Анализ рынка торговой недвижимости в условиях кризиса



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2016


Тётушкин В.А.,
кандидат технических наук,
доцент кафедры экономического анализа и качества
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»


Рассмотрены современные ритейлеры и коммерческие предложения на рынке торговой недвижимости, проанализированы тенденции и прогнозы на данном рынке.


Введение
Актуальность статьи обусловлена тем, что экономическая ситуация, складывавшаяся в России на протяжении 2015–2016 гг., серьезно скорректировала амбициозные планы девелоперов и анонсированные годом ранее прогнозы по вводу порядка 4 млн кв. м торговых площадей по всей стране.


Цель статьи – исследование актуальных проблем и тенденций на рынке торговой недвижимости в условиях экономического спада в РФ.


Инвесторы постоянно сталкиваются с задачей выбора рынка, на котором следует осуществлять поиск инвестиционных проектов для выгодного вложения. И довольно часто их выбор останавливается именно на рынке недвижимости. Непременным условием финансового успеха инвестиционных проектов являются тщательные маркетинговые исследования рынка недвижимости и обоснования проектов.


Проблемам развития рынка торговой недвижимости посвящено немало трудов.


Так, в статье [1] автор проводит эмпирическое обобщение и анализ основных особенностей развития рынка торговой недвижимости в России, раскрывает основные проблемные аспекты его функционирования и обосновывает направления разрешения противоречий, возникающих в процессе институционального роста данного сегмента инфраструктуры розничной торговли. В статье [2] представлены результаты исследования развития сегмента торговой недвижимости в 2014–2015 гг. Автором систематизированы факторы, повлиявшие на динамику развития рынка недвижимости, представлены данные, характеризующие объем предложения и обеспеченность торговыми площадями по округам г. Москвы, систематизированы данные об условиях аренды площадей в торговых центрах, сформулированы причины изменения условий сотрудничества девелоперов и арендаторов. В статье отмечена значимая роль внешних факторов, влияющих на изменение ситуации на рынке торговой недвижимости, сформулированы тенденции, характерные для городов-миллионников.


В работе [3] представлен подход к решению проблемы построения долгосрочных взаимовыгодных отношений субъектов рынка торговой недвижимости. Предложены базовые маркетинговые модели партнерства, учитывающие интересы субъектов рынка торговой недвижимости.


Рынок коммерческой недвижимости в России имеет большой потенциал развития. В статье [4] представлены анализ современного развития регионального рынка торговой недвижимости и его особенности на юге России. Внутренний рынок – одно из главных условий развития экономики, его масштабы определяют в целом темпы экономического развития страны. Торговая недвижимость является наиболее активным по развитию сектором во многих регионах, инвестиционная привлекательность к данному сегменту коммерческой недвижимости выше, чем в других секторах, – этим объясняется актуальность и практическая значимость исследования.


Отработанный набор определенных методов исследования позволяет проводить исследования рынка недвижимости с точки зрения его ключевых параметров:
• исследование емкости и объема целевого рынка недвижимости;
• исследование тенденции развития рынка недвижимости (увеличения/уменьшения потребительского спроса), основные направления развития рынка недвижимости, прогнозные показатели;
• исследование объема потенциального потребительского спроса, структура спроса;
• исследование объема предложения, его структура;
• исследование доли рынка недвижимости основных игроков в %;
• исследование ценовой ситуация на целевом рынке, ценовая сегментация рынка недвижимости;
• ассортиментная и сбытовая политика основных игроков;
• коммуникационная (рекламная) политика основных игроков;
• инновационный потенциал рынка недвижимости;
• проблемные зоны рынка недвижимости и перспективные направления и пр.


Нами проведен комплексный анализ рынка недвижимости, включающий основные выводы и рекомендации относительно целесообразности инвестиционного проекта. Повышенную актуальность в условиях восстановления после общемирового экономического кризиса приобретают вопросы, связанные с исследованием рынка недвижимости как одного из наиболее пострадавших в результате сложившихся условий.


В период кризиса возникает проблема заполняемости торговых площадей, количество арендаторов сокращается и меняется их состав, собственники и управляющие компании не имеют возможности жесткого отбора арендаторов. В кризис иностранные партнеры уходят с рынка, отечественные перемещаются в дешевые сегменты, некоторые пытаются оптимизировать свою предпринимательскую деятельность. Потеря ключевого партнера, якорного арендатора влияет на снижение арендных платежей, покупательского потока. В условиях нестабильной экономической ситуации основной целью торгового центра становится выживание. Это требует изменения маркетинговой концепции торгового центра или ставит под угрозу стабильность его функционирования.


Анализ рынка торговой недвижимости
Больше половины проектов, заявлявшихся к вводу в 2015 г., либо были заморожены, либо срок их открытия был перенесен. На конец 2015 г. общий объем качественных торговых площадей в России увеличился на 1,86 млн кв. м за счет ввода 62 торговых центров и достиг показателя в 23,9 млн кв. м. Количество введенных в 2015 г. торговых центров сопоставимо с показателем 2014 г., однако средний размер ТЦ сократился почти на 20%. Анализ динамики ввода и общего предложения торговых площадей представлен на рис. 1.



Более трети нового ввода площадей в 2015 г. обеспечила Москва. Именно столица, даже в условиях замораживания планов по развитию большинством ритейлеров в 2015 г., осталась тем рынком, который продолжали рассматривать для открытия новых магазинов почти все игроки, что в свою очередь поддерживало торговый девелопмент в столичном регионе. В структуре качественного существующего предложения в России Москва по итогам года занимала 26%, что равно суммарному предложению торговых площадей во всех региональных городах-миллионниках (без учета Санкт-Петербурга). Структура общего предложения торговых площадей в 2015 г. представлена на рис. 2.



По показателю обеспеченности населения торговыми площадями среди всех городов-миллионников России тройка лидеров по итогам 2015 г. осталась неизменной – это Самара, Санкт-Петербург и Екатеринбург. А вот Москва, занимавшая в 2014 г. 4-е место, уступила свою позицию Нижнему Новгороду, который стал лидером по приросту торговых площадей и обеспеченности (540 кв. м на 1000 человек против 437 кв. м в 2014 г.) среди региональных городов. По прогнозам, к концу 2016 г. Самара сохранит свое лидерство, а Екатеринбург переместится с 3-го на 2-е место, обогнав Санкт-Петербург.


По оценкам экспертов, в 2015 г. на рынок России вышло порядка 45 новых международных брендов, при этом на долю fashion-операторов пришлось 56%.


Ключевыми городами для открытия первых торговых точек по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако в ушедшем году были и некоторые региональные города, выбранные международными брендами для открытия своих первых в России проектов, например Казань (открытие первого магазина DeFacto в ТЦ «МЕГА»), Тюмень (первый монобрендовый бутик Saint James), Ростов-наДону (первый монобрендовый бутик линейки Polo Ralph Lauren).


Тем не менее практика выхода международных брендов на новый для них российский рынок через региональные города остается единичной. Пока наиболее стабильным рынком торговой недвижимости, способным обеспечить достаточный для ритейлеров спрос в условиях кризиса благодаря высокой покупательной способности населения, остается Москва. Что касается регионального развития, то существенное снижение спроса со стороны ритейлеров в последние полтора года продиктовано изменением стратегии с территориальной экспансии и максимального увеличения своей доли рынка в сторону качественной оптимизации бизнеса.


При открытии новых объектов ритейлеры стали особенно тщательно подходить к размещению торговых центров, а приоритетными стали действующие объекты с понятным и стабильным покупательским трафиком.


Пересмотр уже утвержденных на бумаге проектов торговых центров, а также адаптация действующих ТРЦ к новым реалиям рынка стали ключевыми трендами в девелопменте и управлении торговыми объектами в 2015 г. К числу основных инструментов, которые выбирали девелоперы на протяжении года для удержания покупателей и конкурентных позиций в условиях падения посещаемости, можно отнести следующие.


Реконцепция торговых центров:
– обновление пула арендаторов без закрытия торгового центра и привлечение новых функций в проект (это, например, социальные объекты, такие как МФЦ и почтовые отделения, «нестандартные» операторы развлечений и т.д.);
– астичная реновация объекта, например обновление зон фуд-корта в сети ТЦ «МЕГА»;
– полный редевелопмент здания торгового центра, например сеть ТЦ «Капитолий» в Москве.


Изменение концепции в условиях растущей конкуренции (классический ТЦ «Капитолий» в Санкт-Петербурге будет переформатирован в дисконт-центр).


Привлечение профессиональной внешней управляющей компании даже теми собственниками торговых центров, которые исторически управляли своим портфелем самостоятельно.


Кризисная ситуация способствовала активному развитию сетей в сегменте «дисконт». Особенно ярко данный тренд проявился в продуктовом ритейле, причем не только среди операторов, давно действующих на рынке, таких, например, как «Дикси» и «Пятерочка», но также среди новых брендов, получивших развитие (например, компания «О’Кей» запустила сеть дискаунтеров «Да!»). Кроме того, некоторые fashion-ритейлеры разрабатывали новые концепции магазинов под дисконт-формат.


В течение года ритейлеры экспериментировали с новыми для себя схемами сотрудничества и методами продаж. Например, было анонсировано сразу несколько проектов shop-in-shop, т.е. размещение одним ритейлером другого на своих площадях (магазины Media Markt на площадях Metro C&C, точки продаж «Евросети» в магазинах «Пятерочка», студии кухонь «Мария» в гипермаркетах «Эльдорадо»). Некоторые онлайн-ритейлеры открывали первые полноценные магазины (Wikimart, KupiVip), а кто-то из ритейлеров, наоборот, полностью перешел в онлайнформат, закрыв все офлайн-точки (Enter). Анализ ТОП-10 крупнейших торговых центров, заявленных к открытию в 2016 г., представлен в табл. 1. За последний год наблюдалось изменение баланса в развитии международных брендов на территории России, а именно уход некоторых западных брендов и активная экспансия на российском рынке турецких (Koton, LC Waikiki, DeFacto, DERI & MOD) и азиатских (Uniqlo, Seiko, Tsumori Chisato, Orient, Erborian и др.) компаний.



Общее предложение площадей в современных торговых объектах Москвы и городов-сателлитов на конец 2015 г. составило 6,17 млн кв. м. В 2015 г. было открыто 14 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 620 тыс. кв. м, что более чем в 2 раза меньше озвученных ранее планов. Первоначальный объем заявленного ввода на 2015 г. в Московском регионе составлял порядка 1,3 млн кв. м в 26 проектах.


Существенное различие в объеме планировавшихся и фактически введенных торговых площадей связано с изменением стратегии ритейлеров и девелоперов в условиях экономического кризиса. Девальвация рубля заставила большинство сетей пересмотреть свои планы по развитию и сместить фокус в сторону действующих торговых центров с понятным покупательским трафиком, уменьшив их интерес к новым, даже качественным, торговым объектам. Открытие сразу нескольких крупных ТРЦ с одновременным сокращением планов по развитию ритейлеров и оптимизацией розничных сетей стало причиной роста вакантности на протяжении последних двух лет.


Несмотря на перенос открытия большого числа объектов на более поздний срок, 2015 г. вошел в тройку лидеров по объему ввода торговой недвижимости в Москве, уступив только 2014 и 2009 гг. По показателю обеспеченности жителей качественной торговой недвижимостью Москва долгое время уступала большинству крупных городов России. За 2015 г. обеспеченность населения города качественными торговыми площадями достигла 465 кв. м на 1000 чел. Благодаря высокой покупательной способности населения столица сохраняет потенциал для дальнейшего девелопмента качественной торговой недвижимости.


Среди всех административных округов Москвы лидирующие позиции по показателю обеспеченности качественными торговыми площадями занимают Центральный административный округ и город Зеленоград, поднявшийся на 2-е место по итогам 2015 г. после открытия суперрегионального ТРЦ «Zеленопарк». В 2016 г. наибольший прирост торговых площадей ожидается в Северном (110 тыс. кв. м) и Южном (100 тыс. кв. м) административных округах, при этом по итогам 2016 г. Северный административный округ Москвы станет самым обеспеченным профессиональными торговыми объектами.


Ритейлеры вследствие сложившейся экономической и геополитической ситуации скорректировали свои планы развития в конце 2014 – начале 2015 г. и оптимизировали бизнес-стратегии. Несмотря на данную тенденцию, Москва сохранила за собой статус приоритетного рынка для развития розничных сетей. Только в Москве на протяжении всего года ритейлеры продолжали активно рассматривать новые площадки и открывать свои торговые точки. Более того, Москва по итогам года сохранила безусловное лидерство по числу открытий новых международных брендов среди всех городов России, являясь для новых игроков наиболее стабильным рынком с высокой платежеспособностью населения.


В 2015 г. на рынок Москвы вышло 36 новых международных брендов, ранее не представленных в России и открывших монобрендовые магазины и предприятия общепита. При этом о своих планах покинуть Россию и закрыть действующие магазины до конца 2016 г. заявили 11 ритейлеров, что сопоставимо с показателями 2014 г. Основными локациями выхода новых международных брендов в Москве по итогам года стали торговые центры «Афимолл Сити», «Авиапарк», «Центральный детский магазин на Лубянке», а также центральные торговые улицы города.


В условиях сокращения планов развития большинства fashion-операторов и стабильно растущего объема свободных площадей девелоперы были вынуждены искать альтернативных арендаторов. В связи с этим за прошедший год в торговых центрах Москвы появилось большое количество нетипичных для данного формата торговой недвижимости арендаторов, таких как, например: батутные парки, контактные зоопарки, медиавыставки и т.п.


В течение 2015 г. арендодатели в основном шли на уступки, предоставляя арендаторам различные скидки, устанавливая валютные коридоры и т.д. В новых торговых центрах для привлечения и удержания арендаторов девелоперы разрабатывали индивидуальные предложения, которые позволяли ритейлерам оставаться в безубыточной зоне. К числу ключевых льгот можно отнести уплату процента с товарооборота, скидки на первое время и т.д. Уникальным операторам предоставлялась возможность частичной компенсации отделочных работ либо зачет таких работ в счет будущей аренды. В целом процент от товарооборота стал основным инструментом регулирования арендных платежей.


Уровень арендных ставок в московских ТРЦ отличался от проекта к проекту, при этом существенным фактором был уровень заполняемости объекта. Так, во вновь открывшихся ТРЦ с вакантностью более 50% арендные ставки отличались от таковых в уже работающих объектах. Практически все новые сделки осуществлялись с фиксированным курсом доллара на первый год (в диапазоне 40–60 руб. за доллар) либо в «чистых» рублях. Однако некоторые девелоперы, сохраняя долларовые ставки без фиксации курса, предоставляли временные скидки от базовой ставки аренды, величина которых приводила долларовую ставку к приемлемой рублевой ставке.


Тенденцией конца 2014 и всего 2015 гг. стало открытие новых ТРЦ с заполняемостью 40–50% и ниже. По итогам 2015 г. вакантность в торговых центрах Москвы достигла 8%, что говорит о почти трехкратном росте свободных площадей в сравнении с началом 2014 г., когда вакансия составила 2,8%. Главной причиной этого стало значительное увеличение предложения торговых площадей после ввода сразу нескольких крупных объектов при одновременном сокращении планов развития большинства ритейлеров. По некоторым прогнозам, снижения доли вакантных площадей в действующих ТРЦ Москвы и открытия новых торговых центров с большей заполняемостью площадей в сравнении с 2015 г. стоит ожидать не ранее II полугодия 2016 г., причем падение показателя вакантности будет незначительным и, вероятнее всего, не превысит 5 п.п.


Анализ тенденций развития рынка недвижимости
Концепция торгового центра – документ, в котором отражены: описание архитектурного решения торгового объекта; поэтажное зонирование; транспортная доступность; комплекс маркетинговых мероп риятий (ассортимент, мерчандайзинг, маркетинговые коммуникации); рекомендации по подбору арендаторов; финансовая часть (оценка затрат, ставки аренды). Смягчить падение показателей поможет выстраивание гибких партнерских отношений с сократившимся и/или изменившимся составом арендаторов. Главная черта антикризисного мар кетинга – это поиск взаимовыгодных компромиссов для партнеров. Готовность к сотрудничеству через компромиссы повышает шанс на выживание биз несов арендаторов и собственника.


Управляющая компания должна быть готова идти на применение кризисных (сниженных) арендных ставок с целью максимального заполнения торговых площадей; на расширение видового разнообразия сервисных предприятий – арендаторов (ремонт, ателье, пекарни и т.д.), которые привлекут большее количество покупателей; совместную оптимизацию расходов и т.д.


Предложение: в 2016 г. в Московском регионе заявлено открытие 12 торговых центров общей арендной площадью 476 тыс. кв. м. Бо.льшая часть данных проектов находится в высокой стадии готовности, но сроки их ввода были перенесены с 2015 г. из-за ограниченной доступности финансирования и высокой доли свободных площадей в новых объектах. Прогнозируется, что масштабные проекты торгово-развлекательных центров, открытие которых состоится в 2016 г., станут одними из последних в своем роде.


В отношении «проектов на бумаге» в 2015 г. девелоперы чаще всего принимали решение не выходить на стройку в ожидании повышения доступности банковского финансирования и оживления рынка ритейла. Как следствие, в Москве не было запущено ни одной стройки крупного ТРЦ либо реализация проектов была остановлена на стадии котлована, в связи с чем ожидается снижение уровня ввода в 2017–2018 гг. по сравнению с 2015 г. К числу крупнейших строек, начало которых запланировано на 2016 г., относятся ТРЦ «МЕГА Мытищи», ТРЦ группы компаний «Регионы» в Нагатино и возведение нового здания ТРЦ «Капитолий» на Каширском шоссе [5].


Арендаторы в кризисных условиях отдают предпочтение действующим торговым центрам с существующим стабильным покупательским трафиком. Привлечение fashion-операторов в торговую галерею новых проектов на сегодняшний день стало еще более сложной задачей. Из-за продолжающегося негативного воздействия динамики нефте-рубля 2016 г., как и 2015 г., в целом будет характеризоваться сниженным спросом на помещения относительно докризисного периода. Однако не все торговые объекты испытывали трудности с заполнением площадей. В противовес классическим торговым центрам подмосковные аутлеты(1), увеличившие либо приступившие к увеличению своих площадей в 2014–2015 гг., близки к 100%-ной заполняемости, а собственники объектов отмечают рост покупательского трафика в них.


Состояние напряженности в сегменте сохранится как минимум до конца первой половины 2016 г., затем возможно плавное оздоровление рынка. В более далекой перспективе замедление темпов ввода начнет сдерживать рост доли свободных площадей и сделает открывающиеся в 2017–2018 гг. проекты востребованными.


Коммерческие условия: в ближайшие два-три года рублевые ставки аренды смогут приблизиться к докризисному уровню, а в наиболее успешных проектах – превысить его. По мере стабилизации экономики девелоперы будут последовательно отказываться от существующих сейчас уступок, призванных помочь в заполнении вакантных помещений.


В 2015 г. можно отметить несколько ключевых трендов и событий, определивших вектор развития московского рынка street retail. Высокая активность на рынке: несмотря на уход ряда международных ритейлеров с российского рынка, в 2015 г. в Москву пришло 36 международных брендов, 7 из которых открылись в формате street retail. Продолжающаяся оптимизация сетей: закрытие неэффективных магазинов или коррекция/смена их формата.


В 2015 г. рынок полностью перешел на рублевые договоры. Помещения вблизи метро и на проходных коридорах пользовались стабильным спросом, в то время как в менее выигрышных локациях произошла ротация профилей: помещения в центре, исторически арендуемые fashion-брендами, стали занимать продуктовые сети, способные платить высокие ставки. Сети общественного питания активно развивались на основных улицах: открылся бар Юлии Высоцкой La Stanza на Кузнецком мосту. В той же локации, а также на Мясницкой улице готовятся к открытию ирландские пабы.



(1) Outlet Center (рус. аутлет-центр, или аутлет) – это формат торгового центра, специализирующегося на продаже главным образом брендов одежды и обуви со значительными скидками. – Примеч. гл. ред.



В сегменте премиальных ресторанов открывались заведения таких известных рестораторов, как Аркадий Новиков («Сыроварня», «Рыбы Нет», «#Farш»), Борис Зарьков (Mushrooms, White Rabbit Lab, Kutuzovskiy 5, Chicha) и Дмитрий Зотов (Haggis, Zotman Pizza Pie, Madame Wong) [5].


Продуктовые сети (X5 Retail Group, ГК «Дикси»), монобрендовые сети («Мясновъ», «Отдохни», «Мясницкий ряд» и др.) и сеть товаров для дома «Мосхозторг» в 2015 г. активно открывали магазины в ЦАО. Также в целом по городу развивались дисконтные сети («Подружка», «Магнит Косметик», Beauty Market), сеть товаров для детей «Детский Мир», а также магазины фиксированной цены (Fix Price, «Заодно»).


Отзыв ряда лицензий банков привел к освобождению большого количества помещений, что существенно расширило выбор ликвидных и интересных помещений для банков, продолжающих свое развитие (ВТБ24, ФК «Открытие», Россельхозбанк). Аптечные сети также активно развивались по всей Москве, также в этом сегменте произошло два больших слияния – «А5» с «36,6» и Горздрав с «Аптекой A.V.E.» [5].


В 2015 г. существенную часть всего спроса по количеству поступающих заявок – 28% – составили операторы общественного питания, которые уже занимают треть локаций в центре Москвы. Также наблюдалось активное развитие операторов услуг – химчисток, мастерских, клиник и салонов красоты. В то же время развитие брендов одежды, электроники, мебели и товаров для дома было ограниченным в 2015 г.


Уровень вакантных площадей в IV квартале снизился до 11% с предыдущего показателя 12,2% на конец III квартала. Это снижение преимущественно обусловлено развитием операторов общественного питания в IV квартале. Примечательно, что вакантность на конец года совпадает с показателем кризисного 2009 г.


Ставки перешли почти полностью в рублевое выражение, при этом превалирующей формой арендных выплат все еще остается фиксированная ставка, в отличие от торговых центров, где арендная ставка в форме процента от товарооборота арендатора в 2015 г. оставалась основным инструментом регулирования арендных платежей.


Ожидается, что во второй половине 2016 г. вакантность на московских улицах значительно не изменится. Освобождаемые неэффективными бизнесами площади будут занимать продуктовые сети, фастфуд и рестораны. Количество новых международных брендов будет ограничено, но рынок останется динамичным, чему будет способствовать развитие новых концепций существующими на рынке ритейлерами и наличие помещений, предлагаемых на привлекательных условиях.


Заключение
Рынок недвижимости занимает особое место в экономике любой страны.


Выступая в качестве сложной интегрированной категории, он объединяет в себе разнообразные интересы и формы деятельности его субъектов; различные сферы влияния – от экономической до социальной; ряд функций, оказывающих воздействие на экономику страны в целом. При этом повышенная актуальность анализа данного рынка характерна именно для региональных рынков недвижимости, особенностью которых является обязательная ориентация не только на местные условия, но и на общую ситуацию в стране.


Рынок коммерческой недвижимости тяжело переживает сложившуюся экономическую ситуацию. Если на рынке жилья кризис спровоцировал ажиотажный спрос, а элитная недвижимость стала демократичней, то основной результат, который демонстрирует рынок коммерческой недвижимости, – это шоковое падение спроса на пике политической напряженности и очередной кризис уже в конце года из-за девальвации курса рубля. Инвестиции в коммерческую недвижимость России сократились за год на треть. Больше всего пострадали гостиницы и торговая недвижимость, в то время как офисные и производственно-складские помещения имеют небольшой, но достаточно стабильный спрос и в целом остаются зачастую в рамках прежних ценовых показателей либо незначительного изменения цен.


2015 г. для рынка коммерческой недвижимости был неоднозначным: в начале года вслед за гонкой конца 2014 г. произошел сдвиг к росту цен, который мы в ряде сегментов наблюдали в I квартале, затем, наоборот, наблюдалось затишье на этом рынке и, как следствие, снижение цен. Переломным стал момент, когда в погоне за арендаторами или покупателями собственники помещений готовы были идти на уступки, снижая фактическую цену сделки, подстраивая свои помещения под требования клиентов, обсуждая особые условия сделок. Рынок «покупателя» в свою очередь отражается и на ценах предложений, которые в разных сегментах поразному, но все же плавно опускаются. Эксперты сходятся во мнении, что реальный торг при заключении сделки может доходить до 20–25%, при этом средняя величина ориентирована на показатель 10–15%.


Сейчас компании, развивающиеся в кризис, имеют возможность выбирать лучшие помещения по лучшим ценам. Они переезжают на первую линию, причем арендные ставки сегодня примерно на 20% ниже, чем год назад. Они также стремятся получить условия по неповышению ставок на ближайшие год-два, что им вполне удается.


Исследование доказало, что фокусирование ключевых игроков рынка на улучшении своих действующих проектов, а также замораживание многих проектов и минимальное число новых строек в ближайшей перспективе станут причиной появления определенного лага во вводе площадей в 2017–2018 гг., что положительно повлияет на заполняемость вакантных площадей в действующих торговых центрах.


Чем более прозрачными будут перспективы российской экономики в 2016–2017 гг., тем больший интерес будут проявлять западные бренды к выходу на этот рынок.


Ставки останутся на текущем уровне на наиболее проходных улицах, в то время как для менее ликвидных помещений, например с менее удачным расположением, вдали от станций метро или на непроходных улицах, ставки продолжат снижаться, а у арендаторов будет возможность корректировать предлагаемые собственниками коммерческие условия в свою пользу.


Используемые источники
1. Мотылев С.С. Рынок торговой недвижимости: концептуальные особенности развития инфраструктуры розничной торговли в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2014. – № 3 (47). – С. 90–95.
2. Кочетова О.А. Оценка тенденций развития рынка торговой недвижимости в 2015 году // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Т. 2. – № 1. – С. 41–54.
3. Алешникова В.И., Смотрова Т.И. Маркетинговые модели субъектов рынка торговой недвижимости // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 3. – С. 171–176.
4. Моргунова Е.П. Особенности развития предприятий северо-кавказского регионального рынка торговой недвижимости // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2013. – Т. 2. – № 3–4. – С. 19–23.
5. Официальный сайт компании Colliers International Россия [Электронный ресурс]. URL: colliers.ru


04.02.2025

Также по этой теме: