Финансовый менеджмент №2,  2001

СОДЕРЖАНИЕ

Теория и методология маркетинга

Бюджетный рынок и бюджетный маркетинг: реальность и необходимость
Фисенко А.И.
В настоящее время в теории маркетинговой организации управления формируется новое и, на наш взгляд, перспективное научно-практическое направление, основанное на предположении о возможности использования маркетингового подхода к бюджетной сфере (и в частности, к бюджетному рынку) - бюджетный маркетинг.
Особенности, цели, задачи и принципы бюджетного маркетинга, на наш взгляд, являются одними из основных элементов, которые формируют, интегрируют и закладывают основание в понятие и концепцию бюджетного маркетинга, наполняют их специфическим качественным содержанием и придают им особую институциональную форму. Таким образом, сегодня из, казалось бы, теоретических и научно-методических конструкций, предположений и гипотез бюджетный рынок и бюджетный маркетинг становятся, на наш взгляд, одними из самых важных практических направлений разработки действенных маркетинговых концепций, инструментов и подходов, реализация которых даст возможность эффективнее решать стоящие перед государством задачи на пути дальнейшего реформирования экономики и её рыночных институтов.

Семантика, дефиниции и соотношение понятий "продукт", "товар", "услуга"
Прищепенко В.В.
До недавнего времени даже в специальной литературе по маркетингу не существовало отличительного толкования понятий "товар" и "продукт". В других источниках можно встретить неоднозначное толкование этих понятий. Много неопределенностей и в определении, связанном с понятием "услуга".
Данной статьей редакция журнала продолжает дискуссию о маркетинговой терминологии, начатой в номере 6 журнала за 1999г.

Экономика маркетинга

Рыночная стоимость торговой марки: ее значение для построения маркетинговой стратегии
Россидес Н.
На сегодняшний день уже стала общепринятой истинна о том, что рыночная стоимость компании намного превышает фактическую стоимость ее материальных активов. Этот факт, по крайней мере, частично, объясняется нефинансовыми показателями. По результатам исследования, в целом, около 40% рыночной стоимости компаний-производителей, входящих в Fortune 5000, не представлены в балансовых отчетах этих компаний, а для компаний, работающих в сфере высоких технологий этот показатель превышает 50%.
Ценность компании определяется обладанием сильной торговой маркой, что, в свою очередь, диктует необходимость постоянной работы над развитием и укреплением торговой марки путем непрерывных усилий менеджмента по брэндингу (Аакер, 1991). Хотя при упоминании вопроса о брэндинге большинство людей думают о товарах повседневного потребления (или так называемых "упакованных" товаров), в действительности этот вопрос в равной степени касается абсолютно всех товаров и услуг.
В то время как, в целом, признано, что торговая марка обладает рыночной стоимостью, что и является основной причиной выживания большинства компаний, по-прежнему, остается неочевидным, какой именно рыночной стоимостью она обладает и как это можно измерить.

Анализ эффективности контрактов с использованием программного комплекса Cоntract analyzer
Якимов А.И., Альховик С.А.
Одной из задач маркетинговой деятельности предприятия является оценка рентабельности контракта. Для определения этой величины предприятие рассматривают в виде многоуровневой иерархической модели , представленной уровнем технологического процесса, постоянными и переменными затратами на выпуск единицы продукции, финансовым состоянием предприятия. Такая модель позволила получить результаты, представленные программным комплексом Contract Analyzer.
Программный комплекс включает три уровня программного обеспечения: уровень экономиста-менеджера; уровень руководителя отдела маркетинга; уровень руководителя предприятия.

Методы расчета цены на новый товар
Родионова Л.Н., Руднева Ю.Р., Пашин С.Т
Целью любого предприятия и условием его выживания является производство и сбыт конкурентоспособной продукции. И если все проблемы, возникающие на стадии производства, относятся к внутренним и решаются в пределах предприятия или его отдельных подразделений, то для ответа на вопросы, которые ставит сбыт, необходимо знание не только возможностей предприятия, но и рынков, на которых оно работает.
И одним из самых главных вопросов сбыта является "Какую назначить цену?" О методах расчета цены на новый товар рассказывается в этой статье.

Маркетинговые исследования

Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления
Веденеев Д.С.
В "советский" период предприятия лишь отдельных отраслей народного хозяйства Советского Союза производили продукцию, не уступающую по качеству и надежности импортным аналогам. В основном, это касалось военного, космического и сопряженных с ними направлений. В других же отраслях, и особенно на товарных рынках, предпочтение импорту было подавляющим.
Затем случилась "перестройка", а следом за ней много других различных событий, которые существенно повлияли на экономику России. Естественно, что произошедшие изменения не могли не сказаться на потребительских предпочтениях по отечественным и импортным товарам.
Экспесс-исследование, проведенное "ИНКОМАРКЕТ" в конце 1999-го года, позволило выяснить структуру этих предпочтений для жителей г. Москвы. Некоторые результаты этой работы приведены ниже.

Использование Интернета при проведении маркетинговых исследований
Материал предоставлен аналитическим отделом Poll4All.
В октябре - ноябре 2000 года аналитическим отделом Poll4All был проведен Интернет-опрос на сайте www.poll4all.ru, в котором принимало участие в среднем 1000-1200 человек. Выборка была случайной. Распределение респондентов близко к нормальному распределению и к распределению по России. В статье рассматриваются вопросы:

    1. Сотовый телефон: преимущества и недостатки.
    2. Компьютерный мир глазами Интернет - аудитории.
    3. Любим ли мы пиво?

Внешняя среда маркетинга

Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития
Бендиков М.А., Фролов И.Э.
Рассматриваются основные тенденции формирования и становления мировых рынков наукоемкой продукции, проблемы, перспективы и оценки высокотехнологичного сектора российской экономики в связи с необходимостью оптимальной интеграции в мирохозяйственную систему и правильного выбора собственной стратегии развития.

Каналы сбыта

Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия
Муромкина И.И.
Успех или неудача розничного торгового предприятия во многом определяется степенью приверженности к нему потребителей. Лояльность покупателей зависит от субъективной оценки магазина, которая формируется в их сознании. В связи с этим любое торговое предприятие необходимо рассматривать не только с функциональной, но и с рыночно психологической точки зрения. Прежде всего, автор имеет ввиду формирование имиджа магазина (его персонального восприятия). Наличие привлекательного имиджа помогает покупателю воспринимать магазин как нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать его в качестве постоянного места для совершения покупки.

Маркетинговые коммуникации

Руководители агентств по связям с общественностью о современном состоянии рынка PR в России
Лайдинен Н.В.
Сейчас, когда страсти по второму рейтингу российских агентств по связям с общественностью, проведенном весной-летом этого года независимым исследовательским центром РОМИР по инициативе журнала "Советник", немного улеглись, РОМИР счел возможным публикацию анализа глубинных интервью с руководителями ведущих российских агентств по связям с общественностью.
Напомним читателям, что рейтинг в этот раз проводился в два этапа: на первом были проведены специальные установочные интервью с лидерами российского PR-рынка с целью выработки критериев оценки агентств, а на втором были опрошены эксперты, мнение которых и учитывалось при составлении рейтинга компаний. В ходе первого этапа исследования были опрошены руководители 15 PR-агентств, чье мнение и легло в основу данного материала. Он интересен в первую очередь тем, что мы даем в нем прямую речь и оценки непосредственно руководителей агентств по связям с общественностью, то есть - самых компетентных экспертов данного рынка, даже если они утверждали в ходе интервью: "Вы будете качественно анализировать мой бред". Проанализировали! Читайте в данном материале.

Интернет-Маркетинг

Моделирование бизнеса в Интернет-среде
Рублевская Ю.В., Попов Е.В.
Процессы внедрения новых информационных технологий оказывают влияние на все сферы деятельности отдельного предприятия и экономики в целом. Под воздействием этих процессов находятся как вертикальные экономические структуры (отдельные предприятия, финансово - промышленные группы, корпорации и объединения, международные объединения и целые рынки), так и горизонтальные структуры (рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок рабочей силы). Формируется новое экономическое пространство - новый рынок, или, интернет - рынок, как система новых экономических отношений. В России, процесс интеграции находится в стадии зарождения, но, несмотря на трудности и проблемы, все большее количество предприятий, осознает новые возможности ведения бизнеса в интернет - среде.

Осваиваем маркетинг

Исследование и анализ рыночной ситуацииГолубков Е.П.
В статье дана типология рынков и основных видов рыночного спроса, охарактеризованы подходы и методы, используемые при изучении рыночной ситуации.
Читатели ознакомятся с методами определения и прогнозирования спроса и методическими подходами, используемыми при изучении потребителей.
Также, в статье охарактеризованы факторы, определяющие поведение потребителей на рынке. Показаны отдельные подходы к изучению оценок и поведения потребителей. Дано представление об основных факторах конкурентной борьбы и рекомендации по выделению приоритетных конкурентов. Охарактеризованы отдельные направления исследования конкурентоспособности.

Новые публикации по маркетингу

Влияние постарения населения на маркетинг банков и страховых компаний
Зубченко Л.А.
Постарение населения характерно для большинства ведущих стран Запада, что связано с общим увеличением средней продолжительности и повышением уровня жизни, достижениями в области здравоохранения и социального обеспечения. На примере деятельности французских банков и страховых компаний рассматривается влияние постарения населения на маркетинг.

Официальные документы

Закон РФ "О средствах массовой информации"

Комментарии специалистов

Правовой анализ отдельных действий, наносящих потерпевшим ущерб в сфере высоких технологий (фрикерство, хакерство и радиопиратство)
Завидов Б.Д.
В последнее время в Российской прессе публикуются статьи о появлении новых видов преступных деяний, которые не вписываются в стандартные рамки Уголовного кодекса Российской Федерации. Иначе говоря, есть действия, наносящие ущерб потерпевшему, но нет соответствующей статьи в УК РФ для их квалификации.


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста