Сведения органов власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций как источники маркетинговой информации



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2012


Сведения органов власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций как источники маркетинговой информации


Петряшов Д.В.,
заместитель директора по маркетингу
компании «Пауэр Контрол энд Дженерейшн»


Данная статья посвящена использованию информации органов власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций в практической деятельности маркетологов. Описывается правовое регулирование предоставления этих сведений, приводится классификация каналов публикации информации, а также рассматривается специфика отдельных источников маркетинговой информации.

Для выживания в условиях конкурентной борьбы руководство компаний все чаще вынуждено принимать решения в условиях информационной неопределенности, что чревато рисками для существования бизнеса. Для снижения уровня неопределенности лица, принимающие решения в компании, должны получать достоверную, актуальную и полную информацию о тех изменениях внешней маркетинговой среды, которые могут предоставлять возможности или являться угрозами для компании.

Данные сведения могут быть получены из широкого круга источников маркетинговой информации. В настоящей статье рассматриваются три группы этих источников: сведения органов власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций.

Цель данной статьи: определение применимости информации, предоставляемой или публикуемой органами государственной власти, местного самоуправления и некоммерческими организациями для изучения внешней среды фирмы. Для достижения этой цели необходимо последовательное решение следующих задач.

Во-первых, рассмотреть вопросы правового регулирования предоставления информации указанными субъектами.

Во-вторых, изучить каналы распространения данной информации.

В-третьих, рассмотреть специфику источников информации, которые могут быть использованы для изучения внешней среды компаний.

Правовое регулирование
Порядок предоставления или публикации информации органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций регулируется законодательно.

А. Органы государственной власти и местного самоуправления. Во многих странах органы власти обязаны предоставлять гражданам информацию о своей деятельности, и этот порядок может регламентироваться обычаями, традициями или законом. В России данные правоотношения регулируются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1], иными законами, положениями об органе власти, приказами, инструкциями и иными актами.

Б. Некоммерческие организации. Правовое положение НКО в России регулируется специальным законом [2]. В соответствии со ст. 2 данного Закона, некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться в разных формах: общественные или религиозные организации; казачьи общества; фонды; государственные корпорации и компании; некоммерческие партнерства; частные, государственные и муниципальные учреждения; бюджетные учреждения; автономные некоммерческие организации; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Некоммерческие организации могут быть объектами исследовательского интереса в двух ипостасях: во-первых, сами по себе; во-вторых, они могут предоставлять информацию по интересующим исследователя вопросам.

В том случае, если объектом интереса является сама организация, аналитик может обратиться к тексту ст. 32 упомянутого Закона, в которой приведен перечень тех документов, которые данная организация должна предоставлять уполномоченному органу (на момент написания статьи – это структуры Министерства юстиции РФ): бухгалтерская и статистическая отчетность, отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

НКО обязаны публиковать в СМИ или Интернете информацию о своей деятельности. Если за год сумма поступления имущества и денежных средств не превысила 3 млн руб., то организация должна публиковать сообщение о продолжении своей деятельности, а если сумма превысила этот показатель, то она должна публиковать отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Особо стоит отметить такой вид некоммерческих организаций, как саморегулируемые организации (СРО). Их правовой статус определяется Гражданским кодексом РФ, цитируемым выше Законом об НКО, а также Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [3].

Появление СРО непосредственным образом связано с либерализацией лицензирования. Например, ранее работы по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицензировались, и государство имело широкие возможности по контролю деятельности этих организаций. С появлением СРО данная деятельность больше не лицензируется. Для того чтобы получить допуск к строительным работам, организация должна вступить в СРО, которая и выдает соответствующее свидетельство.

Контроль за соблюдением требований допуска к строительным работам осуществляется при вступлении компании в СРО, а также и в последующем в сроки, установленные уставом организации (обычно такие проверки проводятся не реже чем один раз в год). СРО может применять меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами объединения требований технических регламентов, требований допуска к строительным работам, правил саморегулирования, правил контроля, требований обязательных стандартов.

Каналы публикации информации
Статья 6 Закона «Об обеспечении доступа к информации..» предусматривает семь способов размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

1. В средствах массовой информации. Поиск информации в «бумажных» изданиях занимает много времени, поэтому желательно пользоваться архивом публикаций на сайте СМИ при его наличии или получить доступ к сайтам-медиаагрегаторам.

Информация может также распространяться с помощью радио и телевидения.

Многие теле- и радиоканалы имеют свои сайты, на которых часто можно найти записи, а иногда – и расшифровки транслируемых материалов.

2. В сети Интернет:
А. Сайт. Все министерства и ведомства на уровне РФ, существенная часть органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований, а также некоммерческие организации имеют свои сайты. Названия данных онлайн-ресурсов на данный момент не стандартизованы, поэтому, для того чтобы их найти, нужно воспользоваться поисковой системой. Структура данной категории сайтов также не является унифицированной, объем выкладываемой на них информации тоже варьируется. На сайтах может публиковаться как уникальная информация, так и данные, доступные в других источниках.

В структуру сайта также могут входить разнообразные средства коммуникации с посетителями: онлайн-формы, форумы, блоги, гостевые книги и т. п. Кроме того, они могут быть вынесены на поддомены или домены второго уровня. Рассмотрим специфику работы с данными онлайн-ресурсами более подробно.

Б. Форумы – это специальные сайты, предназначенные для онлайн-общения пользователей. Форумы имеют структуру, которая чаще всего состоит из разделов, веток (тем) и постов (сообщений). Разделы обычно не меняют своего местоположения относительно друг друга, а с темами ситуация иная: если в одной из них появилось свежее сообщение, то она сразу же перемещается на самый верх перечня тем. Следовательно, наиболее актуальные темы размещаются вверху списка, а теряющие актуальность постепенно смещаются вниз. Этим они отличаются от блогов, в которых появление нового комментария не меняет порядка расположения сообщений в общем списке.

Кроме того, в отличие о блогов новые темы для обсуждения может создавать не только администратор (или владелец) ресурса, но и любой пользователь. Как и в блогах, владелец ресурса или назначенные им лица могут модерировать сообщения и ограничивать доступ к этому сайту лиц, нарушающих правила.

В. Гостевые книги. Исторически это одна из первых форм обратной связи с посетителями сайта. Они обычно располагаются на сайте изучаемого органа власти или НКО и представляют собой ленту сообщений в формате «Вопрос–ответ». В отличие от форумов и блогов они менее приспособлены к диалогам из нескольких сообщений, информация в них часто бывает плохо структурированной, в результате чего пользователи вынуждены тратить время на поиск продолжения дискуссии.

Г. Блоги – это специальным образом организованные интернет-сайты, позволяющие вносить записи в режиме дневника. Особенностью блога является то, что создавать новые записи в нем может только его владелец или те лица, которым делегированы эти полномочия. Сообщения в блогах не меняют своего места относительно других вне зависимости от количества комментариев и времени написания последнего из них.

Е. Страницы или группы в социальных сетях. В связи с ростом популярности социальных сетей свои официальные страницы в них открывают различные органы власти и НКО. Эти страницы могут содержать как оригинальные материалы, так и перепечатки с других ресурсов владельца представительства в социальной сети. Просмотр информации в сетях без авторизации невозможен или ограничен.

Ж. Видеохостинги – специальные сайты, предназначенные для размещения авторизованными пользователями видеороликов. Существуют разные варианты доступа к материалам, начиная с приватного и заканчивая публичным. Многие видеохостинги позволяют находить другие ролики, выложенные пользователем, а также подписываться на все новые ролики, выложенные им. В настоящий момент на сайте Youtube.com можно найти официальные каналы различных органов власти (в том числе и Президента РФ), местного самоуправления и НКО.

З. Сайты публикации презентаций. Позволяют заливать и просматривать презентации в наиболее популярных форматах MS Power Point, Adobe PDF или flash.

Самым известным ресурсом такого рода является Slideshare [4]. Благодаря встроенной системе поиска и возможности подписки на обновления каналов исследователь может оперативно находить нужные ему материалы и получать уведомления обо всех обновлениях.

3. В помещениях, занимаемых органами власти и местного самоуправления, и в иных отведенных для этих целей местах. Чаще всего документы размещаются на информационных стендах и доступны всем посетителям. Помимо них могут размещаться схемы, фотографии, листовки, флаеры и т. п. В некоторых случаях, например когда речь идет о строительстве на территории района новых объектов, вниманию посетителей могут быть предложены макеты застройки или иные способы донесения информации.

Данный формат предоставления информации вынуждает исследователя тратить ресурсы на посещение нужного учреждения, что приводит к росту трансакционных издержек на сбор информации, поэтому при планировании визита нужно убедиться, что других способов получить нужную информацию нет.

4. Ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды. Информация получается как в устном виде на приеме у соответствующего специалиста, так и в виде справок и выписок из архивных дел. На момент написания статьи онлайн-доступ к архивам большинства ведомств отсутствует, а по запросам данная информация предоставляется нечасто, поэтому единственным выходом является посещение учреждения. Получить информацию на приеме часто можно быстрее, чем при отправке запроса.

5. Присутствие граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления. Протоколы, фото- и видеозаписи подобных заседаний публикуются редко, поэтому иных способов получить информацию, обсуждаемую на этих совещаниях, обычно не бывает. Кроме того, присутствие на подобных мероприятиях иногда позволяет использовать лоббистские возможности или выступать в качестве экспертов. Получить информацию о проведении заседания по интересующей компанию-исследователя теме можно с помощью мониторинга сайта данного учреждения, по телефонному звонку или полученному приглашению.

В некоторых случаях может понадобиться аккредитация.

6. Предоставление пользователям и по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливаются требования к содержанию запроса, порядок и сроки рассмотрения, а также случаи, когда обращения не рассматриваются.

Достоинства обращений: во-первых, письменные ответы на обращения являются официальными документами, которые можно использовать в текущей деятельности; во-вторых, часто эту информацию больше нигде найти невозможно.

Есть и отрицательный момент: срок рассмотрения обращений, в соответствии с п. 1 ст. 12 данного Закона, составляет до 30 суток. В последнее время широко распространяется возможность отправки обращений через официальный сайт органа власти или местного самоуправления – это позволяет несколько сократить сроки ожидания ответа

7. Другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления – также муниципальными правовыми актами.

Информация, предоставляемая органами власти и НКО
В связи с периодическими изменениями структуры исполнительной власти РФ и регионов отдельные ее органы могут переименовываться, сливаться или разделяться, компетенция их может меняться, поэтому приведенные ниже ссылки на сайты министерств и ведомств действительны на момент написания статьи.

А. Новости. Часто могут содержать ценную для исследователя информацию относительно итогов деятельности, текущей работы и планов на будущее. Все чаще на сайтах организуется подписка на новости по электронной почте или в виде RSS-потока. Если такая возможность отсутствует, то можно отслеживать изменения на страницах с помощью специального программного обеспечения (WebSiteWatcher, Update Scanner или аналогичных).

Б. Контактная информация. Исследователю с целью сокращения затрат времени часто бывает целесообразно найти сотрудника органа власти или НКО, который владеет необходимой информацией. Эти сведения можно получить на сайте данной организации, по телефону, при посещении занимаемого ею помещения или письменно по запросу (наиболее долгий способ).

В. Речи, выступления, обращения. Их можно услышать при посещении мероприятий или найти их тексты на онлайн-ресурсах или в прессе.

Г. Отзывы, «черные» и «белые» списки. Эти сведения могут публиковаться в СМИ или в Интернете, рассылаться по электронной или обычной почте. Порядок ведения подобных реестров органами государственной власти и местного самоуправления регламентирован законодательством и подзаконными актами, а НКО могут аккумулировать и распространять подобную информацию в соответствии со своими внутренними документами, но в рамках действующего законодательства.

Д. Фотографии. Могут располагаться на сайтах изучаемых органов власти и НКО, на сторонних сайтах, в социальных сетях, блогах или на фотохостингах.

Нужную графическую информацию можно также найти, воспользовавшись языком запросов поисковых систем.

Е. Презентации. Предназначены как для иллюстрации докладов, так и для самостоятельного изучения материала заинтересованными лицами. Презентации могут размещаться на сайтах органов власти или НКО, на сторонних сайтах, рассылаться по электронной почте, записываться на носители или демонстрироваться на мероприятиях. Презентации чаще всего не являются документами, порождающими правовые последствия, поэтому в них может встречаться информация, которая либо больше нигде публиковаться не будет, либо будет обнародована позже.

Ж. Видеоролики. Ролики могут распространяться как с помощью почтовых программ или переносных носителей, так и с помощью онлайн-ресурсов. Они могут размещаться на сайте органа власти или НКО, а также на сторонних ресурсах: в блогах, социальных сетях, на видеохостингах. Самым известным видеохостингом является Youtube.com. Многие онлайн-ресурсы, на которых размещаются видеоматериалы, позволяют пользователю получать информацию о появившихся новых видеозаписях без необходимости обращения к самим этим ресурсам, что существенно снижает издержки на поиск информации.

З. Базы данных. Согласно п. 1 ст. 1260 Гражданского кодекса РФ, «базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)». В форматах баз данных может предоставляться самая разнообразная информация: статистические сведения, реестры членов некоммерческих организаций, реестры выданных лицензий и т. д.

На практике базы данных могут:

Во-первых, размещаться в бесплатном доступе на сайтах соответствующих органов власти или НКО. В качестве примеров приведем Центральную базу статистических данных, публикуемую на сайте Федеральной статистической службы [5], и Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется ФАС на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6].

Во-вторых, размещаться на сайтах органов власти или НКО с платным доступом (например, реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП) [7].

В-третьих, предоставляться в виде выгрузок из базы данных по состоянию на определенную дату. В качестве примера можно привести Реестр дисквалифицированных лиц, который ведется Министерством внутренних дел РФ на основании Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 805.

В-четвертых, иметь режим ограниченного доступа и не предоставляться (например, базы ГИБДД).

И. Статистическая информация. У Росстата и его региональных подразделений есть сайты, на которых можно найти электронные версии выпускаемых изданий, тексты докладов и выступлений, ответы на вопросы и иную полезную информацию. Номенклатура выпускаемых изданий самого Росстата и его территориальных подразделений не совпадают, поэтому исследователю, изучающему вопросы региональной экономики, нужно изучать и те и другие материалы.

Достоинства: информацию в органы статистики обязаны подавать все предприятия, поэтому данное ведомство обладает уникальным архивом информации за большой промежуток времени. Эти данные могут быть предоставлены исследователю либо бесплатно, либо по ценам, которые часто бывают существенно ниже расценок коммерческих организаций. Кроме того, данными Росстата можно оперировать как официальными.

Недостатки: сложно получить актуальные данные за счет долгих сроков сбора и обработки информации; долгие сроки ответа на запросы; многие данные Росстат просто не собирает; данные собираются в агрегированном виде [8].

К. Таможенная статистика. Таможенный комитет собирает информацию по всем экспортно-импортным операциям в стране. Анализируя эту статистику, можно определить объем экспорта и импорта по отдельным товарным позициям, выявить крупных экспортеров и импортеров и т. д. Достоинства данного источника информации: актуальность данных (примерно 1,5 месяца); информация предоставляется в структурированном виде; отсутствие у источника аналогов.

Недостатки: во-первых, данные базы предназначены для внутреннего пользования, а публикуемая Таможенным комитетом информация намного менее детальная, чем в базах; во-вторых, коды ТН ВЭД, по которым приводится статистика, не всегда имеют нужную исследователю степень детализации; в-третьих, необходимо делать поправку на контрабандный ввоз или вывоз товаров, который не отражается в статистике; в-четвертых, по мере развития интеграционных процессов в Европе и некоторых странах СНГ таможенное регулирование между некоторыми странами отменяется, а значит, и статистические материалы отсутствуют.

Л. Инвестиционные программы. Благодаря этому документу можно прогнозировать объем рынка, планировать продажи и даже ставить задачу торговому персоналу [9]. Инвестиционные программы являются ценным источником информации для компаний, которые являются поставщиками товаров (услуг) для государственных или муниципальных нужд. Инвестиционная программа является составной частью бюджетов как Российской Федерации, так и субъектов Федерации. В программах указываются объекты, заказчики, а также сроки реализации и размер финансирования.

М. Аналитические отчеты по результатам исследования рынков. Публикуются как органами власти (в частности, Антимонопольной службой [10]), так и некоммерческими организациями (например, Гильдией маркетологов) [11].

Н. Информация по закупкам для государственных и муниципальных нужд. Госзакупки в России регулируются Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с п. 1 ст. 16 данного Закона официальным сайтом для публикации информации о размещении заказов является сайт zakupki.gov.ru. Доступ к информации осуществляется без взимания платы.

На сайте организована система поиска контрактов, благодаря которой исследователь может определить круг заказчиков и подрядчиков по государственным и муниципальным заказам, выявить перечень работ (услуг), которые требуются заказчикам и выполняются подрядчиками, а также выявить организации, которые не выполняют взятых на себя обязательств по данным контрактам.

О. Решения судов. Могут быть использованы как источники информации о контрагентах компании. Публикация решений судов предусмотрена Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [12].

Решения судов также можно найти на специализированных сайтах типа Integrum.ru или spark.interfax.ru, которые уже упоминались выше.

П. Сведения об адресах массовой регистрации также можно получить на сайте ФНС. Так, если ввести адрес в поисковое окно сайта, то можно узнать, сколько организаций зарегистрировано по данному юридическому адресу. К сожалению, список этих юридических лиц не предоставляется. Данная информация может быть полезной для проверки контрагентов.

Р. Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации». В этом издании публикуются сообщения о принятии решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные сведения можно получить на сайте ФМС, введя ИНН или ОГРН организации. Эта информация позволяет снизить риски работы с контрагентами.

С. Полный список кредитных организаций. Публикуется на сайте Центробанка РФ [13]. В данном документе можно найти название, координаты кредитной организации, информацию о лицензии, а также отметки об аннулировании или отзыве лицензии. С данным списком можно сверяться, если контрагент имеет расчетный счет в малоизвестном банке. Для уточнения информации можно также воспользоваться поиском по сайту Центробанка.

Т. Информация по патентам. Ее можно найти на сайте Роспатента [14]. Кроме того, весьма важным источником является система Espacenet, представляющая собой систему поиска по базе патентов и патентных заявок. Поиск осуществляется по 70 млн документов с 1836 г. и по настоящее время. Доступ к базе бесплатный [15].

У. Информация по осужденным, находящимся в розыске. Публикуется на сайте Федеральной службы исполнения наказаний [16]. Можно найти фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, фотографию, указание на совершенные преступления и обстоятельства объявления в розыск. Данная информация полезна для проверки претендентов на вакансии.

Ф. Банк данных исполнительных производств. Публикуется на сайте Федеральной службы судебных приставов [17]. Он позволяет узнать информацию о должниках – как физических лицах, так и юридических лицах. Кроме того, на сайте ФССП публикуются Реестр розыска по исполнительным производствам, сведения о розыске в рамках исполнительных производств автотранспортных средств и информация о лицах, находящихся в розыске по подозрению о совершении преступлений. Все эти базы данных можно использовать при проверке кандидатов на вакансии и контрагентов.

Заключение
В результате изучения информации, предоставляемой органами государственной власти, местного самоуправления и некоммерческими организациями, можно выделить следующие ее особенности:
1. Обязательность предоставления. Законами, подзаконными актами и внутренними документами регулируется порядок предоставления информации заинтересованным лицам, а также случаи отказа от предоставления данной информации.
2. Бесплатность предоставления. За определенными исключениями (например, выписки из ЕГРЮЛ), информация предоставляется без взимания платы с лиц, запросивших эту информацию.
3. Способность порождать правовые последствия. Документы могут служить доказательствами, в том числе и в суде (ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ) [18].
4. Уникальность. Часто данные сведения отсутствуют в других открытых источниках информации.
5. Срочность. Информация должна быть предоставлена заинтересованным лицам в установленный законодательством срок.

Эти свойства позволяют существенно сокращать издержки сбора различной деловой информации, включая маркетинговую информацию, при решении множества оперативных (проверка контрагентов и работников), тактических (например, пролонгация договоров, планирование продаж) и стратегических вопросов (территориальная экспансия, поиски перспективных рынков сбыта и т. п.), а значит, повышать конкурентоспособность компании на рынке.

Используемые источники
1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. –2009. – № 25.
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (c изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 2012. – № 172.
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. –2012. – № 144.
4. slideshare.net/
5. gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi#1
6. rnp.fas.gov.ru/
7. nalog.ru/el_usl/egrip2/
8. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. – СПб. : Питер, 2006. – С. 77–79.
9. Медведев П.М. Указ. соч. – С. 90.
10. [Электронный ресурс]. URL: fas.gov.ru/analytical-materials/
11. [Электронный ресурс]. URL: marketologi.ru/
12. Российская газета. – 2008. – 26 декабря.
13. [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/analytics/bank_system/
14. [Электронный ресурс]. URL: rupto.ru/
15. [Электронный ресурс]. URL: epo.org/searching/free/espacenet.html
16. [Электронный ресурс]. URL: fsin.su/criminal/
17. [Электронный ресурс]. URL: fssprus.ru/iss/ip/
18. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.


31.07.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
Яндекс.Метрика