Пенсионная реформа в России



Опубликовано в журнале "Советник юриста" №2 год - 2014


Шестакова Екатерина Владимировна,
кандидат юридических наук,
генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»


Пенсионная реформа в России продолжается уже более 20 лет и имеет важное значение как для работодателей, поскольку именно они перечисляют денежные средства в виде страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и для работников, для которых результаты пенсионной реформы в конце концов отразятся на их будущей пенсии. Однако в 2014 г. также ожидаются значительные изменения. Что меняется с 2014 г. – об этом мы поговорим в данной статье.


Новая пенсионная формула
В настоящее время принята новая пенсионная формула. Особенностью данной формулы является то, что пенсия будет рассчитываться исходя из балльной системы, а не рублевой составляющей или количества лет стажа. Конечно, как и раньше, пенсия будет привязана к стажу работы сотрудника и начисляемым страховым взносам, но теперь расчет будет зависеть и от количества детей, и от службы в армии, и от стажа работы после выхода на пенсию.


Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты исходя из условной заработной платы в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента за каждый год срочной воинской службы.


Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:
– 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка;
– 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка;
– 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.


При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.


Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу – 10% или 16% к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10.


Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство РФ в соответствии с федеральным законом.


Понятно, что новая пенсионная формула отразится на пенсиях будущих пенсионеров.


Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будет введен с 1 января 2015 г. Пакет соответствующих законов одобрен Правительством РФ, Федеральным собранием РФ и подписан Президентом РФ.


При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в ОПС, предусматриваются переходные положения:
– повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов до 30 – к 2025 г.;
– повышение облагаемой страховыми взносами заработной платы до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента до 10 – к 2021 г.


Соответственно на сайте Пенсионного фонда РФ появился новый калькулятор пенсионных накоплений по новой формуле.


Увеличение страховых взносов
Ежегодно происходит постепенное повышение страховых взносов. Такое повышение происходит не за счет увеличения пенсионного возраста, а за счет увеличения размера уплачиваемых страховых взносов.


Страховые взносы уплачиваются в размере 30% до предела, устанавливаемого Правительством РФ; после того как размер взносов превысит предел, они уплачиваются в размере 10%.


Однако предел постоянно повышается.


Поясним на примере.
В 2014 г. предел составит 568 000 руб. в год (см. табл. 1 в приложении 1).


Таким образом, видно, что, снизив формально ставку страховых взносов, фактически размер их при увеличении заработной платы сотрудников тоже из года в год растет.


Еще одним механизмом повышения страховых взносов является повышение взносов «для вредных производств».


В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426ФЗ «О специальной оценке условий труда» положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вносятся изменения в ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с учетом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212ФЗ дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (см. табл. 2 в приложении 2).


Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 г. применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 г. для уплаты взносов, установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.


Кроме того, постепенно сокращается количество льготных категорий плательщиков страховых взносов.


Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях – 22% + 10% (<Информация> ПФ РФ «Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).


Выбор распределяемой части пенсии
В 2014 г. изменяется распределение накопительной части пенсии.


Если сотрудник не изъявил желания на перевод пенсии в негосударственный пенсионный фонд, его накопительная часть пенсии будет присоединяться к страховой части пенсии.


Чтобы понять, как будут распределяться пенсионные накопления, рассмотрим табл. 3 в приложении (<Информация> ПФ РФ «Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).


Кроме того, появился отдельный федеральный закон, регулирующий накопительную часть страховой пенсии.


Регулирование накопительной части пенсии
С 1 января 2015 г. накопительная часть трудовой пенсии будет выделена в самостоятельный вид пенсии. Принят соответствующий Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».


Накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.


Средства пенсионных накоплений – совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.


Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий.


Согласно закону накопительная пенсия будет устанавливаться при наличии оснований для назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.


Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их  инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».


Обращение за назначением накопительной пенсии может осуществляться в любое время после приобретения права на указанную пенсию без ограничения каким-либо сроком.


Выплата накопительной пенсии осуществляется в установленном размере без каких-либо ограничений.


Выплата и доставка накопительной пенсии производятся за текущий месяц.


Начисленные суммы накопительной пенсии, выплата которых была приостановлена  страховщиком и которые не были востребованы застрахованным лицом своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором застрахованное лицо обратилось за получением начисленной накопительной пенсии. Накопительная пенсия, не полученная застрахованным лицом своевременно по вине страховщика, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.


Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.


Регулирование страховой части пенсии
Отдельным законом будет также регулироваться страховая часть пенсии (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).


Данный Закон также вступит в силу с 1 января 2015 г.


Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.


В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.


Предусматривается, в частности, постепенное повышение минимально требуемого стажа с 6 лет в 2015 г. до 15 лет к 2025 г.


Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.


Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.


Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.


Страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов – 6,6 в 2015 г. с последующим увеличением до 30 к 2025 г.


Фиксированный размер страховой пенсии устанавливается в сумме 3 935 руб. в месяц.


Предусмотрены также доплаты:
– лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100%, т.е. еще доплачивается 3935 руб. в месяц;
– лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50%, т.е. устанавливается в сумме 1967,5 руб. в месяц.


Однако это не все изменения.


Возможные изменения законодательства
В настоящее время разработан законопроект № 402575-6 «О внесении изменений в ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


Данный законопроект предлагает уточнить условия досрочного назначения пенсий, а также скорректировать перечень лиц, имеющих право на такую пенсию.


Действующая редакция подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет четыре условия назначения досрочной пенсии для многодетных матерей:
• возраст 50 лет;
• страховой стаж не менее 15 лет;
• рождение пятерых и более детей;
• воспитание всех детей вплоть до достижения ими возраста 8 лет.


Согласно законопроекту право на досрочную пенсию может предоставляться:
• женщинам, родившим трех и более детей, по достижении возраста 47 лет, если они постоянно проживают на территории субъектов РФ, где в году, предшествовавшему году, в котором произошло назначение им трудовой пенсии по старости, коэффициент смертности превысил коэффициент рождаемости на 1 промилле и более;
• женщинам, родившим трех и более детей, по достижении возраста 53 лет, если они постоянно проживают на территории субъектов РФ, где в году, предшествовавшему году, в котором произошло назначение им трудовой пенсии по старости, коэффициент смертности был ниже или превысил коэффициент рождаемости до 1 промилле;
• женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
• одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения возраста 8 лет;
• мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
• опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства,  воспитавшим их до достижения возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно мужчины и женщины).


Данная мера направлена на поддержку многодетных семей. Согласно информации, предоставленной Росстатом, число семей в РСФСР с тремя и более детьми непрерывно сокращалось начиная с 1950-х годов. Так, в 1970 г. их насчитывалось 4 399 807, а уже в 1979 г. – только 2 077 595.


Если такая инициатива будет принята, то поправки вступят в силу с 1 января 2016 г.


В заключение следует отметить, что поскольку новые законы только вводятся, то возможно дальнейшее изменение законодательства. В частности, остается спорным вопрос в отношении тех, у кого не хватит пенсионного стажа 15 лет для назначения пенсии. Кроме того, предполагаемое повышение страховых взносов для самозанятых граждан (предпринимателей) провалилось.


Литература
1. Информация ПФ РФ «Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году» [Электронный ресурс]. URL: pfrf.ru/
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Российская газета. – 2013. – № 6271.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета. – 2013. – № 6272.

04.02.2019

Также по этой теме: