Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2006
преподаватель ОГИМ
Советов И.Н.,
канд. экон. наук, доцент ОГАУ
Естественные и гуманитарные науки сближаются. На стыке наук кроются перспективные подходы, которые могут стать новым инструментарием измерения успешности работы предприятия. В 80-х гг. ХХ в. ряд экономистов уделял серьезное внимание физическим моделям. Был опубликован ряд монографий, учебников. Работы в этом направлении продолжаются. Особенно широко применяются законы физики в консалтинге. Это направление получает развитие в менеджменте.
Нами предлагается подход к общей оценке эффективности деятельности предприятия, основанный на синтезе системной теории и термодинамики. Термодинамические законы нельзя применять к организации без предварительной подготовки, именно поэтому в статье рассматриваются некоторые аспекты классификаций систем. Мы предполагаем, что к организации можно применять естественные законы, если предварительно: 1) обосновать положение: организацию можно назвать естественной системой термодинамического характера; 2) при соблюдении условия, что выводы, полученные в результате применения естественных законов, будут правдоподобными и практически проверяемыми. В случае подтверждения выдвинутой гипотезы сложатся предпосылки для дальнейшего развертывания теории и практики применения физических моделей в менеджменте.
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЗАКРЫТАЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Система — это состоящее из двух или более элементов множество, которое удовлетворяет следующим трем условиям.
1. Поведение каждого элемента воздействует на поведение целого.
2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаимозависимы. Данное условие подразумевает, что поведение каждого элемента и его воздействие на целое зависят от того, как ведет себя, по крайней мере, еще один другой элемент. Ни один элемент не имеет самостоятельного воздействия на систему в целом
3. Какие бы подгруппы элементов ни образовались, каждый элемент воздействует на поведение целого, и ни один из них не воздействует на них самостоятельно. Другими словами, элементы системы соединены таким образом, что образование ими независимых подгрупп невозможно. Термодинамической системой называется совокупность физических тел, изолированных от взаимодействия с другими телами [5, с. 94]. Исходя из деления систем на естественные и социальные, организацию прежде всего следует признать неизолированной социальной системой. Вопрос отнесения организации к изолированной естественной системе (каковой является термодинамическая система) представляется очень важным и сложным.
В настоящее время существует множество классификаций систем. Наиболее распространенной является классификация по критерию наличия цели у частей системы и самой системы. Данную классификацию (табл. 1) приводит Рассел Акофф [1, с. 44].
Таблица 1
Типы систем
Системы |
Части |
В целом |
Детерминированная |
Нецеленаправленные |
Нецеленаправленные |
Известный специалист в области системного анализа В.С. Анфилатов предлагает производить деление систем на физические и абстрактные по критерию реальности их существования. Такое деление позволяет различать реальные системы (объекты, явления, процессы) и системы, являющиеся определенными отображениями (моделями) реальных объектов [3, с. 25]. Для реальной системы может быть построено множество систем — моделей, различаемых по цели моделирования, по требуемой степени детализации и по другим признакам. Кроме того, важным является критерий размера и сложности системы. «Деление систем на простые и сложные (большие) подчеркивает, что в системном анализе рассматриваются не любые, а именно сложные системы большого масштаба. При этом выделяют структурную и функциональную (вычислительную) сложность» [3, с. 25]. Общепризнанной границы, разделяющей простые, большие и сложные системы, нет. Однако условно будем считать, что сложные системы характеризуются тремя основными признаками: свойством робастности, наличием неоднородных связей и эмерджентностью. По критерию источника существования сложные системы допустимо делить на искусственные и естественные (природные). Искусственные системы, как правило, отличаются от природных целями функционирования (назначением) и наличием управления.
В.В. Мыльник утверждает, что по критерию зависимости от взаимодействия с окружающей средой системы могут быть закрытыми или открытыми. Закрытая система характеризуется тем, что любой элемент такой системы имеет связи только с элементами этой системы. Она не имеет связей с внешней средой, ее элементы взаимодействуют друг с другом только внутри системы. Закрытые системы представляют собой абстракцию — реально таких систем не существует. Но это понятие является весьма полезным при исследовании поведения систем, у которых произошел обрыв внешних связей. Открытой считается такая система, у которой, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой. Все реальные системы являются открытыми. Даже в абстрактной закрытой системе предполагается наличие внешних связей, которые в определенном случае считаются несущественными. В том случае, если временной разрыв или характеристика внешних связей не вызывает отклонений при функционировании системы выше заранее установленных пределов, тогда система связана с внешней средой слабо. В противном случае она связана с внешней средой сильно. Организации, как системе, может угрожать как абсолютная закрытость, так и абсолютная открытость [12, с.30].
Все вышерассмотренные классификации большей частью касаются лишь искусственных систем. Поэтому проанализируем взгляды различных ученых на возможность проецирования естественных законов на социальные процессы. Такие попытки не раз предпринимались в гуманитарных науках. Самые яркие примеры — механистические интерпретации общества двух выдающихся социальных физиков Гарета и Барцело, а также пример биологического моделирования общественных систем философа-эволюциониста Герберта Спенсера [1, с. 45—46]. Одним из ярких примеров применения физических моделей на практике являются исследования специалиста в области консалтинга В.Н. Крючкова. Применяя междисциплинарный (используются две или более дисциплины и обосновывается объединение понимания дисциплин) и трансдисциплинарный (предполагается лежащее в основе всего единство знания в поиске сверхдисциплины) подходы, он указывает следующее. На исследуемых им предприятиях четко просматривались закономерности осциллятора Ван-дер-Поля [6, с. 57] и уравнения идеального газа Ван-дер-Ваальса [6, с. 61].
Логический ряд, на базе которого мы строим свои рассуждения, выглядит следующим образом. Во-первых, можно (и даже необходимо!) представлять организацию как систему. Во-вторых, такое представление требует применения особых методов, поэтому мы будем опираться на синергетику — междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе [14]. В.В. Юдин, один из ведущих специалистов в области теории синергетики, заметил: «Появление синергетики в современном естествознании инициировано, видимо, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественно-научных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживало такое обстоятельство, как разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе» [13, с. 63]. И, наконец, в-третьих, синергетика вышла из физических дисциплин, в частности из термодинамики. Термодинамика — раздел физики, изучающий законы теплового равновесия и превращения теплоты в другие виды энергии. Поэтому в большей мере мы будем обращаться к этой отрасли физической науки.
Для примера организации, рассматриваемой как изолированная естественная термодинамическая система, был взят Оренбургский государственный институт менеджмента.
1.2. ДЕЙСТВИЕ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Основные законы, действующие в термодинамических системах, — первый и второй начала термодинамики. Термодинамикой установлено, что взаимное превращение тепла и работы неравнозначно. Работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально невозможно. Это означает, что во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность! Знаменитое второе начало термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему». Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики), в принципе, не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме. Но в реальности это никогда не происходит. Однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало термодинамики. Если полагать организацию термодинамической системой, то эти два закона должны действовать, проявляясь в организациях, в частности в Оренбургском государственном институте менеджмента.
В процессе исследования мы обратились к сфере, составляющей смысл существования любого высшего учебного заведения, — образовательной. Именно в этой сфере проявляется большинство явлений, характеризующих жизнедеятельность организации. Нами были проанализированы показатели количества студентов очной формы обучения ОГИМ в 2002—2003 учебном году, дабы выявить основные тенденции и закономерности развития ситуации. Кроме показателей численности студентов использовался показатель времени, для чего весь образовательный процесс был разделен на четыре периода, отличающиеся по протяженности. Удалось выяснить, что учебный процесс ОГИМ протекает по циклу Карно. Цикл Карно — явление, широко известное в термодинамике. Оно проявляется в работе тепловых машин и базируется как на первом, так и на втором законах термодинамики.
Цикл Карно Оренбургского государственного института менеджмента изображен на рис. 1.
Рис. 1.
На линиях 1—2 описывает численность студентов в период с 1 сентября по 1 июня (период от начала года до сессии), линия 2—3 охватывает период с 1 июня по 15 июля (сессионный период), линия 3—4 — период с 15 июля по 11 августа (каникулы) и линия 4—1 — период с 11 августа по 1 сентября (зачисление студентов из числа сдавших экзамены абитуриентов). На основании данных численности студентов были построены гладкие линии трендов (рис. 2), с помощью уравнений которых оказываются возможными последующие расчеты.
Рис. 2.
Важнейший показатель, связанный с циклом Карно и широко применяемый в технике, — коэффициент полезного действия (КПД). В отношении тепловых двигателей это показатель, указывающий, сколько затраченной энергии пошло на полезную работу, а сколько было потеряно. Поскольку образовательный процесс в ОГИМ цикличен, можно рассчитать коэффициент полезного действия для института в целом. Воспользуемся формулами и алгоритмами, применяемыми в термодинамике для расчета КПД. Линия тренда на рис. 2 построена по уравнению 1:
y = –1,3563 ln(x) + 646,21. (1)
Вычисляем площадь фигуры 5—1—2—8 (рис. 1) для ОГИМ:
= - 1,3563 x 273 x ln 273 + 1,3563 x 1 x ln 1 + 1,3563 x 273 - 1,3563 x 1 + 646,21 x 273 - 646,21 x 1 =
= -1,3563 x 273 x 5,61 + 0 + 370,2699 - 1,3563 + 176415,33 - 646,21 = - 2077,2141 + 176138,03 = 174060,82 кв.ед.
Вычисляем площадь фигуры 7—4—3—6 для ОГИМ в целом. Делаем это с помощью длин сторон [7—6] и [7—4] (рис. 1). При этом точки имеют следующие координаты: 7(344;0), 6(318;0), 4(344;598). Длина стороны [7—6] составит при этом 26 единиц, а стороны [7—4] — 598 единиц. Рассчитываем площадь фигуры 7—4—3—6 для ОГИМ (рис. 1):
S 7-4-3-6ОГИМ = 26 x 598 = 15548 кв.ед.
Коэффициент полезного действия Оренбургского государственного института менеджмента принимает следующее значение по формуле вычисления КПД:
ОГИМ = 1 — |
S 7-4-3-6ОГИМ |
= 1 — |
15548 |
1 — 0,0890,91. |
|
S 5-1-2-8ОГИМ |
|
174060,82 |
|
Полученное значение КПД ОГИМ составляет 91%. Мы указывали на критерии правдоподобности и практической проверяемости. Полученные результаты полностью удовлетворяют первому условию — значения коэффициентов полезного действия для института в целом не превышают 100% (в идеале это предельное значение КПД). Также результаты удовлетворяют и второму условию — проверяемости. Во-первых, в расчетах использовались достоверные данные о численности студентов ОГИМ в 2002/2003 учебном году. Во-вторых, конечные значения КПД были получены в результате точных математических расчетов. Вычисленное значение КПД Оренбургского государственного института менеджмента говорит о высокой эффективности образовательного процесса в целом (заметим, что предел, достигнутый на сегодняшний момент конструкторами двигателей — КПД, равный 40%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Акофф Р. Акофф о менеджменте: Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
2. Алексеев Н.С. Теория управления «эпохи без закономерностей» // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №3. — C. 19—28.
3. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
4. Иванов М. Организация как открытая система // Менеджмент сегодня. — 2002. — № 1. — C. 29—43.
5. Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 367 с.
6. Крючков В.Н. Физические модели в управленческом консультировании: междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 3. — C. 54—65.
7. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. — М.: Генезис, 2000. — 288 с.
8. Пудич В. Понятие организации в современной теории менеджмента // Менеджмент сегодня. — 2002. — № 6. — C. 40—56.
9. Пудич В. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня. — 2003. — № 2. — C. 43—55.
10. Системы управления: Учебное пособие. / Под ред. В.В. Мыльника, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. — М.: Экономика и финансы, 2002. — 384 с.
11. Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 6. — C. 34—39.
12. Системы управления: Учебное пособие. / Под ред. В.В. Мыльника, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. — М.: Экономика и финансы, 2002. — 384 с.
13. Тимошин А. Системный подход к управлению компанией // Менеджмент сегодня. — 2002. — № 4. — C. 2—5.
14. Материалы сайта http://galactic.org.ua/SLOVARI/Sinergetika.htm.