Классификация и характеристика факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2013


Романова И.М.,
д. э. н., профессор кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток


Троценко А.Н.,
ассистент кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток

 

В статье систематизированы различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка.


Исследование конъюнктуры рынка [8] включает всесторонний анализ различных факторов, влияющих на ее формирование. Число конъюнктурообразующих факторов и их значимость варьируются в зависимости от предмета и целей анализа, а также от позиции исследователя.


Анализ экономической литературы по проблеме исследования показал, что существуют различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка.


В работе Н.Н. Терещенко [10, с. 43] конъюнктурообразующие факторы разделены на три вида: общие факторы, оказывающие воздействие в той или иной форме на все товарные рынки; региональные факторы, влияющие на рынок конкретного региона; специфические факторы, имеющие большое значение для отдельных товарных групп.


Ф.М. Левшин и А.С. Буров [2, с. 19; 5, с. 7] все факторы, формирующие конъюнктуру товарных рынков, в зависимости от длительности действия подразделяют на циклические и нециклические (рис. 1).


Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе характерных признаков каждой фазы цикла (спада, депрессии, оживления или подъема) и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении конъюнктуры происходят именно при таком переходе.


Помимо классических циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют и другие факторы, которые принято называть нециклическими.


К ним относят все процессы и причины, развитие которых по своей природе не имеет циклического характера. Ф.М. Левшин и А.С. Буров нециклические конъюнктурообразующие факторы подразделяют по характеру воздействия на конъюнктуру на постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики, научно-технический прогресс, влияние монополий, милитаризация экономики, воздействие инфляции) и непостоянно действующие (сезонность, социальные конфликты, политические кризисы, стихийные бедствия).



 

По мнению С.Г. Светунькова [9, с. 64], сама конъюнктура является результатом циклического и нециклического развития различных факторов, поэтому знание о характере цикличности динамики фактора позволяет применить для его исследования теорию циклов и тем самым существенно упростить процесс анализа конъюнктуры. При этом удается проследить за причиной цикличного развития конъюнктуры в целом и предсказать характер волнообразного движения конъюнктуры по циклическому характеру динамики определяющих ее факторов.


И.С. Зельберг выделяет две группы факторов, приводящих к изменению конъюнктуры [3, с. 22]:
а) факторы внешнего мира, вызывающие экзогенные изменения конъюнктуры;
б) факторы процесса воспроизводства, вызывающие эндогенные конъюнктурные изменения (рис. 2).



Факторы внешнего мира оказывают косвенное влияние на конъюнктуру через другие показатели, поэтому зависимость между изменением этих факторов и изменениями конъюнктуры не всегда легко обнаружить. В свою очередь, факторы внешнего мира И.С. Зельберг подразделяет в зависимости от природы возникновения факторов на естественно-географические (природные), экономические, социально-демографические, научно-технические, технологические, организационные, международно-правовые, военно-политические и культурно-исторические.


Факторы процесса воспроизводства И.С. Зельберг предлагает рассматривать через набор количественных показателей, предложенных Ф.М. Левшиным, О.А. Лебедевой, Н.И. Лыгиной и А.С. Буровым.


Р.Б. Ноздрёва предлагает классифицировать конъюнктурообразующие факторы по следующим признакам: связь с экономическим циклом, продолжительность действия, принадлежность к изучаемому объекту, принадлежность к различным сторонам рыночного механизма, предсказуемость, управляемость, направленность воздействия, теснота связи и сфера происхождения, формирования [6, с. 199].


В работе С.Г. Светунькова представлена наиболее полная классификация  конъюнктурообразующих факторов по целому ряду признаков из всех рассмотренных выше. В дополнение к классификационным признакам, представленным в работе Р.Б. Ноздрёвой, С.Г. Светуньков предложил еще два классификационных признака: характер информации о факторах и однородность динамики.


В рамках данной работы был проведен анализ представленных в экономической литературе различных подходов к классификации конъюнктурообразующих факторов с целью их систематизации (рис. 3).


В табл. 1 представлена краткая характеристика конъюнктурообразующих факторов по признакам согласно рис. 3.





Группировка конъюнктурообразующих факторов, систематизированных и представленных в табл. 1, позволяет тщательно изучить влияние каждой группы факторов на динамику конъюнктуры изучаемого рынка. При этом появляется возможность использования оригинальной совокупности методов и исследовательских процедур для полноценного изучения каждой группы выделенных факторов.


Но этого оказывается недостаточно для того, чтобы осуществить полный детерминированный анализ конъюнктуры в целом. Конъюнктурообразующие факторы Xi оказывают влияние на состояние конъюнктуры, которое определяется показателями конъюнктуры Yj. Для того чтобы принять правильное решение, необходимо найти зависимость показателей конъюнктуры от конъюнктурообразующих факторов: Yj = f(Xi). Только в этом случае знание состояния конъюнктурообразующих факторов, полученное в результате их анализа, позволяет получить информацию о соответствующем состоянии конъюнктуры и по изменениям конъюнктурообразующих факторов судить об изменениях самой конъюнктуры. На практике не удается получить модель типа  – существует слишком много конъюнктурообразующих факторов, и выявить их все невозможно; природа факторов многообразна. Поэтому на практике для решения поставленной задачи приходится ограничивать число изучаемых конъюнктурообразующих факторов, отбирать наиболее важные из них и ограничиться небольшим числом самых важных показателей конъюнктуры.


Используемые источники
1. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования : учеб. пособие. – М., 2002.
2. Буров А.С. Международный маркетинг : учеб.пособие. – М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2004.
3. Зельберг И.С. Оценка и прогнозирование товарной конъюнктуры на примере мирового рынка алюминия: дис. … канд. экон. наук. – Иркутск, 1996.
4. Костюхин Д.И. Конъюнктура мирового капиталистического хозяйства. – М. : Международные отношения, 1973.
5. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. – М. : Междунар. отношения, 1993.
6. Ноздрёва Р.Б. Международный маркетинг : учебник. – М. : Экономистъ, 2005.
7. Носкова Е.В. Методическое обеспечение исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка недвижимости : монография. – Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2011.
8. Романова И.М., Троценко А.Н. Теоретические подходы к определению понятия и показателей конъюнктуры // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – С. 3–10.
9. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований : учеб. пособие. – СПб. : Изд-во «ДНК», 2003.
10. Терещенко Н.Н. Исследование рынка потребительских товаров: региональный аспект : дис. … канд. экон. наук. – Красноярск, 1998.

29.04.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста