Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2005
Сущностные элементы организации (по Б.Ливехуду и Ф.Глазлу) |
Сущностные элементы человека |
||
Внутри системы |
Для внешнего окружения |
Внутри системы |
Для внешнего окружения |
КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА |
ДУХОВНАЯ (СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ) ПОДСИСТЕМА |
||
1. Идентичность |
1. Идентичность |
||
Общественная задача организации, миссия, смысл и цель, лейт-образ, отдаленные цели, философия, основные ценности, внутренний имидж, историческое самопонимание организации |
Имидж у потребителей, поставщиков, банков, политиков, профсоюзов и т.д., конкурентный профиль, положение на рынке и в обществе, самостоятельность или зависимость |
Смысл жизни, предназначение, лейт-образ, жизненные цели, философия, внутренний имидж, автобиография |
Внешний имидж, личная биография, демографические характеристики, должность в организации, положение в обществе, страта, самостоятельность или зависимость |
2. Политика, стратегия, программы |
2. Нормы, ценности, установки |
||
Долгосрочные программы организации, политика предприятия, руководящие указания для производственной, рыночной, финансовой, ценовой, персональной политики |
Руководящие указания для отношений с поставщиками, потребителями и производственная концепция, рыночная стратегия; соответствие правилам игры в отрасли |
Духовно-душевные устремления, персональные ценности, хобби, фантазии, личные дневники, мемуары, надежность, доверие |
Морально-нравственные установки относительно человека, семьи, близких, работы, труда. Поступки, общественные интересы, участие в общественной жизни, публикации |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА |
ПСИХО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА |
||
3. Структура |
3. Личность, профессиональный профиль |
||
Устав, учредительный договор, принципы построения организации, иерархия управления, штабное и линейное штатное расписание, централизованная и децентрализованная структуры, формальный план |
Структурные связи с внешними группировками, представительства в объединениях, стратегические альянсы |
Способности, интеллект, темперамент, характер, знания, умения, навыки |
Поведение, социальные роли и место в семье, референтной группе, коллективе |
4. Люди, группы, климат, руководство |
4. Психосоциальный профиль |
||
Знания и умения сотрудников и сотрудниц, поведение и установки, отношения, стиль руководства, неформальные связи и группировки, роли, власть и конфликты, климат предприятия |
Развитие неформальных отношений к внешним структурам, характер отношений в отрасли (в том числе конкурентность бизнеса), стиль поведения власти по отношению к окружению |
Потребности, интересы, мотивы и другие качества личности |
Стимулы, обучение, воспитание; отношения дружбы, привязанности, партнерства, уважения, степень влияния на других и подверженность влиянию |
5. Отдельные функции, органы |
5. Функции |
||
Задачи, компетенции и ответственность, содержание отдельных функций, органы, комиссии, проектные группы, специалисты, координация |
Отношение к принятому в отрасли взгляду на разделение труда, функции обслуживания внешних точек пересечения |
Витально-рекреативная функция: питание, защита, восстановление; познание (чувственное и рациональное), научение и специализация; воспроизводство (физиологическое и духовное) |
Деятельность, практика, изменение окружающей среды |
ТЕХНИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА |
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА (ТЕЛО) |
||
6. Процессы, общий ход дела |
6. Психические процессы |
||
Основные рабочие процессы, вторичные и третичные процессы: информационные процессы, процессы принятия решений, внутренняя логистика, процессы планирования и управления, суппорт-процессы |
Процессы обеспечения ресурсами, процессы доставки (ЛТ), логика сопровождения, активность в сборе внешней информации |
Инстинкт, рефлекс, восприятие, внимание, память, мышление (суждения, умозаключения), волеизъявление, воображение |
Эмоции, моторика, движение |
7. Физические средства |
7. Анатомия, физиология и генетика |
||
Инструменты, машины, приборы, материалы, мебель, транспорт, здания и сооружения, финансовые средства |
Физическая окружающая обстановка, место в окружении - средства сообщения, соотношение собственных и привлеченных средств |
Гены, ДНК, клетки, ткани, системы органов, биохимические процессы, раздражение |
Экологическая среда, пол, возраст, размеры тела, наследственность, речь, жесты, мимика |
Если в системе организации Б.Ливехуд и Ф.Глазл выделяют в качестве сущностного элемента организации физические средства, которые представлены инструментами, машинами, приборами, материалами, мебелью, транспортом, зданиями и сооружениями, финансовыми средствами, то у человека это проявляется в виде его анатомии, физиологии и генетики. Физические средства организации предстают для внешнего окружения в виде физической окружающей обстановки, места в окружении, средства сообщения, соотношений собственных и привлеченных средств. Анатомия, физиология и генетика человека отражаются во внешнем окружении в виде экологической среды человека, возраста, пола, размеров.
На ступень выше у Б. Ливехуда и Ф.Глазла стоит сущностный элемент — процессы и общий ход дела в организации, который представлен как основные рабочие процессы, вторичные и третичные процессы: информационные процессы, процессы принятия решений, внутренняя логистика, процессы планирования и управления, суппорт-процессы. Для внешнего окружения этот элемент выражается в процессах обеспечения ресурсами, процессах доставки, логике сопровождения, активности в сборе внешней информации.
Психические процессы человека можно представить в виде психических процессов личности, как то: инстинкт, рефлекс, восприятие, внимание, память, мышление, суждения, умозаключения, волеизъявление и воображение. Для внешнего окружения психические процессы предстают в виде эмоций человека и его моторики. Вышеперечисленное составляет технико-инструментальную подсистему организации и соответственно физическую подсистему человека.
Социальная подсистема организации (по Б. Ливехуду и Ф. Глазлу) представлена тремя элементами: 1) структура; 2) люди, группы, климат, руководство; 3) отдельные функции, органы.
В организации элемент «отдельные функции и органы внутри системы» находит отражение в виде задач, компетенции и ответственности, содержания отдельных функций, органов, комиссий, проектных групп, специалистов, координации. Для внешнего же окружения организации его содержание составляют отношения к принятому в отрасли взгляду на подразделение труда, функции обслуживания внешних точек пересечения.
Переходя к образу человека, можно обнаружить следующий набор функций: витально-рекреативная (питание, защита, восстановление), познание (чувственное и рациональное), научение и специализация, воспроизводство (физиологическое и духовное). По отношению к окружению человека это будет выражаться в деятельности, различных практиках (в социологическом понимании этого термина) и изменениях окружающей среды.
При анализе следующего элемента можно сделать вывод, что относительно человека им будет психосоциальный профиль. В системно-эволюционной теории этот элемент для организации выражается через знания и умения сотрудников и сотрудниц, поведение и установки, отношения, стиль руководства, неформальные связи и группировки, роли, власть и конфликты, моральный климат предприятия. Для внешнего окружения организации он представляется как развитие неформальных отношений к внешним структурам, характер отношений в отрасли (в том числе конкурентность бизнеса), стиль поведения власти по отношению к окружению.
Психосоциальный профиль человека может быть представлен потребностями человека, его интересами, мотивами и другими качествами личности. Он находит отражение в стимулах, обучении, воспитании; сложившихся отношениях дружбы, привязанности, партнерства, уважения, степени влияния на других и подверженности влиянию со стороны.
Следующий сущностный элемент в организации — ее структура, которая задается (находит отражение) в уставе предприятия, учредительном договоре, принципах построения организации, иерархии управления, штабном и линейном штатном расписании, централизованной и децентрализованной структуре, формальных планах, а также структурных связях организации с внешними группировками, представительствах в объединениях, стратегических альянсах. По отношению к человеку содержание этого элемента перекликается с понятиями «личность» и «профессиональный профиль».
Последняя из рассматриваемых, культурная подсистема организации, представляется Б.Ливехудом и Ф.Глазлом через идентичность и политику, стратегию, программы. В отношении человека содержание социо-культурной подсистемы можно представить в виде идентичности человека, норм, ценностей и установок.
По аналогии с представлением политики, стратегий и программ в виде долгосрочных программ организации, политики предприятия, руководящих указаний для производственной, рыночной, финансовой, ценовой, персональной политики в модели «образ человека» элемент «нормы, ценности и установки» будет представлен следующим списком: духовные устремления, персональные ценности, хобби, фантазии, личные дневники, мемуары, надежность, доверие.
Если с позиции внешнего окружения организации данный сущностный элемент представлен через руководящие указания для отношений с поставщиками, потребителями, производственную концепцию, рыночную стратегию, соответствие «правилам игры» в отрасли, то во внешнем окружении мы найдем морально-нравственные установки относительно человека, семьи, близких, работы, труда; поступки человека, заявленный персональный кодекс чести, общественные интересы, участие в общественной жизни, публикации, артефакты.
Последний рассматриваемый сущностный элемент — идентичность организации, — есть общественная задача организации, миссия, смысл и цель, лейт-образ, отдаленные цели, философия, основные ценности, внутренний имидж, историческое самопонимание организации. Внешнее окружение об идентичности организации судит по имиджу у потребителей, поставщиков, банков, политиков, профсоюзов, конкурентному профилю, положению на рынке и в обществе, самостоятельности или зависимости организации.
Структура идентичности человека во многом схожа со структурой идентичности организации. Ее можно представить в виде смысла жизни, предназначения, лейт-образа, жизненных целей, философии, внутреннего имиджа и автобиографии человека. Для окружающих идентичность человека выражается через внешний имидж, личную биографию, демографические характеристики, должность в организации, положение в обществе, страту, самостоятельность или зависимость.
Такое представление дает возможность синхронизировать структурные подходы к рассмотрению человека в организации и продолжать дальнейшее исследование детерминант развития человека, порожденных организацией как системой.
Сущностные элементы расположены в модели последовательно лишь в целях наглядности представления и удобства моделирования. В реальном мире между элементами существуют многообразные взаимные влияния и взаимные пересечения, все многообразие которых сложно было бы отразить не только в двухмерном, но и в семимерном пространстве. В этой ситуации исследователь должен редуцировать модель соответственно поставленным задачам.
Полагаю, что процесс общего развития человека зависит от того, в какой мере развиты три подсистемы. Развитие человека — это комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности с целью повышения эффективности его деятельности. Человек может осознавать свои цели, свою силу и слабость. Он может сознательно изменять тело, душу и дух, он может оценивать последствия своих действий. Человек как сознательное существо имеет шансы изменять себя, постоянно развиваться, учиться и оставаться способным к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы www.dgu.ru/~philosophy/stkad1.htm
2. Глазл Ф., Ливехуд Б. Динамичное развитие предприятия: как предприятия — пионеры и бюрократия могут стать эффективными. — Калуга: Духовное познание, 2000.
3. Камионский С.А. Системные аспекты современного менеджмента // Наука и общество на рубеже веков: Сб. — М., 2000.
4. Музруков Г.Н. Ниндзя: воины-тени. — М.: Типография Госкомспорта СССР, 1990.
5. Шимшилов С. Абу-оглы. Подходы к оценке устойчивости развития человеческого потенциала // Управление персоналом. — 2004. — №4.
6. Штейнер Р. Теософия. — М.: Изд-во «Эксмо», 2002.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Маркетинг и менеджмент, Психология
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы