Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2003
начальник отдела маркетинговых исследований РАЦ «Виртуоз»
Статья основана на выдержках из отчета по результатам медиа-исследования, проведенного в феврале 2003 года в городе Уфе отделом маркетинговых исследований Рекламно-аналитического центра «Виртуоз».
Цель исследования: проанализировать и измерить качественные и количественные характеристики аудиторий различных телеканалов, вещающих на территории Уфы.
Задачи исследования:
1) определить объемы постоянной, временной и общей аудитории телеканалов;
2) определить социальный состав аудитории различных телеканалов и его специфику;
3) определить отношение телезрителей рекламе на ТВ;
4) выяснить предпочтительные жанры рекламных роликов среди телезрителей;
5) проследить динамику аудитории телеканалов в течение суток;
6) выяснить предпочтения телезрителей в выборе телепередач;
Методика исследования телевизионных предпочтений аудитории
Выборка включала в себя 300 респондентов, опрошенных во всех районах г. Уфы. Выбор опрашиваемых осуществлялся по маршруту (задается начальная точка опроса, и опрос проводится с шагом n+1) с последующим квотированием (основные квотируемые признаки — пол, возраст и район проживания). Квоты по полу и возрасту были заданы в соответствии с половозрастной структурой жителей Уфы и с учетом района проживания. Выборка репрезентирует все основные социально-демографические, профессиональные и территориально-поселенческие группы взрослого населения города Уфы. Отклонения от структуры генеральной совокупности не превышают 3%. Использовался метод персонального формализованного интервью типа «face-to-face».
Рабочий инструментарий исследования включал анкету, содержащую 16 вопросов, 4 из которых носили социально-демографический характер и задавались с целью обеспечения представительства в выборке различных социальных слоев.
Объект исследования — население города Уфы, возраст от 10 до 60 лет.
Статистическая оценка соотношения объемов аудиторий телеканалов
Одной из задач нашего исследования являлось определение рейтинга телеканалов (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг телеканалов г. Уфы, в % к опрошенным
№
|
Телеканал
|
Постоянная аудитория
|
Временная аудитория
|
Общая аудитория
|
1.
|
ОРТ
|
81
|
16,7
|
97,7
|
2.
|
НТВ
|
64,7
|
29,7
|
94,4
|
3.
|
РТР
|
57,7
|
32,3
|
90
|
4.
|
ТВС
|
26,3
|
42,3
|
68,6
|
5.
|
ТНТ
|
18,7
|
23,7
|
42,4
|
6.
|
РТР-БТВ
|
12
|
24,7
|
36,7
|
7.
|
БСТ
|
12,7
|
22,3
|
35
|
8.
|
КУЛЬТУРА
|
11,7
|
20,3
|
32
|
9.
|
ТВЦ
|
6,7
|
25
|
31,7
|
10.
|
СТС
|
13
|
12,3
|
25,3
|
11.
|
РЕН-ТВ
|
11
|
11
|
22
|
12.
|
MTV
|
12
|
9,3
|
21,3
|
13.
|
7-ТВ
|
8,3
|
11
|
19,3
|
14.
|
ТВ-3
|
5
|
9,3
|
14,3
|
15.
|
МУЗ-ТВ
|
6,3
|
6,7
|
13
|
16.
|
Другие
|
2,3
|
1,3
|
3,6
|
Как видно из приведенных данных, наибольшая доля в структуре телезрителей по трем каналам приходится на постоянную аудиторию — ОРТ, НТВ, РТР, а по остальным телеканалам наибольшая доля телезрителей приходится на временную аудиторию.
Если сравнивать общие объемы аудиторий телеканалов, вещающих на территории г. Уфы, то первое место занимает ОРТ (97,7%); вторую позицию в рейтинге занимает НТВ (94,4%), а третье — РТР (90%). Все три общероссийских канала имеют незначительный отрыв друг от друга по общей аудитории.
Рис. 1. Общая аудитория телеканалов, в % к опрошенным
Рассматривая распределение аудитории телезрителей по полу можно заметить, что в общей аудитории основных общероссийских телеканалов преобладают женщины.
Рис. 2. Общая аудитория телеканалов (распределение по полу), в % к опрошенным
(продолжение статьи читайте в журнале)
- Социально-демографический состав аудитории телеканалов ОРТ, НТВ и РТР
- Структура телесмотрения по времени
- Отношение к рекламе на телевидении и предпочтительные виды рекламы
- Предпочтения в выборе телепередач для просмотра
В заключении приведена анкета
Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №5 / 2003