На всех этапах развития экономики и управления производством возникала необходимость мотивировать работников для достижения результатов, соответствующих запланированным. Для этого разрабатывались различные теории мотивации, на основе которых организовывался мотивационный процесс. У индивидуумов различные потребности, для их удовлетворения они ставят различные цели и для достижения своих целей принимают различные действия. Эти обстоятельства должны быть учтены при разработке процесса мотивации. По первоначальному определению Ф. Герцберга, существует два вида мотивации [1]:
1) внутренняя мотивация – самостоятельно создаваемые факторы, которые влияют на людей, заставляя их вести себя определённым образом или двигаться в определённом направлении. Среди этих факторов: ответственность (ощущение, что работа важна, контроль над собственными ресурсами), независимость (свобода действий), возможность использовать и развивать навыки и способности, интересная и бросающая вызов работа, благоприятные возможности для продвижения по службе;
2) внешняя мотивация – это то, что делается для людей, чтобы мотивировать их. Группа включает вознаграждения (повышенная оплата, похвала, продвижения) и наказания (дисциплинарные меры, удержания из зарплаты и критика).
07.07.2016