Российский миф о современном менеджменте



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2011


Тухватулина Л.Р.,
канд. филос. наук,
 доцент кафедры менеджмента
инженерно-экономического факультета
Национально исследовательского
Томского политехнического университета

В настоящий момент практически каждое исследование по менеджменту, проводимое в России, рассматривает, включает или упоминает понятие «современный менеджмент». Однако, несмотря на повсеместное упоминание и использование данного определения, только некоторые работы пытаются объяснить, что данное понятие значит и в каком контексте оно употребляется.

Остальные удовлетворяются тем, что используют словосочетание «современный менеджмент» по отношению к любым проявлениям управления в настоящих условиях. Появляется необходимость определить значения концепта «современный менеджмент» в российской действительности и выделить его сущностные характеристики. Нужно определить необходимость использования понятия «современный менеджмент» в российской науке и выделить границы использования понятия «современный менеджмент».

Анализ основных понятий
Семантика использования понятия «современный менеджмент» в российской научной литературе расплывчата и неопределённа. Наиболее полные российские определения современного менеджмента были взяты из учебных пособий и учебников (так как именно в них  концентрируются и систематизируются выработанные обществом знания), из периодики,  аккумулирующей результаты актуальных исследований, из Интернета, открывающего доступ к новейшим работам.

Понятия современного менеджмента, используемые в российской научной литературе:
1. Современный менеджмент – это понятие менеджмента высокого качества, отвечающего высоким потребительским запросам сферы услуг и товаров, в наше время [1](1).
2. Современный менеджмент – это специфическое средство, специфическая функция,  специфический инструмент для производства организациями результата [2].
3. Современный менеджмент – это управление в условиях рынка [3].
4. Современный взгляд на менеджмент лучше всего выражается следующим образом: менеджмент есть системное управление, это есть управление предприятием как частью целого и, одновременно, управление целым посредством его части [4].
5. Современный менеджмент не может быть представлен в виде чётко сформулированных правил, рецептов деятельности <…> это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рецептов [5].
6. Систему взглядов на управление, сложившуюся к началу XXI в., иногда называют «тихой управленческой революцией». Основные её положения могут применяться без ломки или разрушения сложившихся структур, систем и методов менеджмента, эволюционно дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Это относится, в частности, к предвидению изменений и управлению на основе гибких решений, что позволяет реагировать на превратности будущего развития [6].
7. Менеджмент превратился в эклектичную науку, которая предлагает менеджерам огромное количество «практических» противоречивых приёмов управления.
При этом теория менеджмента никак не обосновывает те или иные методы [7].
8. В XXI в. исследователи находят очень сложным классифицировать менеджмент по функциональным категориям и направлениям, как это было с традиционным менеджментом. Всё больше процессов происходят одновременно, что влечёт необходимость принимать решения в условиях различных процессов и заданий [8].
9. Новая парадигма организации корпоративного управления состоит в том, что любая компания рассматривается как открытая социально-экономическая система, действующая в рамках ситуационного подхода [9, с. 9].
10. Современные подходы к менеджменту характеризуют его, прежде всего, как тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики [10, с. 11].


(1) Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация источника. – Ред.


Расположенные выше высказывания наглядно демонстрируют размытость того, что понимается под современным менеджментом в России. Исследователи в большинстве случаев ограничиваются общими фразами, например «специфическое управление», «отвечающее современным потребностям рынка», «управление современным рынком», не пытаясь объяснить: «Чем же это управление специфическое?» или «Каким конкретно потребностям рынка оно должно отвечать и какие характеристики содержать?» Ценность определений, приведённых выше, состоит в том, что они позволяют очертить круг, в пределах которого лежит понятие современного российского менеджмента. Ведь множество учебников, учебных пособий, статей и других работ используют понятие современного менеджмента без указания того, что под этим понимается. Данная ситуация приводит к тому, что в учебниках под названием «Современный менеджмент» рассматриваются концепции Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля, Э. Мейо и других классиков менеджмента. Отсутствие удовлетворительной трактовки понятия современного менеджмента делает необходимым разбор семантических, контекстных «намёков» на то, что такое современный менеджмент. Проведённый мною анализ таких «намёков» позволил выделить методологические основания определения данного понятия [11, с. 347–349].

Методы определения «границ» современного менеджмента
Для определения методов, которые впоследствии сделают возможным выделение российского смысла рассматриваемого концепта, автор задался вопросом: «Отчего же так сложно определить, что такое современный менеджмент?» По нашему мнению, ситуация объясняется рядом причин.

Во-первых, актуальность умозаключений, сделанных классиками менеджмента. Тщательный анализ исторических основ менеджмента наглядно демонстрирует, что выводы основателей науки управления остаются насущными и применимыми в практике российских предприятий и в настоящее время. Например, концепция научного менеджмента Ф. Тейлора и Г. Форда успешно используется для организации производственного процесса на передовых промышленных предприятиях в сфере машиностроения, производства ликёро-водочной продукции (орловский «Кристалл»).

Жизненность принципов управления Г. Эмерсона в современных условиях не вызывает сомнений и является базой для организации управления персоналом. Функции менеджмента, выделенные А. Файолем, универсальны и составляют основы процесса управления на любом предприятии. Утверждение справедливо практически для всех классических концепций менеджмента.

Во-вторых, приметна тесная взаимосвязь концепций классического, гуманитарного менеджмента и современных теорий науки управления. Менеджмент представляет собой целостную науку, которая характеризуется чёткими, логическими взаимосвязями между концепциями. Многие теории являются продолжениями ранее существовавших, вариантом их совершенствования и развития. Например, содержательные теории мотивации (теория ERG Альдерфера, Мак-Клелланда, Герцберга), которые составляют существенную часть менеджмента, в ближайшем приближении развивают теорию иерархических потребностей А. Маслоу. В результате этого изучение современных концепций неизменно начинается с «основ», с рассмотрения исторических корней менеджмента и нередко приводит к тому, что становится практически невозможным выделение современного менеджмента как самостоятельного объекта изучения.

В-третьих, терминологически сложно определение самого понятия «современный менеджмент». В изучении какого-либо объекта существенную роль играет его определение – выделение из ряда других объектов, формулировка отличительных особенностей и характеристик. Таким образом, чтобы изучать объект, нужно его определить, а чтобы определить, нужно понять, что это. Замкнутый круг такого рода относится и к понятию «современный менеджмент», характеристики и отличительные особенности которого ещё не сформулированы(1).

Обратимся к самим методам.

Хронологический метод. Первым и наиболее логичным методом, на наш взгляд, является выделение современного менеджмента как этапа развития менеджмента, основываясь на хронологии. Традиционно в историческом развитии менеджмента как науки выделяют: классический этап, включающий научный менеджмент (Ф. Тейлор, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Форд), административную концепцию (А. Файоль), бюрократический менеджмент (М. Вебер), социально-психологический менеджмент (М.П. Фоллет, Э. Мейо, А. Маслоу) и современный менеджмент. Следовательно, хронологический метод определяет пределы современного менеджмента с 1950 г. по настоящее время [12]. Акцентирование временнSого аспекта встречается в некоторых определениях современного менеджмента, например, в определениях 1, 6, 8 и 10, представленных выше.

Достоинствами хронологического метода, на наш взгляд, являются: 1) логичность выделения. Само слово «современный» предполагает временнSую характеристику; в силу этого «разграничивание» понятно и логично; 2) тесная взаимосвязь с историческими основаниями менеджмента. Менеджмент представляется цельной наукой, в которой существенным является знание о развитии, взаимовлиянии и трансформации различных концепций менеджмента, например, возникновение социально-психологических концепций менеджмента (М.П. Фоллет, Э. Мейо, Д. Мак-Грегор) стало ответом на концепцию классического менеджмента. Из этого следует третье достоинство данного метода; 3) возможность выделения логических взаимосвязей между различными концепциями менеджмента.


(1) Именно так появился мотив при написании статьи.


Недостатки метода: 1) невозможность учёта уникальных исторических ситуаций, которые формируют новый тип менеджмента. Появление современных тенденций не всегда и не столько связано с временнSой шкалой, сколько с формированием определённого рода ситуаций; 2) сложность в выделении особенностей современного менеджмента – хронологическая характеристика ничего не даёт для понимания сущности менеджмента, а лишь указывает на его временнSые рамки. Таким образом, получается, что современный менеджмент – это менеджмент сегодняшнего дня.

Методологический метод. Определяя пределы современного менеджмента, апеллирует к анализу методов, используемых для изучения проблем менеджмента. Как современные определяются следующие методы менеджмента:
- количественный – метод, имеющий в своей основе применение математических, статистических, инженерных методов, а также методов компьютерного мо делирования;
- системный – метод, рассматривающий организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов;
- процессный – метод, в основе которого лежит концепция, определяющая управление как непрерывную серию взаимосвязанных действий и функций;
- ситуационный – метод, основывающийся на анализе конкретной сложившейся ситуации для нахождения наилучшего решения;
- комплексный – учёт технических, экологических, экономических, психологических и других аспектов менеджмента и взаимосвязи между ними [13].
Выделение методологических особенностей менеджмента можно увидеть в определениях 2, 3, 4, 5, 7, 9.

Полезность применения данного метода определяется следующим: 1) возможность проследить эволюцию методов, применяемых к изучению проблем менеджмента; 2) демонстрируется междисциплинарность менеджмента, так как практически все методы менеджмента, рассматриваемые как современные, возникли в рамках других наук и лишь позднее стали применяться в науке управления. Такими являются количественный метод, который является достоянием математики и информатики, и системный метод, разработанный Л. фон Берталанфи в рамках биологии [14].

Однако при подобном определении существует серьёзная проблема – невозможность целостного выделения этапа, который можно было назвать «современный менеджмент». Рассмотрение современного менеджмента с точки зрения методологического метода позволяет выделить его следующие характеристики: 1) современный менеджмент пропагандирует системный взгляд на процесс управления – элементы управленческой системы рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии; 2) важнейшей характеристикой современного управления является «неопределённость», поэтому возникает необходимость разработки ситуативных, уникальных, неформализованных решений.

Функциональный метод. В основе содержит рассмотрение изменений, происходящих в функциях менеджмента. Исторически сложившимися функциями менеджмента являются планирование, организация, мотивация и контроль (разработанные ещё А. Файолем). В рамках современного менеджмента данные функции остаются базовыми, однако процесс управления включает бSольшее количество функций (предвидение, мониторинг, координирование). Указание на изменения в функциях менеджмента можно найти в определениях 2 и 8.

Несомненным «плюсом» данного метода является то, что дробление функций менеджмента позволяет увидеть усложнение процесса управления в современном менеджменте. Однако при ближайшем рассмотрении «новые» функции менеджмента, на появлении которых так настаивают некоторые исследователи [15], есть не что иное, как давно известные, с новым названием, но с давно устоявшимся значением.

Характеристикой современного менеджмента, которая обусловливается методологическим подходом, является усложнение и расширение функций менеджмента.

Кластерный метод. Кластерный метод определён плюрализмом, многомерностью современного менеджмента. Предполагает «расслоение» менеджмента на отдельные кластеры – инновационный менеджмент, коммуникативный менеджмент, менеджмент персонала, налоговый менеджмент, риск-менеджмент, сравнительный менеджмент, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент. В качестве современного менеджмента определяется совокупность существующих, выделяемых и только формирующихся направлений менеджмента.

Кластерный метод, как уже указывалось выше, демонстрирует «расслоение» менеджмента на различные направления, отрасли знания. Например, коммуникационный менеджмент – «это научное управление потоками информационного взаимодействия людей, их групп <…> с целью решения стратегических и тактических задач…» [16]; риск-менеджмент – управление предпринимательскими рисками, разработка мер по снижению рисков организации [17]; мотивационный менеджмент – управление заинтересованностью персонала в осуществлении трудовой деятельности; сравнительный менеджмент – анализ национальных моделей менеджмента, выявление их сходства и различия [18, с. 20]. Кроме этого, укажем стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, кадровый менеджмент. Сущность кластерного метода состоит в том, что он предполагает объединение большого количества составляющих в одном понятии «современный менеджмент».

Рассмотрение концепта «современный менеджмент» содержит возможность тщательного и разностороннего рассмотрения проблем менеджмента с привлечением знаний, накопленных в других областях (психологии, теории коммуникации). В качестве ещё одного достоинства данного метода можно указать эффективное управление решениями в сфере менеджмента за счёт специализации направлений менеджмента.

К примеру, если проблема лежит в области управления человеческими ресурсами, то решаться она будет методами мотивационного менеджмента, если проблемы в области технического оснащения организации – в рамках производственного менеджмента.

Недостатки кластерного метода: 1) разбросанность, разорванность знаний менеджмента – слишком глубокая специализация приводит к тому, что менеджмент перестает быть цельной наукой, возникает невозможность интеграции знаний одного направления в другое. В результате опыт, накопленный в одной «ветке» менеджмента, не может быть применён в другой; 2) появление так называемых направлений менеджмента, которые сформированы по принципу «любое прилагательное + менеджмент». В настоящее время в России можно встретить салонный менеджмент, спортивно-оздоровительный менеджмент, туристический менеджмент [19], аттрактивный менеджмент [20], автомобильный менеджмент [21]. В результате появления таких «как бы направлений» менеджмента понятие «менеджмент» теряет семантику и становится нарицательным выражением, что совершенно не способствует прояснению концепта «современный менеджмент».

Итак, кластерный метод представляет концепт «современный менеджмент» как совокупность, комплекс различных направлений менеджмента. Кластерный метод позволяет определить некоторые характеристики современного менеджмента, в частности, междисциплинарность, многообразие, комплексность.

Организационный метод. Наиболее перспективным, по нашему мнению, является рассмотрение современного менеджмента с точки зрения организационного подхода. Он предполагает анализ изменений в организации и вне её, которые определяют современный менеджмент. Иными словами, современный менеджмент в рамках данного подхода – это не столько методы и функции, сколько то, что и как применя ется и дейст вует в современной среде. Влияние организационного метода заметно в оп реде лениях 3, 5, 6, 8.

Таким образом, современный менеджмент проявляется в условиях нестабильных, подвижных, рисковых экзогенной и эндогенной сред, которые требуют быстрого принятия управленческих решений на фоне информационного и ресурсного дефицита. Динамичность эндогенной среды обусловливается вторичностью по отношению к экзогенной. Основными характеристиками в современном менеджменте являются:
- изменение организационного строения, а именно появление адаптивных, гибких организационных структур;
- возникновение мобильных рабочих команд, групп;
- появление качественно нового вида децентрализации управления, который создаёт свободу менеджеру-преобразователю [13];
- изменения в стиле руководства, который характеризуется появлением категории лидерства, настройкой коммуникации, этическими основами поведения сотрудников.

Таким образом, с позиций организационного метода современный менеджмент можно определить как менеджмент, функционирующий в определённых экзогенных и эндогенных средах.

Достоинством организационного подхода является то, что: 1) учитываются уникальные изменения, происходящие в экзогенной среде, которые оказывают сильнейшее влияние на формирование современного менеджмента; 2) тщательно рассматриваются факторы, которые непосредственно влияют на организацию.

Недостатками данного подхода являются: 1) установка на то, что тип менеджмента зависит только от изменений, происходящих в экзогенной и эндогенной средах, без учёта методологических и содержательных изменений в управлении; 2) сложность комплексного анализа сред организации.

Однако, несмотря на указанные недостатки организационного подхода, подобное рассмотрение позволяет ответить на наиболее существенные вопросы, имеющие важнейшее значение для теоретического осмысления современных тенденций менеджмента, а также для построения практических конструктов и применения его принципов в реалиях.

Анализ семантики концепта «современный менеджмент» привёл нас к необходимости признания того, что нет сколько-нибудь общего понятия современного менеджмента в России, отсутствуют чёткие временные границы данного понятия, не выявлены его характеристики и особенности. Это приводит к необходимости поставить сразу несколько вопросов. Первый: есть ли вообще современный менеджмент как означаемое или это бестелесный акустический образ? В случае положительного ответа на этот вопрос спросим вновь: какие же тогда фактические изменения произошли в сфере управления и что отличает современный менеджмент от несовременного?

Отдаём себе отчёт, что найти ответы на все поставленные вопросы невозможно в рамках одной статьи. Поэтому спросим: есть ли «современный менеджмент» как явление или нет? В какой плоскости лежит определение данного понятия? Отвечая на первый поставленный вопрос, заметим: сложно и неразумно игнорировать изменения в управлении, которые происходят сегодня. Таким образом, совершенно очевидно, что существует «нечто», что можно определить как «современный менеджмент», но каковы характеристики и сущность данного явления?

Выделенные методы определения границ современного менеджмента позволили сформулировать несколько особенностей современного менеджмента в России.

В общем смысле современный менеджмент можно определить как управление в современный период, которое отличается применением системного, ситуационного и процессного подходов к решению комплексных, междисциплинарных задач в условиях динамичных, подвижных меняющихся эндогенной и экзогенной сред. Данное понятие не претендует на уникальность и научную новизну, но позволяет очертить круг необходимых для исследования вопросов.

Национальные особенности управления
Проводимый анализ направлен на решение задачи, которую можно сформулировать следующим образом: есть ли сегодня объективная необходимость использования понятия «современный менеджмент» в России?

Российский менеджмент имеет ряд особенностей, которые и обусловливают интерес к современным тенденциям менеджмента. Как известно, классический менеджмент как наука зародился в США и затем распространился по Европе. Расцвет управленческих идей застал Россию (в то время РСФСР) за «железным занавесом». Отсутствие рыночной экономики стало залогом развития иного, отличного от классического менеджмента, направления управления. Его основными характеристиками были жёсткая регламентация и формализация управленческих процессов, отсутствие конкурентно ориентированного менеджмента. После распада СССР и появления Российской Федерации зарубежные идеи менеджмента были восприняты российскими управленцами целиком, без осознания важных этапов эволюции управленческих идей (например, появление гуманистического менеджмента как дополнение к механистическим идеям  классического менеджмента). В результате концепции менеджмента для российских  исследователей во многом остались не пSонятыми, не «прочувствованными», не испробованными на практике. Зачастую российский менеджмент представляет собой лишь поверхностное перенимание форм и образов концепций зарубежного менеджмента, без учёта смысла и управленческой философии.

Правомерность применения в российской науке концепта «современный менеджмент» можно подвергнуть сомнению в силу нескольких причин. Первое: Россия не знала эволюции идей менеджмента, поэтому все концепции менеджмента, даже классические, являются для нашей страны новыми и современными. Второе: современный менеджмент способствует развитию системного, процессуального и ситуационного видения системы управления. Основной проблемой российского менеджмента является отсутствие такого видения. Третье: динамичность и подвижность эндогенной и экзогенной сред, которая, по нашему мнению, также является важнейшей характеристикой современного менеджмента, в России принимает вид катастрофических, критических изменений, а не фактора, который стимулирует творческий, развивающий потенциал организации.

Подытожим.

Современный менеджмент – распространённое и часто используемое в российской науке понятие.

Определения данного концепта, существующие на сегодняшний день, разнообразны, разобщённы и размыты. Сколько-нибудь общепринятого и точно сформулированного значения данного концепта в нашей стране нет. Такая ситуация делает необходимым решение нескольких задач.

1. Анализ существующих понятий современного менеджмента в России с целью приведения их к общему знаменателю. Решение поставленной задачи предлагаем осуществить выделением методов определения «границ» применения понятия современного менеджмента. В итоге выделены пять методов – хронологический, методологический, функциональный, кластерный и организационный. Они применены к одному и тому же явлению – современному менеджменту.

2. Установление сущностных характеристик современного менеджмента. Данная задача решается за счёт рассмотрения вклада каждого метода (хронологического, методологического) в рассматриваемый концепт. Результатом стало следующее широкое понятие современного менеджмента: управление в современный период, который отличается применением системного, ситуационного и процессного подходов к решению комплексных, междисциплинарных задач в условиях динамичных, подвижных меняющихся эндогенной и экзогенной сред.

3. Определение целесообразности применения в России понятия современного менеджмента. Разумность и полезность использования данного понятия в нашей стране сомнительны, однако, несмотря на существующие сложности и сомнения вхождения данного концепта в российскую науку, следует признать, что оно распространено и часто употребляемо.

Мы не отрицаем возможность использования концепта «современный менеджмент» в России, но с условиями создания семантического и коннотационного основания рассматриваемого явления и учёта национальных особенностей развития менеджмента.

Литература
1. Современный менеджмент – его развитие и понятие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: go-informator.ru/article/51/.
2. Ямпoльcкaя Д., Зoниc М. Характерные черты современного менеджмента // Библиотека центра креативных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  inventech.ru/lib/management/management-0058/.
3. Михайлова Э.А. Курс лекций по менеджменту. – Рыбинск : Рыбинская государственная авиационная технологическая академия, 2000.
4. Цлаф В.М. Теория и методология менеджмента: заметки о нашем видении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bigc.ru/publications/other/concepts/teor-and-metod-meng.php.
5. Камионский С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bankir.ru.
6.jourclub.ru/7/51 (сайт «Бесплатная библиотека по экономике, менеджменту»).
7. Проблемы теории менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
socioego.ru/prob-teor2.html.
8. Management [Электронный ресурс]. – Режим доступа: en.wikipedia.org/wiki/ Management.
9. Менеджмент: Современный российский менеджмент : учебник / под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Розу. – М. : ФБК-Пресс, 1999.
10. Современный менеджмент: теория и практика / под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб. : Питер, 2004.
11. Тухватулина Л.Р. Определение «границ» применения понятия современный менеджмент // Развитие системы управления персоналом в современных организациях : сб. науч. статей I Международ. науч.-практ. конференции / под науч. ред. Э.Э. Сыманюк, Л.Ю. Шемятихиной ; под общ. ред. Л.Ю. Шемятихиной ; ГОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2009.
12. Мескон М., Альберт, М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 3-е изд. – М. : Вильямс, 2008.
13. Тебекин А.В. Менеджмент организации. – М. : Кнорус, 2006.
14. Bertalanffy L. von. General System Theory – A Critical Review [Электронный ресурс]. – Режим доступа: evolbiol.ru/bertalanfi.htm.
15. Солодкая М.С. Необходимость различения функций и процедур управления // Наука. Философия. Общество : материалы V Российского философского конгресса. – Новосибирск : Параллель, 2009. – Т. 1.
16. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент : учеб.-метод. пособие. – Пенза : Издательство ПГУ, 2003.
17. Балдин К.В., Воробьёв С.Н. Риск-менеджмент. – М. : Гардарики, 2005.
18. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
19. kimesi.ru/about-work.html (официальный сайт Казанского института менеджмента, экономики и систем информатизации).
20. Мелик-Гайказян М.В. Аттрактивный менеджмент: моделирование целей динамики  образовательных систем // Высшее образование в России. – 2008. – № 9.
21. Богаченко П.В., Иванов В.В. Автомобильный менеджмент. – М. : Инфра-М, 2009.

30.03.2017

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста