Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2014
Черниковская М.В.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Пензенского
государственного университета архитектуры и строительства
Молькин А.Н.,
студент 4-го курса Пензенского государственного университета
архитектуры и строительства
Проблема построения карьеры является актуальной в условиях изменяющейся социально-экономической среды. В статье представлены результаты исследования процесса построения и развития карьеры молодого специалиста.
Молодые специалисты после получения диплома о высшем образовании в первую очередь сталкиваются с проблемой грамотного построения карьеры. К основным факторам, затрудняющим процесс построения карьеры и достижения успеха, можно отнести:
– получение некачественного образования;
– отсутствие желания развиваться как личность;
– нежелание получать новые знания, связанные с профессиональной деятельностью;
– отсутствие чётких целей при построении карьеры;
– неготовность к преодолению трудностей.
Построение карьеры – это очень трудоёмкий процесс. В статье описано исследование «Карьерное становление и развитие молодого специалиста (на примере ФГБОУ ВПО Пензенского государственного университета архитектуры и строительства)». Целью исследования является выявление особенностей карьерной траектории выпускников после окончания вуза, разработка рекомендаций по планированию и построению карьеры молодого специалиста.
Исследование проводилось по репрезентативной выборке. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам состав обследуемых объектов должен приближаться к пропорциям в генеральной совокупности. Строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки. Повышенная надёжность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – от 3 до 10%, приближённая – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%, а прикидочная – более 40%.
По расчётам Ядова В.А. [6, c. 73], если иметь в виду генеральную совокупность численностью от 5 тыс. исследованных и больше, то можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от её объема (табл. 1), что весьма важно, так как величина допустимой ошибки зависит от цели исследования и должна приближаться к 5%.
Объём выборки при анкетировании выпускников составил от генеральной совокупности (больше 5000 чел.) 400 респондентов с учетом величины фактической ошибки выборки в зависимости от её объёма. Фактическая ошибка выборки в нашем исследовании составляет 5%, что вполне допустимо и соответствует уровню «обыкновенной надёжности».
Метод исследования: прямой опрос; все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы.
Опросная анкета содержит 29 вопросов и поделена на три части: роль вуза в становлении карьеры, достижения молодых специалистов в области карьеры, информация о респондентах.
В первой части анкеты вопросы посвящены выявлению влияния вуза на построение карьеры выпускников. Вторая часть анкеты выявляет особенности процесса планирования карьеры во время обучения в вузе. Третья часть анкеты позволяет определить основные сведения о респондентах и составить их характеристику. Мы стремились выявить роль вуза в построении карьеры выпускника, изучить препятствия на пути построения карьеры.
Первая группа вопросов призвана выяснить особенности возникновения у выпускников проблем с трудоустройством. На вопрос: «Работаете ли Вы по специальности, полученной в вузе?» – 58,82% респондентов ответили утвердительно, 42,18% – отрицательно. У девушек на 18,67% положительных ответов больше, чем у юношей. Ответы на данный вопрос одинаковы вне зависимости от формы обучения в вузе.
Следующий вопрос касается проблем трудоустройства после окончания вуза. Лишь 61% респондентов не сталкивались с проблемами при трудоустройстве. Это связано с тем, что после окончания вуза у выпускников не было достаточно знаний в сфере выбранной профессии. Выпускники заочного отделения испытывали меньше затруднений с трудоустройством. Это ясно, ведь они совмещали работу и учебу. Выпускники очного отделения по результатам исследования имели проблемы с устройством на работу.
Среди юношей испытывали трудности при поиске работы 38,02%, среди девушек – 39,66%. Возможно, разница происходит от нежелания ряда работодателей принимать на работу выпускниц по той причине, что они через какое-то время уйдут в декретный отпуск и работодателям придётся заново искать работника на данную должность.
Поддерживает ли вуз трудоустройство выпускника? 41,08% респондентов отмечают информационную помощь, 34,84% респондентов ответили, что высшее учебное заведение оказало помощь рекомендательную. Высшее учебное заведение способствовало трудоустройству части студентов. Это отметили 19,76% выпускников, принявших участие в опросе. 4,32% ответили, что в трудоустройстве помогли контакты, приобретённые в вузе. Таким образом, высшие учебные заведения принимают участие в процессе трудоустройства своих выпускников после завершения учебы.
83,2% респондентов считают полученные в вузе знания актуальными. 16,80% опрошенных отвечали, что уровень базовых знаний, которые им даёт высшее учебное заведение во время обучения, их не устраивает. Видимо, преподаватели вуза отслеживают тенденции и дают студентам действительно нужные теоретические и практические знания.
Анализ удовлетворённости выпускников личностно-профессиональными качествами, сформированными в процессе обучения, показал, что 90% удовлетворены, а 10% не удовлетворены своими профессиональными качествами.
Следующая группа вопросов нацелена на выявление чувственных ассоциаций с вузом. Был задан вопрос: «Если бы перед Вами снова стоял вопрос выбора факультета, вуза, получения специальности, то что бы Вы выбрали?» Большинство респондентов (87,96%) снова выбрали бы данный вуз, 12,64% выбрали бы другой вуз. На данный вопрос респонденты заочной и очной форм обучения ответили почти одинаково. Привязанность выпускников к вузу большая, что косвенно свидетельствует о его эффективной работе. У 39,06% респондентов были конфликты во время обучения с преподавателями, а у 60,94% конфликтов не было. Мы видим, что конфликты происходят очень часто, это связано с взаимным недопониманием преподавателей и студентов. Снижение конфликтов с преподавателями будет способствовать повышению качества обучения.
Далее выяснили, удовлетворены ли респонденты уровнем преподавания в университете и работой студенческих кружков и секций. Преобладающее большинство респондентов (89,44%) удовлетворены уровнем преподавания в вузе. Это можно объяснить несколькими причинами: высокий уровень преподавания дисциплин объясняется применением в учебе новых научных разработок, тесной работой преподавателей и студентов, высокой квалификацией преподавателей.
У выпускников много объективных причин, по которым они удовлетворены уровнем преподавания в вузе. Однако 10,56% считают, что уровень преподавания требует совершенствования. Среди тех, кто дал отрицательный ответ на поставленный вопрос, есть такие, которые считают основной причиной проблему в общении с преподавателями.
Большинство респондентов (82,10%) удовлетворены работой кружков и секций, действующих в рамках вуза, однако 12,40% респондентов утверждают, что деятельность кружков по разным причинам не соответствует их запросам и требованиям; 5,50% выпускников считают, что деятельность научных кружков не несёт практической значимости для студентов. Доля таких респондентов среди девушек (63%) выше, чем среди юношей (37%).
Далее исследование было направлено на то, чтобы выяснить, насколько выпускники вуза удовлетворены своей карьерой и чего смогли достичь после получения диплома о высшем образовании.
Респондентов спросили, стажировались ли они в компаниях во время обучения в вузе? Проходили стажировку в компаниях 68,1%, не захотели тратить время на это 16,6%. Среди ответов выпускников встречались следующие:
– не было возможности пройти стажировку;
– не видел смысла в прохождении стажировки;
– предлагали только подработку с целью получения практического опыта.
Анализ влияния опыта, полученного во время стажировки, в становлении карьеры представлен на рис. 1.
15% респондентов считают, что опыт, полученный во время стажировки, полезен в случае, если они устраивались в те компании, где проходили стажировку.
Выпускников спросили, задумывались ли они над тем, что могли бы быть более успешными в карьере? 39,5% выпускников задумывались над этой проблемой, 35,9% не задумывались. 15,8% выпускников устраивает настоящее место работы, и 9,5% считают, что поздно что-либо менять в своей жизни. Таким образом, те, кто грамотно спланировал свою карьеру, не думают о том, что они могли бы быть успешней.
Большая часть выпускников при построении карьеры (53%) не прибегали к помощи знакомых, в то время как 35,2% выпускников воспользовались такой возможностью, чтобы ускорить процесс продвижения по карьерной лестнице; 11,1% выпусников ответили, что не было влиятельных знакомых, которые могли бы помочь (табл. 2).
56% респондентов при построении карьеры не встретили трудностей на своём пути, 44%, наоборот, столкнулись с трудностями. Психологически готовили себя к трудностям 53% выпускников. Анализ показал, что те люди, которые готовили себя к трудностям, эти трудности смогли преодолеть с лёгкостью, а те, кто не думал о трудностях в построении карьеры, потеряли много времени и сил на их решение.
По результатам исследования большая часть респондентов (61,4%) в период построения карьеры обучались в вузе, 38,6% начали процесс трудоустройства после окончания вуза.
Выпускников спросили, можно ли спланировать карьеру? Одни респонденты утверждают, что карьеру можно спланировать (15,1%), другие считают, что нельзя спланировать (16,6%). Б@ольшая часть выпускников утверждает, что карьеру можно спланировать только частично (68,1%).
По результатам исследования были выявлены следующие особенности процесса планирования и построения карьеры молодого специалиста:
1) большинство выпускников при построении карьеры не прибегали к помощи знакомых (49,9%), а пользовались знаниями и опытом, приобретёнными в вузе;
2) важное в работе выпускников – заработная плата и возможность карьерного роста (86,3%);
3) во время построения карьеры больше половины (51%) выпускников дополнительно обучались;
4) выпускники считают, что вуз даёт нужные знания (83,2%), которые с успехом используются в работе;
5) все респонденты ответили, что молодому специалисту нужно обладать навыками самопрезентации и выстроить имидж (100%).
Молодому специалисту, который стремится построить карьеру, нужно поставить цель. Главное при построении карьеры – это наличие тщательно разработанного плана своих действий для достижения успеха. Любая карьера сложна. Нужно знать этапы прохождения по карьерной лестнице, виды карьеры, учитывать специфику своей профессии.
Можно выделить типы молодых специалистов в зависимости от выбора способов построения карьеры:
Первый тип. Это люди с высоким уровнем самооценки и внутреннего контроля, осознающие уровень своих притязаний. Как правило, они отрабатывают все ступени в карьере. Тщательно контролируется и обдумывается каждый шаг. В достижении цели им не требуется помощь. Всегда добиваются желаемого результата.
Второй тип. Обладают высоким уровнем самооценки и самоконтроля, но склонны использовать благоприятные ситуации и удачные обстоятельства для роста своей карьеры. Легко используют внешние признаки успешности для достижения цели. Могут поменять место работы, если на новом месте будет прибыльней.
Третий тип. Высокая самооценка при практическом отсутствии притязаний.
Главное – процесс познания, изучения нового, но по достижении результата тут же исчезает интерес. Собственно карьерой эти люди не интересуются.
Четвертый тип. Высокий уровень притязаний при почти полном отсутствии высокой самооценки. Обучаются очень много и всему, чему только можно. Процесс обучения им очень интересен.
Пятый тип. Уровень самооценки и притязания очень низкий, при этом могут быть прекрасными специалистами.
Шестой тип. Высокий уровень притязаний и самоконтроля при полном отсутствии реальной самооценки. В этой жизни надеются только на себя, и карьера растёт за счёт собственного самолюбия. Естественно, не доверяют никому и пытаются контролировать всех в коллективе.
Работник сам выбирает, каким способом строить карьеру. Но при этом необходимо учитывать основные правила продвижения по карьерной лестнице [3].
Будущим специалистам, которые планируют построить успешную карьеру, необходимо начинать планировать процесс карьерного продвижения во время обучения в вузе.
Только чётко поставленные цели и качественно подготовленный фундамент в ходе обучения помогут добиться успехов.
Литература
1. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ // Сборник материалов III Всероссийского съезда психологов. – СПб., изд-во ЛГУ, 2011.
2. Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 3.
3. Молькин А.Н., Черниковская М.В. Факторы успешного построения карьеры молодого специалиста // Электронный сборник статей по материалам XVIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАК. – 2014. – № 3 (18).
4. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 3 (47). – С. 399.
5. Резник С.Д., Черниковская М.В. Формирование организационной культуры в студенческой среде. – Пенза: ПГУАС, 2012.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Академкнига; Добросвет, 2003. – С. 73.