Управление логистическими потоками на основе японских технологий: опыт применения инструментов Канбан на российском предприятии



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2014


Сазонов А.А.,
директор по логистике ООО «Ремонтно-строительная
фирма «Триэсс»


Шумаев В.А.,
доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор
кафедры менеджмента и маркетинга Московского
университета им. С.Ю. Витте

 


Показаны опыт применения инструмента Канбан производственной системы Toyota на российском предприятии, а также особенности функционирования логистического процесса доставки изделий со склада на рабочие места.


Элементы системы Канбан вполне пригодны для улучшения работы российских промышленных предприятий. Покажем, каким образом Канбан частично удалось применить в практической работе на реальном отечественном заводе.


Первым делом нами на основе анализа движения изделий были выявлены трудности и проблемы внутризаводской логистики. Трудности складской логистики метизов начинались с получения их от поставщика и продолжались при размещении, хранении и комплектации. Так, от поставщиков продукция в больших объёмах поставлялась россыпью в мульдах (большой металлический ящик). После приёмки по количеству метизы оприходовались и размещались в больших мульдах на высотных стеллажах склада, которые обслуживали автоматизированные штабелёры, управляемые оператором. Данная работа при поступлении примерно 20 позиций от одного поставщика в среднем занимала около 12 часов (табл. 1), из которых почти 4 часа затрачивалось на расставку в высотную часть.



Кроме того, для получения мульды с товарно-материальными ценностями (ТМЦ) для начала комплектации необходимо было тратить около 10 минут только на движение штабелёра. При этом и кладовщик и, при необходимости, грузчик ждали, что также являлось прямыми потерями для процесса. Было предложено разместить мульды с метизами на полу, без заставки в штабелёр, что полностью исключило потери времени на ожидание работы штабелёров. Эти действия позволили исключить из процесса оператора, занимающегося управлением штабелёрами.


Кроме того, началась работа с подключением к данному проекту службы материально-технического снабжения предприятия (МТС) и поставщиков метизов, что привело к обеспечению поставок метизов не в мульдах, а в упаковке с точным указанием количества изделий на ней.


Номенклатура метизов по количеству в упаковке теперь была кратна количеству, поставляемому со склада в цех, в соответствии с ёмкостью предназначенной для этого тары. Например, болтов 8 × 12 в производство поставлялось 200 штук. Поставщик метизов упаковывал их по 100 штук. Поэтому кладовщику склада достаточно было взять два пакета и высыпать их в тару. Пересчёт внутри пакетов не производился. Если в процессе поставки были выявлены недостачи, поставщик её возмещал. Кратность количества поставки была округлена до 50 или 100.



Ранее доставка метизной продукции со склада предприятия осуществлялась в объёмах месячной потребности в прицеховые кладовые цехи (рис. 1). Эта номенклатура характеризовалась наиболее трудоёмким процессом комплектации, доставки и вовлечения, сопровождающихся большим объёмом документооборота и участием избыточного количества персонала. Так, в процессе доставки метизов было задействовано девять профессий по подразделениям: от службы логистики – оператор склада, кладовщик склада, мастер склада, грузчик склада, водитель; от производства – менеджер ПДБ, кладовщик прицеховой кладовой, грузчик прицеховой кладовой, рабочий участка.


Документы оформлялись на каждую партию, которая перемещалась в цех, при этом процесс пересчёта одних и тех же ТМЦ производился на этом этапе логистического процесса трижды. Прицеховая кладовая представляла собой дублированный склад, только немного меньшим объёмом по количеству деталей.


На основе анализа логистических маршрутов выявлено, что лучшим вариантом для начала Канбан на предприятии является логистический процесс доставки метизов на маршруте «склад предприятия – рабочее место цеха». Это позволяет высвободить площади прицеховых кладовых и уменьшить количество обслуживающего логистический процесс персонала.


Рассмотрим пример использования инструмента Канбан именно на этом участке материального потока.


После отработки рисков на «пилотном» проекте распространение Канбан на весь завод было невозможно, поскольку этого не позволяли возможности склада по комплектации метизов. Ограничение касалось скорости набора ящиков Канбан.


После выбора процесса для использования Канбан, определения номенклатуры для поставки, описания текущего положения и оценки существующей стоимости данного процесса необходимо было определяться с тарой.


Было решено максимально упростить процесс, отказавшись от перемещения карточек Канбан отдельно от метизов. Это было достигнуто закреплением каждой карточки к таре таким образом, что её нельзя было отделить от ящика. Риском стало то, что в случае потери тары терялась и карточка Канбан, а, следовательно производство не получало требуемого изделия. Несмотря на это, для предприятия это было проще, нежели реагировать на потерю карточки.


Поскольку метизы – это мелкие детали, было решено использовать тару четырёх типов, представленных в таблице 2.



Важно рассчитать сроки поставки продукции (тары и стеллажей). Как правило, это не менее полутора месяцев.


Исходя из количества номенклатуры и норм применяемости на доставку по Канбан были переведены все оборачиваемые метизы, примерно 1400 позиций. Для каждой позиции при старте были определены тип тары и количество к доставке. Следующим шагом были определены количество стеллажей, которые будут установлены на логистические рабочие места исходя из нормативов использования метизов на каждом рабочем месте, а также вместимости тары и стеллажа. Схематически это представлено на рисунке 2.



После того как будут заказаны тара и стеллажи, необходимо утвердить на планах производственных участков места установки стеллажей и проверить доступность подъезда транспорта для разгрузки, а также подходов для рабочих. Следует учитывать, что разгрузка полных ящиков по определённым местам на стеллаже и сбор пустой тары займут время, поэтому нельзя допустить, чтобы процесс погрузо-разгрузочных работ при использовании Канбан стал препятствием для проезда другого транспорта.


Для того чтобы снизить трудоёмкость транспортировщика и нагрузку на стеллаж при заполненных ящиках, необходимо руководствоваться принципом: чем больше тара (и её вес с деталями), тем ниже на стеллаже она должна размещаться.


Обязательно нужно тщательно подойти и к выбору транспорта, на котором будут перемещаться ящики. При использовании большого транспорта (например, КамАЗ) разгрузка 50 ящиков с кузова нерациональна. Потребуется ещё один человек, который будет подавать ящики с кузова. Маленький транспорт приведёт к риску перевозки малого количества, но необходимо выбирать именно маленький, который является, с одной стороны, более экономичным, а с другой – компактным для обеспечения подъезда непосредственно к стеллажам. Хорошим выходом для повышения количества перевозимых ящиков с использованием Канбан на малогабаритном транспорте является применение съёмной кассеты (подобно «хлебовозке», которая в Советском Союзе развозила хлебобулочные изделия по магазинам). При этом ящики в кассету будут вставляться в несколько рядов с двух сторон, что максимально заполнит пространство без рисков потерь в процессе транспортировки (переворачивания ящиков и перемешивания номенклатуры изделий).


Ещё раз отметим основные особенности процесса. Доставка на рабочие участки происходит без сопроводительных документов. Информацией о количестве и типе товарно-материальных ценностей (ТМЦ) является карточка Канбан, которая закреплена на таре (контейнере). Все метизы до момента списания числятся за складом.


Обслуживание и контроль сохранности стеллажей осуществляются складом. Учёт пустых контейнеров происходит в автоматическом режиме каждый раз при попадании пустого контейнера на склад и отправке заполненного контейнера в цех с помощью сканирования карточки Канбан, закреплённой на контейнере. Если за выбранный период контейнер находился без движения, определяется место его нахождения:
– при последнем сканировании при поступлении пустого контейнера на склад он обязан находиться на складе;
– при последнем сканировании при отправке заполненного контейнера в цех он обязан находиться на участке.


При получении заказа на выдачу номенклатуры метизов информационная система автоматически делает сверку с остатками на складе и лимитом.


Решение указанных вопросов по чёткой доставке и рациональному размещению продукции приносит такую пользу. Поскольку количество метизов в таре небольшое, а, следовательно, масса загруженной тары невелика, то при комплектовании и при доставке её с использованием Канбан участие грузчика исключается. А так как стеллажи размещены в шаговой доступности от рабочего места, то доставка со склада будет фактически осуществляться непосредственно на рабочее место. При этом размещение ящиков в стеллаже и изъятие пустой тары для ускорения процесса будут происходить без присутствия представителя цеха, являющегося материально-ответственным лицом.


Это принципиальный момент, поскольку организовывать приём и пересчёт метизов в момент поставки и размещения на стеллаже дорого по сравнению со стоимостью перемещаемых деталей. Поэтому пересчёт был исключен из процесса. Но, поскольку материальные ценности переходят от одного материально-ответственного лица к другому, необходимо найти и принять альтернативное решение. Такое решение было найдено: при предлагаемом способе доставки прицеховая кладовая оказывается не нужной, поэтому ответственность и весь объём хранившихся на прицеховой территории метизов должны быть закреплены за складом предприятия (заводским).


При этом в производстве появляются свободные площади, поскольку прицеховая кладовая ликвидируется. Кроме того, исключается из процесса и кладовщик прицеховой кладовой. Это решение устроило всех участников процесса: логистов, производственников и бухгалтеров. Все стеллажи, которые были размещены на производственных участках, стали считаться зонами склада. Склады, стеллажи и зоны имеют свои номера: например, если номер склада 100, а цех, в котором стоит стеллаж, – номер 3, то нумерация зоны, где будет стоять стеллаж, 100/3. Под этим номером будут все стеллажи данного цеха. При этом перемещение с основного склада в зону стеллажа будет выглядеть как перемещение внутри склада, при котором достаточно отразить движения в одном подразделении предприятия без оформления документов. Это исключает необходимость присутствия представителя производства при разгрузке и пересчёта количества метизов в ящиках.


В результате исследований возможности, подготовки и адаптации существующего производства, его поставщиков был сформирован процесс доставки метизов со склада предприятия непосредственно на рабочие места в цехах. Схема процесса доставки метизов с использованием инструментов Канбан представлена на рисунке 3.



Для организации чёткой работы по указанным схемам с использованием Канбан необходимо обучить персонал. Для каждого участника процесса должны быть разработаны рабочие инструкции, в которых доступным языком должен быть разъяснен алгоритм действий. Для обеспечения наглядности рекомендуется в инструкции включать фотографии процесса. Обучение должно быть проведено с каждым из участников, желательно с участием как тренера по обучению, так и разработчика процесса по использованию Канбан на предприятии. Кроме того, все основные правила (по отношению к контейнерам) должны быть вывешены на видных местах, например на
стеллаже. Все стеллажи должны быть пронумерованы, как и ячейки на самом стеллаже.


Кроме этого в цехе должна быть визуализирована схема размещения стеллажей, чтобы создать мгновенную ориентацию: в каком месте цеха находишься, в каком направлении необходимо двигаться для выгрузки первого стеллажа по маршруту.


Выводы
Для обеспечения контроля работоспособности и учёта текущего состояния работы склада как по комплектации, так и по вывозу необходимо определить и наладить систему учёта выполненной работы.


Канбан – это инструмент, позволяющий взглянуть на многие процессы в компании под другим углом: как с точки зрения организации логистики, так и с позиций существующей в организации культуры производства. Начало использования Канбан даёт хороший стимул к реорганизации всей производственно-логистической системы.


Эффект, достигнутый от его реализации, очевиден: были исключены все промежуточные запасы на прицеховых кладовых, сокращены трудозатраты на их обслуживание (пересчёт, доставку, хранение); сокращено количество персонала. Ещё одним немаловажным достижением являются выделение непрофильных функций из производственных подразделений и передача их на склад. Кроме явного эффекта в снижении трудозатрат основных рабочих, ранее занимавшихся доставкой из прицеховой кладовой до своих рабочих мест, выявился и второй положительный результат: при комплектации и доставке метизов в цехи в стандартизированной пластиковой таре снизилась потребность в уборке и вывозе мусора (упаковки, тары). Кроме того, сократились трудозатраты материально ответственного рабочего в цехе: после внедрения Канбан ему достаточно подписать один документ, подтверждающий перемещение метизов в цех, один раз в месяц. Безусловно, нагрузка на склады, как и ответственность за осуществление бесперебойности процесса, значительно возрастает, но это оправдано. Следует отметить: ни одного сбоя по вине склада с момента запуска проекта не было, что подтверждается высокой производительностью и эффективностью логистического процесса на основе использования Канбан.


Годовой экономический эффект применения Канбан, рассчитанный как разница затрат между годовой суммой затрат «как было» и «как стало», составил 18,4 млн рублей. В этой сумме учтена экономия фонда оплаты труда от высвобождения 36 человек (16 кладовщиков, 16 грузчиков и 6 трактористов). Для обеспечения Канбан учтено приобретение тары, стеллажей и других необходимых для работы материалов на сумму в 3,62 млн рублей. Развитие этого процесса на предприятии «Ростсельмаш» перспективно в двух направлениях: это доставка мелких деталей собственного производства из механосборочного цеха на главный конвейер; от поставщика мелких деталей раскройно-прессового завода (дочернего предприятия, расположенного на одной промышленной площадке) в цехи основного предприятия.


Таким образом, несмотря на сложность, организация логистического процесса на основе использования Канбан обеспечивает чёткую, более эффективную работу предприятия, поэтому рекомендуется для широкого применения. Необходимо учесть, что использование японских логистических технологий требует адаптации к российскому производству и внесения изменений в установленный порядок. Риски и барьеры, которые могут встретиться на пути реализации эффективного логистического процесса, могут быть исключены, если использовать имеющийся опыт реализации японской системы на российском предприятии.

16.06.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста