Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2011
Калинина С.В.,
к. э. н., доцент кафедры экономики
железнодорожного транспорта
и управления качеством
Омского государственного университета
путей сообщения, доцент
Качество образовательной услуги является сегодня одним из активно исследуемых направлений менеджмента образования.
Образовательной услугой в данном контексте считается: 1) процесс расширенного воспроизводства и развития индивидуального и совокупного потенциалов субъектов общества, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе посредством передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера и формирования компетенций; 2) комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей.
При оценке качества образовательной услуги необходимо рассматривать две составляющие: качество предоставляемых вузом возможностей для расширения потенциала прямого потребителя (условия обучения, библиотечный фонд, гранты, культурно-досуговые центры и спортивные секции, компетентность профессорскопреподавательского состава и т. д.) и качество потенциала самого потребителя образовательной услуги (студента).
В числе требований, регламентированных международными стандартами менеджмента качества, отмечается, что персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта [1].
Организация должна:
- определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
- обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
- оценивать результативность предпринятых мер;
- обеспечивать осведомлённость своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
- поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.
Руководству следует убедиться в наличии компетентности, требующейся для результативной и эффективной работы организации. Это достигается на основе анализа фактических и ожидаемых потребностей в компетентности в сравнении с уже имеющейся компетентностью работников организации [2].
На сегодняшний день оценка компетентности персонала вуза, оказывающего непосредственное влияние на качество образовательной услуги – профессорско-преподавательского состава (ППС), ведётся по формальным критериям, определённым в процедуре комплексной оценки вуза, и формализованным требованиям к занятию должностей ППС и не предоставляет всесторонней картины имеющейся компетентности. Низкая успеваемость студентов чаще всего объясняется вузом низким потенциалом самого потребителя, неудовлетворительной предшествующей подготовкой (среднее образование), однако и сами вузы могли бы, ориентируясь на общепризнанные международные стандарты менеджмента качества, улучшить ситуацию путём разработки и применения процедуры управления компетентностью ключевого персонала.
Под компетенцией понимаются обобщённые способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции, по сути, определяют набор видов деятельности, который должен осуществлять профессионал в конкретной области на определённом уровне.
Компетентность является ситуативной категорией, выражающейся в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях, предполагающей интерес и сформированное умение подчиниться требованиям, желание выполнить работу. Это степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности, деятельная сущность профессионала.
Под профессионализмом понимается интегральное качество (новообразование) субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческим подходом к деятельности и высоким уровнем профессиональной самоактуализации.
Профессионализм можно рассматривать в двух аспектах: профессионализм деятельности и профессионализм личности. Под профессионализмом деятельности понимается качественная характеристика субъекта деятельности, которая отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Под профессионализмом личности понимается качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм человека может проявиться только в его деятельности.
Согласно [3] преподаватель высшей школы должен иметь комплексную психолого-педагогическую, социально-экономическую и информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
Преподаватель высшей школы должен знать:
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Преподаватель высшей школы должен уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, её взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
- владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приёмы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- владеть методами и приёмами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- владеть основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- владеть методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- владеть методами эмоциональной саморегуляции;
- пользоваться деловым профессионально ориентированным иностранным языком.
Компетенции, присущие должности преподавателя вуза, мы условно разделили на четыре группы (табл. 1):
1) менеджерские компетенции;
2) педагогические компетенции;
3) психологические компетенции;
4) профессиональные.
Кроме того, к числу обязательных качеств в силу специфики данной должности следует отнести качество «профессионализм личности». К его качествам отнесем:
- корректность;
- нравственность;
- доброжелательность;
- объективное и справедливое отношение преподавателя;
- активность;
- пунктуальность;
- самоорганизованность.
Согласно [4] при любых изменениях в уже существующих учебных планах или введении новых образовательное учреждение должно определять потребности в компетентности персонала путём сравнения новых требований с текущей компетентностью.
Оценка текущей компетентности, учитывая стабильный штатный состав ППС вуза, должна осуществляться нечасто. Достаточно единожды сделать оценку соответствия имеющейся компетентности требованиям компетенции должности, определить меры по подготовке или самоподготовке и в дальнейшем оценивать их результативность.
Для оценки компетентности ППС мы предлагаем систему показателей (табл. 2) и их эталонных значений (табл. 3).
Эталонные значения показателей группы 1 и 2 приняты на основе государственных требований, предъявляемых к ППС вуза, и логических соображений.
Эталонные значения третьей, четвертой и пятой групп показателей определены на основе инструментов (анкет, тестовых заданий), с помощью которых определяются фактические значения. Для определения профессионально-педагогической компетенции может использоваться анкета самооценки с закрытыми вопросами. Для оценки психологических компетенций и профессионализма личности рекомендуется анкета «Преподаватель глазами студента». Эталонные и фактические значения менеджерских компетенций задаются тестовыми заданиями и бланком самооценки преподавателя.
Как упоминалось выше, международные стандарты предписывают не только оценивать текущую компетентность, но и выявлять потребности в её повышении, разрабатывать меры и определять их результативность, что должно представлять собой управляемый процесс. Алгоритм управления индивидуальной компетентностью ППС представлен на рис. 1.
Данная методика позволяет построить индивидуальный компетентностный профиль преподавателя вуза, пример которого отображен на рис. 2, и в целом всего ППС по усреднённым значениям.
Средние значения вычисляются следующим образом.
Сначала находятся средние оценки по каждому показателю группы по формуле:
где Уmn – усреднённый уровень компетентности по данному показателю группы при обследовании ППС; m – номер группы показателя компетентности ППС; n – номер показателя в группе; R – количество ППС, фактические значения компетенций которых соответствуют J-му уровню эталонных; J – уровень компетенции, J = 1–3; N – общее количество оцениваемых преподавателей вуза.
Итоговый усреднённый уровень по группе по всем ППС определяется по формуле:
где k – количество показателей в данной группе.
Для оценки компетентности вуза в целом на основе показателей аккредитации необходимо определить по данным индивидуальных компетентностей ППС только ряд показателей, представленных в группе 1 и 2 (табл. 2). Нужно отметить, что номенклатура данных показателей не позволяет сделать вывод о компетентности основного персонала (ППС), влияющего на качество образовательной услуги в вузе, что ещё раз подтверждает научно-практическую ценност ь предлагаемой нами методики оценки компетентности в системе менеджмента качества вуза.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
3. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденные и. о. министра образования Российской Федерации В.М. Жураковским 8 мая 2001 г.
4. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.