Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2001
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента
Московского государственного университета
прикладной биотехнологии (МГУПБ)
Скрыпникова М.Н.,
преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Московского государственного университета
прикладной биотехнологии (МГУПБ)
Медикаменты приносят фальсификаторам не меньшие доходы и вместе с тем не меньшие трагические последствия. Поддельные антибиотики (сделанные из порошка талька) или глазные капли из водопроводной воды (без всяких активных компонентов), продаваемые под фирменными знаками всемирно известных компаний, все чаще упоминаются в прессе. Сообщалось, что в Гаити 30 детей умерло в результате приема жаропонижающего средства, содержащего диэтиленгликоль — растворитель, применяемый для производства антифризов. В Нигерии трагедия имела еще более серьезные последствия: 109 детей умерло в результате приема медицинской микстуры, содержащей такое же вещество.1
По оценкам исследовательского центра Конгресса США компании, производящие медикаменты, теряют 1 долл. из каждых 3, благодаря их повсеместным подделкам. Только в 2000 г. эти компании предполагают вложить более 26 млрд. долл. в развитие фармацевтических производств, а ожидаемый ущерб от «пиратства» составит 720—900 млн. долл.2
Среди стран, в которых «антипиратское» законодательство находится на низком уровне, называются следующие: Аргентина, Индия, Египет, Южная Африка, Китай, Израиль, Канада и Турция, а также страны Южной Америки (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла). В России ситуация также вызывает беспокойство. Никто точно не знает количество поддельных фармацевтических препаратов, продающихся через аптечную сеть, однако известно, что ежегодно Министерство здравоохранения изымает все большее количество нелицензированных медицинских препаратов — в 1999 г. из аптек было изъято и уничтожено 2600 партий фармацевтических товаров, т.е. на 20% больше, чем в 1998 г.
Проблема приобретает глобальный масштаб. По данным Всемирной организации здравоохранения, 25% выявленных поддельных медицинских препаратов изготовлено в основных промышленно развитых странах. Это объясняется тем, что страны, имеющие недостаточное собственное фармацевтическое производство, закупают фальсифицированные медикаменты по супернизким ценам, не беспокоясь об их качестве.3
Прогнозирование финансовых потерь от подделки фармацевтицеской продукции особенно сложно. Общие потери в химической и фармацевтической индустрии оцениваются в пределах 17 млрд долл. Развивающиеся страны имеют наибольший процент продаж поддельных медикаментов — в некоторых африканских странах этот показатель достигает 60%. В Нигерии, например, только четверть из 500 образцов, приобретенных у уличных торговцев, были признаны подлинными4. Поддельные медицинские препараты обнаружены также и в странах ЕС, включая препараты таких известных фирм, как Selokeen, Losec (Astra), Zantac (Glaxo), Fansidar (Welcome). В случае с Zantac путь от сырья до производства медикаментов проходил не менее чем через 4 страны. Сырье поступало из Турции, продукция производилась в Греции и через швейцарского брокера поступала в Нидерланды. Такой сложный путь используется нелегальными производителями специально для внедрения в систему распространения медицинской продукции.
Продовольственные изделия, детское питание, алкогольные и безалкогольные напитки выдвигаются в последние годы на особо заметные позиции в числе фальсифицированных товаров. В этой области фальсификаторы не только используют торговые марки именитых фирм-поставщиков, но (пользуясь слабой, как правило, осведомленностью потребителей) даже изобретают созвучные им названия и «гарантируют» превосходное качество.
В 1995 г. международная организация Food and Drug Administration (FDA) выявила ряд случаев подделки детских продуктов питания. По сведениям данной организации, это было питание для грудных детей Similac, продаваемое по сниженным ценам, и продукты питания для детей старшего возраста под знаком «Ensure Plus». Часть продуктов имела просроченный срок годности.
FDA предприняла меры по предотвращению случаев продаж поддельных продуктов и возможного вреда. Изъята была лицензия у дистрибутора детского питания, и предъявлено ему обвинение в подделке торговых знаков. FDA предупредила потребителей о возможности появления таких продуктов на рынке и попросила быть их более внимательными при покупке товаров.
Отмечается, что отличить подделку неспециалисту достаточно сложно. Кроме погрешностей в оформлении этикеток были выявлены отличия в оттенках цвета содержимого и запахе. В банке с поддельным детским питанием Similac находился порошок белого цвета с прозрачной маленькой ложечкой, в то время, как подлинный Similac имел желтоватый или кремовый цвет и гораздо большую по размеру зеленую мерную ложечку.
В другом случае маркировка компании Borden’s Eagle была помещена на упаковки с миндальными конфетами, которые эта компания не производит.
Алкогольная продукция. В дореволюционной России и во времена СССР производство водки было монополией государства, жестко контролировалось ее производство и реализация, потому что прибыль от этой отрасли составляла основную статью доходов государства. Велась беспощадная борьба с самогоноварением.
Непродуманная антиалкогольная реформа разрушила винодельческую и пивоваренную промышленность. Закрылись многие спиртовые и водочные заводы. Уменьшилось и потребление государственной водки, увеличилось употребление самогона и всяких химических веществ, что приводило иногда к трагическим последствиям. На российский рынок хлынул поток низкосортного спирта, расцвело самогоноварение.
Когда российские таможенники ужесточили борьбу с ввозом спирта в Россию, увеличились пошлины, то стало невыгодно везти спирт в чистом виде в Россию. Тогда его место заняла поддельная водка с Украины, Калининградской области, Белоруссии, Казахстана, Грузии.
Грузия снизила таможенные пошлины на ввоз спирта на свою территорию с 30% до 15%, в результате снизились закупочные цены на спирт с 95 до 70 центов за литр. И на этом дешевом низкосортном спирте стала работать вся подпольная ликеро-водочная отрасль Кавказа. И пошли на русский рынок «марочные» вина и коньяки сомнительного качества.
Из Китая вместо спирта в Россию стал поступать готовый продукт — дешевая китайская водка. За 1998 г. на наших дальневосточных рубежах было задержано более 50 т этого продукта. Для сравнения: в 1997 г. его объем составил чуть больше 12 т.
Широкое распространение получили различные экономические ухищрения в области экспорта-импорта алкогольной продукции, в первую очередь связанные с контрабандным импортом и фиктивным экспортом. В результате легальное отечественное производство этилового спирта в 1996 г. по сравнению с 1991 г. сократилось почти на 40%, а учтенной алкогольной продукции — в 2 раза. В неучтенной алкогольной продукции наряду с подпольно произведенной продукцией значительную долю стала занимать так называемая левая продукция — продукция, нелегально выпускаемая легальными отечественными производителями с целью уменьшения налоговых платежей.
По данным Министерства внутренних дел РФ в России 75% крепких алкогольных напитков производится нелегально. Из общего объема нелегальной алкогольной продукции 20% изготавливается на подпольных заводах и в цехах. Как сообщается в средствах массовой информации, на территории России работает до 70 подпольных заводов по производству алкогольной продукции. До 80% нелегального алкоголя выпускается на легальных заводах.
Первое место в рейтинге «фальшивок» занимают водки «Пшеничная», «Русская» и «Столичная», которые особенно популярны на периферии. Подделать их не так уж и сложно: далеко не на каждом предприятии применяют современные методы защиты вроде голограмм, специальных маркировок и прочего.
Далее в рейтинге «подделок» — особо популярная в народе водка «Кристалл», хотя случаев фальсификации этого напитка сегодня фиксируется меньше. Дело в том, что на столичном заводе «Кристалл» применяют специальную маркировку, которую подделать очень сложно.
Но ни с чем не сравнима фальсификация в России шведской водки Absolut.
В 1993 г. Vin & Sprit продала в России 150 тысяч ящиков водки (по девять литров в каждом), в 1994 — уже 800 тысяч, но уже с середины 1994 г. поступление водки Absolut стало падать, и в 1995 г. в Россию не поступило ни одной бутылки этой водки. Почему же шведы перестали поставлять свою продукцию на российский рынок? Потому, что они узнали, что по России шествует фальшивая водка. Ситуация сложилась не в пользу шведов. Вот что сказал директор по маркетингу и продажам компании водки Absolut Клаус Фикк: «Объемы продажи настоящей водки стали падать, рынок оказался затоварен. Зато подделки раскупались прекрасно. Мы оказались в очень трудном положении. В то же время российские власти объявили о введении акцизных марок, а чуть позже начались разговоры об отмене льгот по уплате таможенных пошлин. Шведы решили исследовать привезенную из России водку Absolut. На первый взгляд, разницы между фальшивой и настоящей бутылками почти не было. Стекло поддельных бутылок было чуть мутнее, чем у настоящих, а надпись — чуть бледнее. Кроме того, штрих-код на фальшивках емкостью 0,75 л был напечатан прямо на бутылке, тогда как на настоящей он нанесен на бумажную наклейку. На поддельных бутылках емкостью 0,5 л штрих-код был уже на бумаге.
И вот тогда шведы решили взять тайм-аут и свернуть деятельность на российском рынке — нельзя было допустить подрыва имиджа водки Absolut. Ради этого мы пошли даже на потерю прибыли (за 1994 г. в России была продана пятая часть всей произведенной водки)».
Компания Vin & Sprit времени зря не теряла. Во-первых, специально и только для России была придумана бутылка, совершенно непригодная для повторного использования. Не вдаваясь в подробности, скажем: новая бутылка сконструирована так, что налить из нее можно, а вот налить в нее — нет, разве что отбив горлышко. Теперь всем известна бутылка с шариком внутри горлышка, такую бутылку используют уже и российские производители. В частности, водка «Гжелка» разливается только в такие бутылки.
По оценке экспертов Министерства по налогам и сборам, подпольные цеха по производству поддельной водки в 1999 г. вырабатывали до 40% всей производимой в России водки.
В табл. 6 представлено производство отечественной водки и ликеро-водочных изделий в разрезе экономических районов за 11 месяцев 1999 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года1.
В Москве производство водки и ликеро-водочных изделий увеличилось на за 1999 г. по сравнению с 1998 г. 95% в основном за счет увеличения объёмов производства АОЗТ «Кристалл», который вырабатывает 93% общего объема производства водки2.
При этом значительная часть спиртных напитков отличается очень низким качеством. По данным МВЭС России, от 30% и более проверенной алкогольной продукции не отвечает по качеству требованиям ГОСТа или является фальсифицированной. В 1996 г. было забраковано или снижено в сортности почти 40% проверенного коньяка отечественного производства, 35% вина виноградного и плодово-ягодного, почти 30% водки и ликеро-водочных изделий.
Таблица 6
Производство водки и ликеро-водочных изделий крепостью свыше 28% (тыс. дкл)
Иностранные эксперты видят ситуацию еще более мрачной. По данным шведской фирмы Russ Thai Consulting Co., Ltd примерно две трети всей выпускаемой в России водки не соответствует требуемому стандарту качества, а за первые шесть лет с момента отмены государственной монополии на производство водки в России 240 тыс. чел. умерло от употребления фальшивой водки и ликеро-водочных изделий.
По данным департамента потребительского рынка г. Москвы, «левой» водки в России стало меньше. Так, в первом полугодии 1999 г. количество некачественного алкоголя составило 6% от всех отобранных образцов по сравнению с 14,2% в 1998 г. И тем не менее в этом году из незаконного оборота только в Москве было изъято свыше 9 млн. бутылок алкогольных напитков и более 600 тыс. литров спирта, пресечена деятельность 50 нелегальных производств по розливу фальсифицированных спиртных напитков1.
Однако до сих пор эта проблема остается актуальной. По данным налоговой полиции РФ казна от подпольного рынка алкоголя теряет порядка 1 млрд. руб. ежемесячно2, а доходы мафиозных водочных дельцов приближаются, по некоторым оценкам, к 7 млрд. долл. в год3.
Кофе. Было время, когда под чай и кофе маскировали чуть ли не дорожную пыль, умастив ее душистыми маслами. Теперь с этой же целью используют кофейную шелуху, пересыпанную чистыми гранулами кофеина, и продают как кофе «Jacobs», «Nestle», «Саfe Pele».
Поддельный кофе «Jacobs» например, продается в большой жестяной банке, похожей на банку с «Nescafe», которая оклеена бумажной этикеткой с названием: «Jacobs». На фальшивой жестянке нет штрих-кода, зато указывается, что этот кофе произведен в США (на самом же деле «Jacobs» выпускают в Германии). Банка снабжена пластмассовой крышкой, которую используют после вскрытия жестяной. К сведению покупателей: настоящий растворимый кофе «Jacobs» реализуется только в стеклянных банках, а молотый и в зернах — в вакуумной упаковке!
На вид поддельный кофе — это очень темный с лиловым оттенком порошок, пахнущий резко и не по-кофейному. Имеет посторонние включения в виде белых крупинок. Вкус — пустой, с нехарактерными для кофе горечью и кислотой.
Проведя физико-химические исследования подделок, специалисты «Ростеста» установили, что белые крупинки — это чистый кофеин, который в свободном состоянии может быть опасен для здоровья (в натуральном кофе это вещество связано с другими элементами, поэтому не вызывает сильного возбуждающего действия). В порошке, лишенном крупинок, кофеина нет вовсе, что свидетельствует о том, что псевдо-кофе выработан в лучшем случае из отходов кофейных зерен.
Многие ценители таких марок, как «Jacobs» (Германия), «Nestle» (Швейцария), «Elite Classic» (Израиль), «Cafe Pele» (Бразилия), «Tcibo» (Германия), «Моссоnа» (Голландия), «Folgers» (США), «Maxwell House» (США) и прочих, уже, наверняка, заметили, что любимый кофе лучше покупать в специализированных магазинах или отделах крупных торговых предприятий. Приобретая этот товар в торговых палатках у метро или на рынках, надо быть особенно внимательными. Именно здесь чаще всего встречаются подделки.
Встречаются также неявные фальсификаты — кофе неизвестных названий, которые и не пытаются маскироваться под известные. Такие «инкогнито» неопознанных торговых марок чаще всего оказываются ненатуральным кофе. Как правило, это тоже перемолотые отходы кофейной промышленности с добавлением чистого кофеина или без него1.
Детские игрушки тоже нередко становятся жертвой подделки. Поскольку мошенники не располагают качественными исходными материалами для производства, игрушки легко ломаются, состоят из маленьких острых частей и представляют опасность для детей. Кроме того, поддельная продукция может производиться из опасных для здоровья материалов.
Подделка игрушек растет очень быстро. Это означает не только финансовые потери, но и опасность нанесения вреда здоровью и угрожает безопасности маленьких детей. По оценкам специалистов поддельные игрушки составляют около 12% Европейского рынка игрушек. Особенно остро стоит проблема проникновения на рынок подделок из Китая. Большинство производителей игрушек расположены в нескольких областях Китая. Они производят как настоящие, так и поддельные детские игрушки. Еще одна страна, доставляющая беспокойство, — Турция, производящая поддельных игрушек больше, чем подлинных.
Одной из самых быстро развивающихся отраслей является производство электронных игрушек, особенно электронных игр. Основные их производители находятся в Юго-Восточной Азии и Соединенных Штатах Америки. По объему производства они превышают производство компьютеров и традиционных детских игрушек. Один только сектор производства поддельных электронных игр, находящийся в Гонконге, наносит этой отрасли 90 млн. долл. убытка в год. Правоохранительные органы предполагают, что электронные игры изготавливаются в Китае, а затем переправляются в Гонконг и распространяются через розничную сеть.
По данным фирмы Nintendo (крупнейшего производителя видеоигр) Китай и Гонконг — главные источники растущего потока поддельной продукции в мире. Торговля «пиратской» продукцией осуществляется там картелями, ведущими сделки в глобальном масштабе. Ущерб от операций этих картелей, нанесенный в 1996 г. фирме Nintendo, оценивается в размере 800 млн. долл.2
Такова ныне ситуация с «пиратским» производством в отдельных областях. Все это, разумеется, лишь примеры усиления потока «пиратской» продукции. Кроме того, сама структура этих потоков в отдельных странах далеко не одинакова. Анализ показывает, что она в решающей мере определяется особенностями отдельных стран — состоянием их экономики, потребительским спросом, политикой правительства, организованностью противодействия ведущих фирм-производителей и т.п. Так, судя по информации, в развивающихся странах, особенно крупные масштабы приобретает вторжение «пиратской» продукции на рынки товаров массового потребления. Международная торговая ассоциация провела в середине 90-х г. даже специальную оценку потерь этих стран от наводнения их рынков низкосортной «пиратской» продукцией швейной и обувной промышленности. В итоге было установлено, что при общем объеме продаж в 1995 г. соответствующей продукции в 40 странах на уровне 9,4 млрд. долл., потери их легкой промышленности от продаж «пиратской» продукции составили 2,1 млрд. долл. — 22%. В то же время в развитых странах интервенция пиратов идет главным образом на рынки высокотехнологичной, дорогостоящей продукции — электронной техники, компьютерного обеспечения, а также автомобильных, авиационных и других промышленных деталей.
___________________
* Начало см. в № 6 (2000).
1 United Press International, April 14, 1998.
2 U.S. International Trade Commission, Potential Impact on the U.S.Economy and Selected Industries of the North American Free Trade Agreement, U.S. ITC Publication 2-596, January 1999.
3 Bershidsky L. Stealing Identities. Business Review, February 2000 Volume 8, No.2.
4 WHO/IFPMA, Counterfeit Drugs, Report of the joint WHO/IFPMA workshop, 1992.
___________________
1 bik.donetsk.ua/foodmagazine/Rynok/obzor.html
2 Информационное сообщение. Материалы к пресс-конференции руководителя управления МНС России по г. Москве Г.И. Букаева. 27.01.2000 г.
___________________
1 Томская информационно-аналитическая газета «Деловой Обзор». — 1999. — № 10.
2 Газета «Труд» 19.01.2000 г.
3 Томская информационно-аналитическая газета «Деловой Обзор». — 1999. — № 10.
___________________
1 По материалам журнала «Спрос».
2 Reuters News Service, 1990—1997.