Оценка компетентности профессорско-преподавательского персонала в системе менеджмента качества вуза



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2011


Калинина С.В.,
к. э. н., доцент кафедры экономики
железнодорожного транспорта
и управления качеством
Омского государственного университета
путей сообщения, доцент

Качество образовательной услуги является сегодня одним из активно исследуемых направлений менеджмента образования.

Образовательной услугой в данном контексте считается: 1) процесс расширенного  воспроизводства и развития индивидуального и совокупного потенциалов субъектов общества, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе посредством передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера и формирования компетенций; 2) комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей.

При оценке качества образовательной услуги необходимо рассматривать две составляющие: качество предоставляемых вузом возможностей для расширения потенциала прямого потребителя (условия обучения, библиотечный фонд, гранты, культурно-досуговые центры и спортивные секции, компетентность профессорскопреподавательского состава и т. д.) и качество потенциала самого потребителя образовательной услуги (студента).

В числе требований, регламентированных международными стандартами менеджмента качества, отмечается, что персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта [1].

Организация должна:
- определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
- обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
- оценивать результативность предпринятых мер;
- обеспечивать осведомлённость своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
- поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.

Руководству следует убедиться в наличии компетентности, требующейся для результативной и эффективной работы организации. Это достигается на основе анализа фактических и ожидаемых потребностей в компетентности в сравнении с уже имеющейся компетентностью работников организации [2].

На сегодняшний день оценка компетентности персонала вуза, оказывающего непосредственное влияние на качество образовательной услуги – профессорско-преподавательского состава (ППС), ведётся по формальным критериям, определённым в процедуре комплексной оценки вуза, и формализованным требованиям к занятию должностей ППС и не предоставляет всесторонней картины имеющейся компетентности. Низкая успеваемость студентов чаще всего объясняется вузом низким потенциалом самого потребителя, неудовлетворительной предшествующей подготовкой (среднее образование), однако и сами вузы могли бы, ориентируясь на общепризнанные международные стандарты менеджмента качества, улучшить ситуацию путём разработки и применения процедуры управления компетентностью ключевого персонала.

Под компетенцией понимаются обобщённые способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции, по сути, определяют набор видов деятельности, который должен осуществлять профессионал в конкретной области на определённом уровне.

Компетентность является ситуативной категорией, выражающейся в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях,  предполагающей интерес и сформированное умение подчиниться требованиям, желание выполнить работу. Это степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности, деятельная сущность профессионала.

Под профессионализмом понимается интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческим подходом к деятельности и высоким уровнем профессиональной самоактуализации.

Профессионализм можно рассматривать в двух аспектах: профессионализм деятельности и профессионализм личности. Под профессионализмом деятельности понимается качественная характеристика субъекта деятельности, которая отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Под профессионализмом личности понимается качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм человека может проявиться только в его деятельности.

Согласно [3] преподаватель высшей школы должен иметь комплексную  психолого-педагогическую, социально-экономическую и информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

Преподаватель высшей школы должен знать:
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Преподаватель высшей школы должен уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, её взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
- владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приёмы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- владеть методами и приёмами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- владеть основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- владеть методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы,  профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- владеть методами эмоциональной саморегуляции;
- пользоваться деловым профессионально ориентированным иностранным языком.

Компетенции, присущие должности преподавателя вуза, мы условно разделили на четыре группы (табл. 1):
1) менеджерские компетенции;
2) педагогические компетенции;
3) психологические компетенции;
4) профессиональные.

Кроме того, к числу обязательных качеств в силу специфики данной должности следует отнести качество «профессионализм личности». К его качествам отнесем:
- корректность;
- нравственность;
- доброжелательность;
- объективное и справедливое отношение преподавателя;
- активность;
- пунктуальность;
- самоорганизованность.

Согласно [4] при любых изменениях в уже существующих учебных планах или введении новых образовательное учреждение должно определять потребности в компетентности персонала путём сравнения новых требований с текущей компетентностью.

Оценка текущей компетентности, учитывая стабильный штатный состав ППС вуза, должна осуществляться нечасто. Достаточно единожды сделать оценку соответствия имеющейся компетентности требованиям компетенции должности, определить меры по подготовке или самоподготовке и в дальнейшем оценивать их результативность.

Для оценки компетентности ППС мы предлагаем систему показателей (табл. 2) и их эталонных значений (табл. 3).

Эталонные значения показателей группы 1 и 2 приняты на основе государственных требований, предъявляемых к ППС вуза, и логических соображений.

Эталонные значения третьей, четвертой и пятой групп показателей определены на основе инструментов (анкет, тестовых заданий), с помощью которых определяются фактические значения. Для определения профессионально-педагогической компетенции может использоваться анкета самооценки с закрытыми вопросами. Для оценки психологических компетенций и профессионализма личности рекомендуется анкета «Преподаватель глазами студента». Эталонные и фактические значения менеджерских компетенций задаются тестовыми заданиями и бланком самооценки преподавателя.

Как упоминалось выше, международные стандарты предписывают не только оценивать текущую компетентность, но и выявлять потребности в её повышении, разрабатывать меры и определять их результативность, что должно представлять собой управляемый процесс. Алгоритм управления индивидуальной компетентностью ППС представлен на рис. 1.

 

http://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/1/9/otsenka_kompetentnosti_personala_v_sisteme_menedzhmenta_kachestva_vuza6.gif

 

http://www.dis.ru/gif/manag/arhiv/2011/1/9/otsenka_kompetentnosti_personala_v_sisteme_menedzhmenta_kachestva_vuza8.gif

Данная методика позволяет построить индивидуальный компетентностный профиль преподавателя вуза, пример которого отображен на рис. 2, и в целом всего ППС по усреднённым значениям.

Средние значения вычисляются следующим образом.

Сначала находятся средние оценки по каждому показателю группы по формуле:

 

где Уmn – усреднённый уровень компетентности по данному показателю группы при  обследовании ППС; m – номер группы показателя компетентности ППС; n – номер показателя в группе; R – количество ППС, фактические значения компетенций которых соответствуют J-му уровню эталонных; J – уровень компетенции, J = 1–3; N – общее количество оцениваемых преподавателей вуза.

Итоговый усреднённый уровень по группе по всем ППС определяется по формуле:

где k – количество показателей в данной группе.

Для оценки компетентности вуза в целом на основе показателей аккредитации необходимо определить по данным индивидуальных компетентностей ППС только ряд показателей, представленных в группе 1 и 2 (табл. 2). Нужно отметить, что номенклатура данных показателей не позволяет сделать вывод о компетентности основного персонала (ППС), влияющего на качество образовательной услуги в вузе, что ещё раз подтверждает научно-практическую ценност ь предлагаемой нами методики оценки компетентности в системе менеджмента качества вуза.

Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
3. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденные и. о. министра образования Российской Федерации В.М. Жураковским 8 мая 2001 г.
4. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.

06.07.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста