Прогнозирование спроса на рынке международного туризма республики Узбекистан



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2015


Алимова М.Т.,
старший научный сотрудник-исследователь кафедры экономической теории
Самаркандского государственного университета,
г.Самарканд, Республика Узбекистан


В статье с помощью методов математического моделирования исследуются основные структурные тенденции развития международного рынка туризма в Республике Узбекистан в посткризисный период. Предложенная модель дает возможность прогнозирования объема спроса на национальные турпродукты в зависимости от воздействующих значимых факторов внешней среды, а также от формы проявления и степени влияния финансово-экономического кризиса на данный показатель. Предлагаются стратегические ориентиры посткризисного развития международного рынка туризма в стране, обоснованные выводами, исходящими из анализа.


Актуальность исследования тенденций развития туризма на уровне мировой и национальной экономики
Как ведущая отрасль мировой экономики туризм сегодня превратился в огромный многоканальный способ получения гигантских финансовых потоков. Важно при этом отметить, что экономическая мощь туризма во многом основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. Как подчеркивает известный польский теоретик туризма Ирена Енджейчик, «благодаря эффекту мультипликации одно рабочее место в туризме создает семь новых рабочих мест в других отраслях и секторах, связанных с туризмом кооперативной цепью» [1]. В силу этого туризм может дать старт качественно новому этапу развития многих регионов страны, особенно с большими рекреационными возможностями.


Не является исключением и Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами, казна которых солидно пополнялась за счет купцов и путешественников [2]. Однако только уникальность природных ресурсов и культурное наследие не могут быть единственным и достаточным условием для обеспечения успешного развития туризма в стране. В современной глобальной экономике состояние туризма во многом зависит от своевременного глубокого анализа и соответствующих мероприятий, отражающих выводы данного анализа.


Изучая тенденции развития туризма на уровне мировой, национальной и региональной экономики, особое внимание нужно уделить его развитию в посткризисный период. Как и все остальные отрасли экономики, мировая туристская индустрия была затронута мировой финансовой нестабильностью. Сложная экономическая ситуация привела к снижению спроса на большей части мирового туристского рынка. Благодаря предпринятым мерам по антикризисной программе после краткосрочного спада в 2009 г. он продолжил свой стабильный рост (рис. 1).



Тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Вопросы развития сферы туризма в условиях мирового финансово-экономического кризиса были изучены многими учеными и специалистами зарубежных стран (см., напр.: [3; 6; 7; 9; 10; 13]), а также стран СНГ (см., напр.: [4; 11; 12]).


Ритчие и его коллеги на основе сбора и группировки статистических данных из различных источников описали состояние и тенденции развития индустрии туризма в трех странах мира: в Канаде, США и Мексике. Их исследование показало, что воздействие финансово-экономического кризиса на развитие туристской отрасли этих стран является неравномерным [3]. Также результаты исследований белорусского ученого Гайдукевича Л.М., которые содержали элементы сопоставимых анализов мировых мезо- и макрорегионов, показали региональные различия последствий кризиса в сфере туризма [4]. По их мнению, если для Европейского региона последствия кризиса имели характеристику «кризиса суверенного долга», то для Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона кризис не только не подорвал, но стал этапом новых возможностей для развития туризма, а рекордное падение в 2011 г. наблюдалось в объемах турпотоков в Ближневосточный и Африканский макрорегионы, и не только по причине мирового финансового кризиса, но и по причинам, связанным с политическими режимами. Современным тенденциям развития туризма они дали характеристику туризма «поближе, подешевле, покороче». При имеющемся сокращении выездного турпотока усиливается тенденция «дикого» туризма, что стимулирует турфирмы к разработке турпакетов по внутреннему туризму» [4].


Результаты анализа исследований развития национального рынка туризма Республики Узбекистан в посткризисный период отечественными исследователями выявили структурные изменения в спросе на данном рынке, отражающие изменение географии посещений Республики Узбекистан. По мнению авторов [5; 16], в данный период тенденции роста числа посетителей из стран СНГ превышают показатели роста числа посетителей из стран дальнего зарубежья.


Некоторые другие исследования сосредоточены в основном на прогнозировании спроса на рынке туризма и отражают последствия воздействия мирового финансово-экономического кризиса на туристские предпочтения. Исследование Е. Смерал направлено на прогнозирование спроса на зарубежные поездки в 15 странах ЕС в 2009 и 2010 г. Исследование прогнозирует, что в этих странах, в зависимости от экономических перспектив их развития, может наблюдаться снижение спроса на турпродукты в диапазоне от 8 до 15% в 2009 г. и от 0,5 до 8,4% в 2010 г. [6].


В случае азиатских стран в исследовании Х. Сонг и С. Лин прогнозируется прибытия туристов из 12 стран мира – основных поставщиков туристов в страны Азии и расходы азиатских туристов по 11 направлениям, не включающие туристские поездки в страны Азии. Их исследование показало, что объем въездного туризма в страны Азии значительно снизится в 2009 г., особенно из стран дальнего зарубежья. Объем выездного туризм из стран Азии также значительно снизится за данный период, за исключением Гонконга и материкового Китая [7].


Некоторые исследователи изучали степень воздействия кризиса на отдельные сектора в рамках системы туризма и ключи по решению возникших проблем на пути их развития. Например, исследование испанских ученых Мариа дел Мар АлонсоАлмеида и Керстин Бремсер направлено на изучение воздействия финансовоэкономического кризиса на развитие гостиничной индустрии на примере 70% гостиниц Мадрида. Исследование показало, что, хотя кризис 2008 г. сильно ослабил гостиничный сектор, эти последствия не отразились на деятельности ряда гостиниц, сосредоточенных на высоком качестве, имидже бренда и лучшем оснащении базой лояльных клиентов. По их мнению, увеличение расходов на маркетинг облегчает последствия кризиса [8].


Тайваньский ученый Ю-Шан Ванг изучил влияние кризисных явлений на международный въездной туристский спрос Тайваня в целях более глубокого понимания изменений и тенденций спроса на международный туризм. В работе рассматривается влияние кризисных явлений, таких как азиатский финансовый кризис 1997 г., землетрясение 21 сентября 1999 г., события в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 г., вспышка атипичной пневмонии в 2003 г. и мировой финансово-экономический кризис 2008 г., на развитие тайваньского международного рынка туризма. Результаты исследований показали, что наибольшее снижение объема въездного туристского потока наблюдалось во время вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС), затем – после землетрясения 21 сентября 1999 г. и вследствие теракта 11 сентября 2001 г. в США. На фоне всех кризисных событий 1996–2009 гг. влияние финансово-экономического кризиса в Азии было сравнительно незначительное. Ю-Шан Ванг сделал вывод о том, что какое-либо событие, будь оно внутренним или международным, негативно влияет на спрос на рынке туризма, а влияние финансовых кризисов на спрос в секторе туризма является менее значительным. Обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов является ключом к поддержанию спроса на въездной туризм [9].


Как утверждает румынская ученая Мирела Мазилу: «Как птица Феникс, которая поднимается снова из пепла, туризм постоянно доказывает замечательную способность восстановления, и это сделало его еще более мощным и доказывает, что это вполне жизнеспособный сектор». Разъясняя последствия финансово-экономического кризиса как новую возможность для туристской мобильности, она делает вывод: этот экономический кризис предоставляет не очень ясные условия, но в сфере туризма новое мышление необходимо. История показывает нам, что самыми тяжелыми были те периоды, которые предлагали новые возможности [10].


Например, к ряду возможностей и перспектив, предоставленных последствиями финансово-экономического кризиса, многие российские ученые и специалисты данной сферы относят развитие внутреннего туризма в регионах Российской Федерации, что положительно отразится на тенденциях развития национального рынка туризма. Как утверждает М.В. Ефремова: «Кризис наложил свой негативный отпечаток на развитие туризма в России. В то же время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока. Кроме этого, налицо другая тенденция развития туризма в условиях кризиса – россияне стали больше отдыхать, самостоятельно организуя туристские путешествия» [11].


По мнению многих аналитиков, предпочтения потенциальных потребителей национального туристского продукта переместились к более дешевым турпродуктам, поэтому несмотря на падение спроса на рынке въездного туризма, вызванного мировым финансовым кризисом, одним из факторов, который будет ограничивать развитие этого рынка в ближайшие годы, остается нехватка гостиниц средней категории в Москве, на которую приходится основная часть продаж на данном рынке. Поэтому многие эксперты данной отрасли утверждают, что из «элитного» туризм должен превратиться в доступный (разработка и продвижение массовых, недорогих туров) [12].


Тенденции развития туризма в Республике Узбекистан
Результаты анализа оперативных данных Национальной компании «Узбектуризм» показали, что воздействие финансово-экономического кризиса не отразилось на общих количественных показателях развития туризма в Республике Узбекистан.


Это мы можем увидеть на рис. 2, на котором отражены тенденции развития туризма в Республике Узбекистан за последние девять лет.



Хотя мы считаем, что вывод о том, что финансово-экономический кризис не повлиял на состояние национального туристского рынка, был бы неправильным.


По нашему мнению, туризм – одна из отраслей, принимающих удар волны экономического кризиса на себя, так как этот сектор как прямо, так и косвенно является составной частью мировой экономической глобализации.


Несмотря на рост количественных показателей, национальная туристская отрасль Узбекистана до сих пор подвергается влиянию социально-экономических отношений посткризисного периода. По нашему мнению, финансово-экономический кризис посредством воздействия на финансово-экономическое благосостояние населения стран мира отразился на предпочтениях потребителей туристских услуг, что привело к структурным изменениям спроса на национальном рынке туризма. Для выявления данных структурных изменений спроса мы решили воспользоваться методами математико-статистического анализа.


Методология анализа воздействия факторов на формирование спроса на рынке туризма Республики Узбекистан
Спрос на рынке международного туризма формируется под влиянием множества факторов, к которым можно отнести демографические, природно-географические, социально-экономические, политические, материально-технические и т.д. Поэтому наиболее важным аспектом, по мнению Л. Баумгартена, является изучение факторов, оказывающих влияние на потребителей туристских услуг [13]. Несомненно, национальная туристская отрасль нашего государства развивается под влиянием вышеуказанных факторов. Это указывает на необходимость глубокого анализа состояния и тенденций развития национального туристского рынка, а также нахождения значимых факторов его развития. Только после изучения позитивных и негативных факторов и путей его развития можно сформировать дальнейшее стратегическое направление данного сегмента рынка услуг. Для анализа вышеуказанных суждений мы использовали набор макроэкономических показателей экономики 75 стран мира в разрезе 8 лет.


На сегодняшний день существует множество программных обеспечений (MS Excel, SPSS, STATISTICA и т.п.), которые дают возможность без особых усилий построить уравнение множественной регрессии. При его построении мы воспользовались возможностями программного пакета SPSS. В объем статистической выборки нами был включен ряд макроэкономических показателей социально-экономического развития страны (экономические факторы: объем ВВП, реальный прирост ВВП, ВВП на душу населения, доля валовых сбережений в ВВП, уровень безработицы, а также социально-демографический фактор – численность населения), показатели, отражающие развитие туристской отрасли в данных странах (факторы: число прибывших туристов, доходы от международного туризма, доходы от одного туриста), а также объем потребления гражданами данных стран национального туристского продукта в виде показателя «въезд иностранцев в Республику Узбекистан с туристскими целями» за 2005–2012 гг. (количество наблюдений n = 600) (табл. 1).


В выборку данных для модели нами был включен ряд фиктивных переменных.


Фиктивная переменная (англ. dummy variable) – качественная переменная, принимающая значения 0 и 1, включаемая в эконометрическую модель для учета влияния качественных признаков и событий на объясняемую переменную. Например, переменная «кризис» (в период до кризиса принимает значение «0», соответственно в послекризисный период принимает значение «1» аналогично переменные «регион») служит для выявления воздействия переменных на зависимую переменную в посткризисный период. Для выявления структурных изменений спроса национального туристского продукта данные были сгруппированы под фиктивным фактором «регион», а их сопоставимое влияние на зависимую переменную в посткризисный период можно выявить с помощью преобразованных факторов «регион в кризис» (значение данного фактора вычисляется умножением факторов «регион» и «кризис»). Для выявления стратегических сегментов национального рынка туристских услуг нами было определено сравнительное воздействие факторов «регион» на зависимую переменную. При вычислении одна из переменных «регион» не включается в уравнение (в нашем примере это переменная «СНГ»), и будет служить сравнительным фактором для других факторов «регион». Данный метод даст возможность проанализировать сравнительную значимость (по сравнению с упущенной переменной) включенных в уравнение переменных «Европа», «Азия», «Америка», «Средний Восток», «Африка» в формировании спроса на национальном рынке туристских услуг. Ниже приведена разработанная нами модель, анализирующая тенденции развития национального рынка туристских услуг.




Для выявления значимых факторов, влияющих на объем спроса потребителей национальных туристских продуктов, мы использовали линейное уравнение множественной регрессии, так как в уравнение будет включен ряд фиктивных факторов:



где  – прогнозируемое значение Y.


Сдвиг, или постоянный член а, определяет прогнозируемое значение Y, когда все переменные X равны нулю. Коэффициент регрессии для каждой X-переменной определяет влияние этой Х-переменной на Y при условии, что все остальные Х-переменные не меняются: коэффициент регрессии  для kX-переменной указывает, какое увеличение Y ожидается, когда все Х-переменные остаются неизменными, за исключением переменной Хk, которая увеличивается на одну единицу [14].


Эти коэффи циенты  обычно вычисляются методом наименьших квадратов, который минимизирует сумму квадратов ошибок прогнозирования.


Ошибки прогнозирования, или остатки, определяются как Y


Для проверки общего качества уравнения регрессии используется коэффициент детерминации  который в общем случае рассчитывается по формуле [15]:



где  – значение коэффициента детерминации;


 – фактические значения объясняемой переменной;
 – расчетные значения объясняемой переменной;
 – среднеарифметическое значение объясняемой переменной.


Он показывает, как и в парной регрессии, долю общей дисперсии Y, объясненную уравнением регрессии. Его значения находятся между нулем и единицей.


Чем ближе этот коэффициент к единице, тем больше уравнение регрессии объясняет поведение Y.


Для множественной регрессии коэффициент  является неубывающей функцией числа объясняющих переменных. Добавление новой объясняющей переменной никогда не уменьшает значения Действительно, каждая следующая объясняющая переменная может лишь дополнить, но никак не сократить информацию, объясняющую поведение зависимой переменной.


Анализ статистической значимости коэффициента детерминации проводится на основе проверки нуль-гипотезы  против альтернативной гипотезы  Для проверки данной гипотезы используется следующая F-статистика [15]:



где F – фактическое значение критерия Фишера;
 – значение коэффициента детерминации;
n – объем выборки;
p – количество параметров (коэффициентов регрессии).


Величина F при выполнении предпосылок МНК и при справедливости нульгипотезы имеет распределение Фишера. Из (3) видно, что показатели F и  равны или не равны нулю одновременно. Если F = 0, то  и линия регрессии является наилучшей по МНК и, следовательно, величина у линейно не зависит от  Для проверки нуль-гипотезы при заданном уровне значимости  по таблицам критических точек распределения Фишера находится критическое значение  Если  нуль-гипотеза отклоняется, что равносильно статистической значимости



Статистическая значимость параметров множественной линейной регрессии с р-факторами проверяется на основе t-статистики [15]:



где t – фактическое значение критерия Стьюдента;
 – коэффициенты регрессии (параметры уравнения);
 – стандартная ошибка параметров


Полученная по выражению (4) t-статистика для соответствующего параметра имеет распределение Стьюдента с числом степеней свободы (np–1). При требуемом уровне значимости  эта статистика сравнивается с критической точкой распределения Стьюдента t (двусторонней).


Если  то соответствующий параметр считается статистически значимым и нуль-гипотеза в виде  отвергается. В противном случае   параметр считается статистически незначимым, и нуль-гипотеза не может быть отвергнута.


Строгую проверку значимости параметров можно заменить простым сравнительным анализом:
• если  то коэффициент статистически незначим;
• если  то коэффициент относительно значим. В данном случае рекомендуется воспользоваться таблицей критических точек распределения Стьюдента;
• если  то коэффициент значим. Это утверждение является гарантированным при
• если  то коэффициент считается сильно значимым. Вероятность ошибки в данном случае при достаточном числе наблюдений не превосходит 0,001.


Результаты регрессионного анализа тенденций развития туризма в Республике Узбекистан
С помощью программного пакета SPSS мы построили модель, позволяющую прогнозировать спрос на национальные туристские продукты. Для выбора наиболее значимых факторов мы воспользовались значением t-статистики и величиной p-значения. P-значение – это статистическая величина, которая показывает вероятность того, что соответствующая t-статистика может оказаться больше, чем наблюдаемая. Обычно если p-значение для набора данных меньше, чем заранее определенное число (например 0,05), то нужно отклонить «нулевую гипотезу» в пользу «альтернативной гипотезы».


Ниже приведены параметры разработанной нами модели (табл. 2).



Для определения воздействия географических регионов мира на формирование спроса на национальный туристский продукт Республики Узбекистан в посткризисный период из выборки модели нами были исключены факторы «Регион» и поочередно включены преобразованные факторы «Регион в кризис». При этом при включении одного фактора «Регион в кризис» исключался аналогичный другой. Ниже приведены результаты анализа воздействия факторов «Регион» на зависимую переменную в посткризисный период (табл. 3). Значимость и качество разработанной нами модели определены с помощью коэффициента детерминации и значения критерия Фишера (табл. 4).



 

Ниже приведем краткое изложение результатов моделирования:
– национальный туристский продукт Республики Узбекистан предпочитают больше иностранные туристы из стран с меньшим ВВП на душу населения по сравнению со странами с более высоким уровнем данного показателя;
– спрос на национальный туристский продукт наблюдается больше иностранными туристами из стран, которые сами более посещаемы иностранными туристами, но спрос на национальный туристский продукт Республики Узбекистан понижается с ростом доходов, получаемых данной страной от одного туриста;
– одним из главных факторов, воздействующих на посещение Узбекистана иностранцами с туристскими целями, является отдаленность страны постоянного их проживания от Узбекистана (увеличение данного расстояния на 330 км уменьшает посещаемость Узбекистана на сто туристов);
– финансово-экономический кризис положительно повлиял на общие количественные показатели развития туризма в Республике Узбекистан, но в разрезе некоторых регионов мира это влияние отрицательное (в посткризисный период страны Европы и Среднего Востока отрицательно повлияли на формирование туристского спроса на национальном туристском рынке Республики Узбекистан, тогда как воздействие стран СНГ положительное);
– анализ подтверждает нашу гипотезу об изменении структуры спроса на национальном туристском рынке в посткризисный период (география туризма изменилась);
– сравнительный анализ показал отрицательное воздействие на зависимую переменную остальных факторов «Регион» по сравнению с фактором «Регион СНГ»;
– как видно из модели, повышение уровня безработицы в странах мира на 1% приводит к потере 150 потенциальных потребителей национального туристского продукта Республики Узбекистан.


Основные выводы исследования
Туризм – это отрасль, которая будет определять развитие мировой и национальной экономики в ближайшие десятилетия. Процессы, происходящие на мировом рынке туризма невозможно рассматривать с отрывом от тенденций, происходящих на региональных рынках, так как мировой рынок туризма складывается из совокупности региональных. Кроме того, национальный туристский рынок является составным элементом мировой экономической глобальной системы, тенденции развития национальной туристской индустрии прямо и косвенно зависят от тенденций развития мирового туризма, а также исходят из территориальных особенностей данной страны. В современной глобальной экономике состояние туризма во многом зависит от своевременного глубокого анализа и соответствующих мероприятий, отражающих выводы из данного анализа.


Таким образом, из вышеуказанного анализа можно сделать следующие выводы:
– изучение тенденций развития туристского рынка является важным аспектом как в международном масштабе, так и на уровне стран, а также отдельных регионов;
– финансово-экономический кризис отразился на предпочтениях потребителей туристских услуг и привел к структурным изменениям спроса на рынке туристских услуг;
– туристским предприятиям необходимо разработать туры в соответствии с потребностями потенциальных потребителей национального туристского продукта;
– программы организации туров должны соответствовать изменившейся географии туризма за последние года;
– необходимо проводить непрерывные маркетинговые исследования на предмет выявления глубинных предпочтений потребителей неорганизованного туризма;
– необходимо развивать маркетинговую стратегию с учетом особенностей развития международного туризма;
– необходимо разработать единую методологию расчета показателей туризма во всех организационных структурах и государственных органах;
– необходимо совершенствовать рекламную политику НК «Узбектуризм», а также его структурных подразделений с учетом имеющихся тенденций на национальном рынке туристских услуг.


Используемые источники
1. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 10.
2. Тураев Б.Х. Теоретико-методологические основы туризма. – Т.: Фан, 2008. – C. 10.
3. Ritchie B., Molinar C. & Frechtling D. (2010). Impacts of the world recession and economic crisis on tourism: North America. Journal of Travel Research, 49(1), 5–15.
4. Гайдукевич Л.М. Развитие туризма в условиях мирового финансового кризиса / Л.М. Гайдукевич // Труды факультета международных отношений: науч. сб. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. – Минск, 2012. – Вып. III. – С. 145–152.
5. Калдыбекова К.Е. Оценка влияния мирового финансово-экономического кризиса на развитие туристской индустрии // Экономика и инновационные технологии: научный электронный журнал. – 2011. – № 2 ноябрь.
6. Smeral E. (2009). The impact of the financial and economic crisis on European tourism. Journal of Travel Research, 48(1), 3–13.
7. Song H. & Lin S. (2010). Impacts of the financial and economic crisis on tourism in Asia. Journal of Travel Research, 49(1), 16–30.
8. Maria del Mar Alonso-Almeida, Kerstin Bremser. Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis. International Journal of Hospitality Management 32 (2013) pp.141–148.
9. Yu-Shan Wang. The impact of crisis events and macroeconomic activity on Taiwan’s international inbound tourism demand Tourism Management 30 (2009) pp. 75–82.
10. Mirela Mazilu. The economic crisis and its consequences on the tourist mobility International Journal of Business, Management and Social Sciences, No. 3, 2011, pp. 14–19.
11. Ефремова М.В. Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 2. – С. 115–120.
12. Плеханов Ю.Н., Агеева Е.С., Булатова Ю.Н. Состояние сферы туризма в условиях экономического кризиса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Выпуск № 4. – 2009. – С. 45–51.
13. Баумгартен Л.В. Изучение потребителей туристских услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 34–45.
14. Эндрю Ф. Сигел. Практическая бизнес-статистика: пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – С. 612.
15. Костромин А.В. Конспект лекций по курсу «Эконометрика» для студентов III курса дневного отделения всех специальностей. – Казань, 2004. – С. 17.
15. Safarov B.Sh. The models of prognosis of regional tourism’s development // International Cross-Industry Research Journal (Perspectives of Innovations, Economics and Business). – Republic of Czech. – 2010. – № 6. – P. 80–83.

27.06.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста