Управление развитием самообучающихся кластеров на базе гомеостатической методологии



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2011


Боуш Г.Д.,
к. э. н., доцент
Омского государственного университета,


Кластерный подход воспринимается в качестве одного из наиболее продуктивных инструментов обеспечения социально-экономического прогресса. Не является исключением и Россия, о чём свидетельствуют многочисленные кластерные проекты, инициированные российскими регионами. Задача радикального обновления материальной производственной сферы и одновременного динамичного развития сферы услуг предопределяет актуальность создания кластерных структур в промышленности и сервисных отраслях. Однако требуется, очевидно, учитывать и такую реалию современного мирового экономического развития, как формирование самообучающихся регионов и переход к экономике знаний. Очевидно, особую значимость приобретут кластеры, обладающие способностью к постоянному обучению участников, созданию и распространению разнообразных знаний, навыков, опыта. Весьма предусмотрительно было бы создание подобного рода кластеров и в России, так как они способствовали бы радикальной прогрессивной перестройке в экономике и социуме, изменению конкурентной позиции нации в мирохозяйственной системе.


Проблема заключается в том, что пока не сложилось полноценного понимания механизма управления развитием указанных структур, как, впрочем, и других типов кластеров, несмотря на обширную практику реализации кластерных проектов в разных странах.


Продуктивным инструментом при разработке управленческих аспектов кластерной теории является гомеостатика, предполагающая возможность управления функционированием и развитием системных объектов путём воздействия на противоречие между двумя его  структурными частями, находящимися во взаимодействии друг с другом. С учётом сказанного важной научной задачей представляется выявление структурных элементов самообучающихся кластеров и описание противоречий между ними. Её решение позволит в дальнейшем перейти к конфигурированию системы внешнего управления развитием указанных объектов, базирующейся на управлении разворачивающимися в них межкомпонентными противоречиями.


 

(1) Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект 2010–1.2.2–301–015–043).

 

В предлагаемой читателю статье выполнено исследование противоречий, складывающихся между компонентами в самообучающихся кластерах, и описаны направления реализации внешних управленческих воздействий на них для обеспечения устойчивого и динамичного прогресса. Методологическим инструментарием выполненного исследования выступили принципы компенсационного гомеостата.


Самообучающиеся кластеры: компонентный состав и типология
В рамках структурного аспекта системного подхода были выделены следующие компоненты кластеров предприятий: «Производство», «Обеспечение», «Обслуживание», «Потребление», «Исследования», «Экспорт», «Обучение» [1]. Каждый из них представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, реализующих сходные виды деятельности. На базе данного компонентного состава была разработана кластерная типология [2] (рис. 1).



К группе самообучающихся кластеров мы относим все виды, имеющие в составе  кластерообразующего ядра компонент «Обучение»: К870-К876. Под кластерообразующим ядром понимаем пару кластерных компонентов, являющихся наиболее развитыми с точки зрения продуктивности, эффективности и конкурентоспособности и определяющих на текущем этапе развития кластера механизм его функционирования и эволюционный потенциал.


Кластерообразующее ядро мы принимаем двухкомпонентным, так как лишь в компонентных парах могут складываться отношения противоречия, которые и определяют возможные для реализации направления его развития – прогресс, изогресс, регресс – и механизм текущего функционирования [1]. Специализация самообучающихся кластеров может быть различна в зависимости от того, какой компонент выступает другой частью кластерообразующего ядра.


Самообучающийся кластер в категориях развёрнутой модели компенсационного гомеостата
Для осмысления и описания подходов к управлению функционированием и развитием самообучающихся кластеров модель компенсационного гомеостата требует расширения за счёт включения в неё субъектов управления (рис. 2).



В качестве высшего органа управления для самообучающегося кластера и субъекта управления его функционированием и развитием выступают органы законодательной и исполнительной власти федерального либо регионального уровня. Ими задаются параметры внешней и в значительной степени внутренней среды кластеров, а также управленческие возможности субъекта внешнего управления, названного нами «кластерным менеджером».


В роли кластерного менеджера могут выступать представители региональной исполнительной власти, инициативной группы хозяйствующих субъектов либо лицо, уполномоченное на управление развитием самообучающегося кластера. Управляемыми элементами в модели являются компоненты кластерного ядра. Управляемым объектом выступает самообучающийся кластер. Управление его развитием осуществляется путём воздействия на противоречие, разворачивающееся внутри пары его ядрообразующих компонентов. В результате этого качественные характеристики самообучающегося кластера претерпевают изменения, его системная организация усложняется, кластер становится более развитым объектом. Все эти трансформации приводят к совершенствованию продуктов специализации кластера. Кроме перечисленных выше, в схеме присутствует элемент, включающий так называемую  «Дополнительную поддержку развития кластера». В этом качестве могут выступать лица, заинтересованные в успехе управленческих мероприятий либо обладающие знаниями, опытом в данной сфере.


Между всеми элементами схемы наличествуют связи, которые могут быть интерпретированы следующим образом.


Центром гомеостатической модели развёрнутого типа является противоречие внутри пары компонентов самообучающегося кластера. В первую очередь интерес представляет межкомпонентное противоречие внутри кластерообразующего ядра.


Но помимо подобного рода противоречий в самообучающихся кластерах складываются отношения противоречия между компонентами ядра и компонентами его окружения. Данный аспект становится высокоактуальным при усложнении кластерной структуры, когда со временем в ней формируются всё новые и новые компоненты. Кроме того, в целях управления может потребоваться исследование противоречий между компонентами внутри окружения кластерного ядра. Центральное межкомпонентное противоречие является объектом приложения управленческих воздействий со стороны кластерного менеджера. Они осуществляются путём регулирования перетока ресурсов, в результате чего изменяется состояние одного из участников противоречивой пары либо их обоих, что, в свою очередь, приводит к изменению качественных характеристик самообучающегося кластера. Развёрнутая гомеостатическая модель, как видно, имеет вход и выход. На входе стоит управленческая задача, обеспеченная определёнными ресурсами управления (финансовыми, инвестиционными, информационными, человеческими). Для системы управления функционированием и развитием самообучающегося кластера в качестве цели уместно рассматривать его длительный прогресс, что предполагает управляемое изменение его качественных характеристик. На выходе находятся потоки продукции, на создании которой кластер специализируется. Более развитый с точки зрения качественных характеристик кластер продуцирует более конкурентоспособные объекты обмена – товары, услуги, технологии, ноу-хау, знания. Помимо суммарного выхода имеются также локальные, представляющие собой потоки продукции специализации компонентов противоречивой пары.


Органы законодательной и исполнительной власти, а также субъекты блока «Дополнительной поддержки развития кластера» оказывают воздействие на комплекс «Кластерный менеджер – Управляемые кластерные компоненты», но не напрямую, поэтому соответствующие элементы схемы имеют так называемые «висячие связи».


Прямые связи, указанные на схеме сплошными линиями, отражают направление влияния элементов схемы друг на друга. Кластерный менеджер оказывает воздействие на каждый из находящихся в противоречии компонентов, поддерживая или ограничивая их развитие с тем, чтобы противоречие между ними оставалось продуктивным, способствовало бы в целом реализации кластерным ядром прогрессивного направления развития с отдельными стадиями изогресса, необходимыми для накопления потенциала для осуществления последующего прогрессивного перехода. Обратные связи имеют вид прерывистых линий и отражают возвратные потоки информации, позволяющие осуществлять контроль и своевременную корректировку управленческих воздействий, а следовательно, и более адекватные результаты управления в целом.


Итак, как указано выше, развёрнутая модель компенсационного гомеостата позволяет  осуществить качественное исследование трёх важных для самообучающихся кластеров типов противоречий: 1) между компонентами внутри кластерного ядра; 2) между кластерным ядром и его окружением; 3) между компонентами окружения кластерного ядра.


Управление межкомпонентными противоречиями в самообучающихся кластерах
Рассмотрим межкомпонентные противоречия, складывающиеся в ядре самообучающихся кластеров (рис. 3).



А. В области ресурсного обеспечения:
1. Выявление ведущего внутрикластерного ресурса, определяющего возможности каждого из типов кластеров реализовать прогрессивное направление развития и обусловливающего, следовательно, конкуренцию за него между компонентами кластерного ядра («Обучение»/«Производство», «Обучение»/«Обеспечение», «Обучение»/«Обслуживание», «Обучение»/«Потребление», «Обучение»/«Исследования», «Обучение»/«Экспорт»). Таким ресурсом в самообучающихся кластерах являются разнообразные факторы производства – от неспецифических материальных факторов и неквалифицированной рабочей силы в примитивных самообучающихся кластерах до узкоспецифических факторов и высококвалифицированного труда, новаций и научных идей в развитых самообучающихся кластерах.


2. Формирование механизма циклического перераспределения ведущего внутрикластерного ресурса между ядрообразующими компонентами для обеспечения устойчивости кластеров. От того, в адрес какого кластерного компонента будет происходить перераспределение ведущего ресурса в каждом из самообучающихся кластеров, зависит характер протекания противоречия внутри пары компонентов.


Большой объём ресурсов, полученных компонентом «Обучение», обеспечивает его динамичный рост. Сильный компонент «Обучение» способен генерировать развёрнутое предложение образовательных услуг производителям, поставщикам, сервисным компаниям, исследовательским и экспортным организациям, что приводит к росту соответствующего кластерного компонента. Однако для создания адекватного спроса каждому из них потребуется достаточный объём ресурсов, и если ресурсы недоступны или малы, они не смогут выступить в роли сильного партнёра для компонента «Обучение». Аналогично перераспределение ресурсов в адрес любого из компонентов – «Производство», «Обеспечение», «Обслуживание», «Потребление»«Исследования», «Экспорт» – приведёт к их развитию, сильные компании указанных компонентов будут генерировать развитый спрос для образовательных учреждений, что обеспечит рост соответствующего компонента. Однако и здесь для создания адекватного предложения компонентом «Обучение» ему потребуется достаточный для этого объём ресурсов. Способом разрешения межкомпонентного конкурентного конфликта за обладание ведущим ресурсом является механизм циклического его перераспределения поочерёдно в адрес каждого из кластерных компонентов, что может быть реализовано внешним регулирующим воздействием со стороны кластерного менеджера. В данном случае рост и развитие кластерных компонентов будут происходить связанным образом, стимулирующим прогресс друг друга, что можно квалифицировать как продуктивное разворачивание межкомпонентного противоречия. В противном случае перераспределение ресурсов в адрес одного из компонентов будет способствовать его росту, но в короткой временной перспективе, так как для длительного устойчивого прогресса ему требуется эффективное взаимодействие с компонентом-партнёром, сотрудничество по использованию ведущего кластерного ресурса, а не победа в конкурентной борьбе за него. Другими словами, количество ведущего ресурса, поступившего в распоряжение каждого из кластерных компонентов, должно служить целям укрепления имеющихся качественных характеристик каждым из них и всем кластером, накопления потенциала к обретению новых.


При этом кластерному менеджеру требуется обеспечить опережающее развитие отстающего компонента, но избежать существенного снижения динамики развития компонента – лидера пары.


Б. В области реализации системных связей:
3. Обеспечить нормальную работоспособность прямых каналов связей: а) Кластерный менеджер  Компонент кластерного ядра; б) Компонент кластерного ядра  Кластер; в) Компонент «Обучение»  «Компонент 2» кластерного ядра.


Нарушение пропускной способности каналов воздействия или деформации управляющих воздействий в каналах прямых связей снижает эффективность системы управления кластерным развитием. Высокая работоспособность прямых каналов связей обеспечивается разнообразными формами взаимодействий между указанными элементами. Для улучшения ресурсного и информационного обмена кластерным менеджером могут быть предприняты усилия по развитию институтов сотрудничества, которые будут способствовать повышению доверия между участниками кластерной структуры, возникновению новых идей и проектов по совместному использованию кластерных ресурсов, решению общих проблем, формированию необходимых способов координации совместных усилий.

4. Обеспечить нормальную работоспособность обратных каналов связей:
а) Суммарный выход продуктов специализации кластера  Кластерный менеджер;
б) Кластер  Компонент кластерного ядра; в) «Компонент 2» кластерного ядра  Компонент «Обучение»; г) Компонент «Обучение» «Компонент 2» кластерного ядра.


Для устойчивого развития ядра каждого из самообучающихся кластеров требуется поступление информации о результатах прямого воздействия на предшествующие этапы, с тем чтобы осуществлять своевременную корректировку управленческих воздействий, распространяющихся по прямым каналам связей. В данном случае требуется активизировать развёрнутый информационный обмен между всеми участниками кластера.


В. В области дополнительной поддержки:
5. Инициирование кластерным менеджером поддержки со стороны органов законодательной власти для прогрессивного развития экономической среды, способствующей активному протеканию процессов кластеризации в региональных экономиках и на межрегиональном пространстве. Для самообучающихся кластеров актуальными направлениями такой поддержки выступают следующие: развитие конкурентной среды; стимулирование возникновения нового бизнеса; поддержка малых и средних бизнесформ; развитие региональной инфраструктуры; создание институциональных форм, способствующих сотрудничеству хозяйствующих субъектов.


6. Инициирование поддержки со стороны органов исполнительной власти для содействия сохранению динамичного прогрессивного развития кластера или семейства кластеров, базирующихся в регионе. Формы подобной поддержки могут быть различны на разных этапах жизненного цикла каждого из самообучающихся кластеров и в разных режимах протекания межкомпонентных противоречий внутри их ядер. При оказании поддержки их прогрессивного развития со стороны органов исполнительной власти должен приниматься в расчёт тот факт, что рост их продуктивности, эффективности и конкурентоспособности опирается на развёрнутую инновационную и образовательную сферы. Таким образом, требуется их развитие, включая инфраструктурный компонент.


7. Инициирование поддержки со стороны субъектов, способных предоставить какие-либо дополнительные ресурсы поддержки. Формы такой поддержки имеют общий характер и могут быть представлены консультациями, помощью в организации взаимодействия участников кластера, содействием осмыслению участниками какого-либо кластера общих проблем, поиску путей их преодоления.


Г. В области системного усложнения:
8. Содействие формированию очередного кластерного компонента, поддерживающего изогрессивно-прогрессивное направление развития кластера. Пока неясно, какой компонент будет способствовать прогрессивному развитию самообучающихся кластеров; в разработанной кластерной типологии они являются самыми развитыми кластерными структурами.


В итоге реализация управленческих воздействий на функционирование и развитие  самообучающихся кластеров типов К871-К876 должны приводить к изменениям внутри их ядер и всей кластерной структуры, движению по ветви прогресса с необходимыми этапами изогресса.


Многокомпонентная структура самообучающихся кластеров обусловливает помимо  межкомпонентных противоречий внутри ядра каждого из них также наличие противоречий между кластерными ядрами и их окружением, которые имеют сложную конфигурацию, так как число компонентов окружения кластерного ядра значительно (рис. 4).



Наличие большого числа кластерных компонентов, не входящих в ядрообразующую пару, инициирует необходимость усилий и по управлению противоречием между кластерным ядром и его окружением. Как и в случае межкомпонентных взаимодействий внутри кластерного ядра, противоречие между ядром и его окружением может носить продуктивный характер, когда соперничество за ресурсы между ними приводит к такому их циклическому перераспределению, что перманентно стимулирует обе составные части кластерной системы – ядро и окружение.


Кластерному менеджеру следует учитывать тот факт, что сильный представитель окружения ядра может захватывать и удерживать внутрикластерные ресурсы в ущерб компонентам ядра. Это может привести, в частности, к тому, что компонент окружения ядра может заместить один из компонентов ядра, вытеснив его в окружение.

Если это произойдёт, кластер окажется в другом типологическом статусе: более высоком (прогресс), более низком (регресс) либо статусе того же уровня (изогресс). Если события угрожают переходом к регрессу, кластерному менеджеру следует, очевидно, этому воспрепятствовать, регулируя перетоки ресурсов между ядром кластера и его окружением таким образом, чтобы ядро кластера не угнеталось своим окружением.


Тем не менее следует понимать, что развитые компоненты окружения способствуют динамичному прогрессивному развитию самообучающегося кластера. То есть поддержание баланса между соперничеством за ресурсы и сотрудничеством по их использованию будет способствовать устойчивому развитию самообучающихся кластеров всех рассматриваемых типов.


В самом общем виде усилия кластерного менеджера при управлении самообучающимися кластерами целесообразно сосредоточить по следующим направлениям:
а) способствовать сбалансированному развитию кластерного ядра и его окружения, препятствуя избыточному перераспределению ресурсов в пользу компонентов окружения ядра и соответственно угнетающему воздействию компонентов окружения ядра на компоненты самого ядра. На данном этапе развития самообучающегося кластера необходимо дать возможность компонентам ядра реализовать накопленные ими качественные характеристики, потенциал к осуществлению прогрессивного развития. Слишком ранняя замена одного из компонентов кластерного ядра одним из компонентов окружения может привести к снижению темпов прогрессивного развития управляемого самообучающегося кластера, а при неблагоприятном течении – к его регрессу и декомпозиции;
б) осуществлять мониторинг разворачивания межкомпонентных противоречий в окружении кластерного ядра. Здесь также требуется соблюдение баланса при перераспределении ресурсов между компонентами. Продуктивное течение и разрешение противоречий в парах компонентов окружения кластерного ядра должны способствовать поддержанию продуктивного режима протекания противоречия между ядром кластера и его окружением. Управление разворачиванием межкомпонентных противоречий, складывающихся внутри окружения кластерного ядра, может осуществляться на описанных выше принципах;
в) впособствовать оформлению следующего кластерного компонента из разрозненных  организаций и фирм, функционирующих в самообучающемся кластере в качестве элементов инфраструктуры. По мере его формирования кластер обретает потенциал перехода к более высокому типологическому статусу, в более развитую форму системной организации.


Эффективность управления развитием самообучающегося кластера через управление  разворачиванием и разрешением противоречий между его компонентами зависит от соблюдения баланса конкуренции (за ресурсы) и кооперации (по совместному использованию ресурсов) между ядрообразующими компонентами, кластерным ядром и его окружением, а также внутри окружения кластерного ядра, хотя и в меньшей степени. Усиление одной из сторон противоречия может приводить к снижению темпов развития кластерной структуры, а при неблагоприятном течении к переходу кластера на регрессивную ветвь развития и его дальнейшую декомпозицию. В целом управление разворачиванием и разрешением межкомпонентных противоречий внутри кластерного ядра, внутри окружения кластерного ядра и между ядром и его окружением способно обеспечить динамичную эволюцию самообучающихся кластеров в пределах изогрессивной ветви развития и последующий прогрессивный переход к качественно новому типу.


Выводы. Итак, управление функционированием и развитием самообучающихся кластеров может осуществляться на принципах гомеостатики через воздействие на противоречие, складывающееся и разворачивающееся между кластерными компонентами.


При этом целесообразно учитывать, что в каждом из самообучающихся кластеров складывается целый комплекс гомеостатических противоречий: внутри кластерного ядра, между ядром и его окружением, внутри окружения кластерного ядра. Все они требуют адекватного управления. При надлежащем менеджменте самообучающиеся кластеры способны демонстрировать длительное устойчивое прогрессивное развитие с необходимыми стадиями изогресса, обеспечивающими накопление потенциала для последующего прогрессивного перехода. Более того, в рамках внешнего управления становится возможным формирование в самообучающихся кластерах необходимых с точки зрения целей регионального и отраслевого развития качеств более полной реализации присущих кластерным структурам позитивных экстерналий, что, в свою очередь, будет способствовать динамичному развитию региона базирования или соответствующей отрасли.


Литература
1. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры : категориально-системное представление.– Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 246 с.
2. Боуш Г.Д. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий : новый методологической подход // Вопросы экономики. – 2010.– № 3.– С. 121–131.
3. Горский Ю.М. Основы гомеостатики : курс лекций. – Иркутск : Изд-во Ирк. экон. акад., 1995.– 125 с.

16.01.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста