Состояние и тенденции развития розничной торговли и розничных торговых сетей Приморского края



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2013


Никулина Т.А.,
ст. преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток


В статье представлен краткий анализ состояния розничной торговли России и Приморского края, рассмотрены отдельные аспекты развития розничных сетей Приморского края, а также выявлены основные тенденции их развития.


Сегодня на рынке розничных продаж наблюдается дальнейший рост современных форм торговли.


Это касается как продовольственного сектора, так и непродовольственного. Этому способствуют высокие темпы роста потребительского спроса, который напрямую зависит от увеличения уровня доходов населения, низкой нормы сбережений, а также от активности банков в сфере потребительского кредитования.


В последние годы активно развиваются торговые сети разного формата, что интересно с точки зрения состояния и тенденций развития. Рассмотрим эти тенденции на рынке Приморского края. Так как для рынка Приморского края характерны некоторые тенденции российского рынка розничных продаж, начнем с характеристики показателей развития торговли России.


Одним из главных показателей состояния розничной торговли Российский Федерации является товарооборот торговых предприятий. Данный показатель рассмотрен в табл. 1.




Анализ данных табл. 1 показал, что в целом оборот розничной торговли Российской Федерации за период с 2005 по 2011 г. увеличился в 2,7 раза. Темпы роста оборота продовольственными товарами до 2009 г. были выше, чем темпы роста оборота непродовольственными товарами. После 2009 г. наблюдаемая ранее тенденция изменилась: темпы роста оборота по непродовольственным товарам выше, чем по продовольственным.


Оборот розничной торговли Российской Федерации и Приморского края в разрезе форм торговли (через торгующие организации и через рынки) представлен в табл. 2.



С 2003 по 2011 г. розничный товарооборот Российской Федерации увеличился в 4,2 раза, по Приморскому краю – в 3,8 раза. Следует отметить, что темпы роста товарооборота торгующих организаций в Приморском крае ниже, чем в целом по РФ. А темпы роста оборота по рынкам в Приморском крае выше, чем в целом по РФ.


Розничный товарооборот будет демонстрировать позитивную динамику и в дальнейшем. Такой прогноз Минэкономразвития России на период 2012–2014 гг. утвердило Правительство России.


Согласно документу темпы роста оборота розничной торговли в 2012–2014 гг. не превысят 5,5%. В 2012 г. динамика розничного товарооборота прогнозируется на уровне 5,5%, в 2013 г. – 5,3%, в 2014 г. – 5,5%. При этом в прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров будет опережать динамику роста продовольственных. Если оборот продовольственной продукции в 2014 г. увеличится на 8,4%, то оборот непродовольственной – на 38,2% [3].


Помимо увеличения товарооборота наблюдается увеличение количества торговых предприятий. Число организаций розничной торговли на конец 2011 г. составило 259,4 тыс., число розничных рынков – 3,2 тыс., число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, – 1,7 млн человек [5].


Российский рынок розничных сетей пока находится в стадии становления.


Уровень его развития существенно различается в зависимости от региона. Статистика показывает,  что в крупных городах рынок поделен, как правило, между крупными сетевыми игроками. В регионах ситуация несколько иная. Ряд крупных сетей в последние несколько лет стали искать новые рынки сбыта и проводить экспансию на региональные рынки. Доля розничных торговых сетей в обороте розничной торговли варьируется в зависимости от субъекта РФ. Деление на группы регионов в зависимости от доли розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли РФ представлено в табл. 3.



В 2011 г. оборот по торговым сетям составил по Российской Федерации 3536,2 млрд руб., что составило 18,5% от общего розничного оборота. В 2009 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 14,6% общего оборота розничной торговли, или 24,2% оборота розничной торговли торгующих организаций (в 2008 г. – соответственно 13,6 и 22,0%). В 2009 г. в 28 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. В то же время в 12 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в 2009 г. обеспечивали менее 5% общего оборота розничной торговли. В 2010 г. число субъектов с долей сетевых структур в общем розничном обороте уже составила 35, в 2011 г. – 45.


Отсутствуют магазины розничных торговых сетей на территории Республик Ингушетия, Северная Осетия–Алания, Тыва, Чеченской Республики, Ненецкого и Чукотского автономных округов.


В Приморском крае наблюдаются высокие темпы роста числа торговых предприятий (табл.4).



По данным Департамента торговли и лицензирования Приморского края, за последние 5 лет, с 2007 по 2011 г., произошло увеличение числа торговых предприятий на 16,48%. Предприятия мелкорозничной сети показывают наиболее высокий рост их числа среди остальных видов торговли, который составляет 28,91%. Наблюдается постоянное сокращение количества рынков. С 2007 по 2011 г. количество рынков сократилось на 19,79%. Наряду с ростом числа торговых предприятий также наблюдается увеличение количества торговых площадей в Приморском крае (табл. 5).



Количество рыночных площадей на рынке Приморского края с 2007 по 2011 г. заметно сократилось. Если количество рынков уменьшилось всего на 20%, то количество площадей снизилось на 62,3%. Мелкорозничные торговые предприятия в 2 раза увеличили свои площади за счет увеличения торговой площади павильонов – рост составил 96,3%. Наибольший рост площадей в 2011 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается по следующим направлениям: торговые дома – 131,7%, торговые центры – 45,1% и супермаркеты – 38,2%. Таким образом, можно сделать вывод, что организованная торговля постепенно вытесняет открытые рынки, активно развиваются современные форматы, из которых наиболее динамично растущие – это супермаркеты, торговые центры и торговые дома.


В 2011 г. оборот по торговым сетям по Приморскому краю – 14 467,9 млн руб., что составило 7,5% от общего розничного оборота Приморского края, что выше, чем в среднем по ДВФО, но значительно ниже, чем в среднем по РФ.


По данным Департамента лицензирования и торговли Приморского края, на 1 января 2012 г. в Приморье насчитывалось 298 розничных торговых сетей, в состав которых входило 1470 торговых предприятий. Указанное количество торговых предприятий розничных торговых сетей составило 10,5% от общего количества торговых предприятий на территории Приморского края.


В табл. 6 представлено распределение количества торговых сетей и торговых предприятий в рамках сетей на территории Приморского края в 2009 и 2012 гг.



На территории Приморского края на 1 января 2012 г. насчитывалось, по данным Департамента торговли и лицензирования Приморского края, 298 розничных торговых сетей (146% от 2009 г.) с количеством торговых предприятий в их составе 1470. Это на 46% больше по сравнению с 2009 г.


В Приморской столице – г. Владивостоке – расположено 1087 торговых предприятий, принадлежащих розничным торговым сетям, их структура рассмотрена на рис. 1.



Из общего числа розничных сетей на нестационарные сети приходится около 70% предприятий, из них на продовольственные сети – 307 магазинов (27%), на непродовольственные – 470 магазинов (41%) и 372 предприятия розничной торговли – на нестационарные сети (32%).


Количество торговых сетей в г. Владивостоке составляет 262. Их деление на продовольственные и непродовольственные представлено в табл. 7.



Из данных табл. 8 видно, что количество непродовольственных торговых сетей выше, чем продовольственных. Структура розничных торговых сетей г. Владивостока по типу сетей представлена на рис. 2.



Локальные розничные сети наиболее распространены в г. Владивостоке, на их долю приходится 86,64%. Продовольственные торговые сети федерального уровня на рынке розничных продаж г. Владивостока не представлены (рис. 3).



В продовольственном секторе розничного потребительского рынка Приморского края осуществляют деятельность известные и зарекомендовавшие себя сети магазинов компаний «ВЛ-Март», сети супермаркетов «Пять +» и «Парус», «Ратимир», «Владхлеб».


Рост сети магазинов, реализующих бытовую технику, теле- и видеоаппаратуру, компьютеры, сотовые телефоны, мебель, одежду, обувь, сантехнику, стройматериалы, обусловлен широким ассортиментом данных товаров, особенностями их реализации и устойчивым спросом населения на данные товарные позиции. В данном сегменте рынка в 2010 г. продолжили развитие сетевые структуры.


Рынок сложно-технических товаров не первый год представлен четырьмя крупными сетевыми структурами краевого масштаба: сетями торговых предприятий «В-Лазер», «Спектр техники», «Домотехника», «А-11», а также торговыми предприятиями крупной федеральной сети «Эльдорадо». Всего на территории края осуществляют реализацию таких товаров около 136 специализированных предприятий.


Продолжилось активное развитие рынка средств сотовой связи. В 2012 г. на данном рынке продолжили развитие такие компании, как «Цифроград», «Кью» «Евросеть» и «Семь Сот». Всего на территории края около 200 специализированных салонов розничной продажи сотовых телефонов, причем не только в крупных городах, но и в большинстве муниципальных районов.


Увеличение количества автомобилей, имеющихся в собственности у населения, способствует увеличению спроса на автотовары, что, в свою очередь, влияет на развитие сети специализированных предприятий по их реализации. Всего на территории края насчитывается более 400 таких специализированных предприятий.


Субъектами торгового бизнеса активно используется франчайзинг как механизм развития розничных торговых сетей. В качестве франчайзера в торговле хлебом и хлебобулочными изделиями выступает компания «Владхлеб».


В городской местности, как и в прошлые годы, продолжили развитие магазины – франчайзи всемирно известных марок на рынках фототоваров, одежды, обуви, парфюмерии (MaxMara, MEXX, Sash, Morgan, Манго, Иль де Боте, Ив Роше и др.).


Таким образом, можно выделить основные тенденции и направления развития розничных торговых сетей на рынке Приморского края:
- развитие розничных торговых сетей за счет увеличения количества торговых предприятий и, как следствие, за счет увеличения торговых площадей розничных торговых сетей;
- увеличение торговых площадей розничных торговых сетей за счет выхода на региональные рынки;
- дальнейшее усиление конкуренции за счет выхода федеральных сетей и увеличения количества региональных сетей;
- дальнейший переход на новые форматы торговых предприятий в рамках розничных сетей (например, переход от прилавочной формы торговли к форме самообслуживания (минимаркеты, супермаркеты); перевод киосков в категорию «павильоны» и т.д.;
- региональная экспансия федеральных сетей на рынке розничных продаж промышленного назначения;
- совершенствование систем лояльности клиентов розничных торговых сетей (ввод не только дисконтных систем лояльности, но и бонусных);
- использование CRM-систем;
- использование мерчандайзинга как деятельности, направленной на повышение удобства процесса покупки для покупателя и на увеличение продаж торгового предприятия;
- увеличение спектра услуг за счет предоставления дополнительных услуг;
- повышение уровня потребительских запросов к качеству обслуживания в сетях.


Используемые источники
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 / Госкомстат России [Электронный ресурс]. URL:  gks.ru/free_doc/doc_2012/region/soc-pok.rar
2. Оборот розничной торговли / Госкомстат России [Электронный ресурс]. URL:  gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#
3. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL:  referent.ru/1/176630
4. Торговля в России. 2011: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011.
5. О состоянии розничной торговли в 2011 году и 1-м полугодии 2012 года / Госкомстат России [Электронный ресурс]. URL:  gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d05/2-torg-1.htm


23.09.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста