Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта (Окончание. Начало см. в № 2 за 2014 г.)



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2014


Голубков Е.П.,
заслуженный деятель науки РФ, д. э. н.,
профессор Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ


В статье рассмотрена роль генерации новых идей в процессе управления разработкой новых продуктов. Охарактеризованы возможности человеческого интеллекта при генерировании новых идей. Кратко описаны основные методы генерации новых идей, наиболее часто используемые в практической деятельности. Приводятся некоторые практические рекомендации по генерированию идей.


3.3. Методика семикратного поиска
В методике семикратного поиска Буша изобретательский процесс разделяется на следующие семь этапов (стадий) [6]:
1. Анализ проблемной ситуации, общественных и личных потребностей.
2. Анализ функций аналогов и прототипа. Выявление оптимальных условий потребления и эксплуатации. Определение актуальных и второстепенных функций.
3. Постановка задачи. Формулировка задачи в общем виде, определение требуемого уровня решения.
4. Генерирование изобретательских идей, направленных на лучшее выполнение объектом его функционального назначения. Выбор и использование эвристических средств.
5. Конкретизация идей (структура, конструкция, форма, материал, операции и их последовательность).
6. Оценка альтернатив и выбор рациональных вариантов решения, отбор оптимального варианта.
7. Упрощение, развитие и реализация решения.


В методике семикратного поиска центральный этап процесса изобретательской разработки – генерирование изобретательской идеи – требует ответа на следующие вопросы.


1. Какие тактические средства целесообразно применить для улучшения функциональных показателей объекта?


2. Как улучшить выполнение функций методами:
– аналогии (1);
– инверсии (2);
– объединения (3);
– разделения (4);
– трансформации (5);
– транслокации (6);
– интенсификации (7).


3. Какие конкретные методы из семи вышеперечисленных целесообразно применять для поиска решения?


4. Каким методом наиболее целесообразно преобразовать усовершенствованный объект для улучшения конкретных функциональных показателей?


Из перечисленных четырех вопросов главный, конечно, второй; остальные вопросы как бы сопроводительные. Поэтому вполне естественно, что каждый из семи пунктов второго вопроса далее детализируется и конкретизируется. Начнем с первого варианта – возможности применения аналогии для формирования решения изобретательской задачи. Буш выделяет семь видов эвристической аналогии:
1) имитация (моделирование);
2) псевдоморфизация;
3) технический эквивалент;
4) масштабное копирование;
5) каузальная аналогия;
6) функциональная аналогия;
7) аналогия с природой.


Эти методы аналогии, по-видимому, можно дальше подразделять или дополнять другими, ибо сам Буш описывает 23 разновидности аналогии. Так, из них в подгруппу аналогии с природой можно включить методы биоархитектуры, биомеханики, биокибернетики, биохимии, палебионики, аналогии с объектами неживой природы.


Суть методов имитации, моделирования, масштабного копирования (увеличения или уменьшения) не нуждается в комментариях. Под псевдоморфизацией понимается выполнение одного технического объекта в форме другого, имеющего совершенно иное назначение, с целью создать ложное представление (например, зажигалка в форме пистолета). К разновидностям этого типа аналогий относятся антропоморфизация – создание человекоподобных по внешнему виду технических конструкций (железный «человек-привратник» Альберта Великого и другие андроиды, кариатиды в архитектуре зданий, рекламные куклы и т.д.), а также сходные методы аналогии с формами животных и растений.


В аналогии технического эквивалента осуществляется замещение эквивалентным либо принципа работы технического объекта, либо его конструкции, либо же материала, из которого он изготовлен. Так, английский изобретатель Эверитт создал автомат для продажи спичек по аналогии с автоматом для продажи «священной воды», изобретенным еще в I в. до н.э. Героном Александрийским.


В методике семикратного поиска следующим за аналогией тактическим средством является инверсия. Метод инверсии хорошо известен в теории изобретательства, но, как правило, при его изложении ограничиваются инверсией положения технического изделия (вертикально работающий объект располагают горизонтально или же вообще переворачивают «вверх ногами») или инверсией взаимного расположения и движения его частей (неподвижная часть становится подвижной, и наоборот, подвижная – неподвижной). Г.Я. Буш наряду с этими традиционными методами описывает еще 21 разновидность инверсии. Приведем некоторые из них [6].


Метод инверсии формы технического объекта: этим способом модификацией традиционной поперечной пилы получены циркулярная пила, ленточная пила, бугельная пила, лобзик, ножовка и т.д.


Метод инверсии пути братья Пате использовали, когда изменили направление проигрывания граммофонных пластинок. Если раньше головка звукоснимателя двигалась от центра к краю пластинки, то в усовершенствованном граммофоне, названном в их честь патефоном, путь головки звукоснимателя обратный – от края пластинки к центру.


Следующим тактическим средством поиска решения изобретательской задачи в стратегии семикратного поиска является метод объединения. Основную группу составляют методы интеграции – сочетания в новом изделии объектов, имеющих самостоятельное значение.


Методом дублирования Буш именует удвоение рабочих органов, рабочих позиций, технологических процессов. Другая важная разновидность эвристического комплекса – мультипликация рабочих органов и позиций. К этой разновидности могут быть причислены также методы многоэтажных и многослойных конструкций, метод гирлянд, методы каскадных и многоступенчатых конструкций.


Из методов эвристического комплекса, описанных Бушем, отметим несколько простых, но весьма эффективных приемов. Первый – метод объединения (смешивания) материалов и веществ. Этим способом Альберт Нобель получил динамит, смешав жидкий нитроглицерин с твердым пористым пироксилином. Его разновидностью является эффективный способ создания новых сплавов – метод легирования.


Следующим тактическим средством методики семикратного поиска служит трансформация. Ее разновидностями являются рациональный подбор формы разрабатываемого изделия, изменения стилевых трафаретов и степени динамизации формы, пропорций и масштабов объекта. К трансформации относит Буш также изменение фактуры технического объекта и приспособление его формы к материалу и среде.


Следующее тактическое средство – транслокация – включает в себя перестановку элементов технического изделия, перенос технического элемента с одного объекта на другой, перенос технического элемента из одной области в другую с одновременным изменением его функций.


Последнее тактическое средство – интенсификация. Ее перечень включает в себя метод увеличения различных параметров системы вплоть до гиперболизации.


Сравнивая теорию решения изобретательских задач, поиск новых идей с помощью фантограммы и методику семикратного поиска, можно прийти к выводу, что с точки зрения логики поиска новых идей, использования методов улучшения выполнения функций исследуемым объектом у этих методов поиска новаций есть общие методические подходы.


Оценивая в целом методику семикратного поиска, нужно выделить следующее:


Бушу удалось сгруппировать около трехсот практических приемов изобретательства, поиска новых идей, которые образуют как бы азбуку творчества [21].


3.4. Метод «мозгового штурма» (коллективной генерации идей)
Метод «мозгового штурма» был предложен Алексом Осборном в 1941 г. для решения производственных задач. Метод коллективной генерации идей направлен на получение большого количества идей, в том числе и от лиц, которые, обладая достаточно высокой степенью эрудиции, обычно воздерживаются от высказываний.


Этот метод достаточно широко используется при решении различных проблем. Его содержание раскрывалось в многочисленных публикациях. Ниже дается краткая характеристика данного метода в ряду других методов генерирования новых идей.


При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации идей проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматриваются отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей; свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением общего их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей и путей их усовершенствования.


Процесс выдвижения идей протекает в определенном смысле лавинообразно: высказываемая одним из членов группы идея порождает творческую реакцию у других. Исследования эффективности метода коллективной генерации идей показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек, хотя имеются примеры использования и более многочисленных групп – до 200 человек.


Так как результаты этого метода представляют не совокупность несвязанных высказываний, а систему идей, ни одно предложение не персонифицируется. Результаты обсуждения считаются плодом коллективного труда всей группы.


Это вполне закономерно. Ведь любая идея, высказанная в данный момент одним из участников опроса, могла уже ранее «мысленно принадлежать» его коллеге, ожидающему слова. Кроме того, конкретное предложение может быть прямо подсказано идеей, поданной кем-то несколькими минутами раньше. Принимая во внимание указанный аспект, на рассмотрение не рекомендуется выносить проблемы, затрагивающие чей-либо приоритет в рассматриваемой области.


В общем виде процесс генерации складывается из двух важных составляющих: выдвижения идей, показывающих новые направления решения проблемы; выдвижения идей, развивающих уже имеющиеся направления. Гармоничное чередование обеих составляющих позволяет генераторам работать эффективно. Внутреннее содержание происходящего процесса может быть представлено как выдвижение новой идеи, ломающей имеющееся представление об организации рассматриваемой системы, об ограничениях и возможностях; последующее «привыкание» к этой идее, сопровождающееся выдвижением ее применений, разносторонней реализацией заложенного в ней принципа. Важную роль в управлении этим процессом играет ведущий. Именно он, контролируя происходящее на обобщенном уровне, может и должен регулировать соотношение между новыми и развивающимися идеями. Идеи, выдвинутые на этапе генерации, оформляются в протоколе, после чего происходит их первичная расшифровка. Она состоит в расширенном описании высказываний участников, придании им правильной законченной формы.


На этом этап генерации завершается.


Далее осуществляется анализ идей. Как и на этапе генерации, на этапе анализа происходит широкомасштабное выдвижение новых идей. Разница состоит в том, что на первом этапе более приемлемы генераторы интуитивного плана, легко ориентирующиеся в постоянно меняющихся схемах деятельности, в то время как на этапе анализа происходит осознанное выдвижение предложений, развивающих и конкретизирующих имеющиеся предложения. Кратко этот процесс состоит в обобщении идеи, оценке ее перспективности и наполнении конкретным содержанием.


Минимальность логико-психологических средств метода «мозгового штурма» обусловливает существенную ограниченность области его применимости. Во-первых, это лишь форма организации синтеза идей возможных путей решения проблемы, причем идей не наилучших, не наиболее перспективных, а главным образом – оригинальных, свежих, неожиданных. Во-вторых, метод «мозгового штурма» применим лишь к задачам общего характера, по которым и неспециалисты могут иметь некоторое представление [4].


Существует ряд разновидностей данного метода, в которых предлагается чередовать пятиминутные штурмы с обдумыванием его результатов, чередовать периоды генерации с дискуссиями и групповым принятием решений, применять последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуждения и т.п. [29].


Выделяют также классический мозговой штурм; анонимный мозговой штурм; дидактический мозговой штурм; деструктивно-конструктивный мозговой штурм; технику творческого сотрудничества [36].


3.5. Метод «карта мышления»
Метод «карта мышления», «визуализация мыслей» (mind map), разработанный Т. Бьюзен, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров [23].


Делается упор на то, что творческий процесс тесно связан с мышлением человека, поэтому развивать надо именно мышление. В центре листа пишется ключевое понятие, а все ассоциации, которые возникают, записываются на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.


Составление mind map предусматривает следующую этапность:
1. В центре листа, доски пишется тема.
2. Участники могут говорить все, что им придет в голову относительно данной темы. Модератор записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски.  Главное правило, как и в методе коллективной генерации идей, заключается в том, что нет никакой цензуры, оценки на этапе генерирования.
3. После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова.
4. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.
5. На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Возможно, что при этом у участников возникнут еще новые идеи, которые также записываются. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова.
6. Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова, по договоренности, могут быть заменены символами, картинками и т.д.


В основе этой техники лежит принцип «радиального мышления», т.е. ассоциативного мышления, опорной точкой которого является центральный образ. Подобный способ записи позволяет данной карте расти и дополняться. Карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, решения задач, принятия решений, при написании статей. Мind map может использоваться одним человеком или группой людей.


Достоинства использования метода визуализации мыслей следующие:
• четко обозначена главная идея;
• легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов;
• развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее;
• карта может быть дополнена, отредактирована позднее;
• карты легко восстанавливаются при воспоминании.


3.6. Синектика
Синектика – метод, направленный на преодоление традиционных взглядов и привычек, мешающих подлинно свежему взгляду на проблему. Данный метод генерирования новых идей был разработан Уильямом Гордоном в 1961 г. [35].


Базисный принцип синектики заключается в постепенном отходе от исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями жизни. Синектика основана на принципах «мозговой атаки».


Выше уже отмечалось, что оригинальность генерируемых идей в методе «мозгового штурма» обеспечивалась разнообразными аналогиями, возникающими у представителей различных специальностей в «штурмующей» группе. Гордон, если можно так выразиться, систематизировал ход «штурма». В синектике генерирование идей осуществляется в четкой последовательности использования четырех аналогий с другими областями жизни:
1) прямая аналогия;
2) личная аналогия (эмпатия);
3) символическая аналогия;
4) фантастическая аналогия.


Прямая аналогия заключается в том, что при решении исследовательской или изобретательской задачи подсказкой служит ее сходство с некоторой известной ситуацией, объектом, его отдельным свойством. Прямая аналогия дает возможность увидеть ранее не распознанное соответствие (соотношение) между двумя различными объектами или процессами (структурами), отойти от традиционных взглядов на рассматриваемую проблему. Например, выявлением и использованием «механизмов природы» занимается наука «бионика». Она исследует объекты живого и растительного мира и выявляет принципы их действия и конструктивные особенности с целью применения этих знаний в науке и технике.


На начальном этапе синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. В процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению.


Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем с помощью специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений.


Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.


История науки, детальный анализ конкретных открытий показывают, что цепочка аналогий приводит от привычного, хорошо известного к неожиданному, «фантастическому» результату. В работе [24] показано, что все без исключения фундаментальные открытия естествознания со времен Архимеда и Аристотеля до открытий Максвелла и Эйнштейна имеют прямые аналогии в современных им научных представлениях.


Личная аналогия предполагает идентификацию данной личности с объектом или процессом. Это помогает изменить точку зрения и уровень, на котором рассматривается проблема. Скажем проще: личная аналогия может быть результатом попытки ответа на вопрос типа: «Что я чувствовал бы, став чем-нибудь совершенно иным (молекулой, банкой из-под пива, тортом, зонтиком, любым другим рекламируемым товаром)?» Чем глубже отождествлять себя с проблемой (товаром, явлением, объектом), тем выше вероятность нахождения нетривиального ее решения.


Символическая аналогия использует объективные и безличные образы для описания проблемы. Любая хорошая поэтическая метафора может служить примером символической аналогии. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.


Фантастическая аналогия – решение задачи происходит по волшебству, с помощью фантастических средств или персонажей, столь популярных в мифах и народных сказках.


Таким образом, решение задачи начинается с попыток применения схем решения наиболее близких задач, и лишь по мере неудач подобных попыток, по мере возрастания трудности задачи исследователь бывает вынужден обращаться ко все более далеким аналогиям, «диким» идеям. В работе [12] приводится пример изобретения позвоночной антенны с применением этого метода. Задача состояла в разработке 20-метровой антенны, которая могла бы выпрямляться и складываться в течение короткого промежутка времени и которую мог бы переносить один человек. Во время заседания участники вспомнили о позвоночнике динозавра, который был длинным и эластичным, что позволяло ему высоко подниматься.


При возвращении к исходной проблеме было предложено сконструировать антенну из пластиковых частей, через которые пропущен кабель. В зависимости от того, оказывается ли на части давление, антенна расправляется или остается сложенной.


Другим примером использования синектики является создание планеров, летательных аппаратов с машущими крыльями.


3.7. Метод фокальных объектов
Любая изобретательская задача прямо или косвенно содержит упоминание о существующем прототипе – объекте, который необходимо усовершенствовать.


С этим прототипом связаны определенные укоренившиеся представления. Поэтому в основе одной из первых попыток повысить эффективность метода проб и ошибок лежала идея искусственного наделения прототипа посторонними признаками. В 20-х годах прошлого века Ф. Кунце предложил «метод каталога»: нужно наугад открыть любой каталог (словарь, книгу, журнал), взять любое слово и «состыковать» с исходным словом (названием прототипа).


В 50-х годах прошлого века данный метод был усовершенствован Ч. Вайтингом и получил название «метод фокальных объектов» (МФО). Цель метода – совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций [5; 21].


Из условной задачи выделяют прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), затем наугад выбирают из словаря, книги или журнала 4–6 случайных объектов. Составляется перечень свойств (5–8 наименований) каждого случайного объекта. Выписывается для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки переносятся на прототип (фокальный объект) – получаются новые сочетания. Полученные сочетания развивают, пользуясь ассоциациями. Фиксируются все интересные идеи. Оцениваются новые идеи и отбираются наиболее эффективные с точки зрения реализации. Формулируются задачи на разработку новых модификаций объекта.


Среди многих неудачных идей может оказаться и нечто полезное, новое, неожиданное, например свеча и понятие «Новый год». Новый год – значит праздник, искры бенгальских огней; к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.


МФО очень прост, полностью осваивается после одного-двух упражнений.


Однако и результаты получаются весьма скромными. Ответы на сложные изобретательские задачи представляют собой сочетания разных изменений прототипа, между тем МФО дает простые (преимущественно одинарные) изменения.


3.8. Морфологический анализ
Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 30-х годах прошлого века к решению астрофизических проблем и предсказал благодаря этому существование нейтронных звезд. Морфология – это раздел биологии, изучающий формы и строение живых организмов без рассмотрения их функционирования. Изучение формы и строения объектов (продуктов), заимствованное из морфологии, успешно применяется для широкого круга задач, в том числе маркетинговых, связанных с проектированием новых продуктов.


Анализ ведется с помощью многомерной таблицы, получившей название «морфологический ящик», в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект, и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения [21].


Морфологический анализ состоит в следующем. В широкой и общей формулировке ставится задача разработки новой системы (продукта). Затем перечисляются все независимые переменные желательной системы. Эти переменные будут координатами морфологической таблицы. Далее находятся значения, которые может принимать каждая переменная (варианты ее возможного исполнения).


Общее число решений задачи равно произведению чисел возможных значений для всех переменных. Пусть, например, ставится задача разработать новую систему телевизионной связи. В табл. 5 перечисляются несколько соответствующих переменных с несколькими значениями для каждой.



Эти четыре координаты определяют 3 . 3 . 4 . 3 = 108 различных возможных систем. Ряд комбинаций описывает существующее телевизионное вещание, но ряд комбинаций еще не изобретен (пример характеризует состояние данной проблемы примерно 40 лет назад). Причина этого может быть в том, что никто раньше не думал о таких сочетаниях, считая их глупыми или как-либо иначе обходя их вниманием.


Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода являются упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов [3].

Морфологический анализ достаточно легко реализуется с помощью компьютерных средств. Данный вид анализа использует более строгую логику поиска новых идей, не носящую столь случайного характера, как в МФО.


3.9. Латеральный сдвиг
Поиск и разработка новых идей, направленных на создание новых потребностей или полезностей, новых целевых потребителей и новых целевых рынков, может осуществляться на основе латерального сдвига, предназначенного для поиска новых продуктов.


Латеральный сдвиг – это изменение хода мысли в цепи привычного логического мышления (использование латерального мышления). Латеральное мышление предназначено для генерирования творческих идей. Данное понятие было введено в обращение в 1970 г. в связи с развитием методов творческого мышления [15].


Как следует из рассмотрения изложенных выше методов, главным в процессе генерирования новых идей является преодоление стандартности в мышлении.


В данном методе это осуществляется на основе латерального сдвига.


Фокусом может быть все что угодно, на чем мы желаем сконцентрироваться.


Например, возможным фокусом может быть цветок (рис. 1).



Творческое мышление в данном случае развивается тремя простыми этапами:
1) выбор фокуса;
2) создание латерального сдвига для генерирования стимулов;
3) осуществление связи.


При использовании латерального сдвига изменение хода мысли осуществляется путем помещения препятствия в середину последовательной цепи логического мышления. Например, возможным латеральным сдвигом факта, что «цветы вянут», может быть такой: «Цветы, которые никогда не вянут». Такая идея может иметь смысл, а может и не иметь, но она, безусловно, заставит задуматься.


Латеральный сдвиг применительно к фокусу обычно создает некий разрыв.


Этот разрыв, который представляет проблему, фактически является источником творчества. Этот разрыв и есть наш стимул.


Если у нас есть две разорванные мысли, мышление будет проводить необходимые дополнительные перемещения до тех пор, пока не найдет логическую связь между ними.


Например, нам нужно перемещать концепт «цветок» до тех пор, пока он не будет соответствовать идее о том, что цветок никогда не завянет.


Одним из путей является постановка вопроса: в каких ситуациях цветок никогда не вянет? Если он сделан из ткани или пластика, он никогда не завянет. Мы нашли новый концепт: искусственные цветы. Связь установлена, и разрыв ликвидирован.


Можно привести следующие примеры использования латерального сдвига при выдвижении идей создания нового продукта: Интернет-кафе = Кафе + Интернет; Киндер-сюрприз = Сладости + Игрушка; Кукла Барби = Кукла + Подросток (кукла, похожая на подростка); МакДональдс – сведение вместе идеи потребления пищи и экономии времени; объединение заправки автомобиля на АЗС с возможностью приобретения продуктов питания.


3.10. Метод «шести шляп» мышления
Данный метод был разработан Эдвардом де Боно [7]. Метод «шести шляп» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. По ходу творческого процесса человек по очереди метафорически надевает шесть шляп разного цвета.


Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.


В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения.


Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.


Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.


Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем творчеству зеленый свет.


Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.


При смене одной шляпы на другую происходит переключение на другой тип мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.


Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.


Метод «шести шляп» – это попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за один раз. В результате сочетание этих различных аспектов создает мышление в полном объеме.


В основе метода «шести шляп» лежит идея параллельного мышления – конструктивного мышления, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Надевая шляпу мышления, принимается на себя роль, на которую эта шляпа указывает.


Данный метод – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Деление мышления на шесть типов позволяет весь процесс мышления сделать более сфокусированным и устойчивым. Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.


Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.


Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом – эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.


3.11. Метод терминологического и лексического анализа
Данный метод основан на том, что при зарождении принципиально новых направлений в науке и технике происходит появление новых терминов и лексических единиц (словосочетаний). Анализ этого явления позволяет выявить зарождение новых направлений в науке и технике на ранних этапах разработки принципиальных новаций.


Проведение терминологического и лексического анализа в современных условиях основано на возможностях контент-анализа, количественного метода анализа документов, основанного на объективном и систематическом выявлении соответствующих задачам исследования характеристик текста. Суть контентанализа сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые отражали бы определенные существенные стороны содержания. Одним из видов исходной информации при проведении терминологического и лексического анализа является патентная информация.


Тогда качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может 6ыть измерено с помощью формальных показателей [22; 10].


4. Некоторые практические рекомендации по генерированию идей
Кроме методов генерирования новых идей, рассмотренных выше, можно предложить использовать подходы к поиску новых идей, основанные на здравом смысле и практическом опыте организации такой деятельности, во многом по стилю изложения напоминающие рекомендации, представленные в известной книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».


К числу таких подходов, правил можно отнести следующее [8; 38; 40].


1. Вызов предположениям.
В каждой ситуации мы придерживаемся определенных позиций (установок, убеждений и мнений). Вызов этим предположениям может вывести на новый уровень мышления. Например, компания – мировой лидер в производстве спортивной одежды и экипировки – столкнулась с проблемой на одном из своих производств, расположенных в Юго-Восточной Азии. На предприятии был зафиксирован всплеск хищений сотрудниками кроссовок. Все типовые методы решения проблемы не привели к желаемому результату. Тогда руководство компании бросило вызов предположениям. Почему и правые, и левые кроссовки производятся на одном и том же заводе? В результате этой провокации появилась идея: оставить производство левой пары кроссовок на данном предприятии, а производство правой пары организовать на другом. Реализация данной идеи привела к полному прекращению хищений.


2. Изменить задачу.
Изменения в постановке задачи приводят к новым идеям. Для этого достаточно просто взглянуть на нее с различных точек зрения. Например, во время Второй мировой войны в акватории южных морей вели боевые действия немецкий и английский флот. В результате тактических маневров возникла следующая закономерность: немецкий корабль минировал акваторию, после чего англичане ее протраливали. Когда в результате действий англичан водная территория освобождалась от мин, немцы снова ее минировали. Так продолжалось до тех пор, пока англичане не взглянули на задачу под другим углом: «А что будет, если мы не выполним задачу по разминированию акватории?» В результате возникшей идеи немцы подорвались на своих же минах, будучи уверенными, что англичане, в свою очередь, уже все давно разминировали.


3. Самовыражайтесь.
Все мы очень талантливы и образованны, но почему-то, сталкиваясь с проблемой, чаще всего используем только слова для ее решения. Как насчет того, чтобы попробовать что-то новое? Глина, музыка, игра в ассоциации, рисование – вот только некоторые пути того, как можно изобразить задачу. Просто попробуйте выразить проблему по-другому. Различные способы могут запустить новые мыслительные стратегии. Это может дать вам новые идеи и решения.


4. Соединяйте несоединяемое.
Некоторые гениальные идеи могут возникнуть только случайно. Вы что-то заметили или услышали. Часто это совсем не связано с проблемной ситуацией, но неожиданно становится ее решением. Ньютон и яблоко, Архимед и его наполненная ванна, примеров тому масса. Случайный элемент дает стимул и заставляет клетки нашего мозга работать. Ищите стимулы в самых неожиданных местах. А затем рассмотрите, как можно построить связь между стимулом и решаемой задачей.


5. Используйте катализаторы.
Катализаторы – это активность и действия, которые напрямую не генерируют идеи, но способствуют этому. Они создают позитивную атмосферу. Некоторые из них помогут вам открыть собственный творческий потенциал. Измените окружение. Это может изменить процесс мышления. Уберите раздражители. Держите ваше мысленное пространство в порядке, как в прямом, так и переносном смысле. Юмор и веселье. Это особые ингредиенты, особенно в командной работе.


6. Записывайте идеи.
Просто записывайте все идеи, которые приходят вам в голову. Не задумывайтесь, не размышляйте, не критикуйте, просто пишите, даже самые глупые. Важно то, что вы вырабатываете привычку записывать идеи именно тогда, когда они к вам приходят. Носите с собой небольшой блокнот и ручку или имейте возможность делать голосовое сообщение на свой телефон. Когда вы спите, оставьте ручку и блокнот рядом с кроватью. Ночью вам может присниться потрясающая идея, и как только вы окончательно проснетесь, она тут же испарится, если не успеете ее записать. И не пытайтесь на этом этапе проводить отбор. Вы сможете отобрать все лучшее потом.


7. Читайте блоги и анализируйте представленную на них информацию.
Выберите и сосредоточьтесь на самых авторитетных и популярных блогах. Это позволит вам быть в курсе интересных событий и генерировать собственные идеи по вашей теме. Читайте то, что люди пишут в комментариях. Часто именно там вы сможете увидеть источник интересных идей.


8. Читайте книги.
Хотя вам и нужно читать блоги по своей теме, но все же большую часть времени потратьте на книги. Из книг вы получите поток новых мыслей, идей. Если не успеваете читать, есть альтернативный выход – слушайте аудиокниги. Это очень удобно, когда руки заняты, а ум – нет. Когда водишь машину, моешь посуду, занимаешься спортом и т.д.


9. Не выбрасывайте отвергнутые идеи.
Выработайте себе привычку хранить все старые идеи, и даже те, которые когда-то вам показались ненужными. Возвращайтесь к списку старых идей. И может так случиться, что вы вдруг увидите перспективу, которой раньше не видели, и воплотите старую, забытую идею в жизнь.


10. Ищите время для вдохновения.
Проследите весь ваш рабочий процесс, и вы заметите, в какие часы вы наиболее продуктивны и эффективны, когда наступает пик вашего творчества. Когда вы определили время творческого подъема, используйте это время для генерации идей.


11. Не пытайтесь изобретать велосипед.
Как только вас посетила новая идея, остановитесь и подумайте – а не было ли это сделано до вас? Обращайте внимание на идеи, которые уже реализованы до вас. Если вы можете предложить обновленную, усовершенствованную версию, то разрабатывайте ее.


12. Разнообразьте источники получения идей.
Наши идеи рождаются из жизни, нашего опыта, нашего окружения. Спорт, путешествия, общение с семьей и друзьями, хобби, творчество – вот возможный источник наших идей.


В статье кратко были рассмотрены лишь основные, самые популярные и часто используемые методы генерирования идей. На данный момент существует более 50 методов генерирования идей [36; 38]. Некоторые методы являются модификацией вышеназванных, другие же предлагают кардинально новые подходы.


Какой метод применять, решать необходимо исходя из ситуации, сложности проблемы, имеющихся ресурсов и предрасположенности людей.


Используемые источники
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979.
3. Баркер А. Алхимия инноваций. – М.: Вершина, 2004.
4. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М.: Статистика, 1974.
5. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. – Рига, 1974.
6. Буш Г.Я. Методы технического творчества. – Рига, 1972.
7. Буш Г.Я. Тайны изобретательства. – Рига, 1973.
8. Генерация полезных идей [Электронный ресурс]. URL: manprogress.com/methods/generation-ideas.html
9. Генерирование новых идей [Электронный ресурс]. URL: laborashka.ru/2010/09/28/generirovanie-novykh-idejj/
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – 4-е изд. – М.: Финпресс, 2008.
11. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Финпресс, 2006.
12. Дихтль Е., Хершген Х. Управление маркетингом. – М.: БИНОМ, 1998.
13. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж, 1997.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – 14-е изд. / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011.
15. Котлер Ф., Триас де Без Фернандо. Новые маркетинговые технологии. – СПб.: Нева, 2004.
16. Лисцин Дмитрий. Секрет фирмы. Упражнения по вдохновению [Электронный ресурс]. URL: hrm.ru/db/hrm/6EBDCA0C136EF3C0C3257116002E9D43/category.html
17. Мак-Каллок У. Проблемы бионики. Биологические прототипы и синтетические системы / Пер. с англ. – М.: Мир, 1965.
18. Методы поиска идей и создания инноваций [Электронный ресурс]. URL: inventech.ru/pub/methods/.
19. Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – М.: Питер, 2007.
20. Мозговой штурм [Электронный ресурс]. URL: pl-e.ru/w/Brainstorming
21. Наумова А.В. Решение изобретательских задач в маркетинге. – Новосибирск: Изд-во СибУПК, 2001.
22. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1977.
23. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. – М.: Попурри, 2007.
24. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. – М.: Мысль, 1970.
25. Фрейд З. Психология бессознательного / пер. с нем. – М.: Просвещение, 1989.
26. Фрейд, Адлер, Юнг. Общая психология. Психоанализ. – psy-konspekt. livejournal.com/980.html
27. Хилл П. Наука и искусство проектирования / пер. с англ. – М.: Сов. радио, 1973.
28. Холл А.Д. Опыт методологии для системотехники. – М.: Советское радио, 1975.
29. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация: – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.
30. Ямпольский С.М., Лисичкин В.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. – М.: Экономика, 1974.
31. Alger J.R., Hays С.V. Creative Synthesis In Design. – NY, 1964.
32. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. – New York: St. Martin’s Press, 2000.
33. Craig R. Davis. Calculated Risk: A Framework for Evaluating Product Development / MIT Sloan Management Review. – 2002. – № 4.
34. Eric Von Hippek, Susumu Ogawwa and Jeroen P.J. De Jong. The Age of the Consumer-Innovator // MIT Sloan Management Review. – 2011. – Fall.
35. Gordon W.J.J. Synectics. – NY, 1961.
36. lib.rus.ec/b/350719/read
37. uchebnikionline.ru/marketing/marketing_-_butenko_nv/vidi_novogo_tovaru_protses_stvorennya_novogo_tovaru.htm
38. amuzzz.ru/anecdotes/15635-10-metodov-generacii-novyx-idej.html
39. webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-107878]
40. elenakuznetcova.ru/10-sposobov-generacii-idei/]

12.10.2020

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста