Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2014
Кузнецова Лариса Викторовна,
доцент кафедры криминологии
и уголовно-исполнительного права
ФГБОУ ВПО «Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина
(МГЮА)», кандидат юридических наук, доцент
В статье автор обращается к проблемам, связанным с совершенствованием исполнения и отбывания лишения свободы в воспитательных колониях, с совершенствованием исполнения альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания, с исполнением иных, кроме уголовных наказаний, мер уголовно-правового характера, а также с развитием адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, или лиц, освобожденных от него досрочно по основаниям, указанным в законе.
Проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в России не ограничиваются необходимостью совершенствования уголовной ответственности, уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения судопроизводственного законодательства. Важнейшим звеном правосудия, непосредственно реализующим его цели, является система исполнения наказаний и иных мер уголовно – правового характера.
На современном этапе можно выделить четыре группы проблем в уголовно-исполнительном праве при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Первая группа проблем связана с совершенствованием исполнения и отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Вторая группа проблем – с совершенствованием исполнения альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания.
Третья группа проблем – с исполнением иных, кроме уголовных наказаний, мер уголовно – правового характера.
Четвертая группа проблем связана с развитием адаптации лиц, отбывших уголовное наказание или лиц освобожденных от него досрочно по основаниям, указанным в законе.
Первая группа проблем связана с совершенствованием исполнения и отбывания лишения свободы в воспитательных колониях. В действующем уголовно-исполнительном законодательстве установлен специальный для несовершеннолетних порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Особенностям исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях отведена отдельная глава 17 УИК (ст. 132–142). Права и обязанности администрации, исполняющей лишение свободы в воспитательных колониях, конкретизируются в ФЗ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» [1]. Подзаконные акты в рассматриваемой сфере развивают положения закона. Основными подзаконными актами, регламентирующими деятельность воспитательных колоний, являются Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденные Приказом Минюста России от 6.10.2006 № 311; Инструкция об организации надзора за осужденными в воспитательных колониях, утвержденная Приказом Минюста России от 23.06.2005 № 95, и др.
При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность воспитательных колоний, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Воспитательные колонии, являясь одним из видов исправительных учреждений, системно отражают все основные их характеристики. Однако условия отбывания наказания в воспитательных колониях всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные.
Это выражается не только в регламентации условий отбывания наказания, но также и в смягченном, с учетом социально-психологических особенностей несовершеннолетних, регулировании всех средств исправления (режиме, труде, общем и профессиональном образовании, воспитательной работе, общественном воздействии).
Многочисленные исследования подтвердили, что исполнение лишения свободы в воспитательных колониях в большей мере не достигает целей наказания, установленных в УК и целей исполнения наказания, установленных в УИК. Согласно данным статистики в первые три года после освобождения повторно совершают преступления до 45% бывших воспитанников воспитательных колоний. Среди рецидивистов молодежного возраста 45–52% составляют осужденные, впервые совершившие преступление в 14–15 лет.
На состоявшихся в Петербурге 20 мая 2010 г. публичных слушаниях «Ювенальная юстиция: «за» и «против» выступавшие судьи отмечали, что до 85% отбывших наказание несовершеннолетних становятся рецидивистами [8, с. 5]. «Социологические исследования однозначно показывают, что в молодежных группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы, так же как и в армии, формируется специфический, как правило, жестокий социальный уклад, в котором противостоять действию неформальных норм не сможет никто» [9, с. 264–265].
Разрешение назревших проблем будет происходить в рамках Концепции развития уголовно– исполнительной системы до 2020 года [3]. Согласно Концепции, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, будут отбывать наказание в исправительных учреждениях нового типа – воспитательных центрах с обычным и усиленным наблюдением. Под руководством заместителя директора ФСИН России А.М. Величко осуществлена научно-практическая разработка по теме «Концептуальная модель воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных».
Она содержит следующие основные положения, которые предопределяют новизну воспитательного центра и его отличия от воспитательной колонии:
1. Структура воспитательного центра позволяет обеспечить непрерывность и преемственность работы с несовершеннолетними с момента заключения их под стражу и до момента освобождения, оградить несовершеннолетних от влияния со стороны взрослых преступников, воспрепятствовать распространению криминальной субкультуры.
2. За счет создания воспитательных центров двух видов (с обычным и усиленным наблюдением) обеспечивается раздельное содержание несовершеннолетних осужденных, имеющих наибольшую степень криминальной зараженности, и остальной части воспитанников.
3. Организация исправительного воздействия в воспитательном центре имеет кардинальные отличия, поскольку предполагает отказ от отрядной системы и переход к индивидуальным и групповым формам работы.
4. Моделью воспитательного центра предусматривается создание условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правомерное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правовых ограничений [7].
Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры потребует больших изменений в законодательство в сроки до 2016 года и, прежде всего, внесения изменений ст. 58, 88 УК РФ и ст. 16, 74, 132–142 УИК РФ.
Вторая группа проблем связана с введением новых и совершенствованием исполнения альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера.
В разделе втором УИК РФ урегулировано исполнение и отбывание всех наказаний, не связанных с лишением свободы: обязательных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, дополнительных наказаний (4–9 главы). Анализ норм перечисленных глав УИК РФ показывает, что исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и применяемых к несовершеннолетним, регулируется на общих основаниях с осужденными, достигшими возраста 18 лет. Исполняют названные меры уголовно-исполнительные инспекции.
Полномочия администрации в отношении каждой из мер закреплены в УИК, а также подзаконных актах. Основным подзаконным актом является Положение об уголовных исполнительных инспекциях [5]. Изучение нормативной основы исполнения анализируемых наказаний показывает, что в законодательстве не выделены специальные полномочия в отношении несовершеннолетних. Нет также структур в рамках уголовных исполнительных инспекций со специальными полномочиями в отношении несовершеннолетних. Правоприменительная практика показывает, что на протяжении действия УК (1996 г.) и УИК (1997 г.), наказания, не связанные с лишением свободы, занимают небольшой удельный вес по отношению к лишению свободы и условному осуждению к лишению свободы, за исключением регионов, в которых проводится эксперимент по введению ювенальных технологий в рамках действующего законодательства. Можно сделать общий вывод, наказания, не связанные с лишение свободы, не являются реальной альтернативой лишению свободы. В Концепции развития уголовной исполнительной системы делается прогноз увеличения к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек. Такое увеличение должно произойти за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Очевидно, что принципы уголовного права дают возможности для расширения применения наказаний, прежде всего, к несовершеннолетним, стало быть, и увеличится контингент отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы.
Совершенствование исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы предполагает изменения в регламентации в контексте принятия проектов ФЗ «О Ювенальных судах в РФ» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции», а также реализации Концепции реформирования УИС РФ до 2020 г. Согласно разделу 5 Концепции реформирования УИС до 2020 г. таким органом будет уголовно-исполнительная инспекция. Предполагается оптимизация ее структуры (создание инспекций в районных, городских административно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, организация «опорных пунктов» уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества). Коренным образом будет изменено содержание работы уголовно-исполнительных инспекций (придание их деятельности социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение ими профессии или переквалификацию, активизацию сотрудничества со структурами гражданского общества, оптимизацию социальной, психологической и воспитательной работы). Особенно важным представляется реализация положений Концепции в части привлечения органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.
Смысл развития исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних в свете положений Концепции предполагает выделение специальной структуры с дополнительными требованиями к персоналу и особенностями в их полномочиях.
Третья группа проблем связанна с исполнением иных, кроме уголовных наказаний, мер уголовно-правового характера. К иным мерам уголовно правового характера с позиции предмета регулирования уголовно-исполнительного права, определенного в ч. 2 ст. 2 УИК относятся следующие:
1. Контроль поведения условно осужденных, установленный в разделе 8 УИК. В ст. 187–190 предусмотрены органы, осуществляющие контроль поведения осужденных, порядок осуществления контроля, исчисление испытательного срока, ответственность условно осужденных. Органом, осуществляющим контроль осужденных несовершеннолетних, является так же, как и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, уголовно-исполнительные инспекции (УИИ).
Также ни в одном из нормативно-правовых актов специальных полномочий в отношении несовершеннолетних не выделено, нет и структур в рамках УИИ со специальными полномочиями в отношении несовершеннолетних.
