Технология формирования конкурентоспособного потенциала сетевых операторов фэшн-ритейла в условиях современного рынка



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2013


Агафонова И.П.,
к.э.н., бизнес-аналитик ОАО «Оникс», г. Санкт-Петербург


Статья посвящена вопросу разработки технологии формирования конкурентных преимуществ участников современного рынка розничной торговли модной одеждой и обувью. Обоснован выбор эффективных направлений развития сетевых операторов данного рынка в рамках реализации стратегий географической экспансии и увеличения глубины продаж. Приведен перечень конкретных методов повышения эффективности деятельности данных бизнес-структур за счет применения современных бизнес-технологий в области управления ассортиментом, планирования и организации процесса производства и продаж, логистики.


Ключевые слова: конкурентоспособный потенциал, фэшн-ритейл, стратегическое планирование, бизнес-технологии, технологии увеличения глубины продаж.


Сегодня многие российские компании пытаются выйти на рынок розничной торговли модной одеждой и обувью (фэшн-ритейл). Этому способствует целый ряд факторов: динамичное формирование на российском рынке соответствующей торговой инфраструктуры за счет постепенного сокращения объемов «нецивилизованной» торговли, обусловленной мерами государственной политики и активной частной инвестиционной деятельностью в сфере формирования новых торговых площадей; устойчивое место расходов на пополнение и поддержание гардероба в структуре затрат частных домохозяйств; недостаточный по сравнению с европейским рынком уровень консолидации основных игроков, предоставляющей возможности для развития в направлении завоевания лидерских позиций действующим операторам рынка фэшн-ритейла и выхода на этот рынок новых игроков; вступление России в ВТО и обусловленное этим снижение барьеров при выходе на зарубежные рынки.


В 2012 г. объем российского рынка фэшн-ритейла в России оценивался в 50 млрд долл., а по итогам 2013 г. этот показатель, по оценкам ИА INFOline, составит уже 57 млрд долл. [1]. При этом динамика увеличения объемов данного рынка по-прежнему превышает сегодня средний показатель роста по розничному рынку России в целом.


Но, если еще недавно рынок фэшн-ритейла в России, объемы которого в 2004– 2006 гг. росли на 25% ежегодно, воспринимался как «Клондайк», сегмент рынка, основными условиями для суперприбыльной работы на котором были наличие капитала, необходимого для организации торговли, и способность предоставлять потребителю товар, соответствующий текущим концепциям моды, а назначаемая ритейлером торговая наценка в 200% и более позволяла извлекать рентабельность на этом рынке куда выше среднего показателя по розничному бизнесу в целом, сегодня ситуация изменилась.


Активная интервенция на российский рынок западных операторов фэшн-ритейла, способствующая формированию на отечественном рынке соответствующих европейским стандартам требований к качеству товара и сервиса, предоставляемого покупателю. Комфортно себя на этом рынке сегодня чувствуют компании, которые могут предложить покупателю товар, в котором нуждается именно этот потребитель, в том месте, где ему это удобно, и с тем уровнем сервиса, который он рассчитывает получить, и тогда, когда он готов его приобрести. Соответствовать этим требованиям в условиях современного рынка могут далеко не все компании, вступившие в свое время на путь развития данного вида бизнеса. Сегодня на этом сегменте рынка уже активно идет процесс вымывания слабых игроков. Остальные для удержания своих позиций в рамках вполне понятного уровня рентабельности (не превышающего, как правило, 15% в среднем ценовом сегменте) вынуждены вести соответствующую работу по поддержанию и укреплению конкурентоспособности своей компании. Это достигается за счет совершенствования политики продаж, улучшения качества системы прогнозировании и формирования покупательского спроса, а также повышения уровня технологичности бизнес-процессов.


Реализация данных мероприятий обусловливает необходимость осуществления компаниями-фэшн-ритейлерами активной инвестиционной деятельности, в рамках которой большая часть осваиваемых средств направляется на развитие торговой инфраструктуры: логистики, ERP-систем; онлайн-торговлю; маркетинг и организацию доставки. Так, именно ритейлеры, торгующие модной одеждой и обувью, стали лидерами по частоте и суммам инвестиций в онлайн-торговлю в 2012 г. [2].


Выход на региональные рынки, обусловленный ужесточением конкуренции на торговом пространстве основных центральных городов России, характеризующемся насыщением данного сегмента рынка, а также приобретение сетей конкурентов как один из шагов по удержанию и усилению своих позиций на уже сформированном рынке также требуют соответствующих инвестиций.


Однако сам по себе факт инвестиционных вливаний сегодня уже не гарантирует фэшн-ритейлеру успех в решении задачи по удержанию и расширению доли присутствия на рынке, а ее инвесторам – получение анонсированного компанией на момент привлечения средств уровня дохода. Многие российские операторы рынка фэшн-ритейла, в том числе и ведущие активную инвестиционную деятельность, уже имели в последние годы опыт ведения бизнеса в условиях отрицательной рентабельности, в их числе оказалась даже такая крупная компания, как «Мэлон Фэшн Групп».


В связи с этим вопрос разработки технологии формирования конкурентоспособного потенциала компании – оператора рынка фэшн-ритейла приобретает в современных условиях растущей конкуренции особую значимость.


Краеугольными направлениями в вопросе формирования долгосрочного конконкурентоспособного потенциала в сфере фэшн-ритейла сегодня являются следующие области планирования и управления: разработка стратегии развития; оптимизация работы с ассортиментом и товарными остатками, повышение качества планирования продаж; совершенствование процедур работы с остатками; выбор направлений использования аутсорсинга с целью оптимизации издержек; повышение уровня технологической оснащенности бизнес-процессов компании; оптимизация логистических схем, используемых фирмой.


Разработка стратегии развития
У сетевых операторов рынка фэшн-ритейла есть два направления развития: географическая экспансия и увеличение глубины продаж.


Географическая экспансия в современном фэшн-ритейле осуществляется за счет расширения территории присутствия оператора на рынке при соответствующей адаптации форматов торговли под требования спроса со стороны потребителя в регионе и местную инфраструктуру.


Выход на региональные отечественные рынки предполагает в большинстве случаев разработку концепций форматов торговли, реализация которых возможна на менее емком, чем в условиях центральных городов, торговом пространстве (от 50 м2).


Региональные площадки при этом работают в основном в двух форматах: торговля базовым ассортиментом; торговля ассортиментом с более сдержанной степенью обновляемости товара, или стоковая торговля. В настоящее время такую адаптационную торговлю для выхода в региональные города России с населением от 100 тыс. человек использует уже целый ряд российских и зарубежных компаний: Mango, Kira Plastinina, Atlantic, «Мэлон Фэшн Групп» и др. Наиболее перспективными для географической экспансии фэшн-ритейлеров на российском рынке являются в настоящее время зоны Южной России и Приволжского региона, так как рынки Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и так называемых природно-добывающих регионов освоены представителями этого вида бизнеса уже в достаточной степени.


Вторым перспективным направлением географической экспансии для отечественных фэшн-ритейлеров является освоение зарубежных рынков: после официального вступления в августе 2012 г. в ВТО российские операторы получили возможность более легкого, по крайней мере, с точки зрения таможенных барьеров выхода на это пространство. Наиболее перспективными для российских ритейлеров являются рынки Восточной Европы (Польши, Чехии, Словакии). Их привлекательность для отечественных фэшн обусловлена близостью менталитета населения этих стран к менталитету российского потребителя, а также большей доступностью торговых площадей по сравнению с российским торговым пространством. Так, например, в городах Польши с населением от 250 тыс. человек ставки аренды в торговых центрах в среднем на 40% ниже, чем в аналогичных российских городах [3]. Сегодня на этом рынке уже работает ряд отечественных фэшн-ритейлеров: Oggi, Kari,Centro. Вторым направлением выхода на зарубежные рынки являются Китай, Индонезия, Вьетнам, – те страны, услугами производственных операторов которых пользуются отечественные фэшн-ритейлеры и которые характеризуются достаточно стабильным экономическим ростом.


При принятии решения об инициации торговли в том или ином регионе необходимо  проанализировать информацию об объемах платежеспособного населения и уровне развития требуемой для осуществления деятельности фэшн-ритейлера инфраструктуры: доступности и формате торговых площадей, развитии логистических каналов, возможных формах сотрудничества c местными представителями бизнеса при организации продаж в данном регионе. Осваивать региональный рынок компания может двумя способами: за счет открытия собственных магазинов и использования схем сотрудничества с другими компаниями, в том числе в рамках франчайзинга.


Второе направление развития – увеличение глубины продаж основывается на повышении эффективности уже существующего бизнеса и нацелено на повышение роста маржинальной прибыли от продаж в рамках освоенного оператором сегмента рынка. Достижение поставленной задачи осуществляется посредством повышения качества ассортиментной и сервисной политики, оптимизации операционных затрат. Последнее базируется на снижении издержек процесса производства и закупки продукции, выборе оптимального формата и схем логистики при организации процесса поставок товара и доставки его до конечного потребителя; оптимизации затрат по обслуживанию товарного запаса, снижении стоимости обслуживания привлеченных средств, повышении финансовой эффективности использования оборотных средств за счет оптимизации политики управления кредиторской и дебиторской задолженностью, определении уровня необходимого резерва денежных средств, повышении эффективности процесса продаж, в том числе за счет повышения эффективности использования торговых площадей.


В рамках последнего из указанных направлений увеличения глубины продаж хотелось бы подчеркнуть особенность динамики развития торгового пространства в крупных городах, достаточно плотно освоенного к настоящему моменту времени фэшн-ритейлерами. Сегодня на этом сегменте рынка наметилась тенденция сокращения объемов использования схем малоформатной торговли с переходом к эксплуатации торговых помещений размером от 150 м2 и более. Владельцы компаний таким образом хотят обеспечить не только наиболее эффективную выкладку находящегося в обороте товара, но и достойный уровень сервиса, микроклимата, соответствующего статусу продукции. При этом практика фэшн-ритейла показывает, что затраты на аренду и обслуживание торговых площадей не должны выходить за пределы 15% от оборота компании, тогда данный бизнес остается в пределах приемлемого уровня рентабельности. Пытаясь удержаться в рамках заданного лимита расходов по данной статье затрат, операторы рынка фэшн-ритейла практикуют применение схемы отношения с арендодателем, при которой ритейлер платит арендодателю фиксированный минимальный платеж плюс определенный процент от оборота компании (порядка 12%). Таким образом компания пытается снизить риск неоправданно высоких операционных расходов в случае непредвиденных или обусловленных сезонными факторами спадов продаж. Однако нужно иметь в виду, что на такие схемы готовы идти далеко не все владельцы торговых площадей, особенно в случае если они связаны жесткими инвестиционными обязательствами, требующими обеспечения стабильного потока платежей.


Повышение качества планирования ассортимента и управления товарным запасом
Главный вопрос, от грамотного решения которого зависит успех деятельности оператора фэшн-ритейл в целом, – это вопрос планирования и управления ассортиментом и товарным запасом компании.


Основными направлениями повышения эффективности в данной области планирования и управления должны являться:
1) повышение доходности ассортимента, заключающееся в разработке продуктовой концепции, адекватной ожиданиям покупателя в части соответствия модным тенденциям рынка, а также требованиям по частоте обновления ассортимента и уровню предоставляемого сервиса. Так, характерным для современного рынка является переход от работы с традиционным количеством ежегодных циклов обновления товарного наполнения (2–4) к более частым сменам ассортимента.


Современные операторы рынка фэшн-ритейла предоставляют своим покупателям порядка 10–12 коллекций в год;
2) оптимизация ассортиментной матрицы с целью балансировки ее компонентов в соответствии с требованиями определенной линии продаж. В том числе балансировка ассортиментных групп по ширине и глубине, типоразмерности, представленной цветовой гамме. Необходимо учитывать требования выбранного ценового сегмента и формата торговли, региона, а также задачи сглаживания фактора сезонности, присущего торговле – фэшн-ритейла;
3) обеспечение и поддержание оптимального уровня необходимого товарного запаса.


Повышение качества планирования продаж
Планирование продаж в фэшн-ритейле имеет ряд своих особенностей, определяемых переменчивостью потребительского спроса по отношению к тому или иному товару, вызванной изменением модных тенденций в тот или иной момент времени. Поэтому план продаж в фэшн-ритейле должен быть достаточно гибким, но при этом взаимоувязанным по целому спектру параметров. Процесс планирования продаж в фэшн-ритейле также должен быть подчинен единым правилам внутрифирменного планирования, которое основывается на компиляции методов «статического прогнозирования на основе применения математического анализа  макроэкономических условий и экспертной оценки лиц, непосредственно контроли рующих продажи в компании» [4]. Методология разработки плана продаж в фэшн-ритейле имеет свои особенности. При обороте ассортимента в несколько тысяч артикулов в год, характерном для операторов-сетевиков, экспертное мнение лиц, непосредственно контролирующих продажи, должно быть использовано для формирования прогноза будущего тренда продаж в целом, а статистическое прогнозирование, основанное на экстраполяции данных анализа продаж предыдущих периодов, – для определения так называемого базового ассортиментного пула будущих продаж (матрицы ходовых моделей, комплектов, ростовок и т.д.). Кооперация их с результатами прогнозирования изменения макроэкономических показателей рынка, планами по расширению бизнеса и планами изменения дизайнерской концепции ассортимента позволяет получать жизнеспособный план продаж.


Хотелось бы также отметить, что в настоящее время в бюджете практически всех операторов фэшн-ритейла предусмотрена дополнительная статья дохода, сформированная планами оперативного пополнения ассортимента компании за счет так называемых ультрамодных товаров короткого спроса – товаров, дизайнерская концепция которых на рынке не могла быть спрогнозирована на момент разработки ассортиментной матрицы. Своевременное появление такого ассортимента в торговых точках, направленное на обеспечение возможности переложения товара в момент его максимального покупательского спроса, несомненно, ведет к увеличению продаж в текущем моменте и повышению стоимости бренда в целом в глазах потребителей. Такая политика позволяет также сгладить характерную для данного вида бизнеса сезонность продаж. При этом в бюджете расходов компании должен быть предусмотрен соответствующий лимит расходов на производство или оперативную закупку таких товаров (эта статья расходов, характеризующаяся только абсолютной финансовой величиной, получила название «оpen-to-bay»).


Оценить реалистичность ожиданий компаний – фэшн-ритейлеров от реализации товара наряду с анализом запланированных в плане продаж абсолютных финансовых показателей деятельности компании поможет оценка ряда операционных показателей, в частности: динамика развития торговых точек, изменение среднего чека, динамика изменения количества совершенных покупок за период.


При этом в разрабатываемой оператором финансовой модели плана продаж должна содержаться четкая связь между ростом конкретного показателя и факторами, приведшими к его изменению, Так, ожидания по росту среднего чека могут быть связаны с ростом дохода населения в регионе, расширением ассортимента предлагаемого товара, развитием линии продаж, связанной с торговлей более статусным товаром, а его снижение обусловлено, например, выходом компании на региональные рынки.


Совершенствование процедур работы с остатками
Важной составляющей стратегии продаж в фэшн-ритейла является план работы с остатками, которые всегда имели место в данном виде бизнеса в силу специфичности обращаемой на этом рынке продукции. Эта продукция характеризуется быстрой степенью потери актуальности в связи со сменой сезонности, а также невозможностью четко предугадать спрос на нее, в связи с чем торговые компании вынуждены приобретать товар, что называется, с запасом в целях избежания реализации риска «потери лояльности покупателей», которые однозначно негативно воспринимают ситуацию «дефицита товара» в торговом зале [5].


Так, на сегодня приемлемым для фэшн-ритейла соотношением продаж считается следующее: 60% товарной массы должно реализовываться с максимальной торговой наценкой; 25–30% – реализуется посредством распродаж; 10% – сток. Задача оператора – оптимизировать это соотношение не только посредством повышения качества ассортиментного плана, но и посредством повышения эффективности процедур продаж, направленного на увеличение скорости товарооборота, в том числе посредством разработки программ лояльности, направленных на потребителей, повышения эффективности использования торговых площадей и повышения производительности работы торгового персонала.


Оператору также требуется выбрать наиболее подходящую его формату бизнеса концепцию работы с остатками. Например, для высокобюджетной продукции фэшн-ритейл нежелательна распродажа остатков в рамках основного торгового пространства, так как это может негативно повлиять на оценку потребителем статусности данного товара. Соответственно такая компания должна в бюджете иметь расходы на организацию и поддержание дисконтного пространства и обслуживающего его персонала. Некоторые компании в качестве таких площадок используют региональное торговые точки.


Использование аутсорсинга с целью оптимизации издержек
Другим, не менее важным направлением формирования конкурентных преимуществ в фэшн-ритейле является оптимизация издержек посредством использования схем аутсорсинга в реализации различных бизнес-процессов компании.


Наиболее распространенным в сфере фэшн-ритейла в настоящее время является использование аутсорсинга непосредственно в процессе производства товара.


Помимо очевидной экономии на производственных издержках, связанной с более низкой стоимостью труда в выбираемых для размещения производственного заказа регионах, использование аутсорсинга в этой области позволяет получать такое важное для отрасли торговли модным товаром преимущество, как возможность оперативного дозаказа моделей коллекции после начала сезона продаж в случае превышения реального спроса на них над запланированным. Таким образом, компания фэшн-ритейлера, с одной стороны, снижает риск возникновения упущенной выгоды и риск потери лояльности покупателей, связанные с наличием ситуации «дефицита товара» в торговом зале, а с другой – уменьшает объем невостребованного покупателем товара. И именно благодаря пакету действующих договоров с различными производственными операторами фэшн-ритейлер может обеспечить себе возможность оперативного мультиколлекционного производства продукции.


Так, сегодня более 85% продукции, представленной на рынке фэшн-ритейл, производится именно с использованием схем аутсорсинга. При выборе конкретного производственного оператора необходимо оценить в комплексе преимущества, получаемые непосредственно от сокращения затрат на производство продукции, дополнительный объем логистических издержек, связанных с ее доставкой до промежуточных пунктов хранения и регионов потребления, а также уровень качества продукции, который может быть обеспечен данным производственным оператором.


Необходимо отметить, что сегодня производство продукции на мощностях российских производителей также имеет место в среде отечественного фэшн-ритейла и обладает своими преимуществами: оно избавлено от влияния изменения курса мировых валют, затраты на доставку товара от места производства до места потребления существенно ниже, чем при обращении к услугам производителей из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. К тому же именно российские производители способны обеспечить так называемую качественную посадку изделий на отечественного покупателя. Но, к сожалению, в настоящее время выбор российских  производителей, способных производить выпуск качественных изделий, невелик в силу очевидной стагнации в части модернизации имеющегося у них производственного оборудования. Услугами российских производителей сегодня пользуются в основном фэшн-ритейлеры, сами выросшие из предприятий, относящихся к сфере отечественной легкой промышленности, осуществляющие политику активного инвестирования в поддержание и развитие своей производственной базы.


Остальным компаниям фэшн-ритейла целесообразно рассматривать отечественных операторов, учитывая их уровень издержек, в качестве исполнителей заказов в том случае, когда фэшн-ритейлеру необходима организация производства небольшого по объему заказа (до 1000 единиц).


Вторым распространенным направлением использования аутсорсинга в фэшн-ритейле, который при грамотном использовании способен существенно повысить эффективность бизнеса, является аутсорсинг в обслуживании онлайн-торговли как в разработке ее концепции и инфраструктуры, так и в обслуживании непосредственно процесса онлайн-продажи, в организации доставки и хранения товара, реализуемого через интернет-магазины. При этом необходимо иметь в виду, что услуги компании, которая будет обслуживать весь процесс онлайн-торговли, могут обойтись ритейлеру в 6–9% от стоимости заказов. Таким образом, развивать интернет-торговлю с использованием привлеченных компаний целесообразно, когда оператор уже имеет не менее тысячи интернет-заказов в день.


Повышение уровня технологической оснащенности бизнес-процессов компании
Эффективность сетевого ритейла, и в частности фэшн-ритейла, напрямую зависит от уровня технологической оснащенности его бизнес-процессов и скорости реализации решений, принятых в рамках программы оптимизации каждого из них. Обеспечить требуемый уровень их эффективности можно только при наличии возможности получения достоверной и оперативной информации по всем ключевым параметрам этих бизнес-процессов, т. е. проведения высококачественного анализа в сфере закупки, доставки и организации продаж.


Поскольку в сфере любого розничного бизнеса главенствующее место принадлежит процессу продаж, то именно повышение его технологичности привносит наибольший вклад в формирование конкурентоспособного потенциала компании.


А учитывая, что продукция, относящаяся к сфере фэшн-ритейла, отличается высокой степенью индивидуализации характеристик, классифицируется по целому ряду параметров: стране-производителю, принадлежности к определенной коллекции, артикулу, росту, размеру, цвету и т.д. – и одновременно в обороте сетевой компании может быть несколько тысяч артикулов, эффективная работа с данным товаром возможна только при условии, что у компании есть технологии, позволяющие автоматизировать процесс формирования операционных планов заказа, поставки и распределения товара по торговым точкам. В основе высокого качества организации этих процессов должна находиться прежде всего возможность получения в оперативном режиме информации о состоянии ассортиментной наполняемости всех торговых точек компании, а также возможность проведения оперативного анализа продаж с целью выяснения степени удовлетворения покупательского спроса в отношении той или иной ассортиментной позиции в конкретный момент времени. Полученная таким образом информация позволяет разрабатывать программу продаж, нацеленную на максимально полное удовлетворение имеющегося спроса со стороны различных категорий потребителей, оценивать эффективность разрабатываемых программ по формированию лояльности к компании с их стороны. При этом необходимо анализировать и совершенствовать проводимые фирмой промоакции, а также разрабатывать систему жизнеспособных бюджетов как систему максимально точного выражения всех планируемых показателей и ресурсов в финансовом выражении [6].


Наиболее перспективным на сегодняшний день направлением повышения эффективности бизнес-процессов в сфере фэшн-ритейла является процесс их автоматизации в двух принципиальных для розничных компаниях областях деятельности: автоматизация процесса работы с ассортиментом и автоматизация процессов, нацеленных по повышение уровня сервиса и охвата рынка.


Автоматизация процесса работы с ассортиментом включает следующие направления:
– автоматизация процесса поддержания полноты и стабильности ассортимента на торговых площадях посредством обеспечения своевременной подсортировки товара, в том числе за счет перераспределения между складом и конкретными торговыми точками, ротации товара между торговыми площадями;
– автоматизация процесса формирования заказа товара на основе оперативного анализа продаж, выигрышем от внедрения которой являются контроль и, как следствие, снижение уровня низколиквидных остатков;
– автоматизация процесса идентификации товара на складе и в торговом зале с возможностью осуществления последующей оперативной стикировки продукции (решение данной задачи обеспечивает возможность проведения оперативной переоценки товара в случае принятия решения об изменении цен на него, а если учитывать скорость обновляемости ассортимента в данной сфере ритейла, эта задача выглядит более чем актуальной).


При принятии решения о реализации данных мероприятий необходимо принять во внимание, что затраты на высокотехнологичные ИТ-проекты, направленные на автоматизацию процесса планирования ассортиментной матрицы и организации товародвижения, составляют порядка 10% от оборота компании.


Автоматизация, направленная на повышение сервиса и охват потребительского рынка, должна вестись в следующих направлениях:
– организация и повышение эффективности онлайн-торговли, которая нацелена, прежде всего, на охват дополнительной аудитории (в отличие от офлайн-торговли рынок онлайн-фэшн торговли до сих пор еще открыт для входа новых игроков даже в центральных российских городах);
– внедрение технологий, направленных непосредственно на повышение уровня сервиса, предоставляемого клиенту (например, автоматическое информирование клиента о новинках компании, широко используемое в настоящее время в среде фэшн-ритейлеров, или только набирающее обороты использование технологий Fashion mirrors – возможности интерактивной примерки потребителем всего ассортимента товара компании).


Сегодня розничная торговля модной одеждой и обувью представляет собой отрасль, в которой грамотное использование информационных технологий является одним из критических факторов успеха данного бизнеса в целом. Внедрение ИТ-проектов всегда будет являться конкурентным преимуществом оператора рынка фэшн-ритейла, но при этом расходы на внедрение таких систем и поддержание их в рабочем режиме должны соизмеряться с готовностью компании по их реализации на конкретной стадии развития. При оценке целесообразности использования тех или иных технологий в текущий момент времени необходимо соизмерять затраты по их внедрению, экономическую выгоду от их реализации и потенциал компании по их освоению. И непоследнее место здесь имеет размер фирмы, так как многие из этих проектов носят весьма капиталоемкий характер: в масштабах крупных сетевых ритейлеров объем требуемых инвестиций в этих проектах измеряется иногда десятками миллионов долларов. Так, известный на российском рынке оператор на рынке фэшн-ритейла компания Lamoda в 2013 г. привлекла инвестиции в размере 130 млн долл. в развитие интернет-торговли [7].


В связи с высокой капиталоемкостью данных проектов именно крупные торговые сети сегодня задают тон в использовании современных ИТ-решений. Другие компании для удержания своей доли рынка должны подстраиваться под технологические форматы работы лидеров рынка фэшн-ритейла.


Оптимизация логистических схем
Торговля фэшн-ритейл всегда отличалась сложной логистикой, требующей принятия взвешенных решений в области транспортной, таможенной и складской политики, направленной на повышение эффективности координации процесса поставок товара с планами наполнения торговых точек и в конечном счете с планами продаж. А учитывая, что на рынке фэшн-ритейла классическая сезонность пополнения коллекций, а значит, и поставок, осталась в прошлом, так как современный потребитель требует гораздо более частого обновления продуктовой линейки, оптимизация логистических схем и расходов в среде фэшн-ритейлеров приобретает все большее значение.


Логистический бюджет компании и структура его расходных статей будут зависеть от логистических схем, используемых в компании, уровня автономии в выполнении логистических функций, степени децентрализации процесса складирования и поставок в региональном разрезе.


Сегодня все большие обороты в сфере сетевого фэшн-ритейла набирает ориентация на единый логистический центр (единый центр приема, хранения и распределения товара), который способен обеспечить компании получение преимущества над конкурентами за счет снижения издержек, обусловленного сокращением уровня транзитных издержек и промежуточных складских остатков товара. Однако при оценке целесообразности использования такой логистической схемы необходимо удостовериться, имеет ли оператор средства и соответствующий потенциал для ее внедрения и освоения. Так, строительство единого логистического центра обошлось компании Mango в 45 млн долл. [8].


Таким образом, степень финансово-экономической устойчивости сетевого фэшн-ритейлера и перспективы стабильного получения прибыли определяются сегодня не только наличием у компании финансового инвестиционного ресурса, но и прежде всего грамотной концепцией развития бизнеса и формированием условий для ее реализации.


Используемые источники
1. Рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 [Электронный ресурс]. URL: infoline.spb.ru/news/?news=64735
2. Торговцы одеждой и обувью в Интернете лидируют по объемам инвестиций// РБК daily.09.10.2013 [Электронный ресурс]. URL: rbcdaily.ru/market/562949989173656
3. Пастушин А. Восточная Европа попала в русские сети [Электронный ресурс]. URL: rbcdaily.ru/market/562949986779007
4. Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел: Основы коммерческого бюджетирования / пер. с англ. — СПб.: Азбука, 2001.
5. Агафонова И. Формат успеха сетевых операторов на рынке «fashionretail»//«ЛегПромБизнес-Директор». – 2005. – № 11–12. – С. 6–8. – СПб.: изд. «Торговля, промышленность».
6. Дугельный А., Комаров В. Бюджетное управление предприятием. – М.: Дело, 2007.
7. Леонард Блаватник с партнерами вложили рекордные 130 млн долл. в интернет-магазин// «Деловой Петербург»//. 11.06.2013 [Электронный ресурс]. URL:  dp.ru/a/2013/06/11/Leonard_Blavatnik_s_partn
8. Москаленко Л. Технологии вытесняют моду// Эксперт. – 2013. – №7 (839).

30.09.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста