Маркетинг в сфере образования


Статья посвящена проблеме потребительского выбора совокупного инновационного образовательного продукта кластера с высокой добавленной стоимостью в области лесного дела. Рассматриваются маркетинговые подходы потребительского выбора, а также структура инновационного образовательного продукта и его ценностные потребительские эффекты, основные принципы и задачи создания инновационного продукта, многосложные функции инновационного кластера. Предложена модель оценки совокупной потребительской ценности инновационного образовательного продукта.

В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон.

По мере усложнения рыночной среды и роста конкуренции возрастает уровень требований к профессиональной квалификации специалистов, их знаниям в области систем, процесса и политики маркетинга и менеджмента.

Теория и практика сегментирования не рассматривают в качестве критерия сегментирования общность нахождения потребителей в одном месте работы или учебы. По нашему мнению, выделенный критерий в наибольшей степени близок к географическому фактору. Объединяющим фактором, формирующим сходство по потреблению и нормативно-ценностным представлениям, является микросреда социализации, а также духовные ценности. То, что такая связь во многих случаях существует и часто очень сильно проявляется, замечено как социологами, так и статистиками. Это явление иногда называют «принципом близости». Близость каким-то образом «делает» элементы похожими, или «притягивает» в чем-то похожие элементы. Сказанное в полной мере относится к нахождению индивидуумов в одном месте учебы или работы, которых можно рассматривать в качестве целевого рынка.