Методические рекомендации по принятию антикоррупционных мер



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №3 год - 2014


Семенова Елена Александровна,
заместитель директора
по правовым вопросам
Некоммерческого партнерства
«Исследовательский Центр права «ЮРВЕДЪ»


Министерством труда и социальной защиты России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА» для российского бизнеса разработаны Методические рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционной политики. В предлагаемой вниманию читателей статье рассматриваются наиболее интересные и важные положениия вышеуказанного документа.


8 ноября 2013 г. на сайте Минтруда России опубликованы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее – Методические рекомендации или рекомендации) [3].


Методические рекомендации подготовлены во исполнение п. «б» ст. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 (в ред. от 03.12.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»[2].


Рекомендации предназначены для использования всеми организациями, в отношении которых законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.


Согласно ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.09.2013) «О противодействии коррупции» любая российская организация обязана разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции [1].


Как указано во введении, целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях.


К задачам рекомендаций относятся:
– информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
– определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
– методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.


Во второй главе введения даны определения таких понятий, как коррупция, противодействие коррупции, взятка, коммерческий подкуп, конфликт интересов, личная заинтересованность работника (представителя организации).


В главе «Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации» указывается, что они могут применяться широким кругом юридических лиц независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, а также руководством и работниками этих организаций.


Раздел II рекомендаций посвящен правовому обеспечению в сфере борьбы с коррупцией. В нем обобщены нормы, устанавливающие ответственность юридических и физических лиц за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации.


Кроме того, организациям и их работникам предложено принимать во внимание, что к ним могут применяться санкции, установленные и зарубежным законодательством, в частности:
• в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;
• в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.


В этой связи организациям России рекомендуется тщательно изучить направленное на  противодействие коррупции законодательство тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность.


Основные принципы, на которые организации следует опираться при создании системы мер  профилактики коррупции, изложены в разд. III Методических рекомендаций.


Таковыми могут быть:
• соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Россией международным договорам, законодательству РФ, иным нормативным правовым актам, применимым к организации;
• личный пример руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции;
• вовлеченность работников в формирование и реализацию антикоррупционных процедур;
• неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы, иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений при исполнении трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутренней антикоррупционной политики;
• соизмеримость мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, с риском, существующему в деятельности данной организации;
• эффективность антикоррупционных процедур;
• открытость бизнеса, под которой понимается информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса;
• регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов.


В разд. IV рекомендаций освещаются общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, под которой понимается комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.


Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендовано закрепить в форме локальных нормативных актов.


Разработка и реализация антикоррупционной политики как документа с одноименным названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» проходят через определенные этапы.


Разработка проекта антикоррупционной политики. Разработчиком политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, целесообразно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации, для чего обеспечивается информирование о возможности их участия в подготовке проекта.


Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется спецификой ее деятельности и особенностями условий, в которых она функционирует.


В антикоррупционной политике полезно отразить следующие вопросы:
• цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
• используемые в политике понятия и определения;
• основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
• область применения антикоррупционной политики и круг лиц, подпадающих под ее действие;
• определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
• закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
• установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
• ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
• порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации.


Согласование, обсуждение проекта и его утверждение. Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, предлагается согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников. Итоговая версия проекта представляется руководству организации на утверждение. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации.


Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике. Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе путем размещения на корпоративном сайте организации, рассылки по электронной почте. Желательно предусмотреть «переходный период» с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого провести обучение работников организации внедряемым правилам и процедурам.


Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер. Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники, находящиеся с организацией в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности.


Обязанности работников организации в связи с противодействием коррупции подразделяются на общие для всех сотрудников организации или специальные (для отдельных категорий  работников).


Примерами общих обязанностей работников могут быть следующие:
• воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
• незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений, а также о ставшей известной работнику информации о совершении коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
• сообщать непосредственному начальнику/ответственному лицу о возможности возникновения либо о возникшем у работника конфликте интересов;
• воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.


В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте организации. В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагается использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, являющиеся приложением к письму Минздравсоцразвития России от 20.09.2010 № 7666-17 [4].


Специальные обязанности в связи с предупреждением коррупции могут устанавливаться для таких категорий сотрудников, как: руководство организации; лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики; работники, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лица, осуществляющие внутренний контроль и аудит, и т.д.


Исходя их положений ст. 57 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При закреплении обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ.


Антикоррупционная политика может предусматривать обстоятельства, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например физических и (или) юридических лиц, с которыми организация вступает в иные договорные отношения.


Такие случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых организацией с контрагентами.


Исключительно большое значение на стадии реализации мер по противодействию коррупции имеет поддержка мероприятий и инициатив руководством организации.


Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример  соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил.


Анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр. Авторы Методических рекомендаций советуют осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое возложены функции по противодействию коррупции, ежегодно представляет руководству соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых мероприятий, в антикоррупционную политику необходимо внести изменения и дополнения.


Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы организации и т.д.


В Методических рекомендациях содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий по таким направлениям, как:
• нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений;
• разработка и введение специальных антикоррупционных процедур;
• обучение и информирование работников;
• обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации;
• обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации;
• привлечение экспертов;• оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов.


Организации настоятельно рекомендуется определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и других признаков.


Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, четко определяются в нормативных документах организации, устанавливающих антикоррупционные процедуры, либо в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников или в положении о подразделении, ответственном за противодействие коррупции.


В частности, в обязанности структурного подразделения или должностного лица могут включаться: проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации; организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов; оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок и пр.


Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации.


Большое практическое значение имеет гл. 3 разд. IV Методических рекомендаций «Оценка коррупционных рисков».


Целью оценки подобных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений в целях получения как личной выгоды, так и выгоды организации.


Оценка коррупционных рисков позволяет обеспечить соответствие реализуемых  антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально
использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.


Оценку рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и систематически после ее утверждения.


Предлагается следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
• Представить деятельность организации в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы).
• Выделить «критические точки»: для каждого бизнес-процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.
• Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
– характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
– должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения, – участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
– вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
• На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» – сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
• Сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования, например регулярное заполнение декларации о конфликте интересов.
• Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой «критической точки». В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса такие меры могут включать:
– детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»;
– реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации;
– введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
– установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
– введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей, и т.д.


Основной акцент в Методических рекомендациях сделан на необходимости создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов.


Конфликт интересов может принимать множество различных форм, в связи с чем в приложении 3 к Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов. Организации рекомендуется разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности.


С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организации предложено подготовить положение о конфликте интересов. Этим внутренним документом организации устанавливается порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.


Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности. Обязанность соблюдать положение также может быть закреплена для физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст договоров.


Перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут нанести серьезный ущерб интересам организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.


В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации могут быть положены следующие принципы:
• обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
• индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
• конфиденциальность процессов раскрытия сведений о конфликте интересов и его урегулирования;
• соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта;
• защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.


В положении о конфликте интересов целесообразно закрепить обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов, такие как:
– руководствоваться интересами организации при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
– избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
– раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
– содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.


Целесообразно установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников. В организации возможно  установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:
• раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
• раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
• разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;
• раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на  соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в организации (заполнение декларации о конфликте интересов).


Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде.


Допускается первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.


Для организаций крупного и среднего бизнеса полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, определяется собственником или руководителем организации.


В приложении 4 к Методическим рекомендациям приведена форма типовой декларации конфликта интересов.


Организация должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения  представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.


Поступившая информация подлежит тщательной проверке уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.


Следует иметь в виду, что в итоге такой работы организация может прийти к выводу, что  ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования.


Организация также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:
• ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
• добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
• пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
• временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
• перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
• передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
• отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами  организации;
• увольнение работника из организации по инициативе работника;
• увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.


Приведенный перечень способов урегулирования конфликта интересов не является  исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его разрешения.


Работа по управлению конфликтом интересов предполагает выбор наиболее «мягкой» меры урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случаях, если это вызвано реальной необходимостью или когда более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными.


При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.


Существенным элементом в реализации антикоррупционной политики является определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих конфликтах интересов. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т.д.


Немало внимания в Методических рекомендациях уделено такому важному направлению работы по предупреждению коррупции, как внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. Работодателям рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. При этом следует иметь в виду, что такой кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений, поскольку устанавливает ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.


Кодексы этики и служебного поведения могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, кодекс может закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, кодекс может устанавливать конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разработать кодекс этики и служебного поведения исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке своего кодекса организация может использовать кодексы этики и служебного поведения, принятые в данном профессиональном сообществе.


Кодекс может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах.


Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:
• соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств, высоких этических стандартов поведения, принципов объективности и честности при принятии кадровых решений;
• поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
• следование лучшим практикам корпоративного управления, принципам добросовестной конкуренции и социальной ответственности бизнеса;
• создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения.


Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных видов деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен запрет на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу.


В гл. 6 разд. IV Методических рекомендаций указывается на необходимость организации консультирования и обучения работников вопросам профилактики и противодействия коррупции.


В процессе обучения следует учитывать категорию обучаемых:
• лица, ответственные за противодействие коррупции в организации;
• руководящие работники;
• иные работники организации.


В небольших организациях обучение в группах можно заменить на индивидуальное  консультирование или проведение обучения совместно с другими организациями по договоренности.


Предложены следующие виды обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции в зависимости от времени проведения:
• непосредственно после приема на работу;
• при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
• периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
• дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.


В гл. 7 разд. IV Методических рекомендаций речь идет о внутреннем контроле и аудите.


Система внутреннего контроля и аудита также должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:
– проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
– контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
– проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.


В частности, проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, таких, например, как: предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов.


Рекомендуемые к применению в организациях меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых обществах содержатся в гл. 8 разд. IV Методических рекомендаций.


В антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, можно условно выделить два направления.


Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые партнерские отношения ведут в добросовестной и честной манере, реализуют собственные меры по противодействию коррупции. В такой ситуации в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность достаточно осуществить проверку контрагентов в самой простой форме: проанализировать находящиеся в открытом доступе сведения о контрагентах на предмет их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.


Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди них программ, стандартов поведения, направленных на противодействие коррупции, которые применяются в организации. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с контрагентами.


Распространение антикоррупционных политик следует осуществлять и в отношении зависимых (подконтрольных) обществ. В частности, предлагается обеспечить проведение антикоррупционных мер во всех контролируемых ею дочерних структурах.


При наличии совместных предприятий, которые не подконтрольны организации, она вправе довести до сведения партнеров информацию о принимаемых ею мерах в сфере профилактики коррупции и стимулировать принятие аналогичных мер на совместном предприятии. Возможность внедрения антикоррупционных программ следует обсудить еще на стадии организации совместного предприятия и включить в соответствующий договор условие о том, что при выявлении фактов совершения коррупционных правонарушений совместным предприятием у организации должна быть возможность выхода из соглашения, поскольку продолжение деловых отношений может нанести ущерб ее деловой репутации.


В гл. 9 разд. IV Методических рекомендаций рассмотрен вопрос сотрудничества с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции, поскольку оно является важным показателем действительной приверженности организации декларируемым  антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах.


Организация может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы об известных ей случаях совершения коррупционных  правонарушений.


Сотрудничество с правоохранительными органами также может проявляться в форме:
– оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
– оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.


Организации могут не только реализовывать меры по предупреждению и противодействию коррупции самостоятельно, но и принимать участие в коллективных антикоррупционных инициативах.


В качестве совместных действий антикоррупционной направленности рекомендуется участие в следующих мероприятиях:
• присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
• использование в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;
• участие в формировании Реестра надежных партнеров;
• публичный отказ от совместной бизнес-деятельности с лицами (организациями), замешанными в коррупционных преступлениях;
• организация и проведение совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции.


Приложениями к Методическим рекомендациям являются:
1. Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
2. Нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие.
3. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов.
4. Типовая декларация конфликта интересов.
5. Антикоррупционная хартия российского бизнеса.


Литература
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 30.09.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
2. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (ред. от 03.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1670.
3. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. [Электронный ресурс] // rosmintrud.ru
4. Письмо Минздравсоцразвития России от 20.09.2010 № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

12.02.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста