Реализация экономического потенциала инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики, локомотива развития любого современного государства во многом зависит от возможностей и условий финансирования, предоставляемых его финансовым рынком на данный момент. Однако сегодня в России при отсутствии четкой политики оценки параметров инновационных проектов и системы управления рисками при работе с ними в среде главных поставщиков такого капитала, представителей банковских структур компании-инноваторы крайне ограничены в использовании инструментария банковского финансирования при развитии своей деятельности. Так, в августе 2009 г. минимальная ставка по кредиту, на которую могли рассчитывать предприниматели-представители малого и среднего бизнеса, составляла 20% [1] при ставке рефинансирования ЦБ РФ на этот период 11%, и при этом получить данный кредит без залога возможным практически не представлялось. Этот факт, к сожалению, позволяет констатировать, что в условиях дестабилизации экономической ситуации большинство российских банков сделало выбор в пользу регрессивного пути построения политики финансирования клиентов за счет увеличения платы за риск. При этом в ситуации экономической рецессии банки должны стремиться не к сужению финансового портфеля до обслуживания клиентов с наименьшим уровнем риска, а наоборот, проявлять бoльшую мобильность в сфере формирования и предложения услуг по финансированию деятельности предприятий и во взаимосвязи с активными представителями реального сектора экономики создавать консолидированные механизмы двустороннего повышения эффективности бизнеса. Этот постулат предопределяет необходимость быть готовым к финансированию прежде всего инновационных проектов, которое требует от банка партнерского подхода не только в вопросе построения схемы финансирования, но и участия в разделе и управлении рисками инновационного проекта. К этому современные банковские структуры призывают и Базельские принципы, в основе которых заложена идея о том, что банковская деятельность должна представлять собой прежде всего принятие на себя и распределение среди контрагентов разного рода рисков – рыночных, кредитных, операционных, а не только перераспределение денежных средств.
16.08.2016