Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2003
д.э.н., профессор,
зав. кафедрой менеджмента в социальной сфере МГУС
Христофорова И.В.,
к.э.н., доцент,
зав. кафедрой маркетинга и рекламы МГУС
Теория и практика сегментирования не рассматривают в качестве критерия сегментирования общность нахождения потребителей в одном месте работы или учебы. По нашему мнению, выделенный критерий в наибольшей степени близок к географическому фактору. Объединяющим фактором, формирующим сходство по потреблению и нормативно-ценностным представлениям, является микросреда социализации, а также духовные ценности. То, что такая связь во многих случаях существует и часто очень сильно проявляется, замечено как социологами, так и статистиками. Это явление иногда называют «принципом близости». Близость каким-то образом «делает» элементы похожими, или «притягивает» в чем-то похожие элементы. Сказанное в полной мере относится к нахождению индивидуумов в одном месте учебы или работы, которых можно рассматривать в качестве целевого рынка.
Данный целевой рынок в общем виде отвечает классическим определениям, однако имеет ряд особенностей, в частности, он ограничен контингентом потребителей, находящихся на учебе или работе. В связи с этим мы предлагаем назвать его «внутренним» целевым рынком и определить следующим образом: «индивидуумы, находящиеся на месте работы или учебы, являются внутренним целевым рынком, т.к. они — совокупность покупателей товаров и потребителей услуг, имеющая одинаковые нужды».
В нашем исследовании мы остановились на изучении внутреннего целевого рынка вуза. Товары и услуги, реализуемые на этом рынке, имеют ряд специфических экономических и социальных характеристик. Во-первых, они имеют более низкие цены, что будет подробно рассмотрено ниже. Во-вторых, ассортимент ограничен возникающими в процессе учебы или работы потребностями и этическими принципами вуза (например, запрет на продажу алкогольной продукции, табачных изделий).
Классический маркетинг выдвигает ряд требований к целевому рынку, которые были проанализированы с позиции возможности их выполнения на внутреннем целевом рынке вуза (табл. 1).
Таблица 1
Требования к целевому рынку при сегментировании
Требования к целевому рынку |
Выполнение возможно | Выполнение невозможно | Выполнение проблематично | Примечание |
Прибыльность | + | Уровень рентабельности ограничен | ||
Объем продаж | + | Объем продаж ограничен | ||
Рост продаж | + | Объем продаж статичен | ||
Отсутствие конкурентов | + | Конкуренты присутствуют вне целевого рынка | ||
Отсутствие товаров-заменителей | + | Товары - заменители присутствуют вне целевого рынка | ||
Высокая покупательная способность потребителей | + | Низкий уровень доходов сотрудников ВУЗов и студентов | ||
Отсутствие "сильной" позиции потребителей | + | Потребители тесно связаны между собой "принцип близости" |
Выбор целевого рынка осуществляется исходя из задачи увеличения сбыта. В известных схемах и методиках сегментирования этап оценки размера сегмента присутствует как обязательный. На наш взгляд, в случае с внутренним целевым рынком вуза такой подход неправомерен.
В этом случае необходимо говорить об особом типе рынка, который несет в себе еще и социальную составляющую. Это связано с тем, что у индивидуумов, которые были объединены в единый целевой рынок, имеется значительная потребность в ряде товаров и услуг вне зависимости от возможности предоставления этих товаров и оказании услуг на коммерческих условиях.
Согласно теории частных, смешанных и общественных благ мы имеем дело с элементами общественных благ, которые должны быть предоставлены потребителю с помощью государства или его представителей. Возникает вопрос о возможности или правомерности отнесения внутреннего целевого рынка вузов к рынку государственных учреждений.
По мнению ряда ученых (А.П. Панкрухина1, А.П. Егоршина2, О.В. Сагиновой3 и других), с которым нельзя не согласиться, к функции вуза относится создание комфортных условий получения знаний и работы со студентами.
Какова же роль государства в обеспечении этих функций? В отечественных условиях, отказавшись от традиционных для нашей страны централизованных, «патерналистских» методов и форм управления образованием, государство наряду с другими функциями следит за соблюдением определенных норм и нормативов, регламентирующих образовательную деятельность и комфортность их получения.
Нормативы обеспеченности высших учебных заведений объектами сферы услуг характеризуются следующими особенностями. Во-первых, в настоящее время нормативная база разработана для физкультурно-спортивных сооружений, зрелищно-клубных помещений, предприятий общественного питания, помещений для медицинского обслуживания. Эти нормативы по своей сути предназначены для проектирования вузов и являются нижним пределом развития социальной инфраструктуры. Для того, чтобы проводить оценку уровня развития социальной инфраструктуры, этих показателей недостаточно. На наш взгляд, нормативная база может быть дополнена, в первую очередь, нормативами кадрового обеспечения учреждений социальной инфраструктуры. Во-вторых, существующие нормативы площадей, посадочных мест в объектах, оказывающих услуги, рекомендуется переработать с учетом не только студентов дневного отделения, но и всех обучающихся (докторантов, аспирантов, стажеров, слушателей системы повышения квалификации) и работающих в вузе. В-третьих, целесообразно иметь нормативы, определяющие развитие ресурсной (материально-технической) базы социальной инфраструктуры.
Вышесказанное подтверждает то, что целевой рынок вузов является одновременно рынком государственных учреждений. Однако в настоящий момент среди вузов присутствует сегмент негосударственных образовательных учреждений (табл. 2.)
Таблица 2
Структура вузов в РФ4
Вид ВУЗа | Количество (ед.) | % |
Государственные | 633 | 56 |
Государственные субъектов федерации | 18 | 1 |
Муниципальные | 14 | 1 |
Негосударственные | 471 | 42 |
Итого | 1136 | 100 |
Негосударственные образовательные учреждения, не являясь субъектами рынка государственных учреждений, в то же время подчиняются нормам и нормативам, которые государство устанавливает для всех вузов РФ. Кроме того, мотивом (как и для государственных вузов) развития в вузе сферы обслуживания для них является повышение привлекательности и комплексности предоставления условий получения образования и привлечение высококлассных специалистов для работы со студентами (рис. 1).
Рис. 1. Взаимоотношения субъектов рынка образовательных услуг
В этой связи, необходимо ввести, применительно к услугам вузов, понятия «основные услуги» и «сопутствующие услуги» (рис. 2).
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что внутренний целевой рынок потребителей товаров и услуг в вузе имеет целый ряд особенностей, которые требуют применения к нему категорий социального маркетинга.
Рис. 2. Образовательные услуги и их окружение
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов5: различия между сегментами, сходства потребителей, большой величины сегмента, измеримости характеристик потребителей, достижимости потребителей6.
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом. В нашем случае сотрудники и студенты вузов отличаются от других потребителей тем, что большую часть времени проводят на одной территории, в абсолютном большинстве имеют высшее образование или стремятся к нему, в настоящем или будущем принадлежат к определенной отрасли хозяйства и еще по ряду признаков.
Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Этот принцип выражается в том, что сотрудники и студенты вузов вынуждены потреблять определенные товары и услуги по месту их работы или учебы.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия.
В настоящее время в РФ работает 1136 вуза и 2003 филиала вузов. В них в 2002 г. обучалось 5,1 млн. студентов. Профессорско-преподавательский состав — 260 тыс. человек. Государственные вузы, как правило, обучают большое количество студентов (больше 3000 человек). Негосударственные вузы значительно различаются по размерам: в 61% этих вузов обучается менее 500 студентов, 16% — от 500 до 1000, 18% — от 1000 до 5000, 3% — от 5000 до 10 000 и 2% — больше 10 000 студентов7.
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип легко выполним в вузе, так как потребители сконцентрированы на одной территории. Кроме того, они имеют достаточно свободный график работы и учебы, высокую социальную активность — получение обратной связи от них не составит труда.
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей в вузе обусловлена не только наличием своих газет и прочих средств массовой информации — собственного радио и телевидения, собственных Интернет-страниц в ряде особо известных вузов — но и концентрированностью потребителей в одном месте и значительной коммуникабельностью этого сообщества.
В исследовании было проведено выделение целевых сегментов вуза. Результаты показаны на рис. 3.
Рис. 3. Целевые сегменты вуза
Под руководством авторов студентами и аспирантами Московского государственного университета сервиса были собраны данные о современном состоянии сферы обслуживания вузов и ее соответствии нормативным требованиям по следующим составляющим — торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, медицинское обслуживание, дополнительные образовательные услуги, услуги досуга, спортивно-оздоровительные услуги, услуги туризма. Анализ проводился в 10 вузах Московского региона: Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма, Московском государственном университете инженерной экологии, Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном строительном университете, Московском государственном университете геодезии и картографии, Московском государственном университете сервиса, Московском авиационном институте, Государственном университете управления им. С. Орджоникидзе. В ходе исследования для получения первичной информации использовались методы опроса и наблюдения. Было опрошено 997 респондентов и заполнено 10 карт наблюдения — по одной в каждом вузе.
Анализ результатов маркетингового исследования, позволил определить уровень удовлетворения потребностей в товарах и услугах, имеющихся в вузах, и уровень потребностей в товарах и услугах, не входящих в ассортимент, но которые, по мнению сотрудников и студентов, должны присутствовать в вузе (табл. 3). Обобщая данные анализа потребностей целевых сегментов, можно рекомендовать вузам следующую структуру сферы обслуживания вуза (табл. 4).
Таблица 3
Наличие сервисных услуг в учебных корпусах и общежитиях вузов
№ п/п | Вид обслуживания | Учебный корпус | Общежития | |||
Процент ВУЗов, имеющих определенный вид обслуживания | Процент потребителей, пользующихся услугами | Процент потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент | Процент ВУЗов, имеющих определенный вид обслуживания | Процент потребителей, желающих увеличить частоту потребления имеющихся услуг или расширить ассортимент | ||
1. | Общественное питание, в том числе | |||||
1.1. | Столовые | 70 | 45 | 21 | — | 48 |
1.2. | Буфет | 65 | 23 | 50 | — | — |
1.3. | Кафе | 44 | 15 | 10 | — | — |
1.4. | Бар | 33 | 25 | 16 | — | — |
2. | Торговля, в том числе | — | — | |||
2.1. | Продукты питания | 100 | 50 | 22 | 59 | |
2.2. | Канцелярские товары | 100 | 37 | 34 | — | — |
2.3. | Книги | 100 | 25 | 19 | — | — |
2.4. | Парфюмерно-косметические товары | 11 | 11 | 34 | — | — |
2.5. | Фототовары | 10 | 19 | — | — | — |
2.6 | Цветы | 10 | — | 5 | — | — |
2.7. | Средства связи | 22 | 50 | - | — | — |
3. | Автотранспорт к/от вуза | 12 | 81 | 40 | — | — |
4. | Автостоянка | — | — | 10 | — | — |
5. |
Услуги связи, в том числе |
— | — | |||
5.1. | Городской телефон | 22 | 24 | — | 9 | |
5.2. | Междугородний телефон | 10 | 4 | 8 | — | 5 |
6. | Прокат видео кассет | 55 | 40 | 34 | — | — |
7. |
Бытовые услуги, в том числе |
|||||
7.1. | Прокат бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры | — | — | — | — | 45 |
7.2. | Парикмахерские услуги | 66 | 36 | 16 | — | 22 |
7.3. | Маникюр | — | — | 18 | — | — |
7.4. | Педикюр | — | — | — | — | |
7.5. | Ремонт обуви | 24 | 2 | — | — | |
7.6. | Ремонт одежды | — | — | — | — | |
7.7. | Ремонт бытовой техники | 9 | 3 | — | 66 | |
7.8. | Ремонт радио-электронной аппаратуры | 9 | 3 | — | 66 | |
7.9. | Фотоуслуги | 88 | 37 | 25 | — | — |
7.10 | Услуги химчисток | — | — | — | — | 30 |
7.11. | Ломбард | — | — | — | ||
7.12. | Услуги прачечных | 10 | 58 | — | 58 | 56 |
7.13. | Металлоремонт | 8 | 42 | 10 | — | — |
8.1. | Спортивно-оздоровительные услуги | 88 | 60 | — | — | — |
8.2 | Тренажерный зал | 44 | 25 | 28 | - | 41 |
9. | Стоматологические услуги | 100 | 30 | 42 | 11 | 30 |
10. | Диагностические услуги | — | — | 20 | ||
11. | Массаж | — | — | 25 | ||
12. | Туристские услуги | 33 | 37 | 37 | ||
13. | Экскурсионное обслуживание | 22 | 28 | 43 | ||
14. | Консультационные услуги, в том числе | |||||
14.1. | Юридические | 8 | 7 | 9 | ||
14.2. | Психологические | 5 | 2 | 2 | ||
15. | Дополнительное образование | |||||
15.1. | Обучение вождению автотранспорта | 44 | 26 | 10 | ||
15.2. | Курсы иностранных языков | 66 | 36 | — | ||
15.3. | Компьютерные курсы | 33 | 34 | |||
16. | Услуги ксерокопирования | 100 | 73 | — |
Таблица 4
Структура сервисного комплекса
Вид услуги | Место предоставления услуги | |
в общежитии | в учебном корпусе | |
1. Столовая | + | + |
2. Буфет | + | |
3. Кафе | + | |
4. Продажа продуктов питания | + | + |
5. Продажа канцелярских товаров | + | |
6. Продажа книг | + | |
7. Продажа парфюмерно-косметических товаров | + | |
8. Прокат видеокассет | + | |
9. Прокат бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, спортинвентаря | + | |
10. Парикмахерские услуги | + | + |
11. Маникюр | + | |
12. Ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры | + | |
13. Фотоуслуги | + | |
14. Услуги химической чистки | + | |
15. Услуги прачечных | + | |
16. Услуги тренажерного зала | + | + |
17. Спортивно-оздоровительные услуги | + | |
18. Стоматологические услуги | + | + |
19. Туристские услуги | + | |
20. Экскурсионные услуги | + | |
21. Обучение вождению автомобиля | + | |
22. Курсы иностранных языков | + | |
23. Ксерокопирование | + |
При решении вопроса о развитии сервисного комплекса вуза необходимо проведение маркетингового исследования. Его основная цель — выявление потребностей в сервисных услугах. Для этого была разработана методика, которая позволяет провести анализ и оценку состояния этой сферы и, следовательно, обеспечивает возможность научно обоснованного планирования ее развития. Проводимое маркетинговое исследование должно выявить тенденции развития сервисных услуг, дать оценку сложившейся ситуации и прогноз развития спроса, определить емкость рынка каждого вида услуг, входящих в сферу услуг.
Ниже приведены отдельные позиции разработанной методики.
Информационная база маркетингового исследования складывается из следующих компонентов:
- обязательная отчетность по ряду нормативных показателей, оцениваемая в ходе аттестации и аккредитации вуза;
- единовременные обследования (торговые переписи, сплошные, выборочные обследования) объектов сферы обслуживания по кругу показателей;
- информация, полученная в ходе обследований потенциальных потребителей услуг;
- данные экспертных оценок административно-хозяйственного персонала и работников вуза.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление целевых сегментов и их потребностей в услугах, предоставляемых на территории вуза, а также потребительских предпочтениях каждого сегмента, оценка емкости сегментов и перспектив развития спроса на целевых сегментах;
- оценка удовлетворенности потребностей в обслуживании представителей каждого из сегментов, выявление неудовлетворенных потребностей и причин их существования, выбор предпочтительных способов получения информации для каждого сегмента;
- определение структуры существующего сервисного комплекса и анализ возможных направлений развития.
В ходе исследования используется несколько методов сбора информации, которые применяются на определенных этапах, осуществляемых последовательно и/или параллельно (рис. 4):
- кабинетные исследования;
- опрос студентов различных форм обучения;
- опрос профессорско-преподавательского, административного и хозяйственного состава вуза;
- интервьюирование персонала сервисного комплекса вуза;
- фокус-группа по каждому из выделенных сегментов.
Рис. 4. Этапы исследования
В ходе первого этапа — кабинетного исследования — осуществляется сбор и обработка вторичной информации, полученной из внутренних и внешних источников.
Кабинетное исследование проводится по двум направлениям:
- Оценивается обеспеченность вуза необходимыми элементами сервисного комплекса в соответствии с нормативами.
- Выявляется численность потенциальных клиентов сервисного комплекса и проводится сегментирование с последующей оценкой емкости и привлекательности каждого из сегментов.
Проведение второго этапа — полевого исследования — предполагает организацию опросов учащихся, персонала вуза и интервьюирование сотрудников и руководителей объектов сервисного комплекса.
В ходе анкетирования выявляются следующие параметры:
- Виды услуг, оказываемых сервисным комплексом вуза (определение структуры фактического спроса).
- Определение частоты фактического потребления услуг (оценка уровня фактического спроса).
- Оценка желаемого потребления услуг (оценка уровня потенциального спроса).
- Выявление причин существования неудовлетворенного спроса.
- Определение направлений развития сервисного комплекса вуза.
В ходе проведения опроса интервьюеры формируют фокус-группы, привлекая участников, отвечающих необходимым критериям (см. таблицу 5).
Группа респондентов |
Критерии | ||
сегмент | место проживания | структура | |
1 фокус-группа | работники ВУЗа | не имеет значения | мужчины/женщины (согласно среднему гентерному распределению в ВУЗе среди работников), представители разных возрастных групп |
2 фокус-группа | студенты дневной формы обучения | проживающие в общежитии | мужчины/женщины (согласно среднему гентерному распределению в ВУЗе среди студентов), необходимо наличие по 2 представителя каждого курса и разных уровней дохода |
3 фокус-группа | студенты дневной формы обучения | не проживающие в общежитии | — « — |
4 фокус-группа | студенты заочной формы обучения | проживающие и не проживающие в общежитиях | — « — |
По итогам опроса студентов и сотрудников вуза подготавливается отчет, дающий оценку уровня существующего и потенциального спроса.
Опрос работников сервисного комплекса позволит выявить основные проблемы его развития. Для этого опроса необходимо подготовить структуру интервью, возможна подготовка специальных форм для фиксирования необходимой информации.
Следующий этап — фокус-группа — позволит выявить направления (виды услуг), которые не вошли в существующий сервисный комплекс, определить факторы, определяющие потребительское поведение представителей разных сегментов, оценить удовлетворенность существующими формами обслуживания, оценить качество работы объектов сервисного комплекса и т.п.
На фокус-группе могут быть выявлены:
- критерии выбора торговых точек для совершения покупки и различных сервисных пунктов для обслуживания;
- алгоритм принятия решения о покупке или обслуживании в определенном месте: формирование мотивации, решающие факторы для принятия решения;
- чувствительность к изменению цен, ассортимента, сервиса.
В фокус-группу набираются представители, являющиеся активными пользователями услуг сервисного комплекса.
По каждому этапу исследования составляется отчет. По реализации всего проекта исследования формируется окончательный (обобщенный) отчет и делаются выводы.
Проведенное исследование показало необходимость развития сервисных комплексов в вузах в целях улучшения качества предоставления образовательных услуг, повышения конкурентоспособности вузов, улучшения условий труда сотрудников и преподавателей. Кроме того, это создаст условия для привлечения студентов к работе в сервисных комплексах на условиях неполного рабочего дня, что соответствует концепции доступности образования для всех слоев общества.
Литература
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов — М.: «Финпресс», 2002.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / 2-е изд. — М.: «Финпресс», 2000.
- Егоршин А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) // Высшее образование в России. — 2000. — № 4.
- Егоршин А.П. Стратегия развития образования в XXI веке: Научный доклад. — Н. Новгород: НИМБ. — 2000.
- Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран запада)», Вена, 2002.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: «Интерпракс», 1995.
- Попов Е.В. Сегментация рынка// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 2.
- Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №1.
1 Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 1995.
2 Егоршин А.П. Стратегия развития образования в XXI веке: Научный доклад. — Н.Новгород: НИМБ. — 2000.
3 Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — №1.
4 Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран Запада)», Вена, 2002.
5 Попов Е. В. Сегментация рынка// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 2.
6 В литературе по маркетингу обычно используется термин «критерии успешности (эффективности) сегментирования» (Примечание гл. редактора).
7 Материалы Международного семинара «Факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтинга вузов (опыт развитых стран запада)» Вена, 2002.