Маркетинг вуза в интернете: модель «3-О»



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2014


Шевченко Д.А.,
д. э. н., профессор,
заведующий кафедрой маркетинга
и рекламы РГГУ,
почетный член Гильдии маркетологов


Локтюшина Ю.В.,
ассистент кафедры маркетинга и рекламы РГГУ


Статья посвящена маркетинговому исследованию качества сайтов вузов России.


Предлагается разработанная авторами оригинальная система продвижения сайта вуза в онлайн-среде – диджитал модель «3-О», которая включает в себя три главные системы координат: обращение, обучение и обратную связь.


В данной статье ставится задача представить читателям, специалистам маркетинга оригинальную концепцию и стратегию продвижения сайта вуза в онлайн-среде – диджитал модель «3-О».


Маркетинг вуза в Интернете мы будет рассматривать с позиций продвижения вуза в онлайн-среде посредством специальных инструментов и технологий.


До вступления в силу нового Закона об образовании в РФ (2012 г.) руководство вуза часто не задумывалось о сайте и не рассматривало его в качестве эффективного инструмента продвижения образовательных услуг на рынке, что не способствовало, а, скорее, тормозило повышение его конкурентоспособности.


В отличие от зарубежных вузов, превративших интернет-пространство в некое подобие электронного университета с открытой научной информацией и лекциями, российское руководство вузами рассматривало сайт исключительно в форме отчета о деятельности ректора, контроля и архива внутренних мероприятий (новости), в лучшем случае – в качестве визитки с использованием фирменного стиля вуза.


В прежних условиях, когда администрация университетов не обращала должного внимания на необходимость развития интернет-ресурсов, вузами не выделялось достаточно средств на создание и продвижение качественных сайтов. Естественно, что и уровень профессионализма специалистов IT-подразделений вузов также оставлял желать лучшего. Программисты, вместо того чтобы заниматься непосредственно разработкой сайтов, занимались, а часто и сейчас занимаются, размещением баннеров, версткой контента, что противоречит сути их профессионального назначения.


Принятие нового Закона об образовании в РФ в 2012 г. явилось переломным моментом в развитии российского образовательного веб-пространства [8].


Если сравнивать качество сайтов того периода и современную ситуацию, то можно утверждать, что сайты стали стремительно преобразовываться. Приходит время маркетингового отношения к сайту вуза. Руководство вузом самым серьезным образом стало относиться к концепции маркетинга вуза в Интернете. Сайты вуза стали рассматриваться в качестве интернет-проектов продвижения на рынке образования.


Многие международные и отечественные рейтинги – THE, QS, ARWU, «РиаНовости», «Эксперт РА», а особенно популярный испанский рейтинг Webometrics продемонстрировали, как в действительности обстоит дело с качеством сайтов российских университетов и институтов. Рейтинги показывают, как катастрофически мы отстаем от зарубежных коллег в вопросе создания и развития своих образовательных ресурсов. Стало понятно, что по открытости научного знания Россия существенно уступает вузам США, Германии, Японии и Китая [14].


После принятия важнейшего закона о защите авторских прав российское правительство озаботилось качеством уже защищенных диссертаций и системой высшего образования в целом. В последнее время разработаны стимулирующие механизмы повышения научной активности в государственных университетах.


Современный вуз в первую очередь должен информировать самых заинтересованных представителей целевой аудитории сайта вуза – потенциальных потребителей образовательных услуг (ОУ) о своих предложениях. Университет проводит обучение уже реальных (фактических) потребителей – студентов. Во время обучения и после окончания вуза университету выгодно поддерживать с ними обратную связь.


В настоящей статье мы предлагаем оригинальную диджитал-модель «Три О» сайтов вузов, которую можно представить как систему трех координат продвижения сайта вуза в Интернете.


Этот процесс нами рассматривается как сочетание и интеграция трех направлений продвижения – обращение, обучение и обратная связь. Эту модель продвижения можно обозначить как продвижение-микс: «3-О». Это своеобразная мнемоническая формула русской аббревиатуры трех направлений, которые начинаются с заглавной буквы «О»: Обращение, Обучение и Обратная связь.


Первая система координат этой модели «3-О» – «Обращение» включает в себя такие инструменты, как: контекстная реклама, поисковый маркетинг, продвижение ОУ на внешних образовательных порталах (рис. 1).



Вторая система координат «Обучение» включает в себя: блоги, персональные страницы научных сотрудников и преподавателей, ресурсы с видеоматериалами (лекции и исследования), распространение и размещение препринтов, размещение материалов конференций и различных научных мероприятий, распространение и размещение материалов внутривузовских изданий (рис. 2).



Третья – «Обратная связь». Включает в себя такие инструменты коммуникаций, как: использование социальных сетей, форумов; работа с отзывами и другие формы, например: «прямая линия» с ректором, деканами и другие горизонтальные формы прямых коммуникаций (рис. 3).



Инструменты интернет-продвижения в каждой из координат можно расширять.


В этой статье мы рассмотрим поочередно все три системы координат «3-О», описав их преимущества и недостатки.


Информирование целевой аудитории («Обращение») включает много, в том числе платных, инструментов рекламы: медийная, контекстная реклама, которую следует запускать, например, в период приемной кампании, и другие формы продвижения сайта вуза. Эта система координат продвижения хорошо отражена в литературе и практике работы специалистов по продвижению в Интернете. В то же время остальные системы координат модели «3-О» представлены недостаточно.


Остановимся на содержательной характеристике двух других координат продвижения модели «3-О».


«Обучение». Включает в себя:
1) блоги (персональные страницы) научных сотрудников и преподавателей;
2) ресурсы с видеоматериалами (лекции и исследования);
3) распространение и размещение препринтов;
4) размещение материалов конференций и различных научных мероприятий;
5) распространение и размещение материалов внутривузовских изданий.


1. Блоги научных сотрудников и преподавателей вуза


В публикациях можно встретить много отговорок, почему вузу не нужны блоги и почему мы не можем их сделать и вести.


Но есть неоспоримый факт: блог – инструмент, который влияет на размер сайта и его цитируемость.


Блоги используются повсеместно на зарубежном рынке высшего профессионального образования, и российские вузы стали вводить подобные схемы наращивания ссылочной массы и объема сайта [13].


Такие известные вузы, как НИУ ВШЭ и МГТУ им. Н.Э. Баумана, считающиеся флагманами российской науки и самыми передовыми современными университетами, давно используют подобный механизм привлечения и наращивания страниц сайта.


Так, на сайте МГТУ им Н.Э. Баумана ссылка на «Персональные страницы» выведена на главную страницу сайта (bmstu.ru/ps/), что позволяет поисковику быстрее индексировать новый материал.


НИУ ВШЭ размещает ссылку на «Публикации сотрудников» в основном меню [10], а также на своей главной странице.


Стоит отметить, что такие материалы не только полезны специалистам, желающим узнать новое, но и интересны поисковым системам как кладезь актуального и уникального контента. Такой своеобразный обмен позволяет вузам быстрее и эффективнее продвигаться в Интернете, получать обратные ссылки и плюсы от поисковых систем [5].


Целесообразно на первых порах и административными рычагами мотивировать сотрудников к ведению своих микросайтов. Необходимо создать атмосферу, в том числе экономическими мерами и стимулами, где каждый преподаватель из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) кафедр вуза начинает общаться со студентами посредством блога. Например, можно выложить материалы лекций и семинаров и устроить обсуждение. Таким образом, информация на сайте постоянно будет обновляться, и в итоге мы можем рассчитывать на получение значительного прироста страниц сайта и уникального контента.


Правда, работа со студентами, как показывает практика, также требует от ППС использования методов «понуждения» взаимодействия студентов с блогами преподавателей.


По опыту зарубежных и российских коллег можно сказать, что для дополнительной мотивации сотрудников и преподавателей вуза актуальным становится проведение конкурсов, рейтингов блогов в различных номинациях: «количество научных публикаций», «самый комментируемый блог», «самый креативный блог» и т.д.


Для рейтингования можно учитывать мнение и оценки студентов, собрать статистику заходов на блог, количество комментариев к определенному блогу посредством инструментов аналитики вроде Google Analytics. На этой основе можно вывести популярность ресурса, работая просто с сухими цифрами. Подобные мероприятия позволят оценить конкретный вклад (нематериальный актив – гудвилл) каждого преподавателя и сотрудника качественно и количественно.


Блоги необходимо размещать на субдоменах сайта или непосредственно на сайте [2].


В результате развития блогосферы ППС вуз может получить:
1) увеличение размера сайта;
2) увеличение общей цитируемости проекта;
3) каждый преподаватель, увеличивая свой научный PR, автоматически увеличивает PR вуза;
4) привлечение дополнительного трафика из поисковых систем;
5) расширение платных форм обучения. Представители целевой аудитории вуза, ознакомившись со статьями и научным потенциалом кафедр, могут принять решение обучаться именно в этом вузе.


2. Ресурсы с видеоматериалами (лекции и исследования)
Многие люди с большим рвением готовы изучить информацию именно в формате видеопредставлений. В этом случае мы можем получить не просто сухой текст по теме, а наблюдать, кто из преподавателей ведет данный предмет, интересно ли рассказывает или нет, как он работает с аудиторией и насколько глубоко любит и разбирается в своем предмете [7].


На просторах Интернета можно найти много видеолекций именно этих ведущих вузов. Данные вузы не только размещают видео на своих серверах, но и имеют каналы в YouTube, что привлекает дополнительный трафик на основной ресурс и увеличивает PR вуза [12].


Высшая школа экономики с недавнего времени также стала участником сообщества Сoursera, где можно найти курсы на английском и русском языках.


В Интернете можно найти не только лекции ведущих университетов, но и видеоуроки для школьников.


Среди зарубежных вузов отметим сайт Массачусетского тхнологического института (МIТ), где предлагается пройти бесплатное обучение по нескольким направлениям высшего образования [11]. На рынке образования необходимо не только брать, но и отдавать, и отдавать бескорыстно. Стоит отметить, что данный проект сначала хотели монетизировать, повысить свой ROI (финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций). Но потом приняли другое решение.


Их ROI – узнаваемость и популярность бренда, огромное количество обратных ссылок, большое количество контента. Как следствие, тысячи благодарных слушателей, многие из которых именно после прохождения видеокурсов стали студентами университета. Произошел своеобразный рекрутинг. Повысилась мотивация преподавателей. Они стали лучше готовиться к лекциям и повышать свой педагогический уровень. Все материалы выкладываются на обозрение всему миру в свободном доступе.


В этой статье нельзя подробно остановиться на всех направлениях этого типа продвижения вуза в Сети. Кратко изложим эту часть общей модели интернет-продвижения вуза:
1. Создание видеолекций увеличит цитируемость сайта и PR университета.
2. Видео стоит размещать не только на своем сервере, но и в YouTube, таким образом, вуз станет более открытым и интересным.
3. Можно разработать собственный плеер и позволить использование кода вставки на сторонние ресурсы, таким образом, обратная ссылка с видео на наш сайт непременно попадет на сторонние сайты [6].
4. Распространение видео посредством внешних образовательных порталов, позволяет получить дополнительные комментарии, увеличить цитируемость своего ресурса, увеличить в целом PR университета.
5. Создание видео на английском языке и размещение его на иностранных ресурсах позволяет войти во взаимодействие с зарубежной аудиторией, увеличить свой PR, получить обратные ссылки с зарубежных сайтов и, разумеется, обратную связь от иностранных студентов и ученых.


3. Распространение и размещение препринтов


Препринты – научное издание, посвященное какой-либо теме, выпускаемое в свет до публикации статьи в рецензируемом научном журнале или до выхода полноценной монографии.


В качестве успешного проекта, использующего данный инструмент, можно назвать НИУ ВШЭ. На сайте ВШЭ существует целый раздел, посвященный исключительно препринтам [9].


Если говорить о зарубежных коллегах, то можно отметить опять же MIT, здесь можно найти пример того, как они организовали хранилища препринтов [1].


Что вузу могут дать препринты?


Создавая и размещая препринты на иностранном языке на сайте в текстовом и pdf-форматах, можно увеличить:
– количество страниц сайта;
– количество форматов документов на сайте (rich files);
– увеличить PR университета;
– увеличить цитируемость и видимость в Сети.


Тут можно столкнуться с двумя трудностями:
1. Низкая мотивация сотрудников на создание препринтов.
2. Многие сотрудники не владеют английском языком в достаточном для написания препринтов объеме. Кто будет помогать с переводом?


Если на первый вопрос должно найти ответ именно руководство вуза, то ответ на второй вопрос лежит на поверхности. Можно сколько угодно ругать прогрессивные вузы за то, что они давят на сотрудников по вопросу изучения английского языка, но они правы. В современном мире быть исследователем означает не только быть профессионалом в своем деле, но и уметь донести свои мысли и аргументы на языке, понятном всем. Как можно конкурировать с иностранными вузами, когда научные кадры не владеют языковыми навыками? Знание иностранных языков – это еще один вклад в конкурентоспособность отдельного вуза и всего региона в целом.


4. Размещение материалов конференций и различных научных мероприятий


В каждом университете должны проводиться различные конференции и научные мероприятия, куда приглашаются российские и зарубежные спикеры. Мы предлагаем воспользоваться этим и принести пользу для развития интернет-проекта.


Следует размещать материалы конференций на сайте и прикреплять к ним файлы с презентациями. Сейчас ни одна конференция не проходит без презентаций. Таким образом, можно увеличить количество страниц на сайте, PR вуза, количество rich files, входящий трафик и цитируемость.


5. Распространение и размещение материалов внутривузовских изданий


Каждый вуз в настоящее время имеет собственные издания – журналы, газеты и пр. Целесообразно и выгодно выносить материалы выпусков на сайт и тем самым увеличивать PR, цитируемость и количество страниц на сайте.


Эффективность предложенного инструмента можно рассмотреть на примере НИУ ВШЭ. На сайте школы существует раздел с материалами внутривузовских изданий [4].


На данном ресурсе можно не только найти анонсы выпусков журналов, но и полностью посмотреть все материалы статей в текстовом и pdf-форматах. Это позволяет увеличить:
– количество страниц на сайте;
– количество обратных ссылок на статьи;
– количество rich files;
– PR вуза и сайта.


Полагаем, что если НИУ ВШЭ возьмется еще и переводить статьи на английский язык, то получит еще больше страниц, обратных ссылок и плюсов от поисковых систем. А это существенно повлияет на ее место в мировых и отечественных рейтингах вузов.


Не будем полагаться лишь на опыт ВШЭ и посмотрим на авторитетный Массачусетский технологический институт (MIT). В MIT существует много лабораторий и, кстати, каждая лаборатория имеет свой электронный ресурс. Редакторы таких микросайтов с завидной регулярностью размещают на своих сайтах публикации ученых и материалы своих внутренних изданий.


В этой связи не стоит недооценивать и упускать из виду такой полезный инструмент продвижения сайта, как журналы вузов, которые позволяют наращивать количество страниц и обратных ссылок.


«Обратная связь» включает в себя: социальные сети, форумы, работу с отзывами.


Социальные сети
Полагаем, что никому уже не надо объяснять пользу и необходимость социальных сетей, но все же в научных кругах этот вид продвижения пока не стал популярным. Многие крупные компании выносят всю свою деятельность и ленту новостей в социальные сети. Вузы – не исключение. Использование социальных сетей обеспечивает высокую скорость взаимодействия с целевыми аудиториями.


Если говорить о приемной кампании, то социальные сети – это эффективный инструмент взаимодействия с многими категориями поступающих в вуз.


Лайки, количество фолловеров и комментариев к записям увеличивают репутацию организации в Интернете, а также позитивно влияют на результаты органичной поисковой выдачи.


Если пресс-служба будет активно работать с социальными сетями, то лайки, фолловеры и комментарии не заставят себя долго ждать. Часто бывает так, что сообщество в социальных сетях становится популярнее и более посещаемым основного веб-сайта. Этим стоит воспользоваться.


Необходимо также понимать, что человек, впервые пришедший на сайт, может получить информацию и больше никогда не вернуться. Если тот же человек станет членом интернет-сообщества вуза, то останется надолго и будет получать предлагаемые обновления и сообщения.


Многие организации транслируют в ленту новостей ссылки на последние публикации и препринты, тем самым обеспечивая дополнительный трафик на сайт, улучшение пользовательских факторов и увеличение цитируемости. Например, НИУ ВШЭ имеет несколько официальных сообществ Vkontakte под разные целевые аудитории и потребности. В зимний период университет рекламирует в сообществе Vkontakte зимнюю школу для поступающих в магистратуру. Можно предположить, что в другой сезон ВШЭ продвигает другие образовательные услуги и направления.


Такой университет, как Гарвард, активно участвует в дискуссиях в социальных сетях и ведет аккаунты на всех популярных сайтах. Университет постоянно обновляет ленту новостей в Facebook, Twitter, LinkedIn, Google Plus, YouTube и даже размещает аудио- и видеоподкасты в iTunes U.


На Западе нет такой самоуверенной позиции, которая исповедуется у нас: под вуз должны подстраиваться сами абитуриенты и студенты! Напротив, вуз должен подстраивать свой сайт и диалог под рынок. Именно университет должен следить за последними тенденциями в коммуникации и подстраиваться под потребителей ОУ, чтобы быть всегда первым и постоянно обновляться. Собственно, в этом и суть маркетинга в Интернете – адаптировать свою деятельность под целевую аудиторию. Чем еще могут быть полезны сообщества? Любому вузу необходимо понимать, кем стали их выпускники и где работают их студенты.


До появления социальных сетей, чтобы это выяснить, вузам требовалось много времени и сил, часто время было потрачено зря. Сейчас же инструменты-аналитики позволяют понять, кто ваши выпускники и студенты, исходя из данных, указанных на страницах ваших подписчиков. Разумеется, что здесь присутствует погрешность и она всегда будет присутствовать, но все же такой метод более эффективен и требует меньше времени на сбор и обработку данных.


Что же касается наших зарубежных коллег, то стоит отметить, что все знаменитые вузы уже давно превратили свои сообщества в социальных сетях в клубы для общения и обмена опытом. Анализируя сайты российских вузов, часто можно встретить так называемые образовательные порталы, которые часто выполняют те же функции, что и сообщества в социальных сетях. Почему бы не перенести общение с сайта на общедоступный ресурс и привлечь тем самым новых участников для дискуссий?


Мы рекомендуем обязательно вести аккаунт и интегрироваться во все популярные социальные сети, вроде Facebook, LinkedIn, Twitter, Vkontakte, и начать привлекать новые аудитории и информировать существующих подписчиков о своей деятельности.


Форумы
Хотя в настоящее время все обсуждения и вопросы аудиторий выносят в социальные сети, не стоит умалять достоинств внутренних форумов. В отличие от сообществ форумы позволяют наращивать контент интернет-ресурса вуза, цитируемость и улучшать пользовательские факторы сайта.


Работа с отзывами
Нет такой организации, которая не заботилась бы о внешнем окружении – отзывах. В последнее время порталы отзывов стали плодиться с невероятной скоростью и любой человек может написать то, что хочет, не важно, был такой инцидент или нет.


Администраторам, редакторам, модераторам сайта необходимо заниматься мониторингом отзывов и активно с ними работать. Нельзя оставлять отзывы без ответа, тем более негативные отзывы. Часто, выбирая тот или иной вуз, потребители образовательных услуг руководствуются мнением других людей – это важно принять, понимать и адаптировать свои стратегии под имеющийся спрос со стороны рынка.


Отзывы распространяют не только на специализированных сайтах, но и в социальных сетях, в последнее время именно социальные сети стали двигателем общественного мнения о любой организации.


Как же узнать, что о нас говорят? Если у вас есть зарегистрированный хештег, вроде #Harvard, то, забив его в строке поиска в любой социальной сети, вы можете оценить количество и качество упоминаний. Это относится и к новостям, и к отзывам.


Хештеги используются повсеместно, любой телевизионный канал обладает таким ключом к информации о себе. Абсолютно любой человек, столкнувшийся с тем или иным вузом, может оставить отзыв в социальных сетях и добавить название вашего хештега к сообщению. Необходимо стараться сделать так, чтобы сообщений с хештегами было больше и чтобы тон этих сообщений был лучше.


Хотелось бы отметить важность использования инструментов веб-аналитики, в данном случае – Google Analytics, которая позволяет оценить плоды трудов в виде количества просмотров страниц, времени пребывания на ресурсе и количества привлеченного трафика из разных каналов коммуникации – социальные сети, поисковые системы, контекстная реклама. Инструменты веб-аналитики помогут разобраться с навигацией по сайту, сделать его удобным, а информацию – полной и актуальной.


Занимаясь проблемами продвижения сайта в Интернете, необходимо регулярно проводить его аналитику.


Например, после разработки очередного модуля на сайте, скажем видеопортала с лекциями, можно замерить количество входящего трафика и количество просмотренных страниц до начала функционирования ресурса с видео, по прошествии определенного количества времени, одного месяца или двух. Таким образом, можно замерить эффективность предпринятых мер, выявить слабые и сильные стороны и что надо вовремя поправить.


В случае использования контекстной рекламы, рекламы в социальных сетях также целесообразно проводить такие замеры. Таким образом, можно оценить не только эффективность предпринятых мер, но и эффективность каналов коммуникации [3].


Вуз может потратить много денег на контекстную рекламу, а ожидаемой конверсии не получить.


В то же время социальные сети в отдельных случаях могут дать больше конверсии, чем контекстная реклама. Так стоит ли тратить деньги и время на непродуктивное продвижение?


НИУ ВШЭ разместил на своем сайте счетчик с открытой информацией по заходам и просмотру страниц. Обратим внимание на показатели и посмотрим, как ВШЭ удается удерживать своих посетителей на сайте (рис. 4).



Исходя из значений показателей «Посетители» и «Просмотры» можно сделать вывод, что на сайте НИУ ВШЭ один человек в среднем просматривает 4–5 страниц за сессию, что, несомненно, является очень хорошим показателем.


По этим двум параметрам можно также предположить, что показатель отказов у сайта ВШЭ колеблется в среднем в пределах в 50–60%. Этот показатель является нормальным и оптимальным для подобного рода ресурса.


Добиться такого хорошего результата НИУ ВШЭ позволили действия и активность в создании и размещении специальных проектов на сайте. К ним, в частности, относятся: перевод научной информации, содержащейся на сайте; размещение видео и полезных материалов для студентов и сообществ, которые не относятся непосредственно к университету.


Надеемся, что нам удалось убедить читателя в необходимости развития специальных проектов на сайте и их интеграции в социальные сети. Эта тактика предоставляет сайту вуза неограниченные возможности, а вузу дает шансы стать социально ответственным университетом и выше подняться в рейтингах.


Согласно статистическим данным количество российских вузов, вошедших в рейтинг «Вебометрикс», растет из года в год, что явно можно наблюдать на графике (рис. 5).



Не стоит только фокусироваться лишь на рейтингах, необходимо работать над контентом сайта и его продвижением. Рост числа социально значимых и коммерчески оправданных образовательных интернет-ресурсов и специальных проектов, использование инструментов продвижения сайтов вуза на основе диджитал «3-О» предоставят возможность любому вузу увеличить свое присутствие во внешней среде; позволят делиться своими образовательными технологиями и научными открытиями с обществом, которое, непременно, ответит благодарностью и сделает вуз достаточно известным брендом не только в России, но и в мире.


Это ли не настоящие и реальные связи с общественностью? Международные и отечественные рейтинги, в частности рейтинг «Вебометрикс», увеличат информационную открытость вуза и продемонстрируют его высокие позиции в научном и образовательном пространстве.


Используемые источники
1. Computing in Cardiology [Электронный ресурс]. URL: cinc.mit.edu/current/preprints/
2. Блог профессора Шевченко Д.А. [Электронный ресурс]. URL: shevchenko.rggu.ru/
3. Вирин Ф. Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов / Ф. Вирин – М.: Эксмо, 2012.
4. Журналы НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: hse.ru/science/journals
5. Киссейн Э. Основы контентной стратегии / Э. Киссейн.– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
6. Кокрум Дж. Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты / Дж. Кокрум. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
7. Можаева Г.В. Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к Digital humanities [Электронный ресурс]. URL: ido.tsu.ru/other_res/pdf/51_2.pdf
8. Об образовании: Федеральный закон. – М. : Омега-Л, 2013.
9. Препринты НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL:.hse.ru/org/hse/wp
10. Публикации НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: publications.hse.ru/
11. Рейтинг лучших университетов с программами дистанционного образования [Электронный ресурс]. URL: usnews.com/education/onlineeducation
12. Университет, открытый городу: публичные лекции Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: youtube.com/user/hse
13. Что такое блог и кто такие блогеры [Электронный ресурс]. URL:static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1003118969.pdf
14. Шевченко Д.А. Глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских университетов: доминанта государства, рейтингов, сайта вуза / Д.А. Шевченко // Практический маркетинг. – 2013. – № 7.
15. Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в Интернете / Д.А. Шевченко, Ю.В. Локтюшина. – М.: ННОУ МИПК», 2014.

06.07.2020

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста