Уголовно-процессуальная регламентация понятия «педагог» и криминалистические аспекты его участия в следственных и судебных действиях



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №2 год - 2014


Дощицын Андрей Николаевич,
старший научный сотрудник
ФГК ОУ ВПО «Академия Генеральной прокуратуры
Российской Федерации»


В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации дефиниции «педагог» в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации с учетом внесенных в 2013 г. изменений в ст. 5 УПК РФ. Кроме того, отражены некоторые моменты криминалистической тактики приглашения педагога для участия его в следственных и судебных действиях.


2 июля 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В соответствии со ст. 77 указанного нормативного правового акта ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) дополнена п. 62 следующего содержания: педагог – педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся [2].


До внесения в УПК РФ этого изменения в юридической науке, а также в практической  деятельности работников правоохранительных органов и судей возникало множество вопросов о правовом статусе педагога как участника уголовного судопроизводства.


Например, решение вопроса о том, является ли педагог специалистом в уголовно-процессуальном аспекте, имеет важное прикладное значение, ведь определенный правовой статус предполагает наличие соответствующих правоотношений с другими участниками следственных и судебных действий. Наделение педагога статусом специалиста означает вывод об обладании им правами и обязанностями, предусмотренными ст. 58 УПК РФ. Если же считать, что педагог обладает иным процессуальным статусом, то необходимо признавать его самостоятельным участником процесса. В своих научных трудах приверженцы первой позиции, в частности Д. Турчин, утверждают, что педагог является специалистом, привлечение которого к участию в допросе несовершеннолетних является обязательным [5, с. 44]. Данной точки зрения в научной сфере придерживается немало сторонников (например, Л.Н. Иванов [6, с. 6–8], И.В. Сухов [7, с. 77], В.Н. Махов [8, с. 100] и др.).


Ученые, придерживающиеся второго подхода (например, Г.М. Миньковский), полагают, что лицо, участвующее в допросе ребенка, представляет собой самостоятельную процессуальную фигуру с двоякими функциями. С одной стороны, оно содействует следователю в установлении контакта с несовершеннолетним, получению от него правдивых показаний, правильной их фиксации, с другой – способствует охране его прав и законных интересов, поскольку возрастные особенности последнего делают недостаточным общие гарантии, имеющиеся в этом отношении [9, с. 118–119]. Ф. Багаутдинов считает, что педагог имеет все основания для существования в уголовном процессе как самостоятельная процессуальная фигура [10, с. 43]. Заслуживает внимания позиция И.И. Трапезниковой о необходимости определения педагога, специалиста, переводчика не через характер знания, а через цель их участия в уголовном судопроизводстве [11, с. 7–8].


Соглашаясь с И.И. Трапезниковой, А.Н. Бычков обосновывает вывод, что психолог, привлекаемый в процесс, должен рассматриваться не как педагог (т.е. лицо, занимающееся педагогической деятельностью), а как специалист, привлекаемый в уголовное судопроизводство, изучающий поведение человека и его психологические особенности. В свою очередь, задачи педагога как лица, обладающего специальными знаниями в своей области, в процессе производства по уголовному делу отличаются от задач других специалистов, в связи с чем педагог должен рассматриваться как самостоятельный участник уголовного процесса [12, с. 16–17].


Отсутствие рассматриваемой правовой дефиниции приводило к тому, что среди сотрудников правоохранительных органов и судей не было единообразного подхода к требованиям, которые предъявлялись к педагогу. Так, для участия в следственных и судебных действиях приглашались бывшие педагоги, работники органов опеки и попечительства, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и т.д.


Четкое закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве понятия «педагог» внесло ясность о том, кто же должен приглашаться в этом качестве.


Прежде всего в законодательном определении данного понятия нет указания на то, что он является специалистом, что определяет его самостоятельный процессуальный статус и исключает разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 58 УПК РФ. Примечательно, что участие педагога обеспечивается лицом, осуществляющим расследование, или судом посредством его приглашения в отличие от специалиста, который согласно законодательной формулировке ст. 58 УПК РФ привлекается к участию в процессуальных действиях и не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд [2].


Пункт 62 ст. 5 УПК РФ содержит понятия, раскрываемые в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании):
- педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2);
- образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2);
- организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);
- обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ст. 2);
- воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ст. 2);
- обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2) [3].


Итак, педагог, приглашаемый для участия в следственных и судебных действиях на момент их производства, должен работать в соответствующей должности. Дознавателю, следователю, суду необходимо точно знать, что приглашенный субъект состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (к которой относятся образовательные организации и организации, осуществляющие обучение), что предопределяет проведение проверки на предмет легитимности его участия (затребование выписки из приказа о назначении на должность и справки о занимаемой должности на момент участия в уголовном процессе). Участие как в досудебном, так и в судебном производстве лица, не состоящего в трудовых (служебных) отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может повлечь негативные последствия – признание конкретного следственного (судебного) действия незаконным.


Следует отметить, что педагогические должности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Перечень этих должностей достаточно широкий, но в целях привлечения в уголовный процесс надлежащих педагогов лицам, производящим предварительное расследование, а также судьям целесообразно использовать указанный нормативный правовой акт в своей практической деятельности. Например, педагогическими работниками являются: воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель физического воспитания, социальный педагог, старший вожатый, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед и т.д. [4].


Указанные работники должны состоять в трудовых отношениях с образовательными  организациями или организациями, осуществляющими обучение.


В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона об образовании осуществляют свою деятельность  образовательные организации, реализующие:
1) основные образовательные программы – дошкольные образовательные организации (детские сады, детские сады-ясли, прогимназии, детские развивающие центры и т.д.), общеобразовательные организации (государственные общеобразовательные школы, вечерние и заочные школы для работающей молодежи, гимназии, лицеи и т.д.), профессиональные образовательные организации (техникумы, училища, колледжи и т.д.), образовательные организации высшего образования (институты, академии, университеты и т.д.);
2) дополнительные образовательные программы – организации дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т.д.), организации дополнительного профессионального образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации и т.д.) [3].
(Наименования учебных заведений добавлены автором.)


Часть 1 ст. 31 Закона об образовании устанавливает, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся: осуществляющие образовательную деятельность научные организации (научно-исследовательские институты, отделения повышения квалификации руководящих кадров при НИИ и т.д.); организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дошкольные детские  дома, смешанные детские дома, детские дома для детей школьного возраста и т.д.); организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых (медицинские центры, центры детского и семейного отдыха и т.д.); организации, осуществляющие социальное обслуживание (центры социального обслуживания населения и т.д.); иные юридические лица (пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних, коммерческие фирмы, осуществляющие в том числе обучение, и т.д.) [3]. (Наименования учебных заведений добавлены автором.)


На педагоге лежит обязанность по обучению и воспитанию обучающихся.


Выше приведены законодательные формулировки понятий «обучение», «воспитание», «обучающийся».


В своей совокупности воспитание и обучение составляют образовательный процесс.


В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об образовании образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3].


Воспитательный процесс осуществляется через обучение, в свою очередь, обучение невозможно без воспитания личности, человека и гражданина. Конечно, в разных образовательных учреждениях обучение и воспитание имеют разное соотношение. Деятельность педагогов в детских садах в большей степени направлена на воспитание детей. Школьные учителя (в особенности начальной школы) ведут тематические занятия, в ходе которых обучающимся прививаются духовные, нравственные ценности, а также моральные нормы. В ходе обучения по той или иной специальности (как в среднем, так и в высшем учебном заведении) студенты (слушатели) воспитываются в ракурсе профессиональной этики.


Вопросы участия педагога регламентированы ст. 191 (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля), 425 (Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого) УПК РФ [2].


С тактической точки зрения участие педагога необходимо для создания комфортной  психологической обстановки для несовершеннолетнего, исключения возможности произвольного или непроизвольного давления на ребенка. Именно опытный педагог владеет психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренными детьми, социально-уязвимыми детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с девиантным поведением и т.д. Он учитывает психофизиологические особенности детей на различных этапах развития личности, специфику формирования личностных качеств и поведения. Как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития ребенка, педагог готов к общению в условиях повышенного доверия ребенка к учителю.


И.А. Макаренко полагает, что педагог должен иметь опыт практической работы [13, с. 51]. И.В. Сухов отмечает, что при выборе педагога для участия в следственных действиях особое внимание следует обратить на его стаж работы и возраст [7, с. 77]. А.В. Иванов указывает, что в качестве педагогов необходимо приглашать лиц со стажем работы не менее трех–пяти лет [14, с. 22–23].


Вместе с тем в юридической науке существует мнение, что педагог не обязательно должен иметь педагогическое образование, но должен иметь соответствующий опыт работы [15, с. 166–169]. На наш взгляд, с этой позицией согласиться нельзя, в связи с тем что соответствующее образование предопределяет наличие знаний в определенной области. Лица, не обладающие таковыми знаниями, не могут быть допущены к участию в производстве следственных действий.


Целесообразно, чтобы педагог должен иметь стаж практической работы с несовершеннолетними лицами не менее трех лет. Именно в этот период приобретаются первоначальный опыт и навыки работы.


Пол педагога, участвующего в следственных действиях, имеет значение, как правило, при расследовании уголовных дел, связанных с посягательством на половую свободу  несовершеннолетних. В целях устранения возможного стеснения и психологической закрепощенности ребенка для участия в уголовном судопроизводстве целесообразно приглашать педагога одного с ним пола.


Вопрос об участии знакомого или незнакомого ребенку педагога и о его заинтересованности важен. Так, И.В. Сухов утверждает, что педагог не обязательно должен представлять тот учебный коллектив, где учился или учится ребенок.


Но от следователя требуется обеспечить присутствие одного и того же педагога, поскольку знакомый человек может способствовать более эффективному проведению допроса вследствие уже установившегося психологического контакта [7, с. 77].


И.А. Макаренко считает, что целесообразно приглашать знакомого подростку педагога [13, с. 51]. Г.М. Миньковский считает, что, как правило, для участия в допросе малолетнего должен приглашаться педагог, преподающий в классе (группе), где учится (учился) допрашиваемый, и не находящийся с ним в неприязненных отношениях [9, с. 121].


На наш взгляд, тактически целесообразно, чтобы в уголовный процесс вовлекался знакомый педагог, к которому несовершеннолетний питает чувства уважения и доверия, пользующийся заслуженным авторитетом. Именно такой педагог должен обеспечить правильное и конструктивное общение с учеником (воспитанником). Незнакомый же ребенку педагог фактически выполняет роль специалиста-психолога – оказывать содействие при исследовании личности и разъяснении мотивации возможного поведения. Вместе с тем за малый период знакомства и общения с ребенком ему затруднительно создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую раскрепощению несовершеннолетнего.


Отдельно следует отметить, что присутствие педагога, который находится с учеником (воспитанником) в неприязненных отношениях, может оказать крайне негативное влияние на ход и результаты следственных и судебных действий.


На наш взгляд, в целях установления дополнительной гарантии защиты прав и законных интересов детей в ст. 191 и 425 УПК РФ целесообразно внести изменения относительно необходимости участия в следственных и судебных действиях двух субъектов: 1) специалиста в области детской (возрастной) психологии и 2) педагога обучающегося. При этом в ряде случаев (например, невозможности присутствия детского психолога по объективным причинам) педагог может совмещать функции специалиста. Приглашение конкретного педагога – тактическая прерогатива лица, производящего расследование, или суда, однако при этом целесообразно  учитывать мнение и пожелание самого ребенка. Если же ребенок по каким-либо причинам не посещает школу, детский сад и т.д., необходимость приглашения педагога отпадает сама собой.


Итак, участие педагога в уголовном судопроизводстве является важной гарантией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Оно направлено на компенсацию возрастной недостаточности развития детей и обеспечение педагогически правильного общения с ними в ходе следственных и судебных действий.


Литература
1. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Российская Федерация. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Турчин Д. Специалист в уголовном процессе [Текст] / Д. Турчин // Социалистическая законность. – 1970. – № 10. – С. 44.
6. Иванов Л.Н. Современные проблемы исследования личности и уголовно-процессуальное регулирование участия специалиста в уголовном судопроизводстве [Текст] / Л.Н. Иванов // Российский следователь. – 2007. – № 5. – С. 6–8.
7. Сухов И.В. Правовое положение педагога и психолога по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц [Текст] / И.В. Сухов // Закон и право. – 2007. – № 12. – С. 77.
8. Махов В.Н. Теория и практика использования знаний сведущих лиц при расследовании преступлений [Текст]: дис. … д-ра юрид. наук /В.Н. Махов. – М., 1993. – С. 100.
9. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних [Текст] / Г.М. Миньковский. – М.: Госюриздат, 1959. – С. 118–119, 121.
10. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия [текст] / Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. – 2002. – № 9. – С. 43.
11. Трапезникова И.И. Специальные знания в уголовном процессе России (понятие, признаки, структура) [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.И. Трапезникова. – Челябинск, 2004. – С. 7–8.
12. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве [Текст]: автореф. дисс. … канд. юрид. наук /А.Н. Бычков. – Ижевск, 2007. – С. 16–17.
13. Макаренко И.А. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних [Текст] / И.А. Макаренко // Вопросы ювенальной юстиции. – 2007. – № 1. – С. 51.
14. Иванов А.В. Расследование изнасилований малолетних [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Иванов. – Челябинск, 2004. – С. 22–23.
15. Тетюев С.М. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних [Текст] / С.М. Тетюев. – М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2009. – С. 166–169

27.12.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста