Современные подходы к пониманию конъюнктуры рынка



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2013


Моисеенко И.В.,
ассистент кафедры маркетинга, коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


Носкова Е.В.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


В статье изучены основные подходы к определению понятия «экономическая конъюнктура», рассмотрены виды экономической конъюнктуры, исследовано современное понятие конъюнктуры рынка, выделены виды конъюнктуры рынка в зависимости от соотношения спроса и предложения.


Понятие и виды экономической конъюнктуры
Экономическая категория «конъюнктура» известна уже более 150 лет, однако сущность этого понятия до сих пор раскрывается специалистами неоднозначно.


Слово «конъюнктура» имеет латинское происхождение (лат. conjungo – связываю, соединяю) и отражает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, ситуацию, положение вещей. Данный термин означает единую совокупность взаимосвязанных обстоятельств, определяющих переход из одного состояния в другое.


Е.М. Воробьёв, А.А. Гриценко и М.Н. Ким отмечают, что термин «конъюнктура» применяется для фиксации соединения совокупности условий, ситуации, текущего положения [6, с. 3–5].


При изучении подходов к определению экономической конъюнктуры на современном этапе научного развития необходимо отметить, что в современной англоязычной экономической литературе практически не встречается слово «конъюнктура», оно заменяется следующими словосочетаниями: состояние рынка (current situation), рыночная ситуация (market situation). Следовательно, единый термин для описания ситуации, сложившейся под влиянием многих факторов на рынке, в данный момент времени не используется [14, с. 64–67; 15, с. 86; 19, с. 46–59].


Определение «конъюнктура»/»экономическая конъюнктура» встречается в научной литературе по маркетингу и экономике, переведенной с французского языка. Например, Ж.-П. Бэтбэз, отмечая повсеместное применение термина «конъюнктура», приводит примеры этого определения, данного различными авторами [5, с. 3–5]:
– термин «конъюнктура» охватывает все, что касается наблюдения экономических явлений в данный момент, – статическая конъюнктура, а лучше в движении – кинетическая конъюнктура (А. Гиттон);
– последовательность в течение времени совпадений экономических событий в одной точке времени и пространстве (Ж.-П. Весперини);
– конструктивные элементы экономической ситуации в секторе, отрасли, районе или стране в данный момент (И. Бернар, Ж.-К. Колли).


При этом Ж. Ландреви, Ж. Леви и Д. Линдон рассматривают конъюнктуру как фактор эволюции рынка [16, с. 67].


Таким образом, в связи с неиспользованием термина «экономическая конъюнктура» в  англоязычной научной литературе и ограниченным количеством доступной французской и немецкой научной литературы, где данный термин применяется, анализ подходов к определению экономической конъюнктуры будет проводиться на основе терминологии, используемой отечественными авторами.


Необходимо отметить, что понятие экономической конъюнктуры в отечественной научной литературе интерпретируется с различных точек зрения; происходит постоянное развитие и усложнение теоретического и методологического базиса рассматриваемого явления [23, с. 14].


Ф.М. Лёвшин: «Если говорить о конъюнктуре как науке, изучающей явления экономической жизни, то конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который находит свое проявление в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли других экономических показателей» [18, с. 5]. Данное определение близко к определению Ф.Г. Пископпеля: «Конъюнктура есть процесс воспроизводства капиталистического хозяйства, рассматриваемый в его рыночном выражении, в повседневных колебаниях и изменениях, во всех связях и опосредованиях» [25, с. 84]. Относительно данных двух определений можно согласиться с С.Г. Светуньковым, что здесь конъюнктура ошибочно соотносится с процессом, так как «конъюнктура есть результат процесса, но не сам процесс» [28, с. 31].


Н.Д. Кондратьев, стоявший на позициях динамического подхода, отмечал, что «под экономической конъюнктурой каждого данного момента времени мы понимаем направление и степень изменения совокупности элементов народнохозяйственной жизни по сравнению с предшествующим моментом» [13, с. 71].


По мнению В.В. Полякова, «под термином «конъюнктура» следует понимать конкретную по времени и месту оценку текущего, либо достаточно кратковременного (от нескольких дней до полутора лет) состояния процесса общественного воспроизводства применительно к мировой экономике в целом, отдельно взятой стране, либо конкретному товарному рынку, рассматриваемым через призму сугубо рыночных отношений и внешних проявлений, факторов, не затрагивающих по существу глубинные, основополагающие причинно-следственные связи сферы обращения с производством и потреблением» [26, с. 12].


Дополнительно изучим определения экономической конъюнктуры, сформулированные другими авторами (табл. 1).


Таким образом, основными детерминантами в рассмотренных определениях являются: совокупность различных факторов и условий и определенное экономическое состояние/ситуация. В.Е. Рыбалкин и С.Г. Светуньков используют более сложный системный подход к определению экономической конъюнктуры, при этом он не вступает в противоречие с подходами остальных упомянутых авторов, а дополняет их.



На современном этапе развития экономических знаний большинство авторов классифицируют экономическую конъюнктуру по двум основным признакам: по уровню масштаба рынка и по охватываемому товарному ряду (рис. 1).


В зависимости от уровня масштаба рынка выделяют пять основных видов конъюнктуры, при этом в условиях мировой интеграции остается открытым вопрос об иерархической структуре данной классификации, т. е. какой вид конъюнктуры является основополагающим, влияющим на формирование остальных видов. Мы считаем, что одновременно существуют два направления взаимодействия различных уровней конъюнктуры рынка:
– «восходящее» – от конъюнктуры местных рынков до мировой конъюнктуры;
– «нисходящее» – от мировой конъюнктуры до конъюнктуры местных рынков.


Доминирующее направление влияния различных уровней конъюнктуры определяется спецификой конкретного рынка.


Разделение экономической конъюнктуры по признаку охвата товарного ряда, по мнению Л.А. Жигуна, сформировалось под воздействием общего развития производительных сил: в период недостатка товаров (30–50 годы XX в.) ее изучение считалось монополией торговли; крупные сдвиги в выпуске товаров привели к первичному насыщению рынка и необходимости дифференциального рассмотрения явлений конъюнктуры – начали различать общехозяйственную, рыночную и торговую конъюнктуру [9, с. 11–12].



Торговая конъюнктура представляет собой условия, в которых протекает процесс реализации: уровень развития форм и методов торговли; законы, регламентирующие торгово-коммерческую деятельности, и т. п. В более узком смысле – ситуация на рынке торговых посредников [29, с. 36].


Общехозяйственная конъюнктура – это система, представляющая собой совокупность конъюнктуры товарных рынков с множеством отношений между ними, по сути, она характеризует те условия, в которых протекает процесс воспроизводства. Она включает в себя различные области, обладающие количественными и качественными характеристиками, для изучения которых необходимы конъюнктурные исследования [11, с. 46–47].


Конъюнктура товарных рынков как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется специфическими, только ей присущими особенностями и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре. Конъюнктура товарных рынков включает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и предполагает изучение отраслей производства и потребления рассматриваемой продукции и их взаимосвязь.


Исследование современного понятия конъюнктуры рынка
Изучение конъюнктуры рынка (рыночной конъюнктуры, конъюнктуры товарного рынка)  представляет собой исследование текущих изменений и колебаний в сфере производства и сбыта отдельных товаров и услуг. Для более глубокого понимания данной экономической категории необходимо изучить ее трактовку различными авторами. Рассмотрим основные определения понятия «конъюнктура рынка», приводимые в научной литературе (табл. 2).




Таким образом, проанализировав определения различных авторов в табл. 2 и выделив их основные детерминанты, получаем возможность определить несколько основных концептуальных подходов к понятию «конъюнктура рынка» (табл. 3).


Из табл. 3 видно, что мнения авторов относительно основной детерминанты в определении конъюнктуры рынка разделились практически поровну относительно двух основных подходов: понимание конъюнктуры рынка как совокупности условий и понимания конъюнктуры рынка как определенного состояния/ситуации, сложившейся на рынке в данный момент времени.



Ряд авторов предлагает рассматривать конъюнктуру рынка с позиции двух вышеперечисленных подходов одновременно. Также существуют и нестандартные трактовки данного понятия:
– И.К. Ларионов рассматривает конъюнктуру рынка как соотношение между спросом и предложением, по сути, говоря о совокупности рыночных условий в их узком понимании;
– А.Н. Матанцев в своем определении совершает замену понятия «товарные ресурсы рынка» на «рыночную конъюнктуру».


Мы считаем, что наиболее правильно в определении конъюнктуры рынка придерживаться комбинированного подхода, описывающего двойственный характер данной категории: как совокупность условий и как состояние/ситуацию. Это связано с тем, что определения конъюнктуры с этих двух позиций не вступают между собой в противоречие, а, наоборот, гармонично дополняет друг друга, так как конъюнктура рынка – это и сама конкретная ситуация, и ситуация, сложившаяся в результате действия соответствующих условий и факторов.


В связи с этим мы предлагаем понимать под конъюнктурой рынка конкретную экономическую ситуацию, складывающуюся под воздействием совокупности различных факторов в каждый данный момент времени на отдельно взятом рынке, характеризуемую системой показателей, основу которой составляют спрос и предложение.


Данное определение:
– определяет конъюнктуру рынка как ситуацию;
– подчеркивает двойственный характер конъюнктуры рынка, говоря о ее формировании под воздействием совокупности различных факторов;
– показывает динамический характер конъюнктуры рынка;
– четко выделяет отдельный рынок, конъюнктура которого подвергается изучению и оценке;
– говорит о том, что абстрактное понятие конъюнктуры характеризуется системой конкретных показателей;
– определяет, что в качестве основы системы показателей конъюнктуры рынка выступают спрос и предложение.


Необходимо отметить, что в зависимости от соотношения спора и предложения выделяют три вида конъюнктуры рынка (табл. 4).



Таким образом, к определению широко используемого в отечественной научной литературе понятия конъюнктуры рынка имеется несколько основных подходов, которые, как правило, не противоречат друг другу, показывая сложность структуры данной экономической категории. Данное понимание конъюнктуры рынка обеспечивает максимально системный подход к рыночной ситуации: выявит причинно-следственные связи между факторами, ее сформировавшими, и показателями, ее характеризующими.


Используемые источники
1. Антикризисное управление / под ред. И.К. Ларионова. – М. : Дашков и К, 2005.
2. Анализ экономики: страна, рынок, фирма / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М. : Международные отношения, 2006.
3. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 5.
4. Буров А.С. Конъюнктура мировых товарных рынков : учебное пособие. – М. : Экзамен, 2005.
5. Бэтбэз Ж.-П. Экономическая конъюнктура. – М. : РАМАКС, 1996.
6. Воробьёв Е.М. Экономическая теория / Е.М. Воробьёв, А.А. Гриценко, М.Н. Ким А.Н. Воронова. – Харьков : Пресс-Фортуна, 1997.
7. Воронов А.Н. Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние и прогноз // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 2.
8. Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
9. Жигун Л.А. Конъюнктура и конкуренция на рынке Дальнего Востока в 90-х годах. – Владивосток : Изд-во ДВГАЭУ, 1999.
10. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб. : Питер, 2002.
11. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. – М. : Вузовский учебник, 2008.
12. Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Практикум по маркетингу. – М. : КНОРУС, 2008.
13. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М. : Экономика, 1989.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. – 4-е европ. изд. / Ф. Котлер [и др.]. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2009.
15. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – СПб. : Питер, 2008.
16. Ландреви Ж. Меркатор. Теория и практика маркетинга / Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдон. – М. : МЦФЭР, 2006.
17. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка. – М. : ИНФРА-М, 2005.
18. Лёвшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг. – М. : Международные отношения, 1993.
19. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М. : ИНФРА-М, 2003.
20. Маркетинг : учебник / под ред. А.Н. Романова. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
21. Матанцев А.Н. Искусство завоевывать рынок. – М. : Экономистъ, 2006.
22. Международные экономические отношения / под ред. Е.Ф. Жукова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
23. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Становление понятия «экономическая конъюнктура» //  Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 5.
24. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг : учебник. – М. : Экономист, 2005.
25. Пископпель Ф.Г. Основы изучения конъюнктуры капиталистического хозяйства. – М. : Международные отношения, 1960.
26. Поляков В.В. Методологические особенности кратко-, средне- и долгосрочного  прогнозирования мировых товарных рынков // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. – № 9.
27. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М. : ИНФРА-М, 2008.
28. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. URL: sergey.svetunkov.ru/study/marketing/files/8.pdf
29. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. И.К. Беляевского. – М. : Финансы и статистика, 1995.
30. Цены и ценообразование / под ред. В.Е. Есипова. – СПб. : Питер, 2000.
31. Экономическая теория / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. – М. : Инфра-М, 2003.

11.05.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста