СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРСОНА
Трудовые книжки: заполняем, исправляем и заверяем по новой Инструкции
Из интервью с А.В. Анохиным - заместителем начальника отдела правого регулирования труда Правового департамента Минтруда России - читатели журнала первыми(!) узнают:
- Какие принципиально новые правила заполнения трудовых книжек введены новой Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69?
- Как правильно внести запись в трудовую книжку работника, поступающего на работу впервые?
- Как вносить новые сведения, если произойдут какие-либо изменения в правовом статусе работника?
- Как отражать в трудовой книжке получение работником второго высшего профессионального образования?
- Как правильно указывать наименование организации?
- Изменился ли порядок внесения записей о принятии на работу?
- Как оформить прием и увольнение внешнего совместителя?
- Должно ли желание работника о внесении в трудовую книжку сведений о работе по внешнему совместительству выражаться в письменной форме?
- Если работник переводится в другую организацию на постоянное место работы, то как в трудовой книжке правильно оформить такой перевод?
- Как вносятся сведения о награждении работника?
- Когда следует писать слово "уволен", а когда "трудовой договор прекращен"?
- Какими должны быть формулировки записей при увольнении по сложным основаниям, например, по подпунктам "а", "б", "в", "г" и "д" пункта 6 статьи 81 ТК РФ, пункту 7 статьи 81 ТК РФ, пункту 3 статьи 278 ТК РФ и др.?
- Где именно должна проставляться подпись работника, и как она должна выглядеть?
- О чем будет свидетельствовать отсутствие подписи работника в трудовой книжке?
- Что делать, если работник просит выдать ему трудовую книжку на руки для предъявления по месту требования?
Ответы одного из разработчиков новой Инструкции по заполнению трудовых книжек сопровождаются примерами записей и оформления в новом бланке трудовой книжки!
СОВЕТЫ
От юристов
Увольнение по всем статьям: сокращение численности или штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ)
М.М. Покровская, Ю.Н. Строгович, юристыВ деятельности организации, вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, возникают ситуации, когда, например, вследствие уменьшения объема работы, длительной приостановки работ по каким-либо причинам, изменения конъюнктуры рынка в сфере производства определенных товаров и услуг, усиления конкуренции со стороны других производителей тех же видов товаров (услуг) и иных причин, появляется необходимость осуществления той или иной корректировки ее деятельности.
Такая корректировка, будучи выраженной, в первую очередь, в производственных новациях и технологических преобразованиях (например, внедрении новых технологий в производственный процесс) неизбежно должна повлечь за собой и соответствующие изменения в кадровом составе организации-работодателя, поскольку их осуществление приводит:
- либо к простому сокращению численности занятого в ней персонала;
- либо к осуществлению структурной перестройки в пределах той же или даже большей численности с упразднением оказывающихся ненужными (непрофильными) подразделений и созданием новых - с другими функциями и задачами, реализация которых, как очевидно, потребует и привлечения специалистов другого профиля;
- либо к одновременному сокращению численности работающих и изменению организационно-штатной структуры.
Однако любые из названных изменений, в конечном счете, приводят к увольнению с работы по инициативе работодателя части работников организации по рассматриваемому основанию.
В первой части статьи рассматриваются:
- общие условия увольнения;
- предпосылки увольнения;
- процедура увольнения;
- преимущественное право на оставление на работе.
В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводятся образцы решения учредителей о проведении организационно-штатных мероприятий, приказ об организационно-штатных мероприятиях, уведомление о сокращении штата.
Окончание статьи будет опубликовано в следующем номере журнала.
Служебная проверка в организации: полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина, юристы, к.ю.н.В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках. Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, - оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый "институт служебной проверки".
В статье рассматриваются следующие вопросы:
- понятие служебной проверки;
- обстоятельства, влекущие необходимость проведения служебной проверки;
- основные задачи служебной проверки;
- организация и порядок проведения служебной проверки.
От экономиста
Отражение в бизнес-плане вопросов, связанных с трудовыми отношениями
Б.Г. Мазманова, проф. Академии труда и социальных отношений, д.э.н.В продолжение к сказанному в первой части статьи, опубликованной в № 1/2004, автор анализирует тенденции развития способов управления персоналом, подробно перечисляет вопросы, которые необходимо продумать при составлении плана, разъясняет, как понятие "персонал" должно использоваться в бизнес-плане.
От консультанта по управлению
Система контроля исполнения документов и поручений
К.В. Щиборщ, экономист, консультант по управлениюТема контроля исполнения документов и поручений затрагивается крайне редко. Между тем, данный аспект деятельности компании чрезвычайно актуален для большинства российских предприятий и организаций, различных по масштабам и отраслевой принадлежности, будь то крупное промышленное предприятие, средняя по размерам торговая фирма, либо представитель мелкого бизнеса из сферы услуг.
Практически любая организация, число служащих которой "перевалило" за 10 - 15 человек, сталкивается с проблемой внедрения системы эффективного контроля исполнения документов и поручений. Отсутствие такой системы мешает работать всем - и высшему руководству, и начальникам подразделений, и рядовым сотрудникам; порождает нервозность и нарушение нормального режима работы, постоянное "дергание" менеджеров и персонала и авральное, а от того, как правило, не самое лучшее исполнение отдельных заданий, которые можно было бы спокойно и качественно сделать загодя.
В статье рассказывается:
- как построить систему контроля исполнения документов и поручений;
- в чем заключается контроль за исполнением поручений;
- как сделать систему контроля эффективной.
Кроме того, подробно рассматриваются такие процедуры, как:
- взятие под контроль исполнения документов и поручений;
- отметки об исполнении документов (поручений);
- порядок заполнения журнала контроля исполнения документов и поручений;
- аннулирование, перенос сроков исполнения или передача другому исполнителю.
От документоведа
Правила работы с документами ограниченного доступа
Б.В. Альбрехт, заместитель начальника Управления комплектования ведомственных архивов и делопроизводства РосархиваВ настоящее время актуален вопрос об организации работы с документами ограниченного доступа, т.е. с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую, банковскую и налоговую тайну, конфиденциальную информацию. Повышенный интерес к этому вопросу объясняется тем, что при работе с документами ограниченного доступа должны неукоснительно выполняться правила, установленные законодательными актами.
В первой части статьи даются определения основным понятиям: "государственная тайна", "коммерческая тайна", "банковская тайна", "налоговая тайна" и др.
Во второй части статьи, которая готовится к публикации в № 3/2004, будет рассказываться о том, как организовать работу с документами ограниченного доступа на стадии делопроизводства и в архиве.
От тренера
Насколько ваша организация приближается к идеалу?
Надя Крылов, бизнес-тренерОтветы на вопрос "Какой должна быть идеальная организация?" руководителей российских организаций, которых обучает автор статьи, во многом совпадают с ответами, которые были получены исследователями в результате опросов старших руководителей крупных и средних американских компаний. В качестве самых главных характеристик организации, самых желанных и важных критериев "идеальности", как это не покажется странным, называются вещи, связанные не с материальным вознаграждением, а с корпоративной культурой, и особенно с такими вопросами, как:
- понимание задач, целей и смысла;
- открытое общение;
- автономия деятельности;
- высокий уровень этики;
- справедливость.
Что собой представляет каждая из характеристик - подробно рассказывает один из лучших бизнес-тренеров.
От психолога
Психологическая подготовка руководителя
Б. Попов, психолог, к.п.н.Хороший руководитель - это специалист в своей области, добивающийся более высоких результатов в работе со своими подчиненными, чем многие другие.
Руководитель высокого класса - это специалист, достигающий новых результатов вместе со своим коллективом.
"Можно ли "изготовить" руководителя высокого класса и как это сделать?", "Как овладеть искусством управления?", "Могут ли знания быть "обузой"?", "Что дает психологическая подготовка руководителю?" - ответы на эти и другие вопросы читатели журнала найдут в "Советах от психолога".
ПРОБЛЕМЫ
"Специально уполномоченный" по трудовым книжкам
Н.Н. Альбицкая, эксперт журнала "Кадры предприятия", юристС обновлением законодательства о трудовых книжках - введением в действие Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, и Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, - у руководителей организации и кадровиков вопросов не убавилось. Но что примечательно, вопросы возникают как по новеллам, так и по давно существовавшим правилам. То, что в последние годы игнорировалось по мотиву "архаичности" актов Союза ССР, наконец, было замечено, и посыпались вопросы:
- Следует ли из пункта 45 Правил ведения трудовых книжек, что приказ о назначении ответственным за ведение, учет, хранение и выдачу трудовых книжек должен издаваться в обязательном порядке, в том числе и в отношении работников отдела кадров?
- Имеет ли право государственный инспектор труда требовать представления этого приказа?
- Что должно указываться в этом приказе?
- Можно ли оформить приказ задним числом, если работник уже давно ведет трудовые книжки?
- Нужно ли получать согласие работника о назначении его ответственным за данный участок кадровой работы?
- Полагается ли доплата за исполнение этой почетной обязанности?
На все эти вопросы читателей журнала ответы даются в одной статье. В качестве документальных приложений к статье в разделе "Бумаги" приводятся образцы приказов о назначении ответственного за ведение трудовых книжек, а также о приеме на работу инспектора по кадрам.
БУМАГИ
В разделе приводятся образцы и формы таких кадровых документов, как:
- акт об отказе от дачи объяснений (к статье Н.И. Тимофеева и А.М. Ильиной "Служебная проверка в организации: полномочия работодателя");
- выписка из решения общего собрания (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Увольнение по всем статьям: сокращение численности или штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ)");
- приказ о мерах по повышению рентабельности деятельности общества (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Увольнение по всем статьям: сокращение численности или штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ)");
- приказ об организационно-штатных мероприятиях (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Увольнение по всем статьям: сокращение численности или штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ)");
- уведомление о сокращении штата (к статье М.М. Покровской и Ю.Н. Строговича "Увольнение по всем статьям: сокращение численности или штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ)");
- приказ о назначении ответственного за ведение, учет, хранение и выдачу трудовых книжек (к статье Н.Н. Альбицкой "Специально уполномоченный" по трудовым книжкам");
- приказ о приеме на работу инспектора по кадрам (к статье Н.Н. Альбицкой "Специально уполномоченный" по трудовым книжкам").
ПОЧТА
М.М. Покровская, советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ, к.ю.н. отвечала на письма читателей журнала:
- об оплате проезда к вузу;
- об учебном отпуске.
Ю.Н. Строгович, главный консультант Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного Суда РФ консультировал читателей по вопросам:
- внесения записи об избрании в трудовой книжке;
- оплаты за период отстранения.
Е.А. Саркисянц, государственный советник Российской Федерации 2 класса, консультант по оплате труда помогала читателям разобраться с правилами:
- расчета численности и соотношения управленческого персонала;
- расчета тарифной ставки для несовершеннолетних работников.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Значение культуры общения в трудовой деятельности работников
Т.И. Овчинникова, профессор кафедры экономики и менеджмента Воронежской государственной академии управления, д.э.н.В современных условиях, когда участие персонала в управлении предприятием становится реальным, отношения руководства и подчинененных претерпевают значительные изменения, на жизнедеятельность трудовых коллективов все большее влияние оказывает уровень культуры организации и делового общения в ней. Учитывая это, руководителю необходимо овладевать элементами культуры общения: создавать благоприятную творческую обстановку в коллективе, проявлять такт к оппоненту и уважение к чужому мнению, уметь конструктивно вести дискуссию, учитывать индивидуальные особенности людей.
В статье рассматриваются понятие культуры общения, значение культуры общения, модель определения ее уровня, влияние культуры общения на развитие компании.
МИР
Испытательный срок: трудности преодоления
В. Сердюк, менеджер по персоналуХорошо известно, что "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Желание получить более высоко оплачиваемую работу заставляет специалистов различных профессий участвовать в конкурсах, объявляемых компаниями, обращать свои взоры в направлении благополучных в социальном отношении стран, таких как США, Великобритания, Германия, Франция.
Однако основным затруднением, с которыми обязательно встретится ищущий работу, будет испытательный срок, в течение которого работодатель будет выявлять фактические профессиональные качества и принимать решение о дальнейшем использовании претендента на вакантное место на предприятии.
Автор в своей статье выясняет и рассказывает читателям журнала о том:
- Устанавливается ли испытание за рубежом?
- Какова продолжительность испытательного срока?
- Можно ли продлить испытательный срок?
- Как определяются результаты испытания?
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
Из № 2/2004 "Кадры предприятия" читатели узнают о том:
- как напугали главных бухгалтеров и финансовых директоров;
- что вышла книга, из которой кадровики узнают об увольнении по всем статьям;
- как выглядят новые бланки трудовых книжек, и как они будут распространяться;
- что с руководителями ФГУПов теперь будут заключаться новые трудовые договоры;
- что пришла пора осваивать бюджетирование;
- какую работу нельзя прекратить даже при забастовке;
- что "главные" добились права на доплату за совмещение;
- какие изменения произошли в работе с ФСС России;
- что Уголовный кодекс РФ стал и "суровее", и "мягче";
- что пособия северянам будут считаться по новым правилам;
- какие изменения произошли с ЕТКС и ЕКС;
- что кадровикам и бухгалтерам придется привыкать к новым бланкам больничных и новым правилам расчета пособий;
- что в феврале нужно не забыть поздравить с профессиональными праздниками ученых, дипломатов и всех мужчин.