Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2016
Третьякова Л.А.,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры
управления персоналом ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»
Технологии и инструменты организации труда играют решающую роль в повышении его производительности. Производительность труда – это важнейший фактор снижения себестоимости пpодукции и формирования конкурентных преимуществ предприятия.
Совершенствование системы режимов труда оптимизирует использование рабочей силы и снижает удельные затраты на неё. Анализ современного состояния режимов труда в службе пассажирских перевозок показывает ряд проблем. Предлагается оптимальный вариант решения данной кадровой процедуры – организации труда в службе пассажирских перевозок. Предложенные научно обоснованные рекомендации и предложения могут быть применены российскими частными и государственными предприятиями при разработке проектов совершенствования системы режимов труда в службе пассажирских перевозок.
Важнейшей задачей обеспечения конкурентоспособности современной организации является внедрение оптимальных механизмов организации труда. Наиболее эффективный из них – это установление целесообразных и ресурсосберегающих режимов труда и отдыха.
Режимы труда и отдыха – это регламентированные продолжительность и чередование работы и отдыха в течение смены, суток, недели. Режимы устанавливаются в зависимости от особенностей трудовых процессов. Они обеспечивают поддержку высокой работоспособности и здоровья работающих [1–3]. Разрабатывая экономически целесообразные режимы труда и отдыха, которые должны обеспечить безусловное выполнение производственной программы, необходимо учитывать, что их формируют с учётом работоспособности человека, изменяющейся в течение суток. Это отражается в сменных и суточных режимах.
При обосновании недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека и в течение недели подвержена изменениям. От правильности определения продолжительности рабочего периода и его структуры во многом зависит продолжительность междусменного отдыха и длительность выходных дней. На практике чаще применяются примерные графики выходов на работу при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями [4; 5]. Целесообразные режимы труда облегчают труд, сохраняют здоровье и работоспособность тружеников, что обеспечивает рост производительности труда через удовлетворённость трудовым процессом.
Исследование режимов труда в службе пассажирских перевозок проводилось в ОАО «Скоростной трамвай» – единственном трамвайном предприятии в Белгородской области, созданном для доставки трудящихся из города Старый Оскол до металлургического завода. ОАО «Скоростной трамвай» работает круглосуточно, водители трамвая начинают работу в первую смену в 5 часов 10 минут, а заканчивают работу во вторую смену в 0 часов 30 минут. На предприятии «Скоростной трамвай» существует три расписания движения трамвайных вагонов: в рабочие дни (понедельник, вторник, среда, четверг); в пятницу; в выходные дни. Связано это с тем, что в рабочие дни предприятия города работают до 17 часов 00 минут и до 20 часов 00 минут, а в пятницу – короткий день, предприятия работают до 16 часов 45 минут и до 20 часов 00 минут. В рабочие дни много пассажиров ездят в утренние и вечерние часы, так называемые часы пик.
Существует три «часа пик»: один утром и два вечером, так как на заводе непрерывное производство. В выходные дни пассажиропоток распределяется иначе, чем в рабочие дни: основной пассажиропоток приходится на период с 10 часов 00 минут до 17 часов 00 минут. Исходя из этого в службе пассажирских перевозок (далее также – СПП) существует плавающий двусменный график. Пять дней водители трамвая приходят на работу в первую смену с разным временем начала работы, после первой смены они получают один выходной день. Вторая смена (также с разным временем начала работы) получает два выходных дня. По такому графику работают 13 бригад из 4–5 человек.
Для выявления недостатков в организации труда и для оптимизации затрат и потерь рабочего времени, совершенствования режимов труда в службе пассажирских перевозок используют фотографию рабочего времени. Данный метод позволяет оценить и проанализировать структуру затрат и потерь рабочего времени, устранить нерациональные затраты [6; 7]. Фотографии рабочего времени рабочей недели сделаны на примере водителя 1-го класса со стажем работы 17 лет (табл. 1).
Общее время наблюдения за пятидневную рабочую неделю составило 2328 минут (38 часов 8 минут).
После составления сводки одноимённых затрат рабочего времени составляется фактический баланс рабочего времени, который показывает, как используется рабочее время при существующей организации труда [8]. Изучив фактические затраты рабочего времени, нужно установить их необходимость для выполнения данной работы и определить их абсолютную величину. Анализ способов использования рабочего времени проводили на основании пяти повторных фотографий (табл. 2).
Проведённая пятидневная фотография рабочего дня показала, что коэффициент занятости составил 119%, а уровень занятости составил 105%. Значит, за рабочую смену переработка водителя составляет 19%, при этом уровень занятости составляет 105%, что отрицательно сказывается на здоровье персонала и производительности труда. Работник трудится на пределе своих физиологических и психологических возможностей.
Проведённый выше анализ пятидневной рабочей недели одного водителя службы пассажирских перевозок позволил выявить проблемы в системе организации режимов труда:
– физиологическая усталость, связанная с ранними подъёмами на работу, напряжённостью внимания, темпом работы;
– нервное напряжение, связанное с повышенным напряжением слуха и зрения, умственным напряжением, выполнением требований безопасности при управлении транспортным средством;
– монотонность работы, характеризующаяся продолжительностью постоянно повторяющихся операций;
– тяжелые психологические условия труда, связанные с большим количеством пассажиров в течение рабочей смены.
При действующих маршрутах следования, расписаниях движения трамвайных вагонов, режимах труда и отдыха труд получается организованным неконструктивно. В связи с этим предлагается совершенствование режимов труда водителей службы пассажирских перевозок. Нужны пересмотр имеющихся режимов труда и отдыха, изменение графиков труда с пятидневной рабочей недели на четырёхдневную рабочую неделю (табл. 3).
Проект позволит предприятию ОАО «Скоростной трамвай»: сократить расходы на оплату труда; сократить численность персонала в службе пассажирских перевозок с учётом имеющегося расписания и маршрутов следования; снизить физиологическую и психологическую нагрузку работников.
С учётом вида производственной недели разрабатываются скользящие графики труда и отдыха. Недельный режим труда и отдыха включает график выходов на работу (график сменности). Он определяется количеством рабочих и нерабочих дней и часов за неделю, порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, чередованием работы в различные смены [9–11]. Для оценки эффективности режимов труда и отдыха через сравнительный анализ составляется месячный график выхода на работу с пятидневной рабочей неделей (уже существует на предприятии) (табл. 4) и проектный месячный график с четырёхдневной рабочей неделей (табл. 5).
Условные обозначения в таблицах 4 и 5: В – выходной день; П1 – поезд (1-я смена); П2 – поезд (2-я смена).
Четырёхдневный график работы позволяет увеличить количество выходных, что способствует рациональному использованию трудового потенциала работников за счёт снижения его утомляемости. При совершенствовании системы режимов труда необходимо учитывать риски (табл. 6).
Риском по проекту может быть и внешний фактор, связанный с сокращением пассажирских перевозок ввиду сокращения мощности работы предприятий Старооскольско-Губкинской агломерации Белгородской области, являющихся основными потребителями услуг предприятия ОАО «Скоростной трамвай». Внутренний рисковый фактор – это сопротивление персонала нововведениям, так как необходимо оптимизировать состав персонала.
Внедрение рассмотренного проекта позволяет предложить пути совершенствования системы режимов труда и отдыха в службе пассажирских перевозок в ОАО «Скоростной трамвай» посредством пересмотра имеющихся графиков режимов труда и отдыха и внедрения четырёхдневной рабочий недели, что позволит сократить фонд оплаты труда и оптимизировать численность персонала. Расчёт годового фонда оплаты труда одного работника службы пассажирских перевозок показал, что затраты по фактическому графику работ составили 114 791,77 руб., а по проектному – 104 911,95 руб. Экономия денежных средств предприятия составит 9879,82 руб. в год на одного работника.
Литература
1. Эсаулова И.А. Инновационный потенциал персонала как источник динамических возможностей организации // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 2. – С. 262–271.
2. Weihrich H., Cannice M.V., Koontz H. Management: A Global, Innovative, and Entrepreneurial Perspective. 14th Edition. NY: McGraw Hill, 2013.
3. Тюлин А.Е., Рожкова Е.В. Проблематика понятийного аппарата компетентностного подхода в управлении: организация как центр компетенций // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 4 (33). – С. 436–438.
4. Fast N.J., Burris E.R., Bartel C.A. Managing to stay in the dark: managerial selfefficacy, ego defensiveness, and the aversion to employee voicetel // Academy of Management Journal. – 2014. – Vol. 57. – No. 4. – Pp. 1013–1034.
5. Takeuchi R., Lepak D.P., Wang H., Takeuchi K. An empirical examination of the mechanisms mediating between high-performance work systems and the performance of Japanese organizations / R. Takeuchi et al // Journal of Applied Psychology. – 2007. – No. 92. – Pp. 1069–1083.
6. Шингаров Г.Х. Человеческий капитал, человеческий потенциал и социальный капитал // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. – 2012. – № 4 (16). – С. 49–58.
7. Maitlis S., Sonenshein S. Sensemaking in crisis and change: inspiration and insights from Weick (1988) // Journal of Management Studies. – 2010. – Vol. 47. – Pp. 551–580.
8. Mollick E.R. People and Process, Suits and Innovators: The Role of Individuals in Firm Performance // Strategic Management Journal. – 2012. – Vol. 33. – No. 9. – Pp. 1001–1015.
9. Носкова К.А. Влияние человеческого капитала на инновационное развитие организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. – № 12. – С. 10–14.
10. Gableta M., Bodak A. Employee interests in the light of human resource management concepts // Management. – 2014. – Vol. 18. – No. 1. – Pp. 9–20.
11. Романова К.С. Человеческий потенциал в контексте социальных трансформаций: проблемы и тенденции // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2012. – № 12. – С. 166–177.