Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2010
Лимарева Ю.А.,
канд. пед. наук,
доцент кафедры
экономики и маркетинга
Магнитогорского государственного
технического университета
им. Г.И. Носова
Лимарев П.В.,
независимый эксперт
При экспериментальных исследованиях коммуникативных знаний, умений и качеств студентов мы использовали метод экспертных оценок. В эксперименте приняли участие 407 студентов технических специальностей факультетов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (МГТУ): горных технологий и транспорта, архитектурно-строительного, экономики и права. К обработке информации были привлечены студенты третьих курсов дневного отделения МГТУ. В качестве экспертов выступили шестеро преподавателей – кандидатов технических, педагогических и философских наук.
Метод экспертных оценок позволяет использовать накопленный опыт ведущих преподавателей технических дисциплин, их квалификацию, эрудицию для получения значений определяющих показателей (χi) по количественным характеристикам многопараметрического объекта, а также выполнить ранжирование определяющих показателей по доле их вклада в решение проблемы.
Оценка показателей коммуникативной готовности студентов технического вуза проводилась экспертами-преподавателями факультетов горных технологий и транспорта, архитектурно-строительного и заочного факультетов МГТУ в процессе следующих взаимодействий со слушателями:
- устная защита рефератов по техническим и гуманитарным дисциплинам (студентами первых курсов);
- устные объяснения и доказательства правильности выполнения расчётно-графических работ (РГР) (студентами вторых курсов);
- устные объяснения результатов лабораторных работ, защита курсовых работ и курсовых проектов по специальным техническим дисциплинам перед членами кафедральных комиссий (два-три ведущих преподавателя кафедры), устные выступления на семинарах (студентов третьего и четвёртого курсов);
- устные объяснения результатов лабораторных работ, защита курсовых работ и курсовых проектов по специальным техническим дисциплинам перед членами кафедральных комиссий (два-три ведущих преподавателя ка федры);
- выступления на семинарах или студенческих конференциях по результатам студенческих научно-исследовательских работ, в завершающей стадии публичной защиты дипломного проекта (студенты пятого, выпускного, курса).
В опросных листах студенты оценивали собственную подготовленность в следующих коммуникативных умениях:
- умение слушать;
- умение устанавливать контакт;
- умение выражать свои мысли;
- умение воспринимать чужое мнение;
- умение анализировать ошибки;
- умение импровизировать;
- умение организовывать работу других;
- умение спорить;
- умение избегать конфликтов.
Каждый респондент оценивал собственную подготовку по десятибалльной шкале.
Эксперты выносили свое заключение как о реальной подготовке студентов, так и об истинности самооценок.
Алгоритм использования метода экспертных оценок заключается в следующем.
1. Формируем систему определяющих показателей для оценки коммуникативных умений студентов в виде матрицы (1). Для количественного сравнения значений показателей, определённых различными методами, применяем переход от абсолютных значений показателей к их ранговым значениям. Показатели коммуникативной готовности студентов получены от группы специалистов. Полагаем, что истинное значение исследуемой величины находится внутри диапазона оценок и обобщённое коллективное мнение является вполне достоверным.
Экспертные оценки всех специалистов (их количество – m) сводим в матрицу рангов. Если мы примем показатели i-го эксперта, присвоенные j-му признаку, то получим формирование матрицы ранговых оценок по экспертному методу:
где – ранг, присвоенный j-му признаку i-м экспертом. В матрице определяющие показатели составляют её столбцы n, а строки – количество экспертов m. Критерий оптимальности – экстремум определяющих балльных показателей
коммуникативных знаний студентов технического вуза.
2. Матрица ранговых оценок показателей включает балльные оценки. Балльные оценки определяющих показателей коммуникативной готовности студентов также проводим по десятибалльной системе:
3. Заполняем матрицу реализации оценок, данных экспертами в условиях взаимной независимости их суждений.
В нашем случае матрица принимает следующий вид:
4. По данным матрицы реализации оценок определяем среднее арифметическое значение Р по формуле
где n – количество балльных оценок всех студентов по i-му коммуникативному умению, участвующих в экспериментальной группе; – оценка в баллах, поставленная в анкете за i-е коммуникативное умение.
В нашем случае ранговые оценки составляют:
Находим квадрат суммы отклонений по модифицированной формуле Пирсона:
В нашем случае
5. Определяем коэффициент согласованности
где n – объём выборки (количество балльных оценок всех студентов по i-му коммуникативному умению, участвующих в экспериментальной группе).
Тогда коэффициент согласованности равен
Так как критерии в нашем понимании – это признаки изучаемого объекта, позволяющие судить об уровне его развития, то в качестве основного обобщающего критерия определения коммуникативной готовности студентов нами был выбран уровень развития.
(1) Коэффициент согласованности W изменяется от 0 до 1. Если W = 0, то очевидна полная несогласованность между экспертами в оценке коммуникативной готовности студентов, и необходимо повторить эксперимент. Если W = 1, наблюдается полная согласованность в оценке показателей. В нашем случае мы видим достаточную согласованность экспертной группы.
На низком уровне коммуникативной готовности студент имеет понятие о том, что такое коммуникация, знает о составляющих её элементах, обладает высоким уровнем конфликтности, часто слабо контролирует себя в общении, эмоционально неустойчив.
Средний уровень коммуникативной готовности предполагает адекватную реакцию на замечания преподавателя, умение воспринимать иное мнение, проявление готовности к сотрудничеству, владение социально-коммуникативной компетентностью, контактностью.
При высоком уровне коммуникативной готовности студент владеет технологиями выбора стратегии делового общения, умеет добиваться поставленных целей в процессе общения; эмоционально устойчив, умеет быстро найти эффективное решение в спорах, напряжённых коммуникативных ситуациях, противостоянии.
В качестве первичных показателей, характеризующих уровни развития коммуникативной готовности студентов, нами были выбраны коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные качества.
Показатели развития коммуникативной готовности студентов и методики их определения представлены в табл. 1, распределение уровня знаний респондентов отражено на рис. 1.
На основе констатирующего эксперимента было установлено следующее.
1. Студенты университета имеют низкий уровень развития коммуникативной готовности.
2. В большинстве случаев общение на занятиях проходит в монологической форме либо носит репродуктивный характер.
3. Преподаватели вуза не разделяют мнения о том, что развитие коммуникативных способностей и речи студентов – необходимый компонент технического образования.
Для проведения формирующего этапа эксперимента на базе МГТУ были сформированы контрольные и экспериментальные группы студентов. Работа в контрольных группах велась без использования специальных приёмов и форм, направленных на развитие коммуникативной готовности. В экспериментальных группах был целенаправленно применён комплекс педагогических приёмов, способствующих развитию коммуникативных знаний, умений и навыков студентов.
При изучении развития коммуникативной готовности студентов значительный интерес представляет выявление барьеров в коммуникации. Поэтому на втором этапе эксперимента было проведено анкетирование по выявлению наиболее существенных барьеров в коммуникации учащихся. Наблюдения в эксперименте показали, что у ребят, чаще других испытывающих трудности в ситуациях активного речевого общения (ответы на семинарах, экзаменах, выступление на собрании), резко выражены чувство неуверенности в своих силах, тревожная мнительность и как вариант психологической защиты – уход от общения. Подобные нарушения не безобидны: могут возникать сложности в развитии отношений с окружающими, нарушения в трудовой и общественной деятельности и, как следствие, отклонения в поведении, нервные срывы.
Исследуя причины, затрудняющие общение, мы пришли к выводу, что более всего препятствуют коммуникации такие факторы, как напряжённость, скованность общего поведения и жестов, непривычность и боязнь публичного выступления.
Исследование не ставило своей целью разработку методов релаксации, психологических техник регуляции состояния для преодоления коммуникативных барьеров, но в рамках исследования были разработаны методические рекомендации, касающиеся подготовки устного выступления при защите рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом техники преодоления коммуникативных барьеров.
Литература
1. Кывэрялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980.
2. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию – интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 75–80.
3. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Закон и право», ЮНИТИ, 1997.