Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2017
Стрижакова Е.Н.,
кандидат экономических наук, доцент Брянского
государственного технического университета
В статье рассматриваются понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональный капитал», показана эволюция основных подходов к исследованию данных понятий. Автор ставит вопрос о необходимости стоимостной оценки эмоционального капитала. Рассмотрен состав эмоционального интеллекта, показана возможность повышения величины каждого из входящих в его состав элементов. Представлены методики оценки эмоционального интеллекта человека, подробно проанализированы основные из них. Приведены существующие группы методик оценки интеллектуального капитала, показана возможность их использования при определении величины эмоционального капитала в компаниях.
Эмоциональный интеллект: исторический экскурс
Мы наблюдаем, как возрастает роль ресурсов и факторов производства, дающих максимальный прирост добавленной стоимости, и как одновременно происходит деидустриализация первого типа: растёт доля услуг в экономике, шире внедряются технологии, использующие безотходность и исключающие участие человека. Экономисты обращают пристальное внимание на те факторы производства, использование которых позволяет интенсифицировать деятельность. Одним из этих факторов является человеческий капитал, в составе которого, на мой взгляд, необходимо выделять эмоциональный капитал (далее также – ЭК). Для понимания фактора «эмоциональный капитал» рассмотрим исходное понятие «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект (далее также – ЭИ) – это способность понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими.
Общеизвестны 5 основных этапов изучения эмоционального интеллекта.
Этап I. Конец XIX – начало ХХ в. Эмоции и интеллект исследуются отдельно друг от друга. В книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Ч. Дарвин анализирует роль эмоций для выживания и адаптации к внешней среде. В 1920 г. Э.Л. Торндай формулирует понятие «социальный интеллект», в которое он включает
Этап II. 1970–1989 гг. Поиск точек пересечения процессов познания и эмоций.
В 1985 г. Р. Бар-Он вводит аббревиатуру для обозначения эмоционального интеллекта (EQ), аналогичную обозначению коэффициента интеллекта (IQ). Немного раньше Х. Гарднер утверждает, что интеллект не должен характеризоваться только способностью к логическим размышлениям, таким образом, существуют различные варианты интеллекта (1983). Вертикальное исследование Мишеля Уолтера, продолжавшееся более 15 лет, позволило оценить роль управления эмоциями в достижении жизненного успеха.
Анализировалось поведение детей 5–6 лет, через 12–14 лет рассматривались достижения этих же детей. На первом этапе исследования детям предлагался зефир. Ребёнок мог съесть 1 штуку сразу или подождать 10 минут в комнате наедине с лакомством и съесть 2 штуки. Одни дети съедали зефир сразу, другие предпочитали подождать и получить вознаграждение за терпение.
На втором этапе анализировались успехи повзрослевших детей. «Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами... Треть детей, в четыре года схвативших зефирину самым нетерпеливым образом, имели среднюю оценку за речевой тест 524 балла и количественную (или «математическую») оценку 528 баллов; та треть, которая выжидала дольше всех, имела средние оценки 610 и 652 балла соответственно с разницей в 210 баллов в общем счёте» [1].
Этап III. 1990. П. Саловэй и Дж. Майер вводят понятие «эмоциональный интеллект». Феномен начинают изучать психологи.
Этап IV. 1995 г. Выход в свет книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект».
Этап V. 1998–2010 гг.: многочисленные исследования эмоционального интеллекта.
Примерно с 2010 г. разрабатываются новые теории лидерства, учитывающие эмоциональный интеллект управленцев и дающие возможность превратить его в доход компании. Таким образом, происходит осмысление эмоционального интеллекта как базы эмоционального капитала. На этом пути исследования сталкиваются с понятными трудностями.
1. Нет теоретической и практической базы для расчётов, поскольку нет методик для определения того, какую именно долю в величине интеллектуального капитала составляет эмоциональный капитал.
2. Не все исследователи верно понимают феномен ЭИ, подменяя его умением общаться с людьми и стрессоустойчивостью.
Тем не менее оценка величины ЭК входит в практику подбора сотрудников. Выгода от приёма на работу людей с высоким ЭК ясна, например, из работы Д. Гоулмана [1]. Им изучена эффективность работы менеджеров и руководителей 180 предприятий. Гоулмен установил, что эффективность работы менеджеров на 90% зависит от ЭИ, а значимость ЭИ в 2 раза выше суммы коэффициента интеллекта и технических умений [см.: 5].
Существуют три основные модели ЭИ: модель способностей, предложенная Майером, Саловэем и Карузо; модель социального и эмоционального интеллекта, предложенная Бар-Оном; смешанная модель, разработанная Гоулманом. Первая модель в основном используется психологами, вторая – как психологами, так и экономистами. На мой взгляд, наилучшим образом описывает состав эмоционального интеллекта вторая модель, согласно которой эмоциональный интеллект состоит из 5 основных частей: внутриличностные навыки, навыки взаимодействия с окружающими, способности человека адекватно, вовремя, гибко и эффективно реагировать на изменения; способности людей противостоять стрессу и позитивное отношение к жизни (рис. 1).
В состав первой группы внутриличностных навыков входят пять подразделов: самооценка, предполагающая умение адекватно оценить себя и при этом оставаться в согласии с собой; эмоциональный самоанализ, характеризующий способность понимать как положительные, так и отрицательные собственные чувства, а также видеть их влияние на окружающих людей; независимость, отражающая способность человека быть свободным от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него; чуткость или способность человека принимать решения и выражать эмоции, оставаясь при этом уважительным к другим людям, их эмоциям и чувствам; самоактуализация, характеризующая стремление человека к максимально возможному развитию собственных способностей.
Межличностные навыки включают способность понимать чувства других людей и желания, при необходимости оказать им поддержку (эмпатия); способность эффективно существовать в социальном взаимодействии (социальная ответственность); способность устанавливать и поддерживать взаимосвязи между людьми на позитивных началах (межличностные отношения). Данная группа факторов зависит от свойств личности человека, но её можно развить, используя специальные психологические приёмы.
Адаптивность предполагает способность человека адекватно, вовремя, гибко и эффективно реагировать на изменения. Фактор включает адекватную оценку своего положения и текущей ситуации, способность адаптироваться к изменениям и верное решение проблем.
Способность противостоять стрессу основана на принятии стрессовых ситуаций без физического и психологического напряжения, а также на управлении импульсивными реакциями. На стрессоустойчивость влияет ряд факторов, главным из которых считают темперамент. По традиции, восходящей к Кречмеру и через него – к античным авторам, выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Разделение темпераментов происходит по двум шкалам – эмоциональная стабильность и экстраверсия. Эмоционально нестабильными считаются холерики и меланхолики, стабильными – флегматики и сангвиники; экстравентированными – холерики и сангвиники, а интровертированными – флегматики и меланхолики. Сильнее подвержены стрессу люди с эмоционально нестабильной нервной системой – холерики и меланхолики. Однако холерики быстро выходят из состояния стресса, в то время как меланхолики надолго остаются под его воздействием. Флегматики и сангвиники оказываются более стрессоустоойчивыми, а поскольку сангвиники являются людьми с меньшей силой эмоций, то и противостоят стрессу они успешнее. Человек может уменьшать воздействие внешних стрессогенных факторов, поскольку они базируются на условиях жизни, правильном питании, соблюдении режима сна и отдыха.
В пятую группу входит отношение человека к жизни, включающее собственно удовлетворённость или неудовлетворённость жизнью и оптимизм. Формирование отношения к жизни изучают психологи. На итоговый показатель влияют возраст, социальное положение, уровень дохода, наличие семьи и детей, здоровье, физическая привлекательность, интеллект. Особый интерес представляет эффект проекции, когда внутреннее недовольство человека самим собой неосознанно выражается в неудовлетворении окружающей средой и жизнью. Таким образом, формирование последней составляющей эмоционального интеллекта во многом зависит от того, насколько индивид понимает сам себя, свои чувства и желания, и, следовательно, человек может при желании повышать эту часть ЭИ, прилагая интеллектуальные усилия.
Проблемы измерения и оценки
Оценка величины эмоционального интеллекта человека – область мало разработанная. Необходимость измерять величину эмоционального капитала я, возможно, предлагаю впервые. Для начала обозначим границу между понятиями «эмоциональный потенциал» и «эмоциональный капитал». Основным отличием капитала от другого вида имущества будем считать, согласно К.Марксу, средство труда, обладающее признаком самовозрастающей стоимости. Таким образом, человек может иметь высокий эмоциональный потенциал: хорошо понимать свои и чужие эмоции, проявлять эмпатию и сочувствие, однако в эмоциональный капитал его возможности будут переходить только в случае, если с их помощью он сможет зарабатывать.
В моих работах [3; 4] проанализированы все основные методики оценки величины эмоционального интеллекта. Большинство используемых в России методик переводные, в лучшем случае адаптированные. По принципу оценки их можно разделить на оценки с помощью самоотчёта и на основе выполнения заданий.
К первой группе я отношу следующие 6 методик:
1. Emotional Competence Inventory–360 (ECI) – оценке (самостоятельной или с помощью экспертов) по семибалльной шкале подвергаются 19 факторов самосознания, управления своими эмоциями, осознания социальных взаимодействий и социальных навыков;
2. Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ–i) – используется оценка в форме самоотчёта, по пятибалльной шкале оцениваются 15 факторов и 132 пункта. Оценке подвергаются внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, адаптация, управление стрессом, общее настроение;
3. Schutte et al. Self-Report Index (SSRI) – оценке по пятибалльной шкале подвергаются 4 фактора по 33 пунктам, используется также самоотчёт;
4. Trait Emotional Intelligence Questionnaire (TEIQue) – оцениваются 15 факторов по 144 пунктам, используются самоотчёт и пятибалльные шкалы;
5. Опросник на эмоциональный интеллект (ЭмИн). Измеряются межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций и управление ими.
Для оценки предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по четырёхбалльной шкале, которые группируются в 6 факторов.
Межличностный эмоциональный интеллект оценивается по трём шкалам:
1) шкала М1 – интуитивное понимание чужих эмоций;
2) шкала М2 – понимание чужих эмоций через экспрессию;
3) шкала М3 – общая способность к пониманию чужих эмоций.
Внутриличностный эмоциональный интеллект также оценивается по трём шкалам:
1) шкала В1 – осознание своих эмоций;
2) шкала В2 – управление своими эмоциями;
3) шкала В3 – контроль экспрессии.
6. ЭмIQ-2 – единственная методика, созданная в России. Опросник состоит из 66 вопросов, причём каждый предполагает выбор одного из пяти вариантов ответов.
Итоговые баллы подсчитываются по следующим шкалам: 1) самоанализ и самозащита; 2) самоконтроль; 3) выражение эмоций; 4) социальная чуткость; 5) самооценка чуткости; 6) общий балл, представляющий сумму всех баллов по пунктам 1–5.
На мой взгляд, данная группа методик имеет общий недостаток – человек может неверно оценивать собственные умения, приукрашивать их и преувеличивать.
Ко второй группе относятся 4 методики:
1. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) – оценка четырёх аспектов ЭИ (идентификация эмоций, повышение эффективности мышления, понимание эмоций, управление эмоциями) происходит по восьми разделам теста, при этом каждый вопрос предполагает выбор одного из нескольких вариантов ответа.
2. Multi-factor Emotional Intelligence Test (MEIS) – аналогично тесту MSCEIT, оценка четырёх аспектов эмоционального интеллекта происходит с помощью более чем двухсот вопросов с различными вариантами ответов.
3. Levels of Emotional Awareness (LEAS) – используются свободные ответы на 20 сценариев, оценке подвергается способность к осознанию эмоций.
4. Emotional Accuracy Research Scale (EARS) – используются задания с несколькими вариантами ответа, тест направлен на распознавание эмоций в межличностном контексте.
Все указанные средства оценки эмоционального интеллекта отсутствуют в практике современных менеджеров. Их трудно отыскать самостоятельно. Зачастую методики переводятся на русский язык без учёта особенностей отличий российского менталитета от менталитета жителей тех стран, для определения эмоционального интеллекта которых они были изначально разработаны. Это приводит к искажению результатов и получению неверных выводов.
Однако, если оценить величину ЭИ человека в принципе возможно, то для оценки величины ЭК указанные выше методики не подходят. Оценка эффективности использования ЭК, эффект от мероприятий по повышению ЭК – задача, не решённая на большинстве предприятий. Это печально, поскольку внедрение таких методик оценки даёт возможность выбрать кандидатов, наилучшим образом подходящих на вакансию; учесть соответствие величины ЭК претендента и требуемой величины ЭК для выполнения профессиональных обязанностей; справедливо установить оплату труда согласно наибольшей вероятности будущих достижений претендента, а также определения эффективности мероприятий, нацеленных на повышение ЭИ и ЭК работников.
По моему мнению, оценить величину ЭК можно аналогично оценке нематериальных активов и интеллектуального капитала. В работе [5] дан анализ четырёх существующих групп методик оценки ИК. Представлены методы прямого измерения ИК, методы рыночной капитализации, методы оценки рентабельности таких активов, методы подсчёта очков. Минимальное количество недостатков при оценке совокупной величины ИК показали методы рентабельности активов и методы подсчёта очков.
Методы прямого измерения ИК предполагают интегральную оценку всего интеллектуального капитала с помощью стоимостной оценки его частей. Методы подсчёта очков используют индикаторы и индексы ИК. При этом, как это и видно из названия, используется подсчёт очков. Применение данных групп методов к оценке эмоционального капитала в настоящее время невозможно.
Методы рыночной капитализации оценивают интеллектуальный капитал как разницу между величиной рыночной стоимости компании и её собственным капиталом, методы рентабельности (доходности) активов предполагают оценку величины интеллектуального капитала как отношение среднего дохода компании до вычета налогов к материальным активам компании. Данные группы методов можно опосредованно применять к оценке ЭК.
Перспективно использовать методы, которые предполагают нахождение величины ЭК как разницы между стоимостью компании до и после осуществления мероприятий по повышению эмоционального капитала или до и после трансформаций, способствующих изменению его величины. Однако эти методы могут применяться лишь постфактум. Невозможно их применить при собеседовании с претендентом на работу и для обоснования будущей заработной платы.
Проблема определения величины ЭК в настоящее время не решена. Решение этих проблем поможет полнее использовать человеческий потенциал сотрудников, повышая тем самым эффективность деятельности предприятий.
Литература
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
2. Стрижакова Е.Н. Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения // Государственный советник. – 2013. – № 1. – С. 74–86.
3. Стрижакова Е.Н. Интеллектуальные ресурсы предприятия и интеллект работника – проблемы теории, структуры и измерения // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные методы и модели в экономической психологии, эргономике, производственном менеджменте». – Брянск, БГТУ, 2013.
4. Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Человеческий потенциал экономического роста Российской Федерации. – Брянск: БГТУ, 2015. – 182 с.
5. Стрижакова Е.Н. Подходы и методы оценки интеллектуального капитала // Экономические и гуманитарные науки. – 2015. – № 2. – С. 54–64.