Условное осуждение к лишению свободы, является реальной альтернативой реального лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников. Подавляющую часть контингента, состоящего на учете в УИИ, составляют условно осужденные к лишению свободы
2. Мерой уголовно-правового характера является контроль несовершеннолетних условно-досрочно освобожденных. Согласно ст. 79 УК контроль должен осуществлять специальный орган (конкретно не определен). В УИК такой орган не установлен. В Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД от 26.05.2000 № 569 среди категорий несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая работа, названы несовершеннолетние условно-досрочно освобожденные. Такой контроль должен быть урегулирован в уголовно-исполнительном кодексе, т.к. согласно ч. 2 ст. 2 УИК в его предмет входит исполнение и отбывание наказания не только уголовных наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера.
3.Мерой уголовно-правового характера, исполнение которой должно найти отражение в уголовно-исполнительном праве кодексе, исходя из предмета регулирования уголовно-исполнительного права, является, предусмотренное ст. 90 УК освобождение несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В действующей регламентации УИК данное регулирование отсутствует.
В процессе развития ювенальной юстиции органом, осуществляющим контроль поведения освобожденных от ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, по-видимому, должен стать суд.
Четвертая группа проблем отражает несовершенство контроля лиц, отбывших уголовное наказание и лиц, освобожденных от него досрочно и по другим основаниям, указанным в ст. 172 УИК. В действующем УИК названному контролю посвящена всего одна статья 183 УИК РФ.
Данная статья содержит норму с бланкетной диспозицией: «Контроль над лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами». Основания освобождения от отбывания наказания, в том числе, и для несовершеннолетних, предусмотрены в ст. 172 УИК: отбытие срока наказания, условно – досрочное освобождение, замена не отбытой части наказания более мягким, помилование и амнистия, тяжелая болезнь или инвалидность, отсрочка отбывания наказания, иные основания, предусмотренные в законе. Анализ законодательства показывает, что вопросы помощи и контроля освобожденных несовершеннолетних по разным основаниям наиболее полно отражены в Федеральном законе от 21.05.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]. Внедрение ювенальных технологий требует совершенствования всей системы профилактики преступности несовершеннолетних и замены названного закона на другой, более органично вписывающейся в Российскую правовую систему. Предполагается, что реформирование российской судебной системы в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:
- первоначальный этап – разработка и принятие Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации»;
- второй этап – разработка и принятие специального Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации»;
- третий, завершающий этап – разработка и принятие Федерального закона общей направленности «Об основах системы ювенальной юстиции» [6].
По смыслу раздела пятого Концепции развития УИС до 2020 г. Основой адаптации освобожденных от отбывания наказания должна стать служба пробации, создание которой, в свою очередь, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [4].
Изучение проблем исполнения и отбывания наказания несовершеннолетних привело к выводу о необходимости дополнения УИК РФ разделом IХ «Особенности исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правого характера несовершеннолетних». Раздел должен включать пять глав:
– Глава 25. Особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (в будущем – в воспитательных центрах).
– Глава 26. Особенности исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетних, не связанных с лишением свободы.
– Глава 27. Особенности контроля за условно осужденными и освобожденными по досрочным основаниям освобождения.
– Глава 28. Особенности контроля освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
– Глава. 29. Особенности контроля и помощи в социальной реабилитации лицам после отбытия наказания и освобожденным с применением иных мер уголовно-правового характера (в будущем – в пределах полномочий службы пробации).
Уголовно-исполнительное право является основой для организации профилактики преступности несовершеннолетних на стадии исполнения наказания и освобождения от него. Предлагаемые изменения в уголовный исполнительный кодекс позволят осуществлять комплексный подход регулирования исполнения и отбывания уголовных наказания, а также освобождения от наказания, помощи и контроля, освобожденных от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 (в ред. от 02.07.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120ФЗ (в ред. от 07.02.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
3. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение от 14.10.2010 № 1772-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
4. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
5. Российская Федерация. Правительство. Постановление от 16.06.1997 № 729 (в ред. от 28.03.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2947.
6. Пояснительная записка к проекту № 38948-3 Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
7. Основные параметры концептуальной модели воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. – 2010. – № 6. – С. 19–21.
8. Рысев А. Ювенальная юстиция: pro & kontra [Текст] / А. Рысев. // Вопросы ювенальной юстиции. – 2010 г. – № 4. – С. 5–29.
9. Шевелева О.А. Асоциальная субкультура в криминальных и асоциальных группах подростков [Текст] / О.А. Шевелева // Юридические науки. – 2006. – № 2. – С. 264, 265.