Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2013
Кузнецова Н. В.,
д. э. н., профессор кафедры мировой экономики
Школы экономики и менеджмента
Дальневосточного федерального университета
Стратегические альянсы являются сравнительно новым явлением как в международных, так и в национальных отношениях между компаниями. Цели, которые преследуют компании, вступающие в стратегические альянсы, заключаются в стремлении выжить в сложных условиях и достижении конкурентного преимущества.
Сотрудничество в рамках стратегических альянсов основано на взаимной выгоде, получаемой компаниями в результате совместной работы: Это возможность снижать издержки на нововведения, сокращать время на создание или совершенствование высокотехнологичных продуктов, разделять технологические и финансовые риски, создавать устойчивые каналы передачи знаний и технологий. Одним из основных мотивов при формировании стратегических альянсов являются научные исследования и разработка новых, высокотехнологичных продуктов, создание новых, конкурентоспособных технологий. Примерно 50% компаний объединяют финансовые и интеллектуальные ресурсы партнёров и используют данное партнёрство для научно-исследовательских проектов [1]. В таких случаях основным мотивом участия в альянсе являются рост стоимости исследований в высокотехнологичных отраслях, повышение уровня риска внедрения новых технологий, интенсификация технологических процессов, возможность оперативно использовать научно-технические достижения партнёров с меньшими затратами.
В отечественной литературе отраслевые особенности стратегических альянсов практически не выделяются.
Однако при исследовании этого вопроса очевидно, что наметилась тенденция образования отраслевых стратегических альянсов.
Одними из первых авторов, выделивших наиболее популярные отрасли для стратегических альянсов, являются Б. Гаррет и П. Дюссож. Основываясь на европейских исследованиях, они распределили альянсы по промышленным отраслям. По данным этих авторов, в 2002 г. отраслевая структура стратегических альянсов была следующей: в автомобилестроении – 24%; в аэрокосмической промышленности – 19%; в телекоммуникации – 17%; в информационных и компьютерных технологиях – 14%; в электронном и электрическом оборудовании – 13%;
в других отраслях – 13% [2, c. 251–252].
Таким образом, до 2002 г. более привлекательными для стратегических альянсов отраслями являлись автомобилестроение (24%), аэрокосмическая промышленность (19%) и телекоммуникации (17%). Это определялось следующими причинами.
Во-первых, зрелый характер отрасли и возможность спрогнозировать спрос на рынке предопределили повышение эффективности производства именно в автомобилестроении. Во-вторых, развитие стратегических альянсов в сфере транспортных услуг, а именно в авиаперевозках и авиастроении, прежде всего обусловлено глобализационными процессами в экономике в то время, которое создало предпосылки возникновения международных транспортных аэрокосмических компаний.
Более того, существенными факторами также можно считать жёсткую конкуренцию, высокие отраслевые стандарты, а также высокие барьеры входа в отрасль. Таким образом, участие компаний в стратегических альянсах, занятых в аэрокосмической промышленности и авиаперевозках, позволяет им диверсифицировать свои операции и приобретать новых клиентов. В-третьих, большее распространение стратегических альянсов в сфере телекоммуникаций и информационных технологий было предопределено изменением форм деловой активности в мировой экономике: расширением границ электронной коммерции, формированием основы интеграции науки и производства, преодолением коммуникационных барьеров. Таким образом, сотрудничество компаний в данной сфере способствовало инновационным прорывам и выработке новых международных стандартов. Сотрудничество начало опираться на национальные конкурентные преимущества компаний-партнёров: американских – в новых технологиях, азиатских – в эффективной организации производства, европейских – в формировании и удержании клиентской базы с высоким покупательским потенциалом.
Рассмотрим примеры стратегических альянсов между компаниями – представителями автомобилестроения, свидетельствующие, что данные альянсы преследовали цели обмена технологиями и проведение совместных НИОКР (табл. 1).
Очевидно, что лидирующими странами по созданию стратегических альянсов в автомобильной отрасли являются США и Япония, а также некоторые страны Европы (Германия, Франция, Италия). В данном случае для европейских и американских компаний более всего ценны опыт и научно-технические разработки японских автомобильных компаний.
Новое распределение стратегических альянсов было предложено в 2008 г. в исследовании международной консалтинговой компании AT Kearnеy. Данная компания изучила около 200 стратегических альянсов, объявивших о своем существовании до первого квартала 2007 г. [3]. На основании отчёта AT Kearney я сформировала табл. 2, в которую включены наиболее привлекательные отрасли для создания стратегических альянсов.
Источник: [3].
Очевидно, что стратегические альянсы в основном образуются в быстроразвивающихся или зрелых, науко- и капиталоёмких отраслях. Быстро развивающимся отраслям требуются постоянный поиск новых инвестиций, а также научно-технические разработки, тогда как зрелым отраслям необходим поиск новых ресурсов, доступ на новые рынки. Таким образом, наибольшую популярность приобретает образование стратегических альянсов в таких отраслях, как фармацевтика, автомобилестроение, транспортные перевозки, сфера высоких технологий (High Tech), а также финансовая (банковская) и энергетическая отрасли.
Мы видим, что причины, согласно которым образуются стратегические альянсы, с разной силой проявляются в рассмотренных отраслях. Так, фармацевтические компании вступают в стратегические альянсы для научных исследований и разработки новых продуктов. Автомобильные и энергетические компании в первую очередь нацелены на совместное производство продукции в рамках стратегических альянсов. Компании, занятые в банковской сфере или сфере транспортных перевозок, фокусируются на продаже и коммерческом развитии своих услуг, а компании в сфере высоких технологий ориентированы на совместную разработку продуктов.
Очевидно, что в условиях «экономики знаний» информационные и компьютерные технологии занимают особое место в экономике. Ниже представлены примеры стратегических альянсов в данной сфере за последние годы (табл. 3).
Данные анализа показали, что большинство партнёрств, образованных в высокотехнологичных отраслях, отличается б.ольшим участием в них японских и американских компаний, немного в меньшей мере в данных альянсах участвуют европейские компании.
Основной целью такого сотрудничества, по моим наблюдениям, является совместная разработка тех или иных информационных или компьютерных технологий, которые вскоре будут широко использоваться или уже используются потребителями по всему миру.
По данным Harvard Business Review, с 1996 по 2002 г. на долю научно-технических альянсов высокотехнологичных отраслей приходилось 80% всех создаваемых научно-технических альянсов и 20% – на среднетехнологичные отрасли (производство инструментов и медицинского оборудования, бытовой электроники, автомобилестроение, химическая промышленность) [4, с. 125]. Причины такой активности в сфере инноваций и научно-технических разработок:
- стратегические партнёрства формируют устойчивые каналы передачи знаний;
- новые технологические открытия часто происходят на стыке отраслей, что побуждает компании вступать в стратегические альянсы с компаниями из других отраслей;
- совместное сотрудничество в рамках инновационных проектов позволяет значительно снижать риски и издержки;
- стратегические альянсы дают возможность получить доступ к знаниям и ресурсам намного быстрее и эффективнее.
В качестве примера можно привести стратегические альянсы в фармацевтической и биотехнологической отраслях. Особенности, науко-, капиталоёмкость, а также выросшая конкурентная борьба толкнули фармацевтические компании к активному созданию стратегических альянсов. На основании данных, представленных компанией Ernst & Young в обзоре биотехнологической и фармацевтической отраслей Beyond Borders в 2011 г., составлена табл. 4, включающая информацию о стратегических альянсах в биотехнологической и фармацевтической отраслях [5].
Из данной таблицы мы видим, что по состоянию на 2010 г. большинство стратегических альянсов в сфере биотехнологий и фармацевтической промышленности образовано между компаниями–представителями США и Европы (Германия, Великобритания), а также японскими компаниями.
Таким образом, наиболее высокая концентрация стратегических альянсов сложилась в отраслях, связанных с производством компьютеров и их комплектующих, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности, то есть в высокотехнологичных, науко- и капиталоёмких отраслях. Более того, наблюдалась тенденция образования стратегических альянсов между американскими и японскими компаниями, а также между европейскими компаниями. Европейские страны формировали альянсы в большей степени в фармацевтике и автомобилестроении, а американские и японские – в автомобилестроении и отраслях, связанных с производством компьютеров.
Подводя итоги проведённому анализу, я сформировала табл. 5, которая содержит примеры и цели создания альянсов в различных отраслях.
Исходя из проведённого анализа особенностей стратегических альянсов по отраслевой структуре, сформулирую основные тенденции:
- наибольшее число альянсов образуется в науко- и капиталоёмких отраслях, таких как фармацевтика, автомобилестроение, транспортные перевозки, сфера высоких технологий (High Tech), финансы и энергетика;
- самые популярные для образования стратегических альянсов отрасли фокусируют внимание главным образом на совместных научных исследованиях и разработке новых продуктов, а также на совместном продвижении продуктов и услуг;
- доминирующее число стратегических альянсов создаются компаниями –выходцами из США, стран Западной Европы и Японии;
- тенденция роста стратегических альянсов продолжается и сегодня, однако причины образования меняются. Более того, всё больше развивающихся стран стремится вступать в стратегические альянсы с компаниями из развитых стран.
Отмечу особенности стратегических альянсов с участием российских компаний.
История формирования стратегических альянсов в России характеризуется неустойчивостью и неразвитостью по сравнению с зарубежным опытом. Вот причины такой неустойчивости:
- особенности экономического развития России в 1990-х годах, создание альянсов в условиях переходной структуры экономики;
- разрозненность форм стратегических альянсов и неравноправное партнёрство на начальном этапе развития данной формы кооперации;
- неблагоприятное для иностранных компаний таможенное и налоговое законодательство РФ;
- низкое доверие зарубежных партнёров к российским компаниям;
- несговорчивость российских компаний и неготовность выполнять обязательства по контракту;
- несоответствие между уровнями научно-технического развития стран-партнёров;
- разные представления о ведении бизнеса.
Изначально российские компании предпочитали жёсткое партнёрство, так как оно позволяло объединиться с технологически близкими субъектами, создать единую управляющую компанию, которая владела контрольным пакетом акций всех предприятий, входящих в партнёрство. В результате такого взаимодействия образовывались холдинги, крупнейшими среди которых были «Газпром», «ЮКОС», «ЛУКойл», РАО «ЕЭС России» [6, c. 7]. Однако данная форма взаимодействия компаний не обеспечивала самостоятельность и независимость партнёров. Зарубежные авторы отмечают, что российские компании попросту неспособны выстраивать сложные партнёрские доверительные отношения. Более того, некоторые отечественные компании характеризуются высоким уровнем несговорчивости и неготовностью выполнять обязательства по контракту.
Наиболее привлекательными партнёрами для российских компаний сегодня являются иностранные компании. Причиной этому являются достаточно богатый опыт зарубежных компаний в образовании стратегических альянсов, а также возможность российских компаний выйти на международный рынок, сокращая издержки и риски. Я сгруппировала общую информацию об опыте деятельности этих альянсов в табл. 6.
Особенности развития стратегических альянсов в России как формы международного сотрудничества следующие:
- стратегические альянсы являются относительно новой для российских компаний формой межфирменного сотрудничества, и отечественные компании обладают сравнительно небольшим опытом в данной области;
- стратегические альянсы, как правило, образуются между российскими и иностранными компаниями; они основывают сотрудничество на обмене технологий и инвестиций, на возможности освоения российского рынка;
- число стратегических альянсов неизменно продолжает увеличиваться, несмотря на прошлый неудачный опыт;
- альянсы между иностранными и отечественными компаниями образовываются, как правило, в тех отраслях, где Россия обладает конкурентными преимуществами и занимает прочные позиции: в топливной и металлургической.
Литература
1. Карасюк Е. Бархатная конкуренция: [Электронный ресурс]. – Секрет фирмы. 2004. № 4 (43). URL: kommersant.ru/doc/859460 (дата обращения: 18.10.2012).
2. Гаррет Б. Стратегические альянсы: пер. с англ. / Б. Гаррет, П. Дюссож. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 331 с.
3. The Art of the Alliance. AT Kearny//AT Kearny management consultants. 2008. [Электронный ресурс] URL: atkearney.com/index.php/Publications/the-artofthe-alliance.html (дата обращения: 13.11.2012).
4. Harvard Business Review on Strategic Alliances.//Boston: Harvard Business School Press. 2002. 224 p.
5. Ernst & Young, Beyond Borders. The Global Biotechnology Report 2011//EYGM Limited. 2011. [Электронный ресурс] URL: ey.com/Publication/vwLUAssets/Beyond-borders- global- biotechnology- report- 2011/$FILE/Beyond- borders- global- biotechnology- report- 2011.pdf (дата обращения: 21.01.2013).
6. Королева Е. В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5. – С. 3–13.