СОДЕРЖАНИЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Статья "Особенности составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности"
Автор - Гейц И.В.Вступившие с отчетности за 2002 год в силу новые стандарты учета, принятые изменения в Закон о бухгалтерском учете, а также необходимость обязательного перехода на новый План счетов повлекли за собой особенности формирования отчетных показателей квартальной бухгалтерской отчетности 2002 года, а также ее представления по принадлежности.
Именно на практическое применение новых положений законодательства и обращено внимание автора статьи. В каком составе, в какие сроки, кому, в каком порядке, по каким формам - на эти и многие другие вопросы читатели найдут ответы и комментарии.
Кроме этого, непосредственно касаясь формирования показателей бухгалтерского баланса, даны рекомендации по отражению в учете и отчетности результатов проведенной переоценки, по новому порядку начисления амортизации по объектам основных средств, применению положений ПБУ 5/01 и Методических указаний по его применению, отражению финансовых результатов и многое другое.
Статья "Учет операций, связанных с наличием у предприятия оргтехники и хозяйственного инвентаря"
Автор - Савельева О.А.Наличие у предприятия оргтехники и хозяйственного инвентаря, предполагает периодическое выполнение в бухгалтерском и налоговом учете операций по их приобретению, ремонту, модернизации, обеспечению расходными материалами и т.п.
Несмотря на широкую распространенность данных операций, при проверках часто выявляются ошибки, приводящие к дополнительному начислению таких налогов, как НДС, налог на прибыль, налог на имущество.
Особенностям бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с наличием у предприятия в 2002 году оргтехники и хозяйственного инвентаря, посвящена данная публикация.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ДРУГИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Статья "Организация и учет расчетов между заказчиками и инвесторами при строительстве и передаче законченных строительством объектов"
Автор - Захарьин В.Р.В последние месяцы в редакцию поступило (и продолжает поступать) большое количество писем по вопросам осуществления расчетов и, в частности, по вопросам учета и зачета сумм уплаченного налога на добавленную стоимость. Это обусловлено изменением с 2002 года порядка учета налога на добавленную стоимость, а также тем обстоятельством, что ранее принятые (и продолжающие действовать) документы нормативного регулирования организации и ведения бухгалтерского учета участниками договора строительного подряда практически не регулировали учет расчетов с инвесторами, так как предполагалось, что все расходы либо финансируются за счет бюджетных средств и централизованных внебюджетных источников, либо строительство осуществляется хозяйственным способом. Тем не менее, в последнее время все большее распространение получает практика хозяйственной деятельности, когда инвестор в качестве заказчика привлекает специализированную организацию, перечисляет на ее расчетные счета необходимые денежные средства (или передает в качестве финансирования иное имущество), а заказчик находит подрядную строительную организацию, заключает с ней соответствующие договора, осуществляет расчеты и контроль за своевременностью, качеством и полнотой выполнения строительно-монтажных работ, а также выполняет все прочие функции, возлагаемые на заказчика действующим законодательством или договором строительного подряда. В этих условиях приобретают существенное значение вопросы регулирования и бухгалтерского учета порядка производства расчетов между всеми сторонами договора строительного подряда. Рассмотрению данных вопросов посвящена эта публикация.
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
Статья "Особенности бухгалтерского и налогового учета производственных затрат в организациях лесопромышленного комплекса"
Автор - Воинов В.Р.В настоящее время продолжают действовать "Отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса", утвержденные государственной лесопромышленной компанией "Рослеспром" 19 октября 1994 года, по согласованию с Минэкономики РФ (18 октября 1994 г.) и Минфином РФ (13 октября 1994 г.) - далее Отраслевые особенности. Разумеется, применяться этот документ может только в части, не противоречащей вновь принятым законодательным актам и иным документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности.
Несмотря на то что Отраслевые особенности были приняты более семи лет назад и за все время их существования, изменения в них не вносились, большая часть требований документа не потеряла своей актуальности - особенно, в части определения структуры производственных затрат, методики их учета и распределения.
Определенные изменения в учетных схемах обусловлены тем, что с 1 января 2002 года все организации используют новый План счетов и Инструкцию по его применению.
С 2002 года принципы организации налогового учета производственных затрат (как, впрочем, и иных расходов и доходов, возникающих в деятельности организаций) существенно отличаются от принципов организации бухгалтерского и управленческого учета. Эти отличия, по существу, обуславливают необходимость ведения обособленного налогового учета, параллельного бухгалтерскому. Вообще особенности налогового учета производственных затрат заслуживают отдельного рассмотрения. После того, как в главу 25 НК РФ будут внесены изменения (Федеральным законом, который на момент сдачи данного номера в печать находился на рассмотрении в Госдуме РФ) мы вернемся к этим вопросам. В данной же статье мы обратим внимание читателей только на те особенности налогового учета, которые, скорее всего изменены не будут.
Статья "Аренда автотранспортных средств у юридических лиц"
Автор - Талалаева Ю.Н.Устанавливая основы арендных отношений, гражданское законодательство отдельно выделяет отношения аренды транспортных средств. Гражданским кодексом РФ (параграф 3 "Аренда транспортных средств" главы 34 "Аренда") предусмотрены два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа.
В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Статьями 633 и 643 ГК РФ установлено, что и договор аренды транспортного средства с экипажем, и договор аренды транспортного средства без экипажа не зависимо от их сроков заключаются в письменной форме.
В консультации подробно рассмотрены правовые основы арендных отношений, а также вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.
Статья "Практические особенности бухгалтерского учета и налогообложения условных фактов хозяйственной деятельности"
Автор - Кудрявцева Н.А.В публикации освещены следующие вопросы: - понятие, общие характеристики и виды условных фактов хозяйственной деятельности наиболее часто встречающихся в практической работе предприятий, - порядок бухгалтерского учета условных фактов хозяйственной деятельности (практические аспекты и ситуации на конкретных примерах), - налогообложение операций, связанных с учетом условных фактов хозяйственной деятельности: НДС, налог на прибыль и прочее.
Статья представляет собой практический комментарий по правовому, бухгалтерскому и налоговому обеспечению работы предприятий с условными фактами хозяйственной деятельности. В рамках работы рассмотрены вопросы соотношения условных активов и условных обязательств как составляющих всех условных фактов в целом.
Аргументировано и понятно рассмотрены сложные вопросы исчисления денежного выражения условных фактов хозяйственной деятельности в разрезе предусмотренных действующим законодательством методик. Большим достоинством публикации является то, что весь материал рассмотрен с использованием большого количества примеров, взятых из хозяйственной практики. Кроме того, приведен перечень информации об условных фактах хозяйственной деятельности, подлежащий обязательной расшифровке в бухгалтерской отчетности организаций
РАСЧЕТЫ С РАБОТНИКАМИ
Статья "Учет расчетов с работниками по оплате труда, соблюдение требований о своевременности производства расчетов. Особенности расчетов с увольняемыми работниками"
Автор - Березкин И.В.С принятием нового Трудового кодекса РФ значительно возрастает роль производства своевременных расчетов с работниками по оплате труда. Нарушение установленных законодательством сроков ведет к уплате денежной компенсации за день просрочки, и при этом суммы такой компенсации согласно положениям главы 25 НК РФ не могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Исходя из этого публикация приобретает свою особую значимость, тем более, что отдельные сроки расчетов определены по расчетам с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками.
Автор на основе практических примеров рассматривает формы реализации требований действующего законодательства о своевременности расчетов с работниками по оплате труда (безавансовая и авансовая), случаи и порядок выплаты компенсации за просрочку сроков, расчеты по депонированным суммам заработной платы.
Особое внимание уделено расчетам с увольняемыми работниками, начислению сумм выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск.
КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА
Статья "Правовые особенности предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы"
Автор - Худолеев В.В.В консультации подробно и в доступной форме освещены вопросы предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы во всех допустимых и наиболее часто используемых налогоплательщиками формах.
Материал содержит не только комментарий действующего порядка предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы, но и практические особенности предоставления этой отчетности.
Автор привел наиболее типичные практические ошибки, связанные с предоставлением бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы. Даны четкие рекомендации как не допустить этих ошибок в своей работе и обезопасить читателя от конфликтных ситуаций с налоговыми органами по вопросам предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.
В рубрике "Отвечаем на Ваши вопросы" даны подробные разъяснения
на вопросы читателей, поступившие в редакцию. Детальное рассмотрение возникших
ситуаций в учете хозяйственных операций, организации налогового учета, порядке
исчисления налога на прибыль, НДС, налога на имущество и прочих налогов
аргументировано ссылками на нормативные документы, примерами и бухгалтерскими
проводками.
В традиционной рубрике "Ответы на вопросы налогоплательщиков г. Москвы" опубликована подборка материалов составленная по письмам читателей москвичей.