Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2012


Романова И.М.,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга и коммерции
Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

ШевченкоО.М.,
аспирант кафедры маркетинга и коммерции
Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

ПолупановаВ.А.,
стажер Центра маркетинговых исследований
Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «рынок образовательных услуг». Определена сущность рынка образовательных услуг. Раскрыта структура и дана характеристика особенностей рынка образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг можно охарактеризовать как систему прямых и опосредованных социально-экономических отношений по поводу купли-продажи товара «образовательные услуги», имеющего потребительную стоимость, рыночную цену, определяемую спросом и предложением [10, с. 54]. Данная система предполагает возможность выбора потребителем формы и способов удовлетворения потребности в образовании.

В настоящее время в экономической теории сформировались следующие подходы к определению понятия «рынок образовательных услуг» (табл. 1).

Мы будем рассматривать рынок образовательных услуг как договорные отношения, в которые вступают потребители и производители образовательных услуг с целью покупки или продажи данной образовательной услуги.


Сущность рынка образовательных услуг наиболее полно проявляется в следующих его функциях:
– функции саморегулирования предоставления образовательных услуг, проявляющейся в расширении масштабов предоставления услуг и повышении цены на них при росте спроса;
– стимулирующей функции, выражающейся во внедрении новых образовательных технологий, способствующих снижению издержек и понижению цен на подготовку специалистов;
– функции общественной значимости образовательных услуг в условиях их бездефицитности;
– регулирующей функции, устанавливающей определенные пропорции в предоставлении образовательных услуг и обмене ими;
– функции демократизации, проявляющейся в дифференциации образовательных учреждений и освобождении образования от нежизнеспособных элементов [9, с. 255–256].

Основными субъектами рыночных отношений на рынке образовательных услуг являются: производители образовательных услуг (образовательные учреждения и физические лица, оказывающие образовательные услуги в индивидуальном порядке); потребители образовательных услуг (отдельные физические лица, фирмы, предприятия, организации, органы управления и т. п.); посредники (включая службы занятости, биржи труда, общественные институты и структуры, способствующие продвижению образовательных услуг на рынке, и т. д.) [2; 4; 9; 10].

Производители образовательных услуг формируют предложение данных услуг на рынке. Наиболее активным субъектом рыночных отношений среди этих производителей выступают образовательные учреждения, которые оказывают решающее влияние на структуру предлагаемых услуг, а следовательно, и сегментацию рынка [9; 10].

Потребители образовательных услуг формируют на них спрос. При этом общество, фирмы, предприятия, организации и т. д. выступают, по сути, в качестве промежуточных потребителей образовательных услуг (в своем роде заказчиков).

Будучи заинтересованными в наиболее полном и эффективном удовлетворении своих потребностей в образовательных услугах, они стимулируют данное потребление, в том числе полностью или частично оплачивая эти услуги, создавая различного рода стипендиальные фонды и т. д.

Конечным потребителем образовательных услуг является конкретный индивид, который служит материальным носителем образовательного, профессионального, культурного и духовного потенциала и использует его не только для последующего создания общественных благ и улучшения своего материального положения, но и для удовлетворения своих нематериальных потребностей (культурных, духовных, познавательных и т. п.) [3; 12].

Посреднические структуры содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и выполняют такие функции, как информирование, консультирование, организация сбыта образовательных услуг, ресурсная поддержка образования и т. д. [4; 5].

Взаимодействие субъектов рыночных отношений на рынке образовательных услуг определяется механизмом его функционирования. В основу этого механизма положена совокупность общих принципов организации рыночных отношений, определяющих стратегию и тактику поведения на рынке производителей, посредников и потребителей образовательных услуг [2].

В качестве объектов рынка образовательных услуг выступают: предлагаемые для обмена образовательные услуги, которые пользуются определенным спросом; характер рыночного обмена данными услугами (конкретные объекты обмена и экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); количественные параметры спроса и предложения образовательных услуг (границы рынка образовательных услуг и его сегментов); окружающая (маркетинговая) среда рынка образовательных услуг; тенденции изменения конъюнктуры этих услуг на отдельном сегменте и на рынке в целом; конкурентоспособность образовательных услуг [3; 9; 12].

В число объектов образовательного рынка следует включить и ассортимент образовательных услуг, так как наряду с главным критерием содержания, тематической направленностью (профилем) и специализацией образования здесь учитываются критерии глубины,  основательности, длительности оказания образовательных услуг, их широты, степени  фундаментальности, а также степени практической ориентации на решение проблем конкретных потребителей [9].

Структуризация рынка образовательных услуг предполагает выделение основных его  структурообразующих элементов по определенным признакам. Наиболее крупными структурообразующими элементами рынка образовательных услуг, выделенными по его сущностным признакам, являются производители образовательных услуг и конечные потребители этих услуг со сложной и многомерной совокупностью их потребностей и интересов [10, с. 48–49].

Существует деление производителей образовательных услуг по организационно-правовым формам образовательных организаций. По этому признаку выделяют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации. Такая классификация вызывает много споров [2–5; 7; 9; 12; 13]. Во-первых, применительно к производителям образовательных услуг она слишком условна, поскольку и те, и другие, и третьи образовательные организации по характеру своей деятельности ориентированы на решение одних и тех же государственных задач в сфере образования. Во-вторых, на практике такая классификация привела к неоправданному противопоставлению негосударственных образовательных организаций государственным, что спровоцировало недобросовестную конкуренцию между ними на рынке образовательных услуг.

В связи с этим более правильной, на наш взгляд, является структуризация рынка по группам производителей образовательных услуг на основе следующих признаков: состав учредителей, формы обучения, реализуемые образовательные программы, тип образовательной организации, статус образовательной организации (рис. 1).

Структуризация рынка образовательных услуг с точки зрения их предложения может быть осуществлена по тем же признакам, по которым выделялись группы производителей образовательных услуг. Но помимо такой структуризации интерес представляет деление рынка на группы образовательных услуг по параметрам, отражающим специфику их производства. По этим параметрам рынок образовательных услуг можно разделить на следующие части: образовательные услуги, производство которых оплачивается из федерального и местных бюджетов, из внебюджетных источников, непосредственно потребителем или его спонсором; образовательные услуги, цены на которые регулируются государством, и образовательные услуги, цены на которые формируются чисто рыночными механизмами; образовательные услуги, предназначенные для группы потребителей и для индивидуального потребителя [13, с. 40–42].

Такое деление необходимо для оценки предложения образовательных услуг на рынке, отслеживания тенденций его изменения, для определения стратегии поведения субъектов рыночных отношений. Это важно для производителей образовательных услуг в целях принятия правильных управленческих решений, укрепления позиций на рынке, установления потенциальных конкурентов, активизации спроса на свои образовательные услуги и т. д.

Для рынка образовательных услуг характерны следующие особенности:

1. Рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, задающих количественные и качественные параметры дисбаланса [9, с. 260–262]. На практике это завышенный выпуск специалистов по «модным» профессиям (юриспруденция, экономика, менеджмент, бухгалтерский учет, финансы и т. д.) в ущерб подготовке кадров для возрождающейся промышленности, социальной сферы и новых рыночных структур (рис. 2).

2. Большой временной лаг между возникновением спроса на специалистов того или иного профиля и периодом, когда этот спрос может быть удовлетворен.

По существующему сегодня контуру высшего образования это 3–5 лет, по программам МВА – 1,5–2 года. Скорость преобразований в экономике и соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышают имеющиеся сегодня адаптационные возможности рынка образовательных услуг [12, с. 18].

3. Спрос на рынке образовательных услуг имеет ярко выраженную региональную локализацию, т. е. большинство абитуриентов являются потребителями на региональном рынке образовательных услуг и большинство выпускников востребованы региональным рынком труда [3, с. 80–81].

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к образовательным учреждениям своего региона. Уровень доходов потребителей образовательных услуг не всегда позволяет им обеспечивать обучение и проживание в других регионах страны и за рубежом в период обучения [7, с. 519].

4. Сокращение спроса на услуги учреждений начального профессионального образования и, как следствие, сокращение их числа. Спрос на услуги начального профессионального образования крайне низок [2, с. 14–15]. В настоящее время около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, 57,4% готовы платить за него. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профессиональное образование ничтожно: если после 9-го класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся, то идти в техникум – 11%, а в ПТУ – только 5% [6, с. 252]. Очевидно, на планы подростков и их родителей относительно обучения в учреждениях начального профессионального образования влияет дальнейшее трудоустройство выпускников этих заведений. Отличительными особенностями представителей данной со циально-демографической группы является их низкая конкурентоспособность на рынке труда из-за отсутствия достаточной квалификации, производственного стажа и практического опыта работы [1; 9, с. 260].

5. Одна из особенностей, характеризующих ситуацию на рынке образовательных услуг, – массовизация высшего образования [3, с. 82–83]. Если в 1970–1980-е гг. численность студентов вузов в стране находилась в пределах 3–7% населения, а число учреждений высшего профессионального образования достигало 450–500, то с начала 2000-х гг. число вузов двукратно увеличилось (не считая открытия многочисленных филиалов), а количество студентов возросло в 1,77 раза (табл. 2).

Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, которую демонстрируют все возрастные, профессиональные, региональные группы и группы с разным уровнем дохода. Необходимость наличия диплома о высшем образовании в основном диктуют работодатели. Высшее образование – один из основных критериев, по которым рассматривается претендент на ту или иную должность. В 95% случаев работодатель требует наличия диплома о высшем образовании. Образовательная система приобрела черты рыночной: с каждым годом  растет спрос со стороны абитуриентов, вузы торопятся ответить предложением [12].

6. Снижение количества потенциальных потребителей образовательных услуг в связи с негативными демографическими процессами в стране. С середины 80-х гг. прошлого столетия наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости, что сказывается на численности потенциального контингента выпускников. Уже сегодня образовательные учреждения ощущают сокращение потока абитуриентов в связи с падением рождаемости. Через несколько лет дефицит студентов станет особенно заметным [7, с. 521]. Демографическая ситуация в стране способствует повышению качественного уровня образовательных услуг. Как следствие, следует ожидать повышения конкурентной борьбы между вузами.

7. Доминирующая особенность современного рынка образовательных услуг – сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространство [7, с. 521–522].

Отражением процесса интеграции является сотрудничество образовательных организаций и национальных образовательных систем в выработке единых стандартов качества и единиц измерения учебной нагрузки. В настоящее время в российских вузах идет процесс освоения условий Болонской декларации. Россия взяла на себя обязательства к 2010 г. ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру). В структуре российского высшего образования наибольшее распространение получили две степени квалификации: бакалавр и специалист (табл. 3) – в противовес магистратуре, которая недостаточно популярна, возможно, из-за невостребованности магистров рынком труда [9, с. 260].

8. Основная качественная особенность спросовых параметров на рынке образовательных услуг – формирование качественно нового спроса на систему непрерывного специализированного среднего (лицей), довузовского средне-0специального (колледж), вузовского, а также дополнительного, послевузовского, образования на базе единого университетского комплекса [3, с. 84].

9. Значительной особенностью, формирующей современный рынок образовательных услуг, является не так давно появившееся направление – дистанционное обучение [10, с. 29–31]. Оно представляется одной из самых перспективных форм развития образовательных услуг, дающей возможность получить желаемое образование, не выходя из дома. Дистанционное обучение позволяет сделать услуги качественного образования более доступными и открывает новые перспективы как для потребителей, так и для продавцов.

10. Специфическая особенность российского рынка образовательных услуг – зависимость от государства. До 1998 г. бюджет системы образования формировался и исполнялся постатейно. То есть бюджетные ассигнования отрасли определялись разветвленностью сети, штатами, уровнем материально-технического оснащения и только косвенно зависели от числа учащихся. Сейчас бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника. Изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к здоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает в конечном счете то, где выше качество предлагаемых услуг [2, с. 13–15]. Таким образом, государство стимулирует конкурентную борьбу между образовательными учреждениями, что должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг.

11. Рост монополизации рынка образовательных услуг и, как следствие, увеличение цен на данный вид услуг. Наряду с вузами-монополистами в области образовательных услуг, использующими присущий их статусу механизм ценообразования, существуют и образовательные учреждения, действующие на олигопольном рынке и на рынке монополистической конкуренции. Примером вузов, действующих на олигопольном рынке, являются юридические образовательные учреждения страны. Цены на данном рынке ориентируются на цены лидера и варьируются в определенных пределах. Сейчас стоимость обучения в вузах колеблется от 18 тыс. до 300 тыс. руб. в семестр [8, с. 87–89].

В целом взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, еще находится в стадии формирования.

Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами, продавец же не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.

Используемые источники
1. Березин И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг: [Электронный ресурс] // Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг». – Режим доступа: URL: marketing.spb.ru/conf/2002–01-edu/
2. Бурденко Е.В. Рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике: автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2004. – 22 с.
3. Кузнецова И.В., Сакиев Э.Е. Маркетинговый анализ ситуации на рынке образовательных услуг // Методы и оценки в управлении социальными и экономическими процессами. – Ростов-н/Д, 2003. – С. 79–85.
4. Остапченко В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования // Молодежь, образование, рынок. – 1992. – С. 83–92.
5. Полянских Т.А. Развитие локального рынка образовательных услуг малого города: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Волгоград, 2007. – 26 с.
6. Российский статистический ежегодник 2010: стат. сб. / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). – М., 2011. – 795 c.
7. Старовойтова Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Научные записки. – 2009. – № 2. – С. 519–522.
8. Степанова Т.Е. Анализ проблем ценообразования на рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. – 2004. – № 8. – С. 85–90.
9. Ушакова М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 5. – С. 254–265.
10. Фокина О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг: дис. … канд. экон. наук. – М., 1998. – 148 с.
11. Хаширов О.А. Предпринимательство в сфере услуг. – СПб., 1993. – 113 с.
12. Чубарова О.И. Исследование рынка образовательных услуг//Менеджмент и маркетинг в системе рыночных отношений. – Барнаул, 2002. – Вып. 2. – С. 17–19.
13. Шумов Ю.А., Кедровская Л.Г. Рынок: структура и характеристика. – М., 2002. – 60 с.


09.01.2017

Также по этой теме: