Теория менеджмента


В понимании организации как социальной системы ключевую роль с уверенностью можно отвести коммуникативному подходу, так как коммуникации являются основным процессом, обеспечивающим взаимозависимость и согласованность работы частей организации.

Cовременные предприятия сильно разнятся размерами. На одном полюсе транснациональные корпорации, на другом – огромное количество очень маленьких предприятий. Первоначально все предприятия были малыми. Тем из них, кто проходил этап значительного роста, требовалось финансирование в больших размерах, чем они могли получить из удержанной прибыли либо заимствованием (например, через банки). Это привело к созданию акционерных обществ. Считается, что законодательство, разрешая создание акционерных компаний, санкционирует рост предприятий. (Появляется возможность финансировать производство, не подвергая риску весь личный капитал.) Появление акционерных обществ создало и предпосылки увеличения бизнеса объединением с уже существующим предприятием вместо развития собственного производства.

В настоящий момент практически каждое исследование по менеджменту, проводимое в России, рассматривает, включает или упоминает понятие «современный менеджмент». Однако, несмотря на повсеместное упоминание и использование данного определения, только некоторые работы пытаются объяснить, что данное понятие значит и в каком контексте оно употребляется.

Остальные удовлетворяются тем, что используют словосочетание «современный менеджмент» по отношению к любым проявлениям управления в настоящих условиях. Появляется необходимость определить значения концепта «современный менеджмент» в российской действительности и выделить его сущностные характеристики. Нужно определить необходимость использования понятия «современный менеджмент» в российской науке и выделить границы использования понятия «современный менеджмент».

Современное российское экономическое пространство постоянно изменяется. Меняются взгляды на управление, смещаются стратегические планы, трансформируются приоритеты. В Китае принято считать, что жить в «эпоху перемен» – самое тяжелое испытание для любого человека. Одной из главных задач, с которой сталкиваются современные менеджеры, – это попытка не потерять «человеческое» лицо бизнеса. Попробуем определить состояние этики бизнеса в России и основ морального фундамента для российских менеджеров.

Из всех видов инноваций управленческие до нынешнего века меньше всего привлекали внимание учёных.

Деятельность менеджера связана с ежедневным принятием решений. Важно качество принимаемых управленческих решений. Оно непосредственно влияет на эффективность деятельности всей организации. Содержание понятия «качество управленческих решений» дискутируется. Это во многом обусловлено разнообразием трактовок категории «качество». Дж. Харрингтон пишет: «Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества».

Считается правилом хорошего тона упомянуть философов, которые придавали важное значение аспектам исследуемого предмета. К таким исследователям (понятия ценности) в «донаучном» периоде менеджмента следует отнести работы Сократа, который пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо само по себе. По его мнению, благо («агатон») определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью».

Необходимым условием успешного функционирования любой организации на современном этапе развития отечественной экономики является их конкурентоспособность. Связано это прежде всего со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В сложившейся ситуации проблема оценки конкурентоспособности становится приоритетной задачей в управлении организацией. Рассмотрение процедур оценки с позиции теории многокритериальной оптимизации позволяет по-новому взглянуть на вопрос оценки конкурентоспособности организаций.

Развитие социально-экономических систем (СЭС) порождает новые формы извлечения и отражения знаний об эмпирической сущности наблюдаемых явлений. Доминанта этого процесса проявляется в познании социумом самого себя и процессов своей жизнедеятельности, установлении средств самопознания и их реализации. Миссия менеджмента как формы синергии взаимодействия неупорядоченного множества СЭС определена объективными законами их возникновения (организации): развития, информированности – упорядоченности, самосохранения.

Как известно, наличие единоличного исполнительного органа (генерального директора, президента) в силу закона обязательно в российских хозяйственных обществах любых типов (акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью).

«Вы уверены, – спрашивает М.Г. Браун, – что менеджеры и персонал примут оптимальные решения исключительно в интересах компании?! Вы полагаетесь на них также в том, что они сделают всё возможное для их выполнения? Не слишком ли много доверия?» [1].

В результате компаниям зачастую не удается превратить стратегию в действие. Одного  стратегического видения недостаточно, требуется его правильное исполнение.

Разработать стратегию несложно. Трудно её воплотить.

Формирование целостной непротиворечивой, адекватной современным потребностям социально-экономических систем концепции управления человеческими ресурсами (УЧР) артикулирует важнейшую проблему – проблему метода. Развитие методологии УЧР в условиях неоднородности и противоречивости данной предметной области существенным образом будет зависеть от выбранного исследовательского подхода, поскольку именно подход задаёт способ «видения» объекта, следовательно, и направления, по которым пойдут дальнейшие научные, практико-методические и конструктивно-технические исследования, а значит, и знания об УЧР. При этом методология УЧР должна отразить происходящие изменения в объекте, субъекте и методах управления людьми вследствие эволюционного движения от управления персоналом (УП) к УЧР, сохранив преемственность УЧР и УП. В связи с этим представляется закономерным и оправданным осуществить развитие методологии УЧР на основе применения системного подхода и его современных реализаций.

Важным инструментом анализа, планирования, управления и прогнозирования основной производственной деятельности предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, является подход на основе экономико-математического моделирования его производственной функции (ПФ), связывающей результаты этой деятельности с затратами производственных факторов в учитываемых при калькуляции затрат в группах.

Стандарты ISO серии 9000 указывают области, в которых следует проводить измерения и анализ – это удовлетворённость потребителей, соответствие продукции, характеристики и тенденции процессов, поставщики.

Каждое из этих (и других) требований, будучи предметом заботы организации, предусматривает собственный набор показателей, поскольку организация – сложная система, перед ней ставят сложные составные цели или даже разные цели (характеризующие несравнимые аспекты).

Указаны четыре категории показателей. Автор отмечает, что не так важен набор и количество категорий, которые войдут в вашу систему показателей, как сбалансированность этих показателей – соотношение между требованиями заинтересованных сторон, а также возможность определить, насколько вы близки к реализации вашей долгосрочной цели (стратегии).

В чём заключается баланс системы показателей?

У руководителей-практиков накопилось много вопросов к процессу формулирования и внедрения стратегии предприятия. Идёт спор о том, какой из противоположных подходов к стратегическому управлению эффективнее: опытно-интуитивный (школы обучения, культуры, предпринимательства, внешней среды, когнитивная школа) или рационально-логический (школы дизайна, планирования и позиционирования). Вождями сторон являются Игорь Ансофф и Генри Минцберг, хотя сами они в последних работах сходятся на том, что необходимо грамотное совместное применение как рационального, так и интуитивного.

Ускорение научно-технического прогресса повышает неопределённость в экономической системе и затрудняет процесс принятия инвестиционных решений как частными инвесторами, так и государством. Повышение неопределённости приводит к мысли, что развитие становится всё более хаотическим, а прогнозирование оказывается занятием неблагодарным.

Подходы к исследованию организационного развития, применяемые в экономической науке, многочисленны и разнообразны. Учёные ищут новые формы организационных преобразований, ориентированные на создание устойчивых конкурентных преимуществ.

При изучении вопросов устойчивого развития организаций в рамках традиционного стратегического и социально-экономического подходов обычно рассматривался их жизненный цикл как одноразовая или по следовательная эволюция в неизменной экономиче ской, экологической и социокультурной среде. В дальнейшем стали учитываться нарастающие экологические угрозы устойчивому развитию предприятий.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это деятельность, направленная на достижение социального благополучия, охрану окружающей среды, заботу о сотрудниках и других заинтересованных сторонах: потребителях, поставщиках, акционерах, инвесторах, общественных группах, регулирующих органах за пределами правовых и экономических обязательств компании [22]. В рамках КСО можно выделить внутреннюю и внешнюю ответственность.

Системный подход к анализу хозяйственных организаций обогатил современный менеджмент понятием «жизненный цикл организации (ЖЦО) – последовательность предсказуемых изменений состояния организации (стадий, этапов) с течением времени. Каждый этап жизненного цикла – набор разнообразных характеристик деятельности организации.

1 - 20 из 84
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Рейтинг@Mail.ru