Проблемы современного развития технического творчества специалистов производства и обучения принимать решения на каждом рабочем месте



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2014


Череповский А.П.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
аграрно-промышленного и гражданского строительства
Инженерно-строительного института Орловского государственного
аграрного университета (ОрёлГАУ), профессор Российской
академии естествознания (РАЕ)


В статье рассматриваются проблемы современного развития технического творчества специалистов, отмечаются недостатки в этой деятельности как в сфере производства, так и в сфере образования. Основное внимание читателей автор обращает на имеющиеся резервы и способы их использования на каждом участке, в разных сферах экономики. Определяя главным фактором реализации программы инновационной модернизации экономики рост эффективности научно-технической деятельности каждого работника, автор приводит ряд рекомендаций менеджерам разных уровней власти.


Инновационное развитие экономики требует, как известно, существенного наращивания интеллектуального потенциала персонала во всех сферах деятельности, и особенно в инженерном производстве. Это важнейшая задача системы кадровой работы фирм, учреждений образования, ведомств. В то же время недостаёт высококвалифицированных специалистов и рабочих, инновационных школ и вузов, а также программ и средств для преодоления научно-технической отсталости России. Эти банальные истины создали условия для развивающейся деградации личности и несут угрозу модернизации экономики.


Ожидая нормативно-законодательных инициатив правительства и бюджетных ресурсов, нельзя забывать об имеющихся ресурсах, которые используются сегодня неэффективно. Резервы повышения эффективности научно-технического развития есть на каждом предприятии, в каждой организации и на каждом рабочем месте. Глава концерна или рабочий – все должны ответственно заботиться о повышении своего личного вклада в общее дело – модернизацию производства.


Например, японцы, не имея практически никаких природных ресурсов, находясь на островах, в сейсмической зоне, осуществили рывок («Восточное чудо») исключительно высокоэффективным трудом каждого труженика. Особенно важно, что в основе их производства были (и есть) инновационные технологии и продукты.


Сегодня многие наши выпускники вузов стремятся попасть на Запад. В отечестве своём лишь небольшая их часть устраивается по приобретённой специальности на достойных условиях труда и жизни. В московском регионе таких около 30%. В то же время в стране постоянно нарастает неиспользованный потенциал знаний выпускников различных учебных заведений и одновременно дефицит высококвалифицированных работников в различных отраслях, способных производить инновационные продукты.


За счёт эмигрантов такую задачу не решить. Значит, необходимо наращивать свой интеллектуальный потенциал, обеспечивать интенсификацию использования национальной творческой активности в изобретательстве, в применении новой техники, прогрессивной технологии, в производстве высококонкурентоспособной и востребованной рынком продукции. Наращивать интеллектуальный потенциал каждого труженика в первую очередь должны системы образования.


В современном отечественном образовании многие учащиеся средних и высших профессиональных учреждений, преодолев позволительный школьный балл по ЕГЭ или другой форме аттестации, не имея уверенности в работе по специальности, стремятся далее лишь к получению диплома. Во время учебы такие учащиеся погружаются не в мир знаний, а в поиск путей периодического преодоления проблем промежуточных аттестаций.


Их трудно вовлечь в кружки по углублённому изучению дисциплин, в студенческую научную работу, в подготовку к выступлению на конференциях, семинарах. Они потенциально пополняют армию владельцев малоприменимых документов об образовании. Отчасти это объясняется объективными причинами. Студенты часто сочетают учёбу с работой, нередко одновременно обучаются по другим специальностям, в других учреждениях.


Не будучи уверены в эффективном использовании своих профессиональных знаний на конкурентном производстве, где их труд получит достойное вознаграждение, многие «хорошисты» также проявляют прохладное отношение к обучению. Посещение занятий, активность учащихся, интерес к занятиям снижаются. А талантливую молодёжь необходимо воспитывать.


В образовательной сфере, особенно в организациях с технической специализацией, должны быть созданы и реализовываться программы и планы подготовки специалистов, способных к осуществлению творческих процессов труда, имеющих навыки изобретательской деятельности. Для этого должны эффективно функционировать отделы или кафедры по изучению дисциплин «Основы психологии творчества», «Методология творчества», «Методы активизации поиска решения технических задач», применяться современные методы развития личности и компетенций как студентов, так и преподавателей [9].


Пришедшая в вузы молодёжь, стремясь быстрее освоить профессию и приобрести необходимую квалификацию, в массе своей, как правило, мало заинтересована в использовании опыта преподавателей старшего поколения, в творческом росте, создании базы будущих успехов. Придя на производство, молодые специалисты-управленцы (менеджеры) предпочитают жёсткую западную рыночную модель стиля поведения, отношений. У них, как правило, завышенная самооценка компетенций, надежда на быстрое продвижение по карьерной лестнице.


Цивилизационный рынок строится на гуманистической парадигме воспитания.


У нас пока это правило не принято, из-за чего технического творчества мы не имеем.


Медленно развивается учебно-методическая база вузов и средних учебных заведений.


Мало в них лабораторий инновационного производства и современных информационных средств, не всегда надлежащие условия обучения и практики применения знаний, особенно в части технического творчества.


Отечественному образованию мешает прежде всего бюрократическая мощь, которая сдерживает развитие потенциала творчества работников и обучающихся. Преподаватели тратят массу времени на разработку и оформление плановых документов (УМКД), но всё меньше внимания уделяют слушателям, научной деятельности, развитию личности. А главная цель современного образования, как мне представляется, должна состоять в возбуждении желаний и наращивании знаний, научно-технического инновационного потенциала молодёжи как главного средства её успешной жизнедеятельности. В этом, конечно, велика также роль семьи, родителей, средств массовой информации, содержательного производства.


Эффективное развитие интеллектуального потенциала, формируемого в семье, школе, вузе, продолжается на производстве. Здесь на него влияют многие факторы.


Среди них наиболее существенные: микроклимат в коллективе, авторитет руководителя, стратегия управления развитием персонала, ресурсное обеспечение, условия труда и быта, корпоративная культура. В трудовом коллективе наиболее полно раскрываются технические и организационные способности специалиста, создаются условия их наращивания. Качественное развитие этих факторов должно быть в комплексе мер, намечаемых организацией как в тактическом, так и стратегическом плане.


Однако студенческая аудитория (около 7 млн человек) – это ещё не вся Россия, а инновационные преобразования должны происходить в любой местности нашей отчизны. Поэтому в каждом трудовом коллективе страны должны быть специалисты, участки, бригады, организации, где хозяйственные структуры занимаются практическим решением задач модернизации. Практические шаги в этом направлении должны делать в приоритетном порядке все органы власти на всей территории России.


В производственных коллективах менеджерам требуется существенно улучшать работу по активизации и стимулированию труда специалистов, которые способны создавать новые инновационные продукты (системы, технологии, процесс, методы, эффективные изменения и другие), внедрять прогрессивный опыт. Их внимание постоянно должно быть нацелено на реализацию стратегических инновационных программ и проектов, на обеспечение эффективного соответствия состава структуры кадров требованиям, обусловленным изменениями коньюнктуры рынка [2; 5].


Теория и практика ряда развитых стран дают нам пример необходимых действий.


Они должны начинаться в каждый фирме, в каждом регионе, с каждого работника.


Для этого необходимы специальные программы, разработанные и реализуемые на разных уровнях власти, которые должны быть направлены на более полное использование главного ресурса – человеческого капитала, более эффективное влияние на формирование корпоративной культуры и здорового социально-психологического климата в коллективе. Однако это направление, несмотря на многочисленные совещания, конференции, публикации, дискуссии, декларации, пока должного внимания не находит. В США, например, после полёта Гагарина была разработана и осуществлена специальная программа «МЕРИТ». Она позволила через совершенствование систем образования и развития не только догнать бывший СССР по космической деятельности, но и опередить нас [10].


Технологический «прорыв» в экономике возможен лишь тогда, когда эту задачу станут активно решать в каждой бригаде, отделе, фирме каждый менеджер и руководитель, которые, эффективно используя весь арсенал современных социально-экономических, технических, нравственных мер, способны будут достичь стратегически важных производственно-экономических целей деятельности. Для этого необходимо создавать более благоприятные условия формирования профессионального и квалификационного уровня, компетенций и творческой деятельности каждого работника.


Новаторы составляют основу человеческого капитала, которая начинает формироваться задолго до появления первой новации. В этих динамично развивающихся процессах, началом которых, как правило, является семейное воспитание ребёнка, участвуют не только родители, его окружение, но и школа, вуз, средства массовой информации, сфера культуры.


Рассматривая представленную на рис. 1 традиционную схему связей процессов формирования научно-технического потенциала персонала организации, легко представить закономерность последовательного наращивания интеллекта человека [13].



Развиваясь от поколения к поколению, процессы формирования творческого потенциала человека множат национальный арсенал научно-технических достижений.


Учитывая короткие сроки жизни инноваций и их дефицит в современной отечественной экономике, можно предположить, что ускорение процессов наращивания инновационного потенциала специалистов производства является главной национальной задачей. Для её решения требуются не столько финансовые и материально-технические ресурсы, сколько программы, стандарты отношения к семье и личности, то есть к главным звеньям цепи процессов формирования и развития интеллекта человека (рис. 2) [13].



Динамизм процессам обращения придаёт новатор. Его трудом и интеллектом создаётся новация, идеальный продукт. Он же определяет, как правило, масштабы и темпы оборота, превращение новшеств в нововведения, в реальный продукт [1].


Заключение
Дело, казалось бы, за малым: следует, как это ни трудно, прибавить каждому усердия, добросовестности и усилий в труде, в учёбе и в исполнении своего долга. Гарантированному высокому инновационному результату необходимо гарантированное отношение каждого. Работать требуется, что называется, засучив рукава и не покладая рук. Для этого необходим постоянный мониторинг поощрения творческой деятельности на соответствующих уровнях управления социально-экономическим развитием страны.


Литература
1. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: Международная конференция // Сб. статей: В 2 т. – М.: МАКС Пресс, 2008. – Т. 2.
3. Управление качеством образования в регионах России: монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательская группа «Прогресс», 2007.
4. Жбанов П.А. Императив инновационных управленческих компетенций в сфере развития экономических знаний // Экономика строительства. – 2011. – № 1. – С. 43–49.
5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Бобков К.И., Сапожников В.Н. Научные проблемы экономики строительства: учебное пособие. – М.: Издательство Ассоциаций строительных вузов, 2006.
7. Серов В.М. Инвестиционно-строительная сфера России: источники и направления повышения эффективности // Экономика строительства. – 2001. – № 1.
8. Четверик Н.П., Грунин И.Ю., Ханухов Х.М., Пироцкая Л.М., Шляпников А.А., Деревянко А.А. Методические рекомендации по оценке эффективности инноваций в строительстве. – М.: Комитет инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ, 2011 (nostroy.ru).
9. Зиновкина М.М., Гареев Р.Г., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВиФ-ТРИЗ): учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2004.
10. Квинтэссенция: Филос. альманах / сост.: В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. – М.: Политиздат, 1990.
11. Никифоров М.Д. Управление качеством: учебник для вузов. – М.: Студент, 2011.
12. Череповский А.П. Стратегическое развитие управления персоналом в строительстве: монография. – Орёл: Издательство «Орел ГАУ», 2007.
13. Череповский А.П. Наращивание результатов творчества и синергетического эффекта – главная стратегия ускорения модернизации строительства // Кадровик. Кадровый менеджент. – 2013. – № 3. – С. 81–86.

09.06.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста