Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2009


Головина Т.А.,
к. э. н., доцент Орловского
государственного технического
университета

А.С. Бородкин предложил включить в состав управления в качестве самостоятельных функций учет и экономический анализ, подчеркивая их важность и отмечая более широкий диапазон содержания и функционирования экономического анализа по сравнению с функцией контроля [1]. Информация управленческого учёта способствует оптимальным решениям по управлению предприятием, если она правильно подобрана и проанализирована.

Для реализации концепции управленческого анализа товарных запасов необходимо сформировать учётную стоимость товаров в их достоверной оценке. В этой связи исследование организации синтетического и аналитического учёта поступления товарных запасов позволит оперировать основными показателями бухгалтерской финансовой отчетности для управления товарными запасами (к такому показателю относят покупную стоимость товаров). Формирование учётных показателей и использование их для управления товарными запасами приведены на рис. 1.

При поступлении товаров от поставщиков они принимаются к учёту по покупной стоимости, отражённой в товарной накладной и счёте-фактуре. Если же товары поступают в организацию через подотчётное лицо, то товары принимаются к учёту по стоимости, указанной в товарном и кассовом чеках. Покупная стоимость при управлении товарными запасами используется при проведении АВС- и XYZ-анализа.

Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента является логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификация по структуре потребления (XYZ-анализ). При АВС-анализе оценивается совокупная стоимость приобретения по каждой статье запасов, а также доля каждого товара в общих расходах организации на создание товарных запасов. Посредством XYZ-анализа изучается равномерность потребления товаров. Также покупная стоимость товаров необходима для расчёта величины оптимального размера заказа товаров и момента его размещения.

В этом случае покупная стоимость товаров рассматривается как расходы на создание товарных запасов, которые влияют на величину общих затрат организации [2]. При проведении указанного анализа реализованные аптечным учреждением товары распределяют в порядке уменьшения их стоимости и рассчитывают удельный вес реализации каждой ассортиментной позиции.

Для проведения ABC-анализа товарооборот фармацевтического предприятия разделяют на общее количество ассортиментных позиций реализованного товара, в результате чего получают показатель среднего товарооборота на одну позицию. Параллельно с ABC-анализом необходимо проводить XYZ-анализ, сущность которого заключается в структуризации потребления фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения.

Матричное изображение интегрированного АВС- и XYZ-анализа представлено в табл. 1


Самыми важными для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую (или иную временную) потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено как исключение благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением.

Внедрение интегрированного анализа АВС и XYZ-анализа в практику работы фармацевтических фирм обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь сократит количество утраченных продаж, ускорит оборачиваемость товара, уменьшит излишки товаров, снизит риски их списания и суммарные затраты, связанные с запасами.

Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования состава товарных запасов для торговых предприятий. Последовательность процессов формирования товарного состава представлена на рис. 2.

АВС-анализ может производиться для всех групп товаров, для нескольких подгрупп товаров и для одной группы. Важно рассматривать результаты АВС-анализа как одну из характеристик каждого товара, который участвовал в обороте или находился на складе в анализируемый период времени [2]. Рассмотрение наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как их наличие в собственной ассортиментной матрице и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами. При анализе способов использования товаров рассматривается возможность использования одним товаром ресурсов другого, то есть
рассматривается потенциальная прибыльность альтернативного товара.

Целью интеграции методов АВС и XYZ для оценки товарного ассортимента фармацевтической организации является выделение ключевых, наиболее важных источников доходности аптечной организации и установление на этой основе приоритетов для управления ассортиментом.

В процессе исследования можно создавать различные критерии оценки для классификаций ABC и XYZ. Ориентирование на использование одного из поддерживаемых критериев оценки позволяет задавать процентное соотношение между группами A, B и C (для классификации XYZ – между её группами).

АВС-анализ в рассматриваемой организации целесообразно применять, прежде всего, в материальном обеспечении. В рамках этого анализа в области материального обеспечения рассматриваются количество и стоимость товаров в разрезе поставщиков. Важное значение при закупке имеет точная информация о поставщиках и требуемых товарах. Не все поставщики и товары характеризуются одинаковым влиянием на эффективность. В связи с этим необходимо по возможности объективно определить важность поставщиков и товаров при помощи АВС-анализа, который облегчает их классификацию в соответствии с их значением для предприятия. Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак [3]. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.

Схема проведения АВС-анализа приведена на рис. 3.

Данные по оборотам с отдельными поставщиками для проведения АВС-анализа поставщиков целесообразно взять из оборотно-сальдовой ведомости по счету 60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» за отчётный период.

В табл. 2 представим величины оборотов с поставщиками в убывающей последовательности, произведем расчёт доли оборотов поставщика в процентах от общего оборота и представим аккумулятивные значения оборотов поставщиков в процентах. По данным табл. 2 поставщикам в соответствии с распределением присваиваются классы относительной важности: А, В, С.


Различают три группы поставщиков: А-поставщики – те, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% общей суммы параметров. Такой оборот делают приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%), сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% общей суммы параметров. Для С-поставщиков (75%) сумма долей с накопительным итогом составляет от 80 до 100% общей суммы параметров.

Классификация поставщиков ООО «Лекарь» приведена в табл. 3.

На основании АВС-анализа поставщиков можно сделать вывод о том, с какими поставщиками предприятие должно сотрудничать интенсивнее. Мероприятия в области закупок небольшие, поэтому целесообразно уделять внимание прежде всего А-поставщикам. К группе А в ходе анализа отнесено только одно предприятие – ЗАО «СИА- Черноземье», поэтому необходима более интенсивная работа именно с ним (2,8%), так как это может оказать воздействие на 45,47% оборота со всеми поставщиками. Доля В-поставщиков (2 поставщика) в общем обороте составила 30,08%, а их доля в общем числе 5,6%. Оборот С-поставщиков (91,6%) составил 24,45%. По представленным выше данным можно сделать вывод о том, что у организации существует большое количество поставщиков, поставки которых невелики (24,45%).

Классификация поставщиков может быть проведена и по товарам, которые закупает ООО «Лекарь». АВС-анализ товаров предполагает разделение номенклатуры на группы в соответствии с объёмами покупок по позициям и расположение их в порядке убывания стоимости потребления. При АВС-анализе сопоставляются показатели в натуральном и стоимостном выражении.

В большинстве случаев объёмно-стоимостный анализ показывает, что основной объём реализации (70–80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10–20%). Соответственно издержки управления запасами в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре. Это свойство запасов позволяет применять при управлении ими принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объёмом потребления [13].

Для проведения АВС-анализа данных о закупках по номенклатурным позициям в разрезе бухгалтерского учёта необходимы данные оборотной ведомости по счёту 41.1 «Товары на складах» за I квартал 2008 г., в которой содержится оперативная информация о запасах, отражающая их состояние за анализируемый период.

АВС-классификация номенклатурных позиций ООО «Лекарь» приведена в табл. 4.

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что доля А-товаров в общей номенклатуре товаров составляет всего 11,11%. Предприятие должно уделять им наибольшее внимание – ежедневный контроль наличия товаров в местах хранения. Их складской запас из затратных соображений следует поддерживать на низком уровне – в количестве 1 и 2 единиц.

Товары группы В характеризуются средними ценовыми величинами, и их доля в потреблении составляет 30,24%, однако доля в общей номенклатуре товаров также очень низкая (15,87%). Процент от номенклатуры С-товаров составляет 73,02%, а их уровень в стоимостном выражении составляет 19,27%. Из этого можно сделать вывод, что в общей номенклатуре товаров преобладают товары группы С (малоценные товары).

К задачам управления запасами относятся планирование запасов и принятие решения о заказе товаров. Для обеспечения надёжности бесперебойной хозяйственной деятельности необходимо постоянно осуществлять контроль и корректировки. Рациональное управление товарами должно ориентироваться на экономическую значимость размещаемых товаров. Для определения экономической значимости отдельных товаров необходимо использовать АВС-анализ (табл. 5).

Управление запасами для А-товаров должно осуществляться только по потребности. Для ООО «Лекарь» можно сделать вывод о том, что закупку товаров группы А необходимо осуществлять по мере возникновения необходимости в них и поддерживать их запас на низком уровне, что позволит избежать излишних запасов и снизить расходы на хранение. Для номенклатурных позиций класса А рекомендуется осуществлять стопроцентный контроль отчётности, проведение текущих инвентаризаций, при этом необходимо проводить традиционную полную инвентаризацию раз в год.

Товары среднего ценового сегмента в ООО «Лекарь» (В-группа) в общей номенклатуре потребления занимают небольшую часть – 15,87%. Ими желательно управлять по потребности, однако можно иметь некоторый их запас. Для В-товаров необходимо применять те же меры, что и для А-группы, но реже. С-товары занимают 73,02% общего числа товарных запасов организации, однако их стоимость низка.

Управление запасами для С-товаров необходимо осуществлять по расходованию. Целесообразно создавать запасы группы С-товаров больше, чем нужно, так как крупные партии не повлекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса С, поэтому имеет смысл заказывать их относительно большими партиями.

Ассортимент товаров В-группы следует размещать на стеллажах при их приёмке на «горячих линиях».

Метод АВС имеет существенный недостаток, заключающийся в отсутствии учёта динамики спроса. Оттого вместе с АВС-анализом необходимо провести XYZ-анализ. XYZ-анализ позволяет классифицировать запасы, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговой деятельности ООО «Лекарь». В основе этого метода лежит расчёт коэффициента вариации для каждого товара за определённый период времени. Коэффициент вариации служит основой управления запасами, позволяет определить точку заказа [3].

Схема проведения XYZ-анализа приведена на рис. 4.

К группе X относятся товары, которые характеризуются стабильной величиной потребления, и коэффициент вариации не превышает 1%. К группе Y относятся товары нестабильного потребления (коэффициент вариации 1–2%). Потребность в группе Z является стохастической, и к этой категории относятся объекты, коэффициент вариации по которым превышает 2%.

Коэффициент вариации позволяет сравнить между собой стабильность продаж нескольких товаров, имеющих разный объём продаж.

Расчёт коэффициента вариации производится по формуле [3]:

где xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период;
x – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;
n – число периодов.

Классификация товаров по данным XYZ-анализа приведена в табл. 6.

Применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж.

Результаты АВС- и XYZ-анализа можно скомбинировать. Объединение данных о соотношении количества и стоимости АВС-анализа с данными о соотношении количества и структуры потребления XYZ-анализа даёт ценные инструменты планирования, контроля и управления для обеспечения ресурсами. Комбинация АВС- и XYZ- анализа позволяет получить информацию о товарах, используемых на предприятии.

В табл. 7 представлены результаты совмещения АВС- и XYZ-анализа товарных запасов ООО «Лекарь».

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов ООО «Лекарь». Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания, для них необходимо тщательно планировать потребность, осуществлять контроль. В ООО «Лекарь» доля данных групп незначительна и включает в основном  лекарственные средства, которые имеют высокую стоимость, и на их долю приходится большая часть затрат по хранению, поэтому необходимо поддерживать величину запаса данной группы на минимальном уровне. Товары, которым характерна средняя потребляемость, занимают относительно небольшую долю в общей номенклатуре товаров. Из данных табл. 7 видно, что более половины потребления организации составляют товары с низкой потребительной стоимостью, потребление которых носит непостоянный характер (52,38%).

В результате получено девять категорий товаров, для каждой из которых стало возможным выработать индивидуальную схему управления. Схема управления товарными запасами ООО «Лекарь» представлена в табл. 8.

Таким образом, интеграция методики АВС- и XYZ-анализа товарных запасов дает возможность получения аналитической оперативной информации для целей оптимизации товарных запасов в объёме, достаточном для эффективной реализации, а также предотвращать накопление чрезмерных складских запасов.

Литература
1. Бородкин А.С. Проблемы учёта в управлении научно-техническим прогрессом. – М.: Финансы, 1980. – 160 с.
2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 420 с.
3. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. – 268 с.

27.06.2013

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
Яндекс.Метрика