Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2005
Возраст (лет) |
Сегменты (человек) |
|||
Мужчина городской |
Женщина городская |
Мужчина сельский |
Женщина сельская |
|
15-19 |
21 110 |
20 655 |
15 990 |
15 645 |
20-24 |
17 753 |
17 582 |
13 447 |
13 318 |
25-29 |
15 761 |
15 477 |
11 939 |
11 723 |
В итоге такого анализа постепенно выкристаллизовывается картина предстоящей деятельности, определяются отдельные ее части (сегменты), обосновываются приемлемые формы, формируются пусть даже в предварительном виде, группы потребителей культурных услуг.
Далее для сегментирования рынка услуг культурного досуга и досуговых учреждений нами были выбраны ведущие учреждения культурного досуга Кабардино-Балкарской Республики (Государственный кино-концертный зал, ДК «Профсоюзов», кинотеатр «Восток», Государственный русский драматический театр им. М. Горького, Кабардинский драматический театр им. А. Шогенцукова, Балкарский драматический театр им. К. Кулиева, Театр сатиры и юмора, Государственный музей ИЗО и Государственный краеведческий музей. Сегментирование проводим с учетом следующих параметров:
- |
услуги, которые предлагаются данными культурно-досуговыми учреждениями — продукт; |
- |
стоимость услуги — цена входного билета; |
- |
метод продвижения учреждениями культурного досуга своих услуг — реклама<*>. |
<*> Вызывает большие сомнения использование в качестве показателя сегментирования — методы продвижения продукта. Ведь сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и методы продвижения. (Прим. гл. редактора.)
В качестве параметра сегментации возьмем услуги культурного досуга. По данным табл. 2 самыми распространенными услугами среди предлагаемых на рынке культурного досуга Кабардино-Балкарской Республики являются:
1) |
концерты местной эстрады — 5 культурно-досуговых заведений; |
2) |
проведение творческих вечеров, юбилеев и т.д. — 5 культурно-досуговых заведений; |
3) |
выставки-продажи товаров народного потребления — 4 культурно-досуговых заведения; |
4) |
юмористические спектакли — 3 культурно-досуговых заведения; |
5) |
концерты приглашенных звезд российской эстрады — 3 культурно-досуговых заведения; |
6) |
все виды демонстраций фильмов и мультфильмов, в том числе и в трехмерном изображении — 3 культурно-досуговых заведения. |
Таблица 2
Сегментирование учреждений культурного досуга услугам
Продукт |
ГКЗ |
ДК «Профсоюзов» |
К-тр «Восток» |
Балк. драм. театр |
Каб. драм. театр |
Русск. драм. театр |
Музей ИЗО |
Краевед. национ. музей |
Демонстрация фильмов |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
Демонстрация мультфильмов |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
Демонстрация фильмов в 3-мерном изобр. |
|
— |
— |
|
|
|
|
|
Спектакли на русском языке |
|
|
|
|
|
— |
|
|
Спектакли на кабард-м языке |
|
|
|
|
— |
|
|
|
Спектакли на балкарском языке |
|
|
|
— |
|
|
|
|
Юмористич. спектакли |
|
|
|
— |
— |
— |
|
|
Оперы |
— |
|
|
|
|
— |
|
|
Оперетты |
|
|
|
|
|
— |
|
|
Балеты |
|
|
|
|
|
— |
|
|
Концерты местной эстрады |
— |
— |
|
— |
— |
— |
|
|
Концерты приглашенных звезд |
— |
— |
|
|
|
— |
|
|
Проведение творческих вечеров и юбилеев |
— |
— |
|
— |
— |
— |
|
|
Постоянная экспозиция ИЗО |
|
|
|
|
|
|
— |
|
Постоянная выставка национальных экспонатов |
|
|
|
|
|
|
|
— |
Постоянная выставка краеведческих экспонатов |
|
|
|
|
|
|
|
— |
Выставки-продажи товаров народного потребления |
— |
— |
|
|
|
— |
|
— |
Вернисажи |
|
|
|
|
|
|
— |
— |
Лекции в музеях |
|
|
|
|
|
|
— |
— |
Таким образом, самыми распространенными услугами являются: концерты местной эстрады, творческие вечера и юбилеи. Но дальнейшее исследование показывает, что у населения самая востребованная услуга является — киносеансы.
Рассмотрим сегментацию рынка культурного досуга, по стоимости услуги, т.е. цене входного билета на примере табл. 3.
Стоимость услуг приведена в рублях на январь 2005 года. Из табл. 3 видно, что самые доступные по цене услуги предоставляют: среди кинотеатров — «Форум», среди театров и музеев принципиальной разницы в стоимости предоставления услуг нет.
Но такой информации недостаточно для выбора услуги, кроме того, необходимо знать какие культурно-досуговые учреждения предоставляют льготы при покупке входных билетов для различных социальных групп.
Таблица 3
Сегментация по параметру — стоимость услуги, руб.
Продукт |
ГКЗ |
ДК «Профсоюзов» |
К-тр «Восток» |
Балк. драм. театр |
Каб. драм. театр |
Русск. драм. театр |
Музей ИЗО |
Краевед. национ. музей |
Киносеанс |
50 |
55 |
60 |
— |
— |
— |
— |
— |
Выставки |
10 |
10 |
— |
— |
— |
— |
20 |
20 |
Спектакли |
— |
— |
— |
50 |
50 |
50 |
— |
— |
Творческие вечера |
100 |
100 |
— |
75 |
75 |
75 |
— |
— |
Концерты местной эстрады |
75 |
100 |
— |
50 |
50 |
50 |
— |
— |
Концерты звезд росс. эстрады |
400 |
500 |
— |
— |
— |
350 |
— |
— |
Для того чтобы заявить о себе и укрепить свои позиции на рынке, предприятия и организации прибегают к рекламе. Реклама не только служит учреждениям культурного досуга средством утверждения себя на рынке культурно-досуговых услуг, но и способствует продвижению услуг. Следовательно, реклама как метод продвижения заведениями своих услуг может быть рассмотрена как параметр сегментации рынка культурно-досуговых услуг. Рассмотрим один период — с января по декабрь 2004 г. Для этого выберем из средств массовой информации («Газета Юга», «Синдика — Информ», «Нальчик Экспресс», «Кабардино-Балкарская правда») газету с самым высоким рейтингом. По данным социологического исследования СМИ, самый высокий рейтинг занимает «Синдика-Информ». Проследим за количеством публикаций и размером занимаемой рекламной площади в этой газете принадлежащих учреждениям культурного досуга (табл. 4).
Таблица 4
Сегментация по параметру — реклама как средство продвижения культурно-досуговых услуг
Учреждения услуг культурного досуга |
Газета «Синдика-Информ» |
|
01.2003—12.2003 |
||
Кол-во объявлений |
Общая площадь (см2) |
|
ГКЗ |
54 |
8066,5 |
Кинотеатр «Восток» |
0 |
0 |
ДК «Профсоюзов» |
2 |
122 |
Русский драматический театр |
1 |
29,75 |
Кабардинский драматический театр |
6 |
204 |
Балкарский драматический театр |
1 |
72 |
Если учесть, что цена одного квадратного сантиметра рекламной площади в данной газете составляет 9 руб. 00 коп., то можно определить расходы культурно-досуговых учреждений на рекламу. По данным табл. 4 видно, что наиболее широко пользуется рекламой Государственный концертный зал — 54 объявления, из которых 52 принадлежат функционирующему на его базе кинотеатру «Форум». Для полного представления о затратах учреждениями культурного досуга на рекламу необходимо изучить использование и других рекламных носителей (телевидение, радио). Для воздействия на потребителя культурно-досуговые учреждения используют не одно, а несколько средств. Поэтому можно использовать и другие методические подходы к процессу сегментирования.
Просегментируем рынок по признаку конкурентоспособности учреждений [10]. Этот способ исключительно подходит для рынка, на котором действуют учреждения-смежники, вступающие между собой в гласные или негласные конкурентные отношения. В таких случаях необходимо внимательно отслеживать складывающиеся тенденции, анализировать происходящие процессы, вносить необходимые коррективы в содержание и организацию деятельности учреждений культуры, обеспечивая тем самым их конкурентоспособность.
Сконструируем «Лист оценки» конкурентоспособности расположенных в г. Нальчике кинотеатров в сравнении друг с другом.
Для оценки возьмем наиболее посещаемые и современные кинотеатры — это «Восток», «Эльбрус», «Форум». Сравним их деятельность по четырем группам показателей: услуги; цена; сервис; продвижение услуг на рынке. В каждой из четырех групп обозначим по равному числу показателей (факторов) конкурентоспособности и оценим их по следующей системе: «0» будет означать наиболее слабые оценки по данному показателю, а «5» — доминирующие позиции кинотеатра на рынке соответствующих услуг. В табл. 6 приведены среднеарифметические данные оценки деятельности кинотеатров, производившейся молодежью, принявшей участие в маркетинговом исследовании сферы культурного досуга КБР, в количестве 952 человек.
Фрагментный анализ результатов исследования позволил выяснить соотношение позитивных и негативных характеристик работы рассмотренных кинопрокатных организаций, сравнить потенциальные возможности и отличия творческой и организационной деятельности, отметить положительные и отрицательные стороны проводимой ими работы с точки зрения их посетителей. Основываясь на этих данных, руководству кинотеатра следует строить дальнейшую стратегию и тактику маркетинга, что позволит создать развитую досуговую инфраструктуру с учетом требований потребителей и существенно повысить посещаемость этих учреждений.
Таблица 5
Лист оценки конкурентоспособности кинотеатров г. Нальчика, баллы
№ п/п |
Факторы конкурентоспособности |
К-тр «Восток» |
К-тр «Эльбрус» |
К-тр «Форум» |
1. Услуги |
||||
1.1 |
Репертуар фильмов |
4,53 |
4,86 |
2,66 |
1.2 |
Качество демонстрации фильмов |
4,73 |
3,73 |
3,48 |
1.3 |
Интерьер кинозала и фойе |
4,8 |
4,4 |
3,26 |
1.4 |
Работа кассы |
3,73 |
4,33 |
3,33 |
2. Цены на билеты |
||||
2.1 |
В зависимости от качества фильма |
3,33 |
3,4 |
2,93 |
2.2 |
В зависимости от времени суток |
4,06 |
3,73 |
3,73 |
2.3 |
В зависимости от дня недели |
3,4 |
3,33 |
3,4 |
2.4 |
Цены на повторные фильмы |
3,26 |
3,33 |
3,13 |
3. Сервис |
||||
3.1 |
Продажа книг и периодики в фойе |
0 |
0 |
0 |
3.2 |
Организация выставок в фойе |
1 |
1,8 |
1 |
3.3 |
Работа буфета, кафе, бара |
4,26 |
4,26 |
4 |
3.4 |
Работа игровых комплексов в фойе |
4,04 |
4,33 |
4 |
4. Продвижение услуг |
||||
4.1 |
Сбор предварительных заявок от населения |
2,13 |
2,2 |
2,06 |
4.2 |
Использование для рекламирования радио и ТВ |
3,93 |
4 |
3,93 |
4.3 |
Оформление рекламных щитов |
4,26 |
5 |
2,26 |
4.4 |
Видеообзоры репертуара перед киносеансами |
4,8 |
4,8 |
4,73 |
Всего баллов: |
56,26 |
58,57 |
47,9 |
Сегментирование представляет учреждениям культурного досуга возможности:
- |
найти свой участок рынка, обнаружить незаполненные пространства; |
- |
правильно разработать и реализовать все элементы микс-маркетинга для каждого сегмента; |
- |
сократить расходы на обслуживание неперспективных сегментов рынка. |
В качестве недостатков можно указать, что сегментирование делает более дорогостоящим любой бизнес, так как досуговому заведению приходится расширять ассортимент своих услуг, приспосабливая их под запросы различных групп потребителей. Попытка создать разнообразный ассортимент может привести к распылению средств или ослаблению позиций культурно-досугового учреждения на рынке.
Таким образом, приступая к активной деятельности в области поиска новых возможностей, учреждение культурного досуга должно руководствоваться четкими принципами повышения своей безопасности и устойчивости, не подвергая себя повышенному финансовому риску.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А. А. Методика сегментирования потребителей. //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1999. — № 1. — С. 30—37.2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 1. — С. 122—124.
3. Дайан А. Маркетинг. Изучение рынка. Академия рынка. — М.: Экономика, 1993. — С. 18.
4. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. — М.: НПЖ «Финансы, учет, аудит». — 1997. — С. 122.
5. Карпов В.Г. Выбор целевого рынка // Маркетинг. — 1994. — № 3. — С. 62—65.
6. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. — М., 2000.
8. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М.: ЦЕНТР, 1996. — 320 с.
9. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. — СПб.: Питер, 2005. — С. 192—201.
10. Новаторов В. Е. Маркетинг на рынке культурных услуг. — Омск, 1992. — С. 55—57.
11. Тяпухин А.П. Сегментирование рынка по экономико — географическому принципу \ Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1998. — № 3. — С. 16.
Также по этой теме: