От традиционного к инновационному рынку



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2010


Сомова Е.Ю.,
соискатель ИМЭМО РАН

Статья рассматривает проблемы трансформации традиционных и инновационных рынков. На примере полупроводниковой отрасли Силиконовой долины раскрываются особенности функционирования инновационного рынка, выявляются факторы, которые позволяют компаниям добиваться и сохранять лидерство на нем. На российском примере текстильного рынка Республики Чувашии показан эволюционный процесс формирования и развития в регионе традиционного рынка и раскрыты предпосылки для преобразования его в инновационный рынок.

Введение
Какой рынок выбрать для осуществления своей деятельности? Этот вопрос встает перед предпринимателем и при инициировании бизнеса, и при его структурном расширении (диверсификации). Потребительское предпочтение покупателей больше не является индикатором выбора рынка. У компании появился новый, более мощный инструмент, создающий конкурентное преимущество, это инновационная составляющая бизнеса, которая стала ориентиром для продолжения деятельности всех ведущих мировых компаний. Инновации позволяют уже не искать перспективные рынки, следуя предпочтениям потребителей, а создавать новые.

Ярким примером развития за счет технологических прорывов на сегодняшний день является Силиконовая долина (США), история которой требует к себе внимания начиная с 1968 г., когда там сформировалась подходящая среда для создания множества новейших технологий, изменивших мир в будущем. До конца 1960-х гг. традиционный рынок данного региона включал сегменты радиопередающих технологий, производство клистронов(1), германиевых и кремниевых биполярных транзисторов, а также рыночные сегменты других полупроводниковых приборов,  на которых ряд компаний, например такая, как Fairchild Semiconductor, терпел удачу в бизнесе, что провоцировало уход многих квалифицированных сотрудников.

Одними из таких специалистов стали Роберт Нойс и Гордон Мур (впоследствии основатели Intel), обладающие глубокими знаниями в своей сфере и заслуженной репутацией, имеющие уникальную идею и готовые воплотить ее в самостоятельном бизнесе. Первый импульс для инновации небольшому коллективу омпании дал заказ на проектирование для японского производителя 12 различных микросхем. Из-за ограниченности средств и людей, необходимых для исполнения заказа, Intel могла отказаться от него или передать его на субподряд.


(1) Клистрон – электровакуумный прибор, который является основой для всех мощных СВЧ- передатчиков, например самых мощных в мире радиолокаторов для исследования астероидов и комет (радиолокационные телескопы, планетные и астероидные радары), которые расположены в Аресибо (Пуэрто Рико), Голдстоуне (Калифорния) и Евпатории (Крым).


Однако благодаря инженеру компании Теду Хоффу, предложившему вместо 12 специализированных микросхем создать одну универсальную, Intel поняла, что это прорыв, и реализовала замысел Хоффа. На создание микропроцессора, который в последующем свободно умещался на ладони, но имел такое же быстродействие, как и популярный на тот момент компьютер ENIAC, однако занимавший объем 85 м3 и весивший 30 тонн, потребовалось 9 месяцев разработок, а потом еще 60 тыс. долл. для того, чтобы выкупить у заказчика авторские права на созданное изобретение, и несколько лет маркетинга, разъясняющего инженерному сообществу преимущества написания программ для разработанного микропроцессора Intel. Таким образом, вслед за Intel в Силиконовой долине получили развитие такие мировые гиганты информационных технологий, как IBM(1), Compaq, Microsoft, AMD, Cyrix, Dell, Hewlett-Packard и пр., вместе создавшие целую отрасль промышленности, тысячи рабочих мест и инновационной рынок, растущий на несколько процентов в год вот уже более 40 лет. До сегодняшнего дня компания Intel продолжает поддерживать этот рынок, выпуская каждые два года новую производственную технологию, тем самым удерживая свое мировое лидерство, в частности в 2007 г. за счет создания первой в отрасли работающей микросхемы нового поколения (на базе 45-нанометровой производственной технологии).

Процесс трансформации традиционного рынка в инновационный автором будет рассмотрен на примере российского региона – Республики Чувашии, поскольку на сегодняшний день текстильная отрасль является одним из самых традиционных рынков (наравне с машиностроением, металлургией, неорганической и органической химией и пр.), сохраняя вот уже долгое время стагнирующий характер.

Зарождение текстильного рынка в Чувашии с 1821 по 1940 г.
Легкая промышленность зародилась в Чувашии в 1821 г., когда была образована первая суконная мануфактура, где работало 129 человек. Некоторые артели стали основой действующих сегодня предприятий. В 1923 г. создается промыслово-кооперативное товарищество «Кустарь-художник», позже получившее название «Паха тере» (прекрасная вышивка), ныне действующее ЗАО «Фирма художественных промыслов «Паха тере». Чебоксарская артель портных и шапочников «Труженица», созданная в 1929 г., стала основой швейного объединения «Рассвет». Деловые мужские и детские школьные костюмы ЗАО «Рассвет» знакомы многим покупателям региона.

Текстильная промышленность сосредоточилась в г. Чебоксары, трикотажная – в городах Чебоксары и Новочебоксарск, кожевенная, меховая и обувная промышленность – в городах Чебоксары, Алатырь, Шумерля, Ядрин. Швейная промышленность представлена в основном малыми предприятиями и предприятиями бытового обслуживания, расположенными практически во всех районах и городах республики.

Формирование производственного звена текстильного рынка Чувашии
В годы Великой Отечественной войны в республике сформировалось производственное звено текстильного рынка на базе пяти эвакуированных текстильных («Полтавская чулочная», «Киевская трикотажная», «Сумская швейная» и др.)


(1) Для своего персонального компьютера корпорация IBM выбрала процессор Intel.


и одной обувной фабрик. В г. Канаш образуется ЗАО «Фирма «Пилеш» (1940), специализирующееся на выпуске швейных изделий, с количеством рабочих мест 257 чел. Обувная фабрика в г. Алатырь (1942) сегодня с количеством занятых 250 чел. до сегодняшнего дня продолжает заниматься пошивом женской, мужской и детской обуви с текстильным и кожаным верхом. В 1944 г. была основана Чебоксарская лентоткацкая фабрика; сегодня это ОАО «Лента» с количеством работников 550 чел., осуществляющее производство более 300 наименований текстильных лент различного назначения. В 1948 г. началось строительство Чебоксарского хлопчатобумажного комбината, который на сегодняшний день является одним из крупнейших текстильных предприятий России, с количеством занятых 4431 чел.

В послевоенные годы (1962) была основана чулочно-трикотажная фабрика (ныне – ЗАО «Чебоксарский трикотаж», 2161 чел. занятых), представляющая собой два производства с законченным циклом: чулочное и швейное, которое ежегодно выпускает в продажу более 200 моделей чулочно-носочных изделий и около 400 моделей бельевого и верхнего трикотажа. В 1973 г. основано ОАО «Дом МОД», в 1983 г.

ОАО «Новочебоксарская хлопкопрядильная фабрика «Пике» с количеством рабочих мест до 1076 чел.

Основные промышленные предприятия и коммунально-складские учреждения столицы республики объединились в две промышленные зоны – Восточную и Южную (80% рабочих мест  промышленности города).

С середины 1980-х гг. в республике дополнительно формируется несколько новых предприятий. Среди них компания по производству и реализации верхней и легкой одежды ООО «ПШК «Овас» (г. Чебоксары, 1986 г.), имеющая сегодня договор на размещение заказа Adidas.

Активное развитие текстильной отрасли продолжилось с начала 1990-х гг. В структуре промышленного производства республики в настоящее время на долю текстильной отрасли приходится 6% выпуска продукции. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе (в Ульяновской области – 4,2%, Республике Марий Эл – 2,9%, Кировской области – 2,7%); он сопоставим с вкладом отрасли в мировое промышленное производство – 5,7%.

Текстильный рынок представлен ключевыми компаниями(1), трикотажными компаниями (ЗАО «Чебоксарский трикотаж», «Фирма «Нарспи», ОАО «Новочебоксарская хлопкопрядильная фабрика «Пике») и большим количеством мелких ателье и домов мод. Общее число корневых компаний кластера составляет около 300 с численностью занятых 25 тыс. чел. и объемами выпуска и экспорта 100 и 3 млн долл. соответственно.

Таким образом, выявление сформировавшихся в регионе признаков рынка показало, что в регионе отсутствует инновационный рынок. Эволюция заканчивается на начавшемся этапе формирования социальной ориентированности и спросоориентированности рынка, который носит пока традиционный характер со сложившейся производственной и товарно-сбытовой сетью.


(1) ОАО «Корпорация «ЧХБК», ООО «ПШК «Овас», ООО «Мой стиль», ЗАО «Фирма «Пилеш», ЗАО «Урмарская швейная фабрика», ОАО «Культбыттовары», ООО «Работница», ОАО «Ядринская швейная фабрика».


Предпосылки для формирования в регионе инновационного рынка с 2010 г. и на перспективу
Производительность компаний текстильного рынка на сегодняшний день достаточно низкая (1,88%), так же как и концентрация занятых в отрасли (3,45%)(1), однако на перспективу автор предлагает оценить предпосылки для трансформации сложившегося традиционного рынка в возможный инновационный:

1) условия для продолжения развития существующего бизнеса и создания нового. Стратегическое видение текстильной агломерации на период до 2010 г. было определено в Республиканской программе Чувашии от 20 июня 2005 г. С 2005 г. оказана государственная поддержка ОАО «Корпорация ЧХБК», ЗАО «Элита», ООО «ОВАС-Сервис», ООО «Паха-тере» в виде предоставления налоговой субсидии по налогу на имущество в республиканский бюджет и субсидировании процентных ставок. Общая сумма государственной поддержки составила 5,8 млн руб.;

2) условия для выхода на национальный (международный) уровень постепенно развиваются на текстильном рынке Чувашии. Объем вывезенной за пределы республики продукции в 7 раз превышает объем ввоза. Наибольшую долю составляют хлопчатобумажная пряжа (27,5%) и ткани (14,2%). Наблюдается достаточно широкая узнаваемость бренда ОАО «Корпорация ЧХБК» «Хлопковый рай», продукции ЗАО «Чебоксарский трикотаж» и ОАО «Новочебоксарская фабрика «Пике»;

3) существующие в регионе рыночные ниши с неудовлетворенным местным спросом постепенно заполняются. В 2005 г. ОАО «Корпорация «ЧХБК» выиграло и успешно реализовало тендеры на сумму 4,1 млн руб. на разработку дизайна интерьеров 9 фирменных поездов ОАО «РЖД»(2). Меховые изделия для комплектации вагонов на сумму 500 тыс. руб. поставила фабрика ООО «Меховщик», а форменную одежду проводников для 5 фирменных поездов Горьковской железной дороги на сумму 1,6 млн руб. – ООО «Дадиани-Холдинг». Проект был успешно реализован;

4) условия для создания качественно новой продукции, которые обеспечиваются за счет исследовательской деятельности, к сожалению, сконцентрированы только в рамках дизайнерских отделов фабрик, домов мод и ателье;

5) инфраструктура, поддерживающая новые разработки, представлена минимально необходимым составом поставщиков, готовых следовать за изменениями в технологиях корневых компаний рынка: поставщиками оборудования (ОАО «Текстильмаш») и деталей (ЗАО «ПРОиКО»), синтетических красителей (ПО «Химпром»), а также химчистками, ателье, небольшим количеством кредитных учреждений и специализированными учебными заведениями. Тем не менее данная группа участников рынка должна численно расширяться, так же как и необходимо повышать конкурентоспособность каждого из участников;


(1) Методика расчета коэффициентов показана в [7].
(2) «Мордовия», «Жигули», «Чувашия», «Полярная стрела», «Поволжье», «Татарстан», «Воронеж», «Буревестник», «Липецк».


6) условия для организации нового производства с возможностями расширения или модернизации существующего производства. В рамках модернизации оборудования в 2006 г. на ОАО «Корпорация «ЧХБК» был установлен шведско-швейцарский швейный автоматический комплекс (ШАК); также состоялась презентация рабочих мест отделочного производства и освоена технология крашения трикотажной пряжи новыми германскими, швейцарскими и местными новочебоксарскими  красителями. На ООО «Каури» установлена программа компьютерного проектирования одежды («Графикс»).

С 2000 г. было положено начало политики в области качества, результатом которой стало внедрение систем менеджмента качества по стандартам ISO 9001:2000 на производственных предприятиях (ОАО «Лента», ОАО «Корпорация «ЧХБК», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ЗАО «Текстильмаш», ОАО «Химпром»). В конце 2004 г. был создан ОАО «Холдинг «ЧувашЛегПром». Учредителями холдинга выступили ведущие текстильные предприятия кластера(1) и Ассоциация производителей одежды, которая была основана в 2003 г. и объединяет 16 отраслевых предприятий среднего и малого бизнеса. В регионе также представлены специализированные союзы производителей, ассоциации и комитет профсоюза работников отрасли;

7) инфраструктура, позволяющая вывести новинку на рынок, в текстильном кластере Чувашии сводится к магазинам в фойе самих швейных фабрик. Кроме того, из-за специфики продукции отрасли, пользующейся спросом изготовления на заказ, производство носит характер мелкосерийного или индивидуального и представлено в большинстве своем пошивочными ателье, которые не испытывают потребности в розничных сетях. Поэтому местная торговая сеть представлена небольшим количеством магазинов (9 магазинов одежды, 10 магазинов тканей, текстиля), шестью торговозакупочными предприятиями и оптовой компанией ООО «ДадианиХолдинг» (г. Чебоксары). Для демонстрации новинок компаний в республике имеет 12 торгово-выставочных площадок, в том числе экспортный комплекс «Экспо-Контур», модельное агентство и порядка 75 рекламных агентств;

8) местные компании, обладающие статусом «венчура», являются индикатором развития инновационного рынка. На сегодняшний день процесс развития компаний текстильного рынка Чувашии не заключается в создании кардинально новых технологий, а больше сосредоточен на освоении.

С 2009 г. в кластере открывается новая линия по пошиву домашней одежды торговой марки «Мой стиль», коллекция которой будет производиться из итальянских и французских тканей зимней коллекции. В 2005 го. был освоен выпуск элитных трикотажных изделий на ЗАО «Чебоксарский трикотаж»; ОАО «Шукофа» освоено 80 новых моделей сумок. ЗАО «Керек» приступило к освоению технологии производства одежной кожи, на ЗАО «Урмарская швейная фабрика» освоен пошив ватных одеял и матрацев. Все свои разработки компании отрасли представляют на ежегодных выставках и ярмарках местного значения;


(1) ОАО «Корпорация «ЧХБК», ОАО «Новочебоксарская фабрика «Пике», ОАО «Лента», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ООО «Дом быта «Орион».


9) условия для развития местных сложившихся и новых товарных ниш связаны в основном с консолидацией активов текстильного рынка Чувашии для увеличения рыночной доли компаний в сегменте постельного белья до 10% и до 5% в других сегментах трикотажной продукции на российском рынке. В 2001 г. ОАО «ЧХБК» и немецкая фирма IBC учредили совместное предприятие ОАО «Корпорация «ЧХБК»(1). В 2006 г. завершилась программа слияния ОАО «ЧХБК» и ЗАО «Чебоксарский трикотаж» с последующим образованием ОАО «Волжская Текстильная Компания» (ОАО «ВТК», г. Москва), которое стала третьим значимым участником на рынке домашнего текстиля после альянса «Русский текстиль» и холдинга «Яковлевский».

Положительным фактором для дальнейшего развития текстильного рынка Чувашии остается приверженность к текстилю, что подтверждается сохранившимися технологиями пошива национальных костюмов (ЗАО «Фирма художественных промыслов «Паха тере», ЗАО «Урмарская швейная фабрика»). Для последующего развития текстильного рынка потребуется привлечение корпоративных инвестиций, на что и рассчитывает ключевая производственная компания ОАО «ВТК», стремясь стать самым эффективным производителем в отрасли по производительности труда, социальным и экологическим стандартам. ОАО «ВТК» первым вышло в средний ценовой сегмент (0,8–2 тыс. руб. за комплект) с брендированной продукцией «Хлопковый рай», однако дальнейший захват рынка (с темпами роста на 15–20% в год) потребует от компании серьезных вложений в производство, дистрибуцию и инновации.

Заключение
На российском и западном примерах в статье показано, что выбор приоритетности инновационных рынков перед традиционными не обоснован, поскольку в разный период времени один и тот же рынок может быть сначала одним, а затем другим. Например, рынок радиосети в Силиконовой долине в 1910 г. считался прорывным, когда в Сан-Хосе была установлена первая радиостанция в США и запатентована радиопередающая технология. Но он же превратился в традиционный рынок в 1960-х гг., когда ряд компаний терпел здесь убытки. Те компании, которые не перевели бизнес в другое место, например как это сделал Уильям Шокли(2), имели возможность следовать своей стратегии и пользоваться преимуществами той среды, которая сложилась в Силиконовой долине, конкурируя за лидирующие позиции в выбранной области деятельности и идя на риск создания новых технологий.

Многие из них, например такая, как Intel или Microsoft, сохраняют прежнее отношение к ведению бизнеса, не выбирая перспективные рынки, а создавая собственные за счет инноваций один раз в два года или чаще. Погоня за перспективными инновационными рынками, или рынками с повышенным спросом, заставляет компанию постоянно менять свою стратегию, что разрушает ее конкурентные преимущества. Данный вывод был заложен в разработку предпосылок для формирования инновационного рынка на базе традиционного, который показан на примере текстильного рынка Республики Чувашии.


(1) Само ОАО «ЧХБК» вошло в корпорацию со всем движимым и недвижимым имуществом, получив взамен 42,5% акций. Немецкая же сторона взяла на себя обязательство внести соответствующую своему пакету в 57,5% акций сумму трикотажным оборудованием.
(2) Уильям Шокли совместно с двумя другими исследователями открыл транзисторный эффект, за что получил Нобелевскую премию, и для продолжения своего бизнеса по разработке технологии использования кремния в производстве транзисторов переехал в Калифорнию и основал там компа нию Shockley Semiconductor Laboratory, которая в последующем разорилась.


Литература
1. Силиконовая долина [Электронная версия]. – Режим доступа: www.wikipedia.org/
2. Экскурсия по инновациям корпорации Intel [Электронная версия]. – Режим доступа: www.intel.com/
3. Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005–2010 годы от 20.06.2005 № 150.
4. Интернет-справочник «Бизнес Чувашской Республики» [Электронная версия]. – Режим доступа: www.businesschr.ru/
5. Каталог компаний Чувашии [Электронная версия]. – Режим доступа: www.chuvashia.com/
6. Чувашская энциклопедия [Электронная версия]. – Режим доступа: www.enc.cap.ru/
7. Сомова Е.Ю. Выявление экономических кластеров на территории России (на примере текстильной индустрии) // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 6.

09.12.2013

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста