Методы анализа социальной сферы организации как этапа cтратегического менеджмента



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2009


Парахина В.Н.,
д. э. н., профессор,
заведующая кафедрой менеджмента
Северо-Кавказского государственного
технического университета

Калюгина С.Н.,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента
Северо-Кавказского государственного
технического университета,

Анализ социальной сферы организации – это научно обоснованное исследование социальных процессов и явлений, характерных для предприятия, которые, с одной стороны, определяются результатами экономической деятельности предприятия, а с другой стороны, влияют на эффективность этой деятельности, меняя уровень удовлетворённости трудом и мотивации персонала организации.

Согласно нашим исследованиям, наиболее значимыми составляющими социальной подсистемы организации являются:
1) во внутренней социальной среде фирмы: персонал, социально-трудовые отношения, условия труда, социальная инфраструктура, организационная культура, социальная защита персонала;
2) во внешней социальной среде организации: социальная ответственность фирмы, формирование взаимоотношений с окружением.

В табл. 1 представлен адаптированный профиль внутренней социальной среды фирмы. Каждому из перечисленных факторов социальной подсистемы даётся экспертная оценка исходя из следующих критериев: важность для организации по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая; уровень влияния на организацию по шкале: 3 – сильный, 2 – умеренный, 1 – слабый, 0 – отсутствие влияния; направленность влияния по шкале: +1 – положительное влияние, –1 – отрицательное влияние.

По данным таблицы, руководство организации может выделить факторы среды, которые важнее для фирмы (в нашем примере это персонал и социально-трудовые отношения), а какие менее значимы (в нашем примере это социальная инфраструктура и социальная защита). Кроме того, профиль среды позволяет установить факторы, мешающие предприятию работать (в нашем примере это условия труда и организационная культура), что, безусловно, должно в первую очередь учитываться при разработке социальной стратегии организации.

Матрицы возможностей и угроз позволяют позиционировать каждую возможность или угрозу в развитии социальной сферы организации и оценить их влияние на стратегические ориентиры фирмы. Они предусматривают исследование силы влияния возможностей организации (сильное, умеренное, малое) и вероятности их использования (высокая, средняя, низкая) и аналогично влияние угроз. Сильные сочетания должны быть глубоко проанализированы и учтены руководством.

Матрица баланса поля сил позволит проанализировать положение организации во внешней среде и её взаимодействие с другими субъектами или группами стратегического влияния.

Пример баланса поля сил фирмы представлен в табл. 2.

В табл. 2 используются следующие обозначения: «+» – позитивное отношение, «–» – негативное отношение, «0» – нейтральное отношение, «+, –» – позитивное отношение по одним вопросам и негативное по другим. Итоговые числа в матрице показывают активность субъекта стратегического взаимодействия.

Основная цель анализа баланса поля сил – выявление зон, по которым организации необходимо:
активизировать деятельность во внешней среде для развития позитивных и устранения негативных моментов в отношениях (в нашем примере это органы власти и население);
нейтрализовать противодействия определённых групп (в нашем примере это некоммерческие организации, профсоюзы и полиструктурные обра зо вания); привлечь субъектов с нейтральной позицией (в нашем примере это некоммерческие организации).

Экономические методы анализа социальной сферы организации позволят исследовать степень использования трудового потенциала и рабочего времени на предприятии, профессионально-квалификационную структуру персонала, определить уровень производительности труда, заработной платы, коэффициента текучести кадров, фондовооружёности труда, а также сравнить эти показатели со средними по отрасли, региону, другим организациям.

В качестве экономических методов целесообразно использовать: аудит и контроллинг персонала, который позволит выявить индивидуальный и групповой потенциал сотрудников; эксперт-прогноз влияния изменения профессионально-квалификационной структуры персонала на результаты труда; факторный анализ уровня заработной платы, производительности труда и движения персонала, экспертизу зависимости уровня развития социальной сферы и производительности труда; корреляционно-регрессионный анализ результатов труда и величины вознаграждения (прямого, косвенного, нематериального); методы инструментального профессиографирования, позволяющие измерить и оценить показатели факторов среды, функционального и психофизиологического состояния организма работников в процессе трудовой деятельности.

Учитывая, что показатели оценки развития социальной сферы организации характеризуются как качественным содержанием, так и количественным уровнем, необходимо использовать универсальную методику, позволяющую соотносить их в одинаковых измерителях.

По нашему мнению, важным комплексным показателем развития социальной сферы организации необходимо считать уровень её качества, представляющий совокупность свойств и характеристик социальной подсистемы фирмы, способных удовлетворять конкретные потребности сотрудников и предприятия.

Для определения уровня качества социальной сферы организации, а также каждой из её составляющих предлагается использовать подход, основанный на квалиметрической оценке. Данный подход предусматривает рассмотрение каждой из составляющих социальной сферы фирмы как сложного явления, которое можно разложить на определяющие факторы с весом (важностью), выраженным в долях от целого таким образом, чтобы сумма долей всегда была равна 1.

Исходя из этого на первом этапе разработки квалиметрической модели необходимо сформировать отдельно по каждой составляющей социальной стратегии ранжированный перечень факторов