Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2011
Лядова Е. В.,
старший преподаватель
ГОУ ВПО «Нижегородский
коммерческий институт»
Важнейшим условием развития малого и среднего предпринимательства выступает экономическая инфраструктура. Малое и среднее предпринимательство находится в худших условиях ведения бизнеса по сравнению с крупными компаниями (труден доступ к ресурсам, государственным инвестициям, высокая степень риска, затруднены обучение кадров, осуществление научно-технических разработок и их коммерциализация, ограничены основные фонды).
Классическая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представляет систему специализированных институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для его развития и осуществляющих финансовую, имущественную, научно-техническую, технологическую, информационную, консультационную, институциональную, социальную и другую поддержку.
С помощью подобных инфраструктурных подразделений происходит увеличение числа вновь создаваемых малых и средних предприятий, а сами предприятия работают эффективнее.
Каждая организация проходит несколько этапов развития. Популярно выделение четырёх основных стадий развития организации: зарождение, рост, зрелость, спад [1, с. 13, 18]. Выделим инфраструктурные подразделения, наиболее значимые на стадиях жизни малых предприятий.
Первый этап – зарождение – связан с созданием нового предприятия или реализацией проекта. Основная задача этапа – выход на рынок. Происходят создание самой организации, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление, поиск подходящего помещения, приобретение необходимого оборудования, набор персонала, выпуск первой партии продукта (оказание услуги).
Необходимо выполнить предусмотренные законами процедуры (получение разрешения на осуществление деятельности, порой лицензии, открытие банковского счёта и регистрация или получение разрешений от государственных ведомств, нотариальное оформление учредительных документов компании). В рамках создания институциональной среды для малого и среднего предпринимательства решаются такие задачи, как упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна» (с 27.12.2003 г.), введение трёхлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий, установление единых правил на всей территории РФ по специальным налоговым режимам [2, с. 7]. Одновременно недостаточно развиты и часто меняются нормативно-правовая база функционирования венчурного бизнеса, налоговое законодательство. Проблемой является отсутствие должной институциональной поддержки малому и среднему предпринимательству.
Другим условием для начала работы является обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями и их доступность, другими словами, имущественная составляющая развития. Приобретение помещений для занятия бизнесом возможно путём строительства специализированных объектов, покупки недвижимости в собственность и аренды. В отношении малого и среднего предпринимательства первые две возможности затруднены из-за значительных капиталовложений. При наличии финансовых средств могут возникнуть трудности правового характера. Для переоборудования или реконструкции бывших производственных помещений крупных предприятий необходимы значительные инвестиции, зачастую сопоставимые с затратами на новое строительство.
Проблемы доступа к объектам недвижимости у предпринимателей обусловлены и неудовлетворительной информацией о свободных площадях, и слабым использованием потенциала вторичного рынка недвижимости. Особенно остро данная проблема стоит перед вновь созданными микрофирмами. Необходимо создание специальных служб, оказывающих содействие в поиске и предоставлении малым и средним предприятиям производственных помещений, формирование региональных перечней имущества для продажи и предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду.
В этом направлении уже приняты меры. С июля 2009 г. снижен срок обязательной аренды с трёх до двух лет для получения преимущественного права выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений [4]. По информации Росреестра, 10 500 предпринимателей стали собственниками имущества. 91,5% договоров купли-продажи с использованием преимущественного права выкупа заключено с возможностью оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок которой составил 3,5 года. Всего начиная с июля 2009 г. субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 2048 тыс. кв. м на сумму более 28 млрд руб. средней стоимостью 1 кв. м 13,9 тыс. руб. на начало 2010 г. Однако в Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, городе Москве, Забайкальском крае данная возможность практически не используется.
В аренду субъектам малого и среднего предпринимательства наиболее активно государственное и муниципальное имущество предоставляется в Самарской, Свердловской, Белгородской областях, а также Республике Карелия. С 2008 г. малым и средним компаниям-арендаторам предоставлено право продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2015 г. На внеконкурсной основе предоставляется более 4 млн кв. м нежилых помещений [6].
Кроме того, для малого и среднего предпринимательства важны возможности изготовления продукции и оказания услуг в найденных помещениях. Поэтому им нужен доступ к объектам инженерной инфраструктуры: присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям, телекоммуникациям. Проблема, как правило, в невозможности присоединения либо высокой стоимости данных работ. Она решается, если существует возможность снимать помещения в сервисных деловых центрах малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторах, технопарках, инновационно-технологических центрах (ИТЦ), т. е. в элементах инновационной инфраструктуры.
Условия хозяйствования в сфере малого и среднего предпринимательства требуют создания современной информационной инфраструктуры. Каждому предприятию для эффективной деятельности необходима самая разнообразная информация: технологическая, правовая, финансовая, коммерческая, экономическая, социально-демографическая.
Информационная инфраструктура представляет систему организационных структур, обеспечивающих работу и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Она охватывает средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вычислительную технику, обеспечивает связь с большими информационными системами, реализует вспомогательные виды деятельности, включая обработку данных, их анализ [9, с. 67]. На стадии открытия бизнеса в первую очередь требуются информация, связанная с организацией предпринимательской деятельности, информационное обеспечение в области стандартов, порядка и процедур сертификации. Поэтому наиболее востребована поддержка таких элементов информационной инфраструктуры, как торгово-промышленные палаты, специальные печатные издания, объединения деловых кругов, центры сбора, обработки и передачи коммерческой информации.
Также на стадии зарождения предприниматели отмечают проблему нехватки ответственных квалифицированных кадров. По данным опроса руководителей малого бизнеса, проводённого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в 2009 г., 15,5% респондентов считают её существенным препятствием развития фирмы [1, с. 170]. Удовлетворение потребности малых и средних предприятий в квалифицированных кадрах представляется возможным с помощью институциональных механизмов, но в регионах государственные и коммерческие центры занятости, ярмарки вакансий недостаточно развиты.
Финансовая инфраструктура является одной из самых значимых для малого и среднего предпринимательства, так как на ней замыкаются все вышеперечисленные компоненты.
Ограниченность финансовых средств лидирует в списке проблем начинающих малых предпринимателей (15,2% опрошенных). Важнейшей является проблема стартового капитала [1, с. 170].
В соответствии с мировым опытом эту проблему призваны решить такие элементы инфраструктуры, как коммерческие банки, микрофинансовые организации, страховые компании, аудиторские фирмы, гарантийные фонды, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, фонды содействия кредитованию, общества взаимного кредитования (ОВК), лизинговые организации, фонды венчурного финансирования, бизнес-ангелы, крупные предприятия. Но на сегодняшний день доля кредитования коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объёме выданных кредитов мала. Российские малые и средние предприятия используют банковский кредит гораздо реже, чем зарубежные.
Кроме того, на кредиты сроком до 1 года приходится 55,4% всего объёма выданных МП кредитов.
Во многих случаях банковский кредит для малых предприятий недоступен из-за высоких ставок кредитования. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», только 27,6% российских предпринимателей используют банковские кредиты для финансирования своего бизнеса, 22,4% малых предпринимателей пытались, но не получили кредит в банке [8, с. 25]. В то же время во Франции на долю банковских кредитов приходится около 40% заёмного капитала малых и средних предприятий [8, с. 43].
Особенно высоки барьеры на пути к банковскому финансированию для образующихся предприятий, конкурентные преимущества которых основаны на исследованиях и разработках (сфера высокотехнологичного бизнеса). Компаниям такого типа зачастую недостаёт физических активов, которые можно использовать в качестве обеспечения кредита, а Фонд Бортника, специально созданный для оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоёмким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями, финансирует преимущественно действующий бизнес, реализующий инновационные проекты и уже доказавший свою эффективность. Эффективным источником финансирования инновационных фирм являются венчурные фонды, специализирующиеся на финансировании высокотехнологичных проектов, которые отличаются повышенным риском, но могут принести инвестору высокую прибыль.
Данный вид инвестиционного финансирования позволяет привлечь дополнительный стартовый капитал на ранних стадиях жизненного цикла компании, когда у неё еще нет ни прочных позиций на рынке, ни достаточных финансовых ресурсов, ни ликвидных залоговых активов, т. е. когда традиционные кредитные и биржевые формы привлечения капитала для неё практически недоступны [3, с. 59].
Одним из традиционных инструментов, используемых для упрощения доступа малых и средних предприятий к финансированию, являются гарантии инвестору возврата денежных средств в рамках специальных гарантийных схем. Подобные схемы использует, например, Волго-Вятский банк Сбербанка РФ в рамках соглашения с Агентством по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области. В рамках данного сотрудничества представители малого бизнеса Нижегородской области могут оформить кредит в сумме от 1 млн руб., предоставив залог только на 30% от суммы кредита. По данным пресс-службы банка, за вторую половину 2010 г. было выдано кредитов на 71,4 млн руб., дополнительно рассматриваются заявки ещё на 19,3 млн руб. Лимит агентства в рамках данного соглашения составляет 92 млн руб., и предполагается его увеличение до 250 млн руб. [12].
В случае нехватки собственного обеспечения для получения кредита или когда кредитные организации принимают его с понижающим коэффициентом, особенно востребовано поручительство. В Нижегородской области предоставлением поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед кредиторами на сумму более 1 млн руб. занимается Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области. Также Агентство оказывает услуги финансового посредничества и предоставляет микрозаймы предпринимателям, занятым розничной торговлей или производством с коротким циклом без дополнительных комиссий и под более низкий процент [10].
Все более широкое распространение в России получает и микрофинансирование.
Дополняя традиционную банковскую систему, микрофинансирование обеспечивает доступ к ссудам тем компаниям и потребителям, которые не отвечают требованиям коммерческих банков. Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории [2, с. 9].
Проблему дефицита финансовых ресурсов начинающих малых и средних предпринимателей можно разрешить, приобретая оборудование в лизинг. Происходит экономия на стартовых затратах. Однако пока рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд руб. [6].
Переход к этапу роста (развития) осуществляется, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация инновационной деятельности, формирование сетей, взаимосвязей между различными структурами. Это фаза закрепления и развертывания деятельности в рыночной конкурентной среде.
Ограниченность возможностей для привлечения заёмных ресурсов по-прежнему актуальна для компаний на стадии роста, что объясняется их потребностями в расширении финансовой базы. Необходимость развитой финансовой инфраструктуры на этом этапе проявляется в потребности в оборотных средствах (новых материалах, качественном сырье). 17% предпринимателей самым существенным препятствием для развития предприятия в этот период считают ограничение возможности доступа к заёмным средствам [1, с. 172]. На стадии роста идут активное освоение рынка, быстрый рост организации и формирование стратегии развития. Основными задачами становятся обеспечение высокого качества товаров и услуг и создание условий для экономического роста. Для высокотехнологичных компаний этап роста предусматривает переход фирмы к практической деятельности по выпуску инновационной продукции. Он сопряжён с большими рисками и требует немалых инвестиций в создание и улучшение системы сбыта, расширение ассортимента, налаживание коммуникаций с представителями целевой аудитории, обновление производственных фондов для достижения эффекта масштаба, патентование и защиту своих прав, в том числе за рубежом, получение необходимых лицензий и сертификатов, выход на внешние рынки.
Успех на второй стадии жизненного цикла во многом зависит от готовности персонала реализовывать поставленные задачи. В связи с этим на рынке образовательных услуг наиболее востребованными становятся программы, ориентированные непосредственно на развитие существующего малого и среднего бизнеса. Именно на этой фазе программы обучения и подготовки персонала начинают играть роль средств повышения эффективности бизнеса за счёт использования новых инструментов анализа, прогнозирования, проектирования и управления различными сферами. На малых и средних предприятиях интенсивность труда, высокое качество работы являются одним из преимуществ по сравнению с крупными. Вследствие этого усиливается значение социальной инфраструктуры, которая, удовлетворяя социальные потребности персонала, повышает эффективность их работы.
Модифицируется и характер необходимой информации, в которой нуждаются малые и средние фирмы. На этапе роста нужна в основном информация о системе налогообложения, о рынках сбыта и о поставщиках. В качестве информационных источников выступают информационные и консалтинговые фирмы, предпринимательские объединения (союзы, ассоциации), торгово-промышленные палаты.
На стадии зрелости происходит стабилизация развития, и упор делается на эффективности и устойчивом получении прибыли. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг становится более сложной структура фирмы, появляется необходимость создания новых подразделений.
Основной проблемой малых и средних предприятий на данном этапе является проблема сбыта. Так, 45,7% респондентов отмечают, что наиболее важным условием развития предприятия может стать существенное повышение спроса на рынке и получение крупного заказа [1, с. 182]. Возникает объективная необходимость в таких элементах инфраструктуры, как товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы небиржевого характера, торговые дома, торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке экспорта товаров.
Особую актуальность использование услуг подобных организаций приобретает на стадии зрелости фирмы, так как в этот период необходимо завоевание рынка по разным направлениям деятельности. Однако исследования агентства РМ Group показывают, что деятельность 89% региональных малых и средних предприятий ограничивается рамками региона, 85% предприятий не имеет средств для участия в межрегиональных выставках, а 43% предприятий вообще не имеет средств для проведения маркетинговых мероприятий [11].
Для поддержки выхода региональных малых и средних предприятий на внешние рынки необходимо развивать систему межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), создавать центры субконтрактинга, которые оказывают содействие в поиске партнёров для поставок товаров и услуг. Деятельность центров субконтрактинга направлена в первую очередь на малые производственные предприятия и служит хорошим инструментом для сотрудничества малых и крупных предприятий. Продвижением проектов, продукции и услуг малых инновационных предприятий с 2003 г. занимается НП «Национальное агентство технологической поддержки предпринимательства «Интех», имеющее деловые контакты со структурами поддержки предпринимательства в ведущих странах АТЭС.
В Нижегородской области в налаживании деловых взаимоотношений с российскими и западными партнерами и продвижении продукции нижегородских предприятий на межрегиональные и внешние рынки немалую роль играет «Евро Инфо Корреспондентский Центр» (ЕИКЦ).
На стадии зрелости для многих российских малых и средних фирм вновь становятся актуальными типичные стартовые проблемы. У большинства из них в связи с расширением деятельности и созданием новых подразделений возникает необходимость в ином помещении, потребность в квалифицированных кадрах, обостряется недостаток финансовых средств. Требуются иные виды информации – о новых технологиях, бизнес-планировании, источниках и условиях кредитования, партнёрах для совместного производства, о менеджменте и организации производства, об обучении и переподготовке кадров. Недостаточная квалификация менеджеров может привести к снижению шансов на привлечение внешних инвестиций из-за непроработанности бизнес-проектов, к затруднению использования инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства, ограничению возможностей малых предприятий по переходу в разряд средних, усилению риска банкротства из-за низкого уровня управленческих решений.
В связи с этим малые и средние предприятия нуждаются в услугах учебно-деловых центров, программы которых нацелены на развитие личности самого предпринимателя, его профессиональных и деловых качеств.
Проблемы развития инновационных предприятий всех типов состоят прежде всего в недостатке знаний руководителей о бизнес-моделях и стратегиях реализации инновационных проектов, уже наработанных в управленческой практике. Для всех типов действующих предприятий основной трудностью является системная трансформация бизнеса, связанная с его усложнением вследствие появления дополнительных бизнес-направлений [5, с. 38].
При наступлении четвёртого этапа – спада и реструктуризации – происходит замедление роста и структурных изменений. Период характеризуется резким падением сбыта, снижением прибыли, возникает необходимость поиска новых возможностей и путей сохранения своей доли рынков. Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с рынка, или в исчезновении рынка.
В жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит именно данной фазе, так как в этот период у фирм либо появляются возможности развития, либо они закрываются. На стадии спада самым существенным препятствием являются макроэкономическая нестабильность (21,7%), наличие сильных конкурентов (13,3%), насыщенность спроса на рынке выпускаемой предприятием продукции (12,0%) [1, с. 176].
Малые и средние фирмы имеют меньше собственных ресурсов и поэтому менее устойчивы по сравнению с крупными компаниями. Возможности развития могут быть найдены в сотрудничестве и экономическом партнёрстве субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными компаниями в производственной и коммерческой сферах. Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития фирмы по прежнему являются технические возможности, что предполагает наличие развитой производственной и инновационной инфраструктуры. Сохранить достигнутые результаты возможно за счёт внедрения инновационного механизма в разных сферах деятельности.
В этих условиях наибольшее значение приобретает информация о возможностях развития, сотрудничества и партнёрства с другими субъектами. Особую роль приобретают консалтинговые агентства, оказывающие спектр услуг по решению трудностей, возникающих в ходе управления предприятием. Возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды. В целом, несмотря на интенсивное развитие в России консультационной инфраструктуры, опыт работы в этой сфере ещё недостаточен, особенно в инновационной деятельности. По оценкам специалистов, количество консалтинговых центров должно быть 1 центр на 500–1000 промышленных предприятий [7].
Литература
1. Жизненный цикл малого предприятия / под ред. А. А. Шамрая. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.
2. Максимчук Е. Основные аспекты финансовой поддержки малого бизнеса на современном этапе развития экономики России // Экономические науки. – 2009. – № 12. – С. 7–10.
3. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 52–64.
4. Федеральный закон от 04.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 17.07.2009 № 149-ФЗ). – Режим доступа: АПИ КонсультантПлюс. Законодательство.
5. Текущие тенденции и барьеры в управлении инновационными малыми и средними предприятиями (МСП). НП «Технологии организационного развития». – СПб.: 2003. – Режим доступа rcsme.ru/libArt.asp?id=4625&r_id=167&l_id=1
6. Шаров А. В. Тезисы выступления директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства / Второй ежегодный деловой форум «Развитие малого и среднего бизнеса». Режим доступа smb.gov.ru/content/expert/m, f,138413/ свободный.
7. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. Режим доступа regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php свободный.
8. Шпынова А. И. Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт. – М.: ПОЛПРЕД Справочники, 2009.
9. Ярных Э. А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2004.
10. Материалы сайта nibi.nnov.ru/microzaimy
11. Материалы сайта cognitive.ru/news/334/
12. Материалы сайта regbiznet.ru/lenta-novostey/sberbank-i-agentstvo-porazvitiiusistemi-garantiy-vidaiut-krediti-malomu-biznesu