Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2015
Якубов Н.М.,
ведущий экономист АО «Узбекский комбинат тугоплавких
и жаропрочных металлов»
Мировое развитие индустрии неуклонно следует за научно-техническим прогрессом и совершенствованием технологий. Развиваются судостроение, радиоэлектроника, внедряются новые технологии в машиностроении и на транспорте. В мире все больше выпускается товаров народного потребления, строятся дома, собираются машины и другие высокотехнологичные атрибуты современной жизни. Все больше стран перенимают современную идеологию потребления: новый холодильник – каждые семь лет, новый автомобиль – каждые пять лет. И для всего этого нужна медь.
Говоря о перспективах добычи медной руды, а также производства меди, следует сказать несколько слов об объемах ее природных запасов, которые оцениваются в пределах от 654 млн до 1600 млн т. Структура распределения добычи меди по странам показана на рис. 1 [1].
Если максимальный объем мирового производства меди в начале XX в. составлял чуть более 400 тыс. т, то в начале XXI в. он составляет более 20 млн т.
Кроме того, существенное увеличение спроса может привести к дефициту металла. Однако открытие новых месторождений меди связано с определенными трудностями. По данным MinEx Consulting, в 2008 г. было найдено лишь 2 млн т новых запасов меди. Одной из главных современных проблем является старение 14 существующих старейших мировых рудников, содержащих 40% мировых запасов меди. В недалеком будущем отсутствие достаточного количества разведанных и подтвержденных новых крупных месторождений, снижение резервов на старых месторождениях однозначно будут иметь влияние на рынок меди.
Мировым производителем меди является Республика Чили, которая обладает самыми обширными запасами данного металла. На территории государства сосредоточено более 350 млн т меди. Самое крупное месторождение в Республике Чили было открыто в 1990 г., которое будет полностью исчерпано к 2030 г. При текущих темпах добычи обеспеченность этой страны запасами меди не самая высокая и составляет немногим более 60 лет. На территории Российской Федерации сосредоточено лишь порядка 3% общемировых запасов меди. При этом и обеспеченность запасами также не превышает среднемировой уровень. В Узбекистане сосредоточено более 13,48 млн т меди, что обеспечивает медное производство на 100–120 лет [2].
Таким образом, внутренние ресурсные возможности для медных компаний в мире в определенной степени можно охарактеризовать как не самые лучшие.
В цветной металлургии мировое производство рафинированной меди в 2013 г. повысилось на 4,4% – до уровня 21 млн т (рис. 2). В первой пятерке находится компания Codelco с долей 7,3% в мировом производстве, на втором месте – Aurubis AG с долей 5,4%. Третье место занимает Glencore XstrataPlc – 5,2%. В число крупных производителей меди также входит Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. с долей 5,1% и Jiangxi Copper Co. – 4,9%.
Структура мирового потребления меди по странам показана на рис. 3, а структура мирового потребления меди по отраслям – на рис. 4 [3].
Перед медной отраслью стоит задача – развитие рынка потребления и обеспечение его качественной востребованной продукцией. Основными потребителями меди являются строительство и высокотехнологичные отрасли промышленности.
Использование меди в значительной степени зависит от темпов научно-технического прогресса и экономического развития страны. В США, например, около 50% всей продукции из меди и медных сплавов идет на нужды строительства, 21% – на электронику и электротехнику. В Китае около 60% всей медной продукции идет на потребности энергетического комплекса. В Российской Федерации ежегодно потребляется около 3–4 тыс. т медных труб для тепло- и водоснабжения.
Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 70 тыс. т.
В настоящее время основными странами – потребителями медной продукции являются Китай, США, Япония, на которые приходится практически половина всей потребляемой медной продукции, хотя рафинированная медь используется в 70 странах мира. Именно экономический рост этих стран и потребность в металле на ближайшие годы оказывают сильное влияние на объемы производства меди. Рост спроса на рафинированную медь в ближайшие годы может произойти в Бразилии, поскольку страна предполагает реализовать ряд крупномасштабных проектов при подготовке к летним Олимпийским играм 2016 г., а также в Российской Федерации при подготовке к чемпионату мира по футболу «ЧМ–2018».
Кроме того, если до середины XX в. в руде содержание меди доходило до 3,5%, то к концу века оно составляло менее 1% (большая часть – 0,25–0,5%), что соответственно делает транспортировку медной руды экономически нерентабельной [4].
Опыт развития мировой экономики за последние 200 лет, особенно за вторую половину XX в., показал, что для большинства видов сырья речь идет не об истощении запасов, а об их качественном изменении. Для многих видов сырья (медная, свинцовая, цинковая, оловянная, железная руда) существует зависимость между содержанием полезного компонента и общим объемом рудной массы. Понижение содержания минерала в руде в арифметической прогрессии приводит к возрастанию объемов руды в геометрической прогрессии. Так что поиск, расходы на который в мире уже превысили 5,1 млрд долл. в год, и разработку новых месторождений человечество будет вести до тех пор, пока это будет экономически рентабельно, вовлекая в хозяйственный оборот все более значительные массы минеральных руд с низкими концентрациями полезного компонента [5].
В связи с этим добыча руды и получение концентрата должны быть территориально связаны. Производство рафинированной меди располагается вблизи рынков сбыта в районах с дешевой электроэнергией. На Урале, к примеру, выпуск рафинированной меди стабильно превышает объемы добычи руды. Развитые страны, бедные медными ресурсами, вынуждены импортировать черновую медь или использовать вторичное сырье. Европейские страны покрывают более 50% своих потребностей в меди переплавкой металлолома, в том числе и импортируемого.
Россия, лишившись поставок из Монголии, продолжает импортировать черновую медь теперь уже из Казахстана. Аналогично Япония импортирует черновую медь из Австралии.
Из-за энергетического кризиса 70-х гг. прошлого столетия создались условия для перемещения завершающих этапов производства меди в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой. Страны, добывающие медную руду, начали постепенно достраивать недостающие технологические звенья производства меди до полного цикла.
Естественно, что при недостатке электроэнергии и удаленности от потребителей производство рафинированной меди развивается слабо. Мексика рафинирует 75% производимой черновой меди. Чили – крупнейший производитель медной руды в мире – рафинирует только 60% добываемой меди.
В отличие от других стран Узбекистан, производящий медь на комбинате АО «Алмалыкский ГМК», который является одним из крупнейших предприятий металлургической отрасли в республике, находится в лучшем положении по территориальной расположенности – добыча и обогащение руды, получение концентрата, производство черновой меди и рафинирование меди территориально расположено на небольших расстояниях. Производственные мощности комбината базируются на запасах руд на территории Ташкентской обл., в г. Алмалыке.
Месторождение «Кальмакыр» находится на расстоянии 8 км от обогатительной фабрики, а обогатительная фабрика и медеплавильное производство – на территории комбината. Расходы на транспортировку руды незначительны, что делает предприятие более привлекательным для инвесторов [6].
Растущие цены на медь в 90-е гг. ХХ в. существенно изменили географию добычи меди. Инвестирование в крупнейшие в мире месторождения Чили и Индонезии сделали их ведущими производителями медной руды, вытеснив из лидирующего положения США.
Увеличение добычи медной руды и производство рафинированной меди привели к превышению предложения меди над ее спросом. Последовавшее затем падение цен еще сильнее ударило по африканским месторождениям, подорванным конкуренцией с новыми месторождениями из Чили и Индонезии. С 2000 г. ситуация на рынке стала выравниваться, хотя кризис 2008 г. внес соответствующие изменения.
Несмотря на конъюнктурные колебания спроса и цены на медь, в долгосрочной перспективе в мире наблюдается неуклонное увеличение добычи и производства меди. Последние 30 лет производство меди увеличивалось в среднем на 13–15% за каждые 10 лет. В ближайшие пять лет ожидается повышение мировой добычи и производства меди на 8–10%. Тем не менее среднегодовые цены на медь на следующий год ожидаются по уровню не ниже этого года, что гарантирует повышенные прибыли работающим в этой отрасли компаниям (рис. 5).
В работе [7] показаны факторы, влияющие на цены и на производство меди на рынке цветных металлов. В работе отмечено, что за последние 15 лет на рынке было достаточно четкое соотношение цены на медь и нефть. При росте цен на нефть цены на медь, как правило, также росли. Причем этот рост был весьма однозначный и в целом пропорциональный. Однако в период с 2008 г. данный характер рынка несколько нарушился. Прежде всего нарушения заметны в том, что пропорциональная зависимость стоимости нефти и цветных металлов прекратила работать (рис. 6).
Среди причин этого можно назвать следующие:
– мировая экономика стала менее зависима от цен на нефть, что перестало делать ее универсальным индикатором состояния рынка;
– биржевые металлы как эффективный элемент международной торговли все в большей степени привлекают хеджевые фонды для максимизации прибыли и диверсификации рисков от вложений в разные активы;
– консолидационные процессы в металлургической отрасли все больше способствуют нерыночным процессам ценообразования.
Все это привело к более самостоятельному характеру роста цен на рынке цветных металлов [7].
По данным Ассоциации европейского бизнеса АЕВ Российский рынок меди может сократиться в связи с уменьшением объёма продажи легковых автомобилей, за 6 месяцев 2015 г. в России продано 782 тыс. новых автомобилей, что на 36,4% меньше чем за аналогичный период 2014 г. [8]. Однако формируется новый тренд – рост оборонных расходов, сопровождающийся спросом на телекоммуникационное оборудование и машины двойного и военного назначения, который ощутимо повысит спрос на медь. Военный бюджет США в 2013 г. составил 631 млрд долл., но сегодня рост оборонных расходов США уже давно превышает 700 млрд долл. [9].
В России расходы бюджета по разделу «Национальная оборона России» определены в 2488,1 млрд руб., или 3,4% ВВП, что на 18,3% больше, чем было фактически израсходовано в 2013 г. [10].
Таким образом, ценовая конъюнктура мирового рынка меди в первую очередь определяется ожиданиями в отношении динамики спроса и предложения на данный металл. Из вышеизложенных фактов можно заключить, что Латинская Америка, и в частности Чили, формирует предложение меди, Азия же, особенно Китай, формирует спрос. За последние 10 лет потребление рафинированной меди в Китае увеличилось почти в 2 раза, что является одним из факторов влияния на цену и производство меди в мире. Другими словами, развитие экономики данных стран можно считать определяющим фактором в формировании баланса спроса и предложения на медь и, следовательно, цены на данный металл. Кроме того, на рынок металлов существенное влияние оказывают и инвесторы, которые активно включаются в игру на повышение цен. В связи с этим цены на медь не только обусловлены текущим балансом спроса и предложения, но и в не меньшей степени зависят от спекулятивного характера товарных рынков, сформированных под их влиянием.
Используемые источники
1. metal4u.ru
2. Ахмедов Н.А., Завьялов Г.Е., Землянов А.А. и др. Рудные месторождения Узбекистана. – Ташкент: ГИДРОИНГЕО, 2001. – 661 с.
3. forexaw.com/TERMs/Raw_materials/Industrial_metals/ l85_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%8C_Copper_%D1%8D%D1%82%D0%BE
4. Негматов С.С., Абдукадыров А.А., Якубов М.М., Сайназаров А.М. Получение медного концентрата из шлаковых композиций и изучение его влияния на процесс отражательной плавки медеплавильного производства // Композиционные материалы. – Ташкент, 2011. – № 2. – С. 78–81.
5. Старостин В.Н. Минерально-сырьевые ресурсы мира в третьем тысячелетии // Соровский образовательный журнал. – 2001. – Т. 7. – № 6. – С. 48–55.
6. agmk.uz
7. Якубов Н.М. Факторы, влияющие на цены и состояние мирового производства цветных металлов // Иктисодиет ва таълим. – Ташкент, 2012. – № 7. – С. 59–61.
8. cripo.com.ua/?sect_id=10&aid=178508
9.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC
10. finmarket.ru/main/article/3666352