Это очень важная часть маркетинговых исследований, осуществляемых фирмами-инвесторами. Процесс анализа конкурентов проходит ряд этапов, на которых фирма должна разработать систему информации о конкурентах, включающую выявление конкурентов, определение источников информации о конкурентах, анализ этой информации.<br>Для комплексного анализа конкурента необходима следующая информация:<br>- название фирмы-конкурента или потенциального конкурента;<br>- численность и состав персонала фирмы-конкурента;<br>- детальная структура организации фирмы-конкурента и ее подразделений;<br>- подробные данные о финансовом состоянии фирм-конкурентов;<br>- оценка рынка, на котором оперирует конкурент;<br>- подробная информация об имеющемся ряде товаров (услуг), включая их качество и цены;<br>- данные о доле обслуживаемого рынка по сегменту и в географическом аспекте;<br>- информация о рекламе и стимулировании сбыта, уровне затрат капиталов, времени, о выборе средств;<br>- информация об основных обслуживаемых сегментах потребителей. Оценка имиджа фирмы на рынке;<br>- данные о расходах на исследование и развитие, приобретение оборудования. Изучение основных направлений развития и географического охвата;<br>- информация об уровне, сроке службы, использовании, производительности, степени загрузки, политике в области замены оборудования;<br>- данные об основных поставщиках;<br>- информация о персонале (численность, взаимоотношения, продуктивность работы, ставки заработной платы, политика поощрений и санкций);<br>- данные об основных служащих;<br>- данные о системах контроля, информации и планирования.<br>Особо важное значение имеют анализ стратегии и оценка стратегических возможностей.<br>Стратегия основных конкурентов анализируется для оценки их сильных и слабых сторон, чтобы выработать стратегические альтернативы фирмы и определить наиболее вероятные ответные действия конкурентов на стратегические маневры фирмы.<br>Анализ стратегии конкурента действует в следующих направлениях:<br>- оценка цели фирмы-конкурента;<br>- оценка перспективы улучшения ее деятельности;<br>- оценка сильных и слабых сторон конкурента;<br>- оценка способности фирмы приспосабливаться к<br> изменяющимся рыночным условиям;<br>- оценка квалификации персонала;<br>- оценка деятельности высшего руководства.