Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2017
Митрофанова Т.Ю.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономики
Рязанского филиала Московского государственного института культуры
В статье констатируется, что в организациях культуры специальное событие рассматривается только в рамках досуговой, просветительской, воспитательной функций, но не как эффективный маркетинговый инструмент. Автор делает вывод об упущенных возможностях организаций культуры в области использования ивент-маркетинга и предлагает подход к оценке затрат на проведение событийных акций.
В статье рассмотрены примеры специальных событий, реализуемых организациями культуры Рязанской области, одной из задач проведения которых, по мнению автора, было формирование потребительской лояльности.
Современная организация социально-культурной сферы функционирует и развивается в новой высококонкурентной реальности. При этом конкурентная среда определяется не только совокупностью различных традиционных культурно-образовательных организаций, таких как: дома творчества, театры, музеи, галереи, библиотеки и др., но и всей отраслью развлечений и досуга, в том числе: торгово-развлекательными и спортивно-зрелищными комплексами, оздоровительными и эстетическими центрами, туристическими фирмами, ресторанами и ночными клубами. Порожденные рынком и вскормленные обществом потребления именно эти досуговые организации занимают свободное время и сильно ограниченные кризисом финансовые средства современного россиянина. Раньше люди встречались, знакомились и даже влюблялись на публичных лекциях, выставках, литературных и творческих вечерах и других культурно-познавательных мероприятиях.
Это был не только культурный досуг, это было духовно-эмоциональное развитие человека. Сегодня свои выходные и праздничные дни люди, как правило, проводят на распродажах в торговых центрах, в спорт-барах, в западных ресторанах быстрого питания, в салонах красоты, в фитнес-центрах и в других модных местах, где можно легко потратить деньги, приобретая материальные блага и приобщаясь к новой парадигме растущего потребления. Это новый и уже ставший популярным досуг, который почти не затрагивает душу, а в лучшем случае развивает тело, быт, гардероб и гастрономические вкусы современного россиянина.
Умение заинтересовать, привлечь и удержать потребителя культурно-досуговых услуг является профессиональной компетенцией, которой владеет персонал организации культуры – культурно-творческие работники и коллективы. Осуществляя творческо-производственный процесс, включающий в себя выявление, сохранение, распространение, создание и освоение культурных ценностей и предоставление населению культурных благ и услуг, профессионалы в области культуры, сами не всегда осознавая, используют такие маркетинговые методы работы с потребителем, как развлечение покупателя и его мотивации.
Таким образом, для новоиспеченных российских «капиталистов» культурно-воспитательные акции (события) стали способом проникновения на рынок, средством продвижения производимой ими продукции и роста прибыли [1, с. 179].
Во многих торгово-развлекательных центрах работают специалисты социально-культурного досуга, которые организуют праздники, тематические встречи, выставки, детские утренники и многое другое, что ранее осуществляли различные типы культурно-просветительских и театрально-зрелищных учреждений (клубы, культурно-досуговые центры и комплексы, дома культуры, музеи, театры, библиотеки, филармонии, цирки). Например, просмотр кинофильмов на больших экранах в кинозалах снова стал одним из любимых развлечений россиян. Однако кинотеатр как отдельный вид организации культуры практически исчез из российской кинопрокатной практики. Современные кинозалы открываются в крупных торговых центрах, предлагая потребителям совмещать просмотр киноновинок и посещение магазинов.
Таким образом, постоянный посетитель торгово-развлекательного центра получает положительные эмоции и впечатления, организует отдых детей, иногда даже просвещается в области литературы, живописи, музыки, приобщается к физкультуре и… делает, делает покупки товаров в магазинах, расположенных на данной торгово-развлекательной площадке. Можно сказать, что формируется устойчивая потребительская лояльность к данному торговому месту, переходящая в семейную традицию проведения свободного времени.
Получается, что потребитель, искренне стремясь «культурно» отдыхать, идет за досугом и просвещением не в дом культуры или аналогичную организацию социально-культурной сферы, а в торгово-развлекательный центр. Возникает институциональная проблема: организации сферы культуры теряют своего потребителя не из-за его нежелания потреблять социально-культурные услуги, а потому что торговый бизнес научился массово и красиво предоставлять потребителям их культурные запросы.
Сокращение объема бюджетного финансирования всей сферы культуры, снижение покупательной способности населения и многие другие факторы ухудшают материально-экономическую ситуацию, в которой функционируют организации культуры, что создает значительные ограничения для развития социокультурной деятельности в России. Исходя из сложившейся ситуации, организациям культуры необходимо отстаивать свое первенство на рынке творческо-культурных и развлекательных услуг, применяя маркетинговые инструменты, основанные на социально-культурных технологиях.
Именно одним из таких творческо-массовых методов, направленных на повышение осведомленности и заинтересованности потребителей в социально-культурных услугах, является проведение специально организованных пиар-акций или специальных событий.
Специальное событие (special event), или специальное мероприятие, – инструмент маркетинга и пиара по продвижению организации или ее продукта (в том числе и социально-культурной услуги) через проведение интересных или новаторских мероприятий, в ходе которых осуществляется контакт со специально приглашенной аудиторией и демонстрируются конкурентные преимущества организации или ее продукта [2].
Понятие специального события может иметь более широкое толкование, а именно это – явление общественной жизни, организуемое с целью привлечь внимание конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства [3, с. 12].
Использование в деятельности учреждений культуры специальных маркетинговых мероприятий (специальных событий) позволяет реализовывать функции воспитания, просвещения, информирования, привлечения потребителей и др., что в совокупности создает синергетический эффект, направленный на дальнейшее развитие устойчивой потребительской лояльности к организации культуры и ее услугам.
В маркетинговой науке термин «лояльность» относится к потребителю и означает создание долгосрочных отношений компании с потребителем, когда последний хорошо относится к товару, бренду или организации и становится постоянным и верным покупателем ее товаров или услуг, что способствует получению дополнительного дохода для фирмы.
Понятие «лояльность» не является однозначным и не имеет четкого определения, различные исследователи по-разному описывают и оценивают данный феномен.
Слово «лояльность» происходит от английского слова loyal, которое в переводе означает – верный, преданный. Лояльность согласно толковому словарю С.И. Ожегова – благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо [4, с. 333].
Сегодня проблема формирования, сохранения и укрепления лояльности потребителей находится в центре внимания маркетологов, так как является одной из важнейших задач современной концепции маркетинга – «маркетинга взаимоотношений».
Продолжительная лояльность формируется путем построения коммуникаций, основанных на положительных впечатлениях, успешном имидже, доверии. Специальное событие можно считать маркетинговым поводом для привлечения потребителей и эмоциональным посылом для формирования потребительской лояльности.
Именно обретение, а иногда возвращение потребительской лояльности в ходе реализации специальных событий является одной из важнейших маркетинговых стратегических задач для организаций культуры.
В зависимости от вида информационного повода специальные события можно разделить на два вида.
1. Календарные (традиционные) специальные события. Тематическая направленность таких коммуникационных акций может быть связана с реальными историческими, культурными событиями или знаменательными датами, такими как: традиционный праздник города, местности, историческая или торжественная дата, имя известного земляка и др.
Например, в Рязанской области ежегодно осенью в с. Константиново (на малой родине поэта) проводится Всероссийский поэтический праздник «В стране березового ситца», приуроченный ко дню рождения С.А. Есенина. Это не только мероприятие в области художественного слова, которое объединяет поклонников поэзии, но и дополнительный повод привлечь туристов в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Можно сказать, что это памятное культурное событие помимо основной цели – пропаганда духовной, национальной культуры – успешно решает маркетинговую задачу – создание дополнительного повода (стимула) для посещения музея любимого рязанского поэта.
На Рязанщине успешно организуются и другие культурно-исторические и спортивно-досуговые массовые мероприятия, которые могут быть названы календарными специальными событиями, например: ежегодный Межрегиональный исторический фестиваль «Битва на Воже» в с. Глебово-Городище Рыбновского района, Международный фестиваль гончаров в г. Скопине, Международный культурно-зрелищный спортивный фестиваль воздухоплавания «Небо России», Международный кузнечный фестиваль «Секреты средневековых кузнецов» в с. Истье Старожиловского района и др.
2. Инициированные (придуманные) специалистами в области пиара и маркетинга специальные события. Помимо громких, традиционных и ставших мегаизвестными специальных акций, в сфере культуры стали успешно реализовываться культурно-творческие ивент-мероприятия, информационный повод для проведения которых инициирован либо организаторами праздника (как правило, учреждением культуры), либо органами исполнительной власти, которые могут быть заказчиками мероприятия.
Организациям культуры в рамках развития своей маркетинговой деятельности необходимо расширять пул так называемых развлекательных событий или пиаракций. К развлекательным специальным мероприятиям относят различные тематические фестивали и праздники, творческие вечеринки, имиджевые поводы, праздники корпоративных героев и др., повод для проведения которых придуман или расширен специалистами в области пиара и маркетинга.
Рассмотрим такие специальные события, в ходе организации которых не только достигаются социально значимые цели, но и успешно реализуется маркетинговый подход в деятельности культурно-досуговых учреждений.
Например, в творческом арсенале современных организаций культуры нашли свое место различные флеш-мобы. Молодежь с удовольствием принимает участие в мероприятиях подобного рода. В 2013 г., в рамках проведения Года музеев в Рязанской области, были организованы флеш-мобы, направленные на популяризацию деятельности музеев среди молодежи. Так, в июле 2013 г. в г. Рязани состоялся флешмоб под названием «Есенин. Родина. Любовь». Студенты Рязанского филиала Московского государственного института культуры, актеры Рязанского государственного областного театра для детей и молодежи, режиссеры районных домов культуры
Рязанской области, рок-музыканты представили литературный перфоманс, основанный на произведениях Сергея Есенина. По завершении мероприятия участники дарили прохожим бумажные сердечки со стихами поэта и приглашением в музей-заповедник [5]. Таким образом, организаторы этой творческой акции, используя эффект неожиданности, зрелищности и вовлеченности, не только «окунули» рязанцев в лирику поэтического слова, вырвав из будничной реальности, что, конечно же, создало положительный эмоциональный настрой, но и выполнили маркетинговую задачу. Получив стихотворное сердечко как материализованное воспоминание об удивительных мгновениях, участники и зрители флеш-моба унесли с собой именно рекламную листовку (флаер) со всеми маркетинговыми атрибутами: контакты и время работы музея, перечень выставок и экскурсий, пропуск предъявителю на мероприятия музея. Получается, что социально-культурное действие стало успешной рекламной акцией, реализующей функции информирования, создания лояльного настроения, расширения целевой аудитории (участниками и зрителями стали молодые люди) и привлечения посетителей.
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново давно приобрел устойчивую потребительскую лояльность и всенародную любовь. Наиболее актуально проблема формирования потребительской лояльности стоит не перед организацией культуры, имеющей известный бренд, а перед региональными и местными организациями, деятельность которых может быть малозаметна, но очень важна для сохранения и развития культуры.
Так сложилось, что пословица: «А у нас в Рязани – грибы с глазами. Их едят, они глядят» – стала рязанским народным фольклорным брендом. Поразительно, но происхождение этой крылатой фразы не имеет научного объяснения. Однако образное выражение передается уже много лет из уст в уста и широкоизвестно даже за пределами Рязанской области. Но есть одно точное основание для существования этого рязанского «грибного чуда» – леса Рязанщины богаты грибами и «тихая охота» является одной из самых популярных форм отдыха рязанцев и гостей области.
Можно утверждать, что интерес и лояльность к данному виду массового досуга и ко всем его атрибутам сформированы у очень большого количества людей. Остается только воспользоваться созданной благоприятной маркетинговой ситуацией для проведения социально-культурного мероприятия.
Так, в рамках организации массового активного досуга населения и развития въездного туризма в Рязанской области в сентябре 2013 г. был проведен первый в истории Рязанского края фестиваль грибов «В Рязани – грибы с глазами». Организатором праздника стала администрация Рязанского района Рязанской области, а творческими исполнителями праздничной программы – студенты Рязанского филиала Московского государственного института культуры.
Фестиваль грибов «В Рязани – грибы с глазами» проходил в формате экопраздника для всей семьи в самом грибном месте Рязанского района – с. Ласково. Эти места с давних пор считаются самыми лучшими для сбора лесных даров. Увлекательное культурно-туристическое специальное событие включало: чемпионат по сбору грибов, театрализованное шоу-представление, игры, мастер-классы по изготовлению оберегов, конкурс на лучший логотип фестиваля, концертную программу, бесплатное посещение местных музеев, угощение блюдами из грибов и награждение победителей – лучших сборщиков лесных деликатесов. Праздник посетили жители Рязани, Рязанской области, Москвы, Подмосковья и соседних областей, т.е. потенциальные туристы Рязанского края. Досуговое грибное мероприятие имело успех и положительный отклик у общественности и у потребителей культурно-массовых услуг, о чем свидетельствовали статьи и репортажи в прессе, на радио и на телевидении, многочисленные обсуждения на специальных форумах и в социальных сетях [6]. То есть культурно-досуговая акция, как и прописано в учебниках по пиару и маркетингу, имела сильную постинформационную волну.
Пропаганда национальных традиций и бережного отношения к природе, повышение культуры семейного отдыха, пополнение знаний об экосистеме и народных праздниках, развитие культурно-туристического потенциала Рязанского края – вот основные цели проведения фестиваля, которые в совокупности формируют лояльную потребительскую среду к социально-культурным формам и методам проведения досуга. В настоящее время событийный грибной фестиваль стал ежегодным, очень популярным и расширяет свои как социально-культурные, так и маркетинговые задачи: увеличение числа посетителей, узнаваемость рязанского туристического бренда, доход от продажи тематических сувениров и продукции предприятий народно-художественных промыслов, вовлеченность в совместное проведение фестиваля различных организаций социально-культурной сферы, привлечение и мотивация потенциальных благотворителей.
Как правило, заказчиками специальных событий являются местные или областные органы исполнительной власти, такие как министерства, комитеты или отделы по культуре, финансируя их проведение через cоциально-творческие (социально-культурные) заказы. А исполнителями и получателями бюджетных средств – местные учреждения культуры или творческие коллективы, которые непосредственно проводят эти культурно-исторические массовые мероприятия. До последнего времени такое специальное событие, как организация мероприятий бюджетных и автономных учреждений в сфере культуры, было включено в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ и финансировалось заказчиком через субсидию из бюджета соответствующего уровня.
С 2017 г. деятельность по организации и проведению культурно-массовых мероприятий исключается из этого перечня и не может субсидироваться в рамках выполнения государственного или муниципального задания. Возникает противоречие: специальные события направлены на развитие и повышение маркетинговой эффективности деятельности учреждений социально-культурной сферы, но на их проведение учреждения культуры вынуждены быть просителями финансирования на местном, региональном или федеральном уровне.
Даже с учетом новых экономических реалий руководству учреждения культуры нельзя отказываться от проведения ивент-мероприятий. Необходимо уметь объективно обосновать расходы на организацию таких маркетинговых акций, т.е. владеть методикой подсчета стоимости специального события. Большинство российских учреждений культуры – муниципальные культурно-досуговые учреждения, расположенные в сельской местности. Многие из этих культурных организаций не имеют в своем штате бухгалтера или экономиста, и деятельность по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности передана в централизованные бухгалтерии, среди сотрудников которых нет специалистов в области оценки затрат на проведение специальных маркетинговых мероприятий. Но оплатить работу профессионалов – экспертов в данной области не позволяют сильно ограниченные бюджеты организаций культуры. Руководителю учреждения социально-культурной сферы нужно иметь представление и, как в афоризме «Сам себе режиссер», самому уметь проводить предварительную оценку возможных и реальных затрат на проведение ивет-мероприятий. При этом расчет должен базироваться на понятных и простых оцениваемых величинах, что позволит сделать его более прозрачным и реальным по соотношению затраты/результат.
Можно предложить следующий упрощенный расчет нормативных затрат на организацию специального маркетингового мероприятия в учреждениях культуры [7]. Суммарные затраты на проведение специального маркетингового события или нормативные затраты на организацию мероприятия складываются из затрат на его подготовку, проведение и, по возможности, оплату услуг приглашенных специалистов (или одного приглашенного специалиста).
В общем виде суммарные затраты на проведение одного ивент-мероприятия (специального события) можно рассчитать по следующей формуле:
где Ni – общая стоимость данного специального события, руб.;
Ii – затраты на подготовку данного специального события, руб.;
Mi – затраты на проведение данного специального события, руб.;
Si – затраты на оплату услуг приглашенного специалиста (аутсорсинг), руб.;
i – номер рассматриваемого специального события.
Необходимо произвести расчет каждого из слагаемых общей стоимости данного специального мероприятия (специального события).
Затраты на подготовку данного специального события учреждения культуры можно рассчитать следующим образом:
где Ii – затраты на подготовку данного специального события, руб.;
1Н – стоимость одного человеко-часа работы по подготовке данного специального мероприятия (только с учетом оплаты труда основного персонала, задействованного в процессе подготовки специального события), руб/чел.-ч;
Qi – количество сотрудников основного персонала учреждения культуры, непосредственно выполняющего работу по подготовке специального события, чел.;
t – время на подготовку специального события, ч;
i – номер рассматриваемого специального события.
Расходы на процесс проведения специального события в учреждении культуры предлагаем рассчитывать по следующей формуле:
где Mi – затраты на проведение данного специального события, руб.;
1Н – стоимость одного человеко-часа работы по проведению данного специального события (только с учетом оплаты труда основного персонала, задействованного в процессе проведения специального события, руб/чел.-ч;
Q – количество сотрудников основного персонала организации культуры, непосредственно выполняющего работу по проведению данного специального события, чел.;
h – длительность проведения данного специального события, ч;
i – номер рассматриваемого специального события.
Если для достижения особых творческих, воспитательных, просветительных или маркетинговых целей (в том числе и финансовых) проведения специального события необходимо пригласить сторонних специалистов (или одного стороннего специалиста), то расходы на оплату их услуг рассчитываются отдельно по следующей формуле:
где Si – затраты на оплату услуг приглашенного специалиста, руб.;
Р – количество привлеченных специалистов (при их наличии), чел.;
R – размер оплаты работы одного привлеченного специалиста, руб.;
i – вид (название) специального события.
Размер оплаты труда каждого привлеченного специалиста зависит от его квалификации, экономических возможностей учреждения культуры и других факторов, а трудовые отношения между учреждением культуры как заказчиком и специалистом как исполнителем оформляются договором возмездного оказания услуг (договором аутсорсинга). При необходимости привлечения нескольких сторонних исполнителей затраты на оплату их труда рекомендовано суммировать. Но в условиях ограниченности и экономии свободных финансовых ресурсов для многих учреждений культуры, особенно сельских и районных, практика привлечения сторонних специалистов не нашла большого развития, что, конечно же, снижает уровень и качество проведения мероприятия. Например, в сельских домах культуры специалисты социально-культурной деятельности выполняют все виды работ по подготовке и проведению специального мероприятия: создание и воплощение творческой идеи, разработка рекламной продукции, написание пресс-релиза, подготовка костюмов и декораций, поиск дополнительных источников финансирования (фандрейзинг) и многое другое.
Общая формула расчета нормативных затрат на организацию и проведение специальных событий будет иметь следующий вид:
где Ni – общая стоимость специального события, руб.
Рассмотрим пример расчета стоимости специального события в учреждении культуры, например стоимость организации новогоднего флеш-моба «Приглашение от Снегурочки», проводимого артистами районного дома культуры. В предновогодние дни группа молодых артистов дома культуры, одетых в тематические праздничные костюмы, поздравляет жителей своего района с любимым зимним праздником и дарит пригласительные буклеты на новогодние концерты и представления дома культуры. Все действие срежиссировано с использованием элементов неожиданности и удивления, т.е. зрителями и участниками специального мероприятия становятся случайные прохожие, пассажиры общественного транспорта, покупатели в магазинах или посетители других мест. Организаторы мероприятия удачно совмещают информационный и эмоциональный посыл флеш-моба и уже традиционно хорошее и ожидающее предновогоднего чуда настроение людей. Все это в совокупности порождает желание зрителей активно участвовать в мероприятии и продолжить общение с актерами уже в стенах дома культуры.
Как любое мероприятие, данное новогоднее специальное событие включает этап подготовки и этап проведения.
Подготовительный этап: разработка сценария, подготовка (реставрация, глажение) костюмов, разработка и печать дизайн-макета информационно-пригласительного буклета, репетиции.
Затраты на подготовку флеш-моба «Приглашение от Снегурочки» (Ii) рассчитаем по формуле (2). При этом нужно учитывать, что дополнительная нагрузка (работа) по подготовке специального мероприятии возложена именно на сотрудников основного персонала дома культуры, т.е. на конкретных артистов и художественного руководителя труппы. Следовательно, при оценке стоимости одного человеко-часа работы на этапе подготовки в расчет принимаются только дополнительные расходы на оплату их труда. Работа швеи-кастелянши, уборщиц репетиционного помещения, бухгалтеров и других сотрудников вспомогательного и административно-управленческого персонала носит каждодневный, обязательный характер в рамках выполнения требований должностных инструкций и не учитывается при расчете подготовительного этапа специального мероприятия.
Предположим (с учетом финансовых возможностей учреждения культуры и нового положения по оплате труда работников культуры [8]), что стоимость одного человеко-часа работы по подготовке специального мероприятия (1Н) составит 300 руб/чел.-ч; количество людей, непосредственно выполняющих работу по подготовке специального события (Q), – 4 человека (три штатных артиста и художественный руководитель – сценарист); время, затраченное на подготовку специального события (t), – два дня, т.е. 16 отработанных часов.
Таким образом, Ii = 300 × 4 × 16 = 19 200 руб.
То есть затраты на подготовку новогоднего флеш-моба составят 19 200 руб.
Затраты, потраченные на этапе исполнения или проведения флеш-моба, Mi рассчитаем по формуле (3).
Стоимость одного человеко-часа работы на этапе реализации специального мероприятия (1Н) также составит 300 руб/чел.-ч; время реализации или длительность проведения специального события (h) – четыре дня по 3 часа, т.е. 12 часов, а количество людей (ставок), непосредственно выполняющих работу по проведению специального мероприятии (Q), – 3 человека.
Таким образом, Mi = 300 × 3 × 12 = 10 800 руб., т.е. затраты на процесс реализации новогоднего специального события составят 10 800 руб.
Дополнительные расходы при подготовке этого новогоднего флеш-моба заложены на оплату труда дизайнера по компьютерной графике, который подготовит дизайн-макет информационно-пригласительного буклета, т.е. по формуле (4) рассчитаем расходы на оплату услуг приглашенного специалиста (Si). Стоимость его услуг за выполнение полного объема работ, или размер оплаты работы одного привлеченного специалиста (R), равна 5000 руб., а количество приглашенных дизайнеров (Р) – 1 человек.
Таким образом, Si = 5000 × 1 = 5000 руб., т.е. затраты на оплату услуг приглашенного дизайнера составят 5000 руб.
Для расчета суммарных затрат на ивент-мероприятие «Приглашение от Снегурочки» (Ni) воспользуемся формулой (1).
Ni = 19 200 + 10 800 + 5000 = 35 000 руб., т.е. общие затраты на подготовку (с учетом оплаты труда приглашенного специалиста) и реализацию данного специального предновогоднего мероприятия.
Для организации каждого конкретного специального мероприятия (события) необходимо проводить отдельный расчет, используя предложенные формулы и реальные показатели деятельности учреждения культуры. Предложенный подход к расчету стоимости специального мероприятия поможет руководству организации культуры обосновать затраты в рамках получения субсидии на иные цели или финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на подготовку и проведение специального события.
Вывод: персонал учреждений культуры в своей работе может успешно применять такую эффективную маркетинговую коммуникацию, как специальное событие, т.е. для организаций сферы культуры и искусства событийный маркетинг является важнейшим элементом профессиональной социально-культурной деятельности. В рамках проведения отчетных концертов, встреч со зрителями, дней открытых дверей, пресс-конференций, капустников потребители не только получают информацию о творческо-исполнительской деятельности организации, но и формируют свое эмоциональное отношение, свой положительный настрой и лояльность по отношению к организации культуры.
Специальное событие всегда направлено на формирование потребительской лояльности, так как обладает рядом неоспоримых преимуществ. Специальное событие – это всегда интересно, эмоционально, развлекательно, познавательно, активно, запоминающе. Специальное событие – это: семейный досуг, дружеское общение, приобщение к истории, природе, культуре, духовности. Это память счастливых моментов, из которых строится человеческая жизнь. И роль учреждений сферы культуры во всем этом огромна и неоспорима.
Используемые источники
1. Новаторов В.Е. Ивент-маркетинг как трендовая технология социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 2 (58). – С. 175–180.
2. Митрофанова Т.Ю. Создание имиджа организации социально-культурной сферы с помощью PUBLIC RELATIONS технологий // Культура и образование. – 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: vestnik-rzi.ru/2014/03/1532 (дата обращения: 20.10.2016).
3. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учеб. пособие [Текст] / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010. – 384 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Азбуковник, 2004. – 944 с.
5. Портал культуры и туризма Рязанской области [Электронный ресурс]. URL: kkt62.ru/news/museum/fleshmob-esenin-rodina-lyubov.html (дата обращения: 15.10.2016).
6. Грибной мир [Электронный ресурс]. URL: gribnoymir.ru/showthread.php?t = 75 (дата обращения: 15.10.2016).
7. Иванчина Е. Нормирование деятельности по организации мероприятий. Примеры расчетов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: e.rukulturi.ru/article.aspx?aid = 503372#01 (дата обращения: 20.10.2016).
8. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 26.08.2016 № 1947 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры, искусства, образования и науки, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2016 № 43774) [Электронный ресурс]. URL: publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201609260028 (дата обращения: 07.11.2016).