Этические критерии рекламы - постоянный повод для дискуссий



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2004


Коммуникационное стимулирование было известно еще в древние века. С помощью вывесок и знаков, а также надписей на стенах торговцы извещали горожан о наличии тех или иных товаров на лотках, а также о грядущих событиях, как-то торговля рабами или бои гладиаторов. Ввиду массовой неграмотности населения торговцам также приходилось прибегать к помощи зазывал - людей, стоявших вдоль улиц или на оживленных перекрестках города и громко информировавших прохожих о товарах. В то время реклама носила информационный характер, в ней не было элементов убеждения.

В XV веке реклама стала массовой продукцией. Случилось это благодаря Иоганну Гутенбергу, который изобрел книгопечатание. Теперь рекламодатели могли изощряться в формах, стиле и содержании печатных афиш, рекламных листков и газетных объявлений.

Бурный расцвет рекламного дела приходится на XIX век, когда появились первые агенты по рекламе, стали формироваться небольшие агентства, создаваться рекламные сообщения для оптовиков, приобретаться авторские права. В 1891 году в рекламах начали появляться образы, позволявшие донести идеи сообщения до масс.

В начале XX века рекламные сообщения стали сравниваться между собой. Фразы "именно поэтому..." или "вот почему..." использовались в рекламе товаров повседневного спроса, а также в социальных кампаниях по охране окружающей среды или по призыву на военную службу. Эрнст Элмо Калкенс из агентства Bates создал стиль рекламы, напоминавший произведения оригинального искусства и вошедший на страницы журналов. В начале 30-х известный составитель рекламы Клод Хопкинс (его труд "Научная реклама", изданный в 1923 году, считается одним из самых значимых в прошлом столетии, а сам Хопкинс признан одним из величайших составителей рекламных текстов) обнародовал результаты многолетнего тестирования рекламы, обосновал основные принципы и законы, открытые по итогам анализа рекламы заказов по почте. Так, в рекламе невозможно сомнительное предоставление сведений о товаре, необходимо четкое описание характеристик и свойств, причем желательно в сравнении с другой рекламой, иным товаром с помощью разных методов. Этот принцип стал основополагающим для многих последующих законов о рекламе, которые дошли и до наших дней.

После Великой депрессии 1929 года в США рекламные бюджеты были значительно урезаны, поэтому специалистам в области рекламы приходилось изобретать более дешевые, но не менее действенные способы привлечения внимания потребителей. Так, появились рекламные сообщения с оригинальными и интригующими заголовками. Рекламный текст отличался изобилием преувеличений, многословием; предложения и фразы были сокращены, а короткие и звучные слова стали играть все большую роль.

Количество рекламы росло ускоренными темпами, потребитель терялся в пестрых заголовках и однообразных сообщениях. Изменение в подходах к рекламе произошло в 50-х годах, когда американец Россер Ривс заявил, что настоящая реклама должна делать "уникальное торговое предложение (УТП)" и нести в себе информацию о выгоде, важной потребителю и не содержащейся в рекламе конкурентов. Именно Ривсом создан один из известных по настоящее время слоганов "M&M"s тает во рту, а не в руках", подчеркнувший достоинство новых конфет и "настоящего" твердого шоколада, из которого они сделаны.

Эра творческого подхода, наступившая в 60-х годах и открытая представителем чикагской школы рекламы Лео Барнеттом, ознаменовалась привнесением в рекламу максимального драматизма, участием в рекламных кампаниях выдуманных персонажей, влюбивших в себя публику и, таким образом, увеличивших торговый оборот благодаря рекламе. Эти персонажи, например Могучий Зеленый Великан и кот Морис (одним из русских собратьев которого, вероятно, является кот Борис), стали известны не меньше героев самых известных сказок и кинокартин. А знаменитый ковбой Мальборо, пропагандировавший "сигаретный образ жизни" в течение тридцати с лишним лет в более чем ста странах мира! Лео Барнетт не скрывал, что есть корм для кошек лучше того, чем питался кот Морис, и что сигареты вредны для здоровья. Но он еще более открыто подчеркивал необходимость доведения до сознания среднего потребителя информации всеми возможными способами.

Играя на чувствах потенциального потребителя и одновременно поражая его изысканными образами, Дэвид Огилви проявлял себя как мастер образа и короткого повествования. В одной фразе содержалось все то, что хотел узнать потребитель: "... - пиво с мужским характером!".

Не менее значимыми для рекламы стали 80-90-е годы ХХ столетия. Благодаря телевидению, радио, наружной рекламе, а позже и сети Интернет реклама достигла невиданных высот. Элементы конкуренции, точность и выразительность слоганов, характерность рекламных образов, уход от стандартов и эротизм, а главное многомиллионные рекламные бюджеты - все это стало фундаментом для освоения сознания потребителя. Выделяя молодежь от 18 до 25 лет в качестве целевого сегмента, производители рекламы забывают о том, что представители других возрастных групп также соприкасаются со СМИ. Сравнивая одну колу с другой или один автомобиль с ему подобным, но другой фирмы-производителя <1>, рекламисты все чаще стали встречаться в суде для разрешения этических споров и конфликтов. Неужели фантазия создателей рекламных текстов и образов окончательно иссякла, что им приходится использовать в рекламе нецензурную брань и показывать интимные части человеческого тела, чтобы убедить потребителя в основных достоинствах товара или услуги?

<1> Речь идет о борьбе за потребителя между "Кока-Колой" и "Пепси-Колой" в середине и в конце 80-х годов, а также о ряде юридических разногласий между компаниями Volvo и BMW.

Этические критерии в рекламе

Реклама представляет собой динамичный общественный форум, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование <2>. Сложно не вызвать сомнения, не попасть под зоркий взгляд критиков и не быть отвергнутой потребителем тогда, когда рекламы стало очень много. Так, объем российского рынка рекламы в 2002 году вырос по сравнению с 2001 годом на 51% и составил 2,6 млрд долларов (доля телевидения составила 900 млн долларов) <3>. В 2003 году сорокаминутные телесериалы и телепередачи, транслировавшиеся по государственным каналам российского телевидения, прерывались рекламой в среднем 2-2,5 раза, где каждая пауза длилась не менее 2 минут <4>.

<2> Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 1999.
<3> Интернет-сайт газеты "Финансовые известия": www.finiz.ru.
<4> На основе обзора рекламного рынка России в 2003 году. Источники: www.reklama.ru.

Несмотря на то, что рекламодатели повсеместно сталкиваются с правовым регулированием рекламной деятельности, невозможно четко определить каждый вопрос или урегулировать каждую претензию, которая может возникнуть при выпуске того или иного обращения к потребителю. Вопросы запрета рекламы вино-водочных изделий, пожалуй, давно решены, однако компании-производители известных марок алкоголя пытаются обойти прописанные в законе правила. Примером данной ситуации может служить процесс, в который вовлечена одна крупная российская компания, известная, прежде всего, своей водочной продукцией. После запрета рекламы водки в СМИ компания приняла решение запустить рекламные ролики конфет под той же самой маркой. Учитывая, что никаких ограничений на это в законе о рекламе не указано, комиссия по этике и правовым вопросам все же поставила под сомнение право на существование новой рекламной кампании. Аргументом был тот факт, что потребитель, видя и слыша рекламу конфет или иного товара под водочной маркой, непременно вспомнит о крепком алкогольном напитке, что уже само по себе "тянет" на скрытую рекламу.

Помимо правовых ограничений речь может идти об этических соображениях. Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образом, она становится необъективной и теряет нейтральность. Действительно, каждому человеку, смотрящему телевизор, непременно посоветуют скушать тот или иной шоколад, выпить газированный напиток, чтобы не засохнуть от жажды, а стиральный порошок нам готовы принести прямо домой <5>. Здесь реклама не просто обеспечивает потребителя информацией о товаре, о его свойствах и пользе для здоровья, для употребления в машине, дома или на работе.

<5> "Все еще кипятите? Тогда мы идем к Вам!" (реклама стирального порошка "Тайд")

Существуют несколько принципов, которые должны лежать в основе составления рекламы <6>. Многие из них были сформулированы еще в 80-х годах Американской рекламной федерацией (AAF), некоторые становятся теми критериями, которые помогут в разрешении споров на российском рекламном рынке <7>:

<6> Бове К., Аренс В. Современная реклама. - Тольятти: Издательский дом "Довгань", 1999.
<7> Автор намекает на создание в России общественной комиссии по этике и добросовестности в рекламе. Основная цель работы комиссии, созданной в рамках Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ), - профилактика нарушений профессиональных этических норм в сфере рекламы. Работа комиссии направлена на предотвращение возникновения ситуаций в рекламной сфере, способных привести к ужесточению законодательства, возникновению административных запретов, что может отрицательно сказаться на рекламном рынке. В задачи комиссии входит рассмотрение жалоб общественных организаций, обществ потребителей и органов государственной власти, а также проведение экспертизы нарушений в рекламной сфере. В состав комиссии вошли Ассоциация коммуникационных агентств России, Российское отделение Международной рекламной ассоциации, Ассоциация рекламодателей, "МедиаСоюз" и Национальная ассоциация телерадиовещателей. Источник: РИА "Новости", www.rian.ru .02.03.2004 г.

1. Правдивость. Реклама должна раскрывать правду и значимые факты, игнорирование которых может ввести потребителя в заблуждение. Здесь уместно упомянуть так называемую необходимость оговорки. Если в рекламе раскрываются достоинства дубового стола, у которого лишь ножки сделаны из дуба, а остальные детали, в частности поверхность, сделаны из материала другого дерева, то потребителю нужно знать об этом. Или реклама новых тарифов средств мобильной связи, в которой речь идет о круглосуточном тарифе в 0,05 центов за минуту в любое время суток. При этом внизу рекламной афиши или экрана более мелким шрифтом указано, что данная цена за минуту связи распространяется не на все тарифные планы. Несмотря на то, что подобные приемы в принципе могут рассматриваться как обман потребителя, они все же используются в рекламе уже на протяжении многих лет.

2. Доказательность. Рекламные заявления необходимо подтверждать свидетельствами. Желательно, чтобы подтверждения не звучали из уст актрис, играющих в телевизионном ролике тетю Асю или опытного стоматолога, а являлись компетентными свидетельствами, основанными на истинных и честных мнениях или опыте. Здесь можно привести пример подтверждения "одобрено российской ассоциацией стоматологов" или "одобрено основными производителями стиральных машин (с перечислением названий компаний)".

3. Сравнение. В рекламе необходимо избегать ложных и неподтвержденных заявлений о конкуренте, его товарах или услугах. Если производитель товара А пытается убедить потенциального потребителя сделать покупку только теми доводами, что товар Б, произведенный конкурентом, худшего качества и, скажем, быстрее портится, то это действительно нужно доказать. В конце концов, "в рекламе можно обойтись без упоминания имени конкурента и названия его торговой марки, более ярко и образно (используя красивое слово и художественные приемы) подчеркнув достоинства товара" <8>.

<8> Ogilvy D. Ogilvy on advertising. - New York: Crown Publishers, Inc., 1983.

Следует добавить, что самым ярким примером сравнения в рекламе в настоящее время является продолжающаяся кампания по подготовке к выборам президента США. Если считать выборы политической рекламой (а так оно в принципе и есть, ведь действующий президент Джордж Буш младший, по сути, рекламирует свою нынешнюю политику, подчеркивая все ее достоинства и убеждая потребителей в лице будущих избирателей остановить свой выбор именно на ней; в то время как Джон Керри рекламирует свой курс реформ и превозносит достоинства своих методов управления страной), то методы сравнения здесь наиболее действенные <9>.

<9> По мнению известного ведущего телекомпании CNN Ларри Кинга, "предвыборная кампания в США-2004 все более напоминает торг. Однако если раньше оппоненты этично намекали на прорехи в политической программе друг друга и это напоминало ситуацию, близкую к лобовому столкновению машин на шоссе, то в нынешней кампании по выбору Президента случилась явная драма - машины столкнулись, полыхают и много жертв...". (Из апрельских высказываний в Larry King Live - еженедельное шоу, транслируемое в прямом эфире на весь мир, в основу которого положены интервью с известными музыкантами, политиками, звездами культуры и спорта).

4. Рекламная приманка. Реклама не должна переключать внимание покупателей на другой товар. Например, "мощный звук, четыре динамика - новая автомагнитола "..."! Не правда ли, хорошо подходит к вашему новому "Порше" с двигателем в 500 лошадиных сил?".

5. Заявления о ценах. Реклама должна избегать заявления о ценах, которые лживы или вводят в заблуждение, так же как заявлений об экономии без доказательств ее реальности. Впрочем, рекламодатель не в силах проследить за тем, что не во всех торговых точках "Порошок Плюс 200 граммов" стоит столько же, сколько обычный "Порошок", и что "теперь эта (название опущено) паста стоит всего 15 рублей!".

6. Вкус и благопристойность. Реклама должна избегать заявлений, иллюстраций, намеков и подтекстов, которые противоречат хорошему вкусу и оскорбительны с позиции общественной благопристойности. Как тут не вспомнить очередную скандальную кампанию торговой сети "Эльдорадо". Ранее ролики с рекламой фотоаппарата, выдвижной объектив которого с явным намеком на фаллический символ доводил женщину до восторга, не разрешались к показу на центральном телевидении. Теперь же "Эльдорадо" вышла на улицу с огромными рекламными плакатами ярких цветов и изображением пылесоса с надписью: "Сосу за копейки!". И лишь внизу более мелким шрифтом потребитель мог прочитать, что это "Эльдорадо" - территория низких цен". К счастью, Москва и регионы не поддержали этой явной сексуальной активности пылесоса.

7. Гарантии и предостережения. Речь идет о полноте информации, уведомляющей покупателей об основных условиях и ограничениях, либо указывающей источник или места для более детального ознакомления с ними до приобретения товара.

Помимо вышеуказанных правил этики можно упомянуть еще голословность (как составной элемент пункта 1), когда реклама убеждает потребителя, что лекарство излечивает от рака или лейкемии или что мусс для укладки волос удержит прическу даже во время проливного дождя.

Рекламодатели на практике сталкиваются с тем, что перечисленные правила этикета в рекламе могут давать представление лишь об общих принципах. Когда речь идет о прибыльности бизнеса, жесткой игре с конкурентом или удержании позиции на рынке, этические факторы растворяются в небытии. Компании пытаются выходить на рынок с агрессивной и сексуальной рекламой, иногда используя двойной стандарт. Примером может служить итальянский бренд модной одежды Sisley, применивший двойной стандарт в России <10>. Компаниями, размещающими наружную рекламу Sisley, были получены два плаката - один в провокационном стиле (товар рекламируется двумя обнимающимися девушками), другой - нейтральный (девушка на фоне стеклянного шара). Удивительно, что такая стратегия используется компанией после того, как в 2001 году в Москве были разбиты десятки плакатов Sisley с фотографией девушки, прикусившей нательный крестик, а в 2003 году в ряде крупных городов России власти попросили компанию снять плакаты с изображением девушки, оттягивающей вниз трусики. Еще более удивителен факт, что бренд-менеджеры итальянского офиса компании шокированы происходящим в России, говоря, что поведение народа, например, в Баку понятно из-за соображений религии, а вот реакция россиян абсолютно неадекватна!

<10> Ведомости. - 2004. - март.

Не только иностранцы попадают в подобные ситуации, выходя на рынок России. Подобные проблемы возникали у компании "Тинькофф" с рекламой пива и образами двух обнимающихся девушек (снова они!) на рекламе пельменей "Дарья" рекламодателям пришлось заклеивать женские ягодицы (рекламная кампания в регионах России в конце 90-х годов), а компании L"Oreal отказали сами рекламисты, т.к. у них не поднималась рука размещать стенды с образом абсолютно голой фотомодели, рекламирующей антицеллюлитный крем.

Все эти примеры подводят нас к рассмотрению вопросов вкуса, стереотипов, традиций и рекламы, направленной на детей, спорных товаров и действующей на подсознание.

У всех нас совершенно разные представления о вкусе, тем более что общих руководств по хорошему вкусу в рекламе практически нет, да и создать их весьма затруднительно. Отвращение могут вызвать различные причины, например, сексуальные намеки, нагота тела и проявление насилия. Здесь можно вспомнить рекламную кампанию напитка "Crush" с апельсиновым вкусом, в рекламе которого апельсин пролетал через комнату и вдребезги разбивался о голову молодого человека. Эта рекламная кампания продолжалась недолго. Отторжение может возникнуть и по причине того, что не сюжет, а художественное оформление рекламы (цветовая гамма, фон, музыкальное сопровождение) вовсе не притягательны и порой даже раздражают.

Одной из проблем вкуса может служить сам товар. Вполне естественны претензии взрослых людей, видящих, что детские фильмы прерываются рекламными блоками с продвижением прокладок, слабительных и непотных подмышек. Средства для поднятия потенции у мужчин бьют абсолютные рекорды, особенно их реклама на радио. Так, (по наблюдению автора) на позиционирующей себя "офисной" радиостанции "Радио 7 - На семи холмах" реклама клиники "Уро-про" звучала в марте в среднем три раза в течение рабочего дня. Видимо, слушатели офисов обречены на сексуальные проблемы. А реклама средств гигиены встречается в любых средствах коммуникаций в любое время и в любом месте, однако рекламодателям все же можно порекомендовать обратить внимание на специализированные журналы и соответствующие программы для женщин или мужчин.

За неуемное использование секса в рекламе часто подвергается критике индустрия моды. Реклама модной и современной одежды, а также парфюмерии пронизана образами обнаженных мужчин и женщин, щеголяющих как в доме, так и на открытом воздухе. Так, рекламная кампания новой туалетной воды Lacoste для мужчин появилась в первоначальном виде только в сети Интернет, а для телевидения главного героя пришлось одеть в брюки.

Скандал случился с новой рекламой одежды от Джорджио Армани <11>. Британский совет по стандартам в рекламе (Advertising Standards Authority) ввел запрет на рекламу детской линии итальянского дизайнера Armani Junior, опубликованную в приложении к британскому изданию Times.

<11> Источник: www.fashionguide.ru. 14 мая 2004 г.

На рекламной фотографии изображен длинноволосый мальчик в мешковатых брюках, с обнаженным торсом и в ожерелье. После ее публикации в Совет поступило 74 жалобы от людей, утверждавших, что реклама "сексуализирует детей", побуждает их подражать взрослым, а также может спровоцировать педофилов. Рассмотрев поступившие жалобы, Совет принял решение запретить кампанию. Однако еще до этого компания Orthet, обладающая лицензией на производство линии Armani Junior, отозвала рекламу из печати, обещав больше ее не использовать.

По мнению одного из нью-йоркских рекламных гениев современности Дага Ллойда <12>, работавшего и участвовавшего в рекламных кампаниях MaxMara, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Perry Ellis, Gucci и YSL, "мода рождает сегодня новый отличный вкус, а в подобной рекламе нет ничего удивительного... Каждый стремится по-своему завоевать потребителя, так что в новом веянии рекламного порношика странного и вызывающего нет".

<12> Личагина П. Модная реклама сегодня: меньше секса, больше романтики! / раздел новостей моды интернет-портала www.rol.ru

Автор не зря остановился на индустрии моды, поскольку именно она в последние месяцы имеет все больше проблем с общественностью, которую раздражает и в какой-то степени бесит. Несмотря на то, что секс, по признанию модельеров, отходит в рекламе на второй план, ролики по-прежнему "убивают" зрителя. Впрочем, последний ролик Gucci, где молодой человек, оттягивающий нижнее белье на самом интимном месте девушки, видит выбритую букву "G", повлиял и на доход самой компании <13>. Доходы Gucci Group упали на 14%, и пока не ожидается хоть сколько-нибудь заметного улучшения. Исполнительный директор Gucci Group Доменико Де Соле объясняет снижение доходов "неустойчивостью рынка". Итоги 2003 года пока не подведены, но поговаривают, что чистая прибыль окажется на 22% ниже, чем ожидалось. Это говорит о том, что тактика "шокотерапии", избранная Томом Фордом и Доменико де Соле, не работает. Удивительно, что дизайнеры Gucci так цепляются за скандальную рекламу: уже был прецедент с рекламой духов Opium <14>. Тот рекламный плакат с изображением обнаженной модели Софи Далл с широко расставленными ногами вопреки ожиданиям не поднял уровень продаж. Более того, когда перед Рождественскими праздниками было принято решение убрать скандальный постер, продажи выросли на 17%. Единственным человеком, получившим хорошие премиальные с той рекламной кампании, оказалась сама Софи Далл.

<13> Cutty Sark. Конец точки G. Источник: раздел новостей моды интернет-портала www.rol.ru
<14> Лепешкина М.Н. Трансформация образа женщины в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №6. - С. 105.

Еще более шокирует тот факт, что, глядя на неоднозначную реакцию потребителя на рекламу Gucci и на печальный итог кампании в плане прибыли, дом моды Yves Saint Laurent (YSL) сделал еще более вызывающий шаг. (Можно понять рекламодателя: такое частое упоминание в прессе имени компании и названий новых и модных брендов играет им лишь на руку). Итак, в печатных изданиях и на рекламных щитах появилось изображение нагого мужчины с раздвинутыми ногами, видимо получающего огромное удовольствие от запаха новой мужской туалетной воды M7. Как и в случае рекламы Opium от Gucci, в дело снова вмешался британский Совет по стандартам в рекламе. Итог - реклама появится в урезанном виде, где мужчина будет изображен по пояс. Именно в таком виде изображение перешло в Америку, а также появилось весной 2004 года в России.

Пока проблемы с YSL как-то разрешались, публика получила очередную порцию шока, увидев рекламу одежды от Кельвина Клейна с элементами жесткой эротики. По-видимому, у рекламодателей нет никаких идей по поводу того, как показать всю прелесть новой одежды способом, отличным от демонстрации неодетых тел.

Что касается стереотипов, то они обычно связаны с представлением определенной группы населения в виде неизменного штампа, в котором теряется их индивидуальность. Вопрос стереотипов также связан с тем, формирует ли реклама общественные ценности или просто является их зеркалом. Если реклама обладает способностью формировать ценности и взгляды на жизнь, то рекламодателям необходимо задуматься о том, какие стереотипы есть у той или иной категории населения и как реклама и ее образы на них (стереотипы) накладываются. Если посчитать, что реклама отражает то общество, в котором она родилась и на которое нацелена, тогда рекламодатель должен ощущать еще большую ответственность за абсолютно точное изображение данного конкретного общества людей.

Говоря об основных "жертвах" стереотипов, нельзя не отметить представителей расовых и этнических меньшинств (по мнению афро-американцев, реклама изображает их в нелестно характеризующем виде, а в сюжетах рекламы практически вообще не используются образы героев афро-американского типа - от 2 до 6% в печатной рекламе и около 13% в телевизионной <15>), граждан преклонного возраста, жителей тех или иных регионов или стран.

<15> Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 1999.

В отношении стран, восприимчивости населения к рекламе и особенностей выхода на международные рынки с рекламой можно говорить долго и много. Но вопросы этических соображений здесь также ярки и многообразны. Они начинаются с изучения рекламодателем местных законов о рекламе, разрешений и ограничений, которые связаны с теми этическими критериями, о которых мы говорили выше и которые более глубоки в связи с местными обычаями.

Так, с 1980 года в органах печати Саудовской Аравии запрещается помещать рекламные объявления с изображением женщин. В Ливии нельзя публиковать рекламу с надписями на любом языке, кроме арабского, даже если эти надписи представляют собой фирменные наименования товаров или элементы товарных знаков. В Италии не рекомендуется использовать трехцветную символику национального флага, в Бразилии - изображать государственный герб или использовать религиозные сюжеты. В Индонезии считается оскорбительным показывать в рекламе свиней. В Индии - коров и обезьян. В той же Индии не разрешается помещать в одной и той же рекламе тексты, написанные на двух языках - местном и английском. Во многих районах Финляндии, наоборот, предписана двуязычная реклама - на финском и шведском языках <16>.

<16> Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". - М.: Издательский дом "Страница", 1999.

Вопросы этики также возникают в связи с рекламой, обращенной к детям и подросткам. Проблема связана с тем, что данная аудитория не обладает необходимым опытом для оценки рекламных сообщений, а те стратегии, что используются и в рекламе "для взрослых", могут попросту ввести детей в замешательство и заблуждение <17>. Поэтому соответствующими организациями, контролирующими детскую рекламу, рассматриваются несколько основных принципов формирования рекламного сообщения: а) принятие в расчет уровня осведомленности аудитории, охрана детей от их собственной впечатлительности; б) не эксплуатировать детское воображение; в) правдивая и точная информация; г) использование рекламы как заповеди, проповедующей важные жизненные ценности, например, семья, дружба, доброта, т.д.; д) поддержание взаимосвязи родителей и ребенка <18>.

<17> В США правовыми вопросами контроля и регулирования рекламы для детей занимаются Action for Children,s Television (ACT), отчасти Center for Science in the Public Interest (CSPI), Федеральная торговая комиссия (FTC), а также Орган обзора детской рекламы (CARU).
<18> Self-Regulatory Guidelines for Children"s Advertising, 3rd ed., Children"s Advertising Review Unit, National Advertising Division, Council of Better Business Bureaus, Inc. (1983). Р. 4-5.
"Руководство по рекламе, направленной на детей", выпущенное Органом обзора детской рекламы в рамках Совета по улучшению бизнеса и Национального отдела рекламы США.

Одни из самых значимых споров в последние годы разворачиваются вокруг вопросов по ограничению рекламы алкоголя и табака. В России на телевидении и радио запрещена реклама крепких алкогольных напитков и сигарет (пиво признано слабоалкогольным напитком); специальное законодательство, регулирующее рекламу алкогольных напитков, действует во Франции. В ФРГ введены ограничения на рекламу пищевых продуктов, алкогольных напитков и табачных изделий.

В США реклама сигарет на телевидении запрещена с 1 января 1971 года. Когда в конце 80-х годов возник вопрос о полном запрете рекламы алкоголя и сигарет в любых СМИ, разразился скандал. Сторонникам введения строгих запретов, напоминающим о вреде сигарет, болезнях и увечьях, приносимых ими, оппонировали те, кто считал, что запрещение правдивой рекламы разрешенной законом продукции неконституционно.

Еще одним товаром, спорным с точки зрения его рекламы в СМИ, являются презервативы. Можно поставить рекламу этих товаров в один ряд с рекламой гигиенических средств и выделить им отдельное место в тех программах и изданиях, которые не смотрят дети и пожилые люди. С другой стороны, растущее число случаев передачи болезней путем сексуальных контактов, включая СПИД, делает рекламу презервативов необходимой. Решение проблемы - показ той рекламы, которая сделана со вкусом, и в то время, когда это необходимо.

Как уже было отмечено ранее, многие рекламные ролики строятся на использовании сравнения. Важно, чтобы оно основывалось на фактических данных, не дискредитировало конкурентов, честно идентифицировало конкурирующий товар с его качеством и характеристиками.

Еще раз необходимо отметить подтверждения в рекламе. Зритель или читатель нуждается во мнении профессионально квалифицированного, имеющего право на суждения человека. Однако определить, соответствует ли подтверждение реальности, довольно трудно. Как доказать, что Наталья Андрейченко пользуется кремами "Черный жемчуг", а Ирина Мирошниченко принимает витамины "Кальций Д3 Никомед"?

Демонстрации покупок не всегда верны, и покупатель смущается, когда не видит на прилавке товара такого же веса, объема и конфигураций, как в рекламе. Вполне естественно, что телевизионная картинка и многоцветная иллюстрация приукрашают реальность. С другой стороны, показывать молоко, выглядящее на экране серым и поэтому смешиваемое с краской белого цвета, без приукрашивания просто невозможно. Можно ли говорить в данном случае об обмане со стороны рекламодателя?

Заключение

Автор не ставил целью написания статьи повторение известных истин, так же как не имел желания заклеймить современную рекламу, направленную на беспомощных, потерявших сексуальное желание, негигиеничных и непьющих потребителей. Речь о том, что на современном этапе развития общества, при наличии и достаточной известности критериев этичности рекламы, при росте числа общественных и юридических организаций, старающихся контролировать рекламу и ее содержание, перейти грань приличия при общении с огромной массой телезрителей, читателей, слушателей и прохожих стало очень просто. Можно согласиться с теми, кто скажет, что это связано с общей деградацией населения России и Запада, снижением уровня образованности и упрощением образовательных программ. То есть зрителям нужна более примитивная, приземленная, конкретная реклама, где будет показано и рассказано все, даже если это переходит границы дозволенного. Но и те, кто продолжает нести в массы общие человеческие ценности, будут абсолютно правы.

Действительно, речь идет о разобщении, которое коснулось и рекламы. Вряд ли можно ждать того момента, когда женскую одежду будут рекламировать дамы а-ля Марлен Дитрих, а мужскую туалетную воду - только одетые мужчины. Можно лишь пытаться смягчить те шокотерапевтические средства, которыми рекламодатели привлекают потенциального потребителя в сети своего нового товара или услуги.

Также по этой теме: