от 13.05.2015 № 13–13–2/1859-ДР «О порядке представления бухгалтерской (финансовой) отчетности», в котором сотрудникам Росстата задали давно витающий в воздухе вопрос: «А почему бы, наконец, не отменить обязанность компаний и предпринимателей представлять бухгалтерскую отчетность в органы статистики и почему бы Росстату не получать эти данные самостоятельно из налоговых инспекций в рамках межведомственного взаимодействия?»

Ответ был дан исчерпывающий, в духе реплики героя из еще одной замечательной советской комедии: «Нет, на это мы пойтить не можем». И вот почему.

Оказывается, как объясняют специалисты статистики, действующее российское законодательство не может расценивать такие ведомства, как ФНС и Росстат, в качестве «одного окна» для представления бухгалтерской отчетности. Возможно, это и так, только об этом никто и не просит – давайте обойдемся без одного окна, пусть их будет столько, сколько положено по действующему законодательству. Но взаимодействие между структурами почему невозможно? Государство получило через ФНС отчетность – а дальше пусть ей пользуются те госструктуры, кто в ней заинтересован. Это гораздо проще и эффективнее, чем бороться с забывчивыми или нерадивыми «респондентами» и сжимать в тисках бизнес, в т. ч. и малый, которому постоянно обещаем послабления и поддержку.

И о налоговой тайне замолвим слово
Еще одну новость можно узнать из письма Росстата.

Приводим дословно: «В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации бухгалтерская (финансовая) отчетность относится к сведениям, составляющим налоговую тайну. А потому передавать информацию о ней ФНС не может». Вот на том остановимся подробнее.

Прочтем первоисточник – ст. 102 НК: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом… сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя…»

Согласно же п. 42 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», бухотчетность открыта для пользователей, а организация, ее составившая, должна обеспечить возможность ознакомиться им со своей отчетностью. Более того, в некоторых случаях, установленным законом, бухотчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения должна быть официально опубликована.

Так что этот аргумент из «уст» Росстата выглядит и вовсе неубедительно – то ли ст. 102 НК РФ не дочитали, то ли ответили так, потому что надо же что-то ответить.

Еще более странным выглядит позиция Росстата по поводу включения публичных сведений, получаемых ФНС от налогоплательщиков, в состав налоговой тайны, в свете недавнего его желания приобщиться к этой самой тайне на совершенно законных основаниях.

Так, в начале 2015 года (примерно в то же время, когда было составлено обсуждаемое нами письмо) статведомство обнародовало законопроект «О внесении изменений в статью 102 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому Росстат мог бы официально получать данные от ФНС, относящиеся к налоговой тайне. Вот интересно, если бы закон был принят, сократилась бы отчетность в статистику?

И все-таки хорошо, что год заканчивается – надеемся, что за оставшиеся дни Росстат не придумает ничего нового, а нам останется привыкать к стотысячным штрафам за то, что можно было бы организовать гораздо эффективнее.

18.01.2017

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика