Классификация факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынков товаров и услуг



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2014


Моисеенко И.В.,
старший преподаватель кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток

 

Носкова Е.В.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга,
коммерции и логистики
Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток

В статье рассмотрен комбинированный подход к определению конъюнктуры рынка, изучено соотнесение понятий конъюнктурообразующих факторов и показателей конъюнктуры рынка, осуществлен анализ подходов к классификации конъюнктурообразующих факторов, дана их общая классификация.


Понятие и роль конъюнктурообразующих факторов
Комбинированный подход к определению конъюнктуры рынка товаров и услуг показывает, что она выступает одновременно и как сложившаяся ситуация, и как совокупность определенных условий, составляющих данную ситуацию. Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, складывающаяся под воздействием совокупности различных факторов в каждый данный момент на отдельно взятом рынке, характеризуемая системой показателей, основу которой составляют спрос и предложение [12, с. 9]. Условия формирования рыночной конъюнктуры принято называть факторами, оказывающими влияние на конъюнктуру рынка, или конъюнктурообразующими факторами. Понимание двойственного характера конъюнктуры рынка позволяет максимально системно подойти к рыночной ситуации: выявить причинно-следственные связи между факторами, ее сформировавшими, и показателями, ее характеризующими.


Соотнесение понятий конъюнктурообразующих факторов (КОФ) и показателей конъюнктуры рынка, определение иерархии их влияния друг на друга вызывают необходимость в первую очередь изучить толкование таких терминов, как «факторы» и «показатели». В современном экономическом словаре понятие «факторы» определяется следующим образом: «условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса» [15, с. 450].


Однако мы считаем, что КОФ и показатели конъюнктуры рынка – это не одно и то же. И достаточно полно комментируем свою точку зрения ниже по тексту.


Мы подчеркиваем тесную взаимосвязь и взаимозависимость данных понятий, но все же разделяем их, говоря о важности учета контекста применения данных терминов.


Конъюнктурообразующие факторы – это движущие силы, определяющие характер меняющейся конъюнктуры, направление и темпы ее развития и одновременно одно из условий этого экономического процесса в конкретных обстоятельствах [13, с. 198].


В свою очередь, показатели (экономические) – это величины, критерии, уровни, измерители, которые позволяют судить о состоянии экономики мира, страны, региона, предприятия, семьи и изменении этого состояния, об экономическом развитии, росте, подъеме или спаде [15, с. 314]. Показатели позволяют осуществлять контроль над протекающими процессами и их результатами.


Следовательно, КОФ – это то, что оказывает влияние на формирование конъюнктуры рынка, а показатели – это то, что отражает состояние и изменение конъюнктуры рынка. Из данных понятий видно, что КОФ первичны по отношению к формированию и изменению рыночной ситуации, а показатели конъюнктуры вторичны и являются следствием воздействия КОФ. При этом необходимо учитывать и обратную взаимозависимость: сложившаяся под воздействием ряда условий ситуация на том или ином рынке, характеризуемая определенными показателями, оказывает корректирующее влияние на факторы, ее сформировавшие, что, в свою очередь, изменяет конъюнктуру рынка, и т.д.


Таким образом, динамический характер конъюнктуры можно выразить в виде взаимосвязи трех составляющих: конъюнктурообразующих факторов, самой конъюнктуры рынка и показателей конъюнктуры рынка (рис. 1).



Необходимо отметить, что в работе [16, с. 63] не рассматриваются отдельно КОФ и показатели конъюнктуры рынка. Обосновывается это тем, что одни и те же воздействующие на рыночную ситуацию величины, характеристики и т.д. могут выступать одновременно как в качестве показателей конъюнктуры рынка, так и в качестве КОФ для следующего временноSго периода.


При этом большинство авторов описывает и классифицирует конъюнктурообразующие факторы и показатели конъюнктуры рынка отдельно друг от друга, что объясняется сложной структурой и особенностями этих характеристик, к изучению которых требуется индивидуальный подход. Также необходимо учитывать, что в экономической терминологии существует такое понятие, как «факторный анализ», практика применения которого подчеркивает важность отдельного изучения конъюнктурообразующих факторов.


Факторный анализ – это метод исследования экономических и производственных процессов, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности [15, с. 452]. Сложность применения данного вида анализа при изучении конъюнктуры рынка заключается в том, что все выделенные конъюнктурообразующие факторы должны быть в обязательном порядке выражены в виде количественных величин.


Анализ подходов к классификации конъюнктурообразующих факторов
Выступая в качестве условной «первопричины» определкнного состояния конъюнктуры рынка в тот или иной момент, все конъюнктурообразующие факторы могут быть разделены на несколько групп. Рассмотрим примеры подходов к определению групп конъюнктурообразующих факторов тех авторов, которые наиболее структурированно выделяют для этого ряд классификационных признаков (рис. 2).



Как видно из данного рисунка, большинство авторов выделяют девять однотипных классификационных признаков; А.К. Воробьёв, А.С. Буров и В.Е. Есипов разделяют КОФ лишь по связи с экономическим циклом воспроизводства; С.Г. Светуньков и А.А. Суэтин рассматривают два дополнительных признака для определения групп конъюнктурообразующих факторов: характер информации и однородность динамики. Разногласия в классификации КОФ связаны со сложностью структуры данного понятия, поэтому важно понимать сущность каждого из признаков классификации. В связи с этим рассмотрим наиболее полную классификацию конъюнктурообразующих факторов по девяти признакам, выделяемым большинством авторов (табл. 1), и отдельно изучим два дополнительных признака классификации, выделяемые С.Г. Светуньковым и А.А. Суэтиным.



Подробное рассмотрение классификации конъюнктурообразующих факторов, их общей характеристики и основной структуры, с точек зрения различных авторов, позволяет в дальнейшем наиболее системно подойти к проблеме изучения той или иной конъюнктуры, к вопросам динамики ее развития и условий, воздействующих на это движение.


Рассмотрим общую характеристику и основную структуру выделенных большинством авторов групп конъюнктурообразующих факторов (табл. 2).






Рассмотрим классификационные признаки КОФ и их характеристики, дополнительно выделяемые С.Г. Светуньковым и А.А. Суэтиным (табл. 3).



Таким образом, в зависимости от выбранного классифицирующего признака КОФ подразделяются на различные группы. Одни и те же факторы можно классифицировать по-разному в зависимости от цели их исследования, поскольку выделяемые признаки являются не альтернативными, а взаимодополняющими, позволяющими более широко взглянуть на движущие силы, под воздействием которых происходит изменение конъюнктуры.


Анализ литературных источников показал, что в целом конъюнктурообразующие факторы характеризуются противоречивостью взаимного влияния. Различные факторы в одно и то же время оказывают разнонаправленное воздействие друг на друга и на конъюнктуру в целом. В связи с этим при исследовании того или иного рынка товаров и услуг возникает острая необходимость разработки информационной модели сбора, оценки и интерпретации информации для определения конъюнктурообразующих факторов. В условиях неопределенности и турбулентности внешней среды целесообразно применять различные методики исследования социально-экономических процессов, основанные как на экономико-математическом инструментарии, так и на экспертных оценках.


В итоге хочется отметить, что ситуация на товарных рынках складывается под воздействием разнообразных по силе и продолжительности действия экономических, социальных, природных, политических и прочих факторов. Классификация и оценка факторов, влияющих на формирование и развитие товарного рынка, позволяют определить основные направления, способствующие эффективному развитию изучаемого рынка, а также выявить причины, сдерживающие это развитие.


Помимо этого факторы, измеряемые в количественных показателях, позволяют исследователям составлять прогноз развития конъюнктуры товарного рынка, скорректированный на степень и характер влияния этих факторов.


Используемые источники
1. Анализ экономики: страна, рынок, фирма: учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина – 2-е изд. – М.: Международные отношения, 2006. – 352 с.
2. Буров А.С. Конъюнктура мировых товарных рынков: учебное пособие / А.С. Буров. – М.: Экзамен, 2005. – 160 с.
3. Бэтбэз Ж.-П. Экономическая конъюнктура / Ж.-П. Бэтбез. – М.: РАМАКС, 1996. – 142 с.
4. Воробьёв А.К. Беседы о маркетинге: практ. пособие. – М.: Серебряные нити, 1998. – 128 с.
5. Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 544 с.
6. Жигун Л.А. Конъюнктура и конкуренция на рынке Дальнего Востока в 90-х годах. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999. – 316 с.
7. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
8. Каменева Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с.
9. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка. – М.: Форум: Инфра-М, 2009. – 192 с.
10. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг. – М. Международные отношения, 1993. – 160 с.
11. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 239 с.
12. Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Современные подходы к пониманию конъюнктуры рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 3–11.
13. Ноздрёва Р.Б. Международный маркетинг: учебник.– М.: Экономист, 2005. – 990 с.
14. Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 364 с.
15. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 512 с.
16. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во «ДНК», 2003. – 352 с.
17. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. – М.: Кнорус, 2008. – 320 с.
18. Цены и ценообразование: учебник для вузов / под ред. В.Е. Есипова. – 3-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

25.03.2021

Также по этой теме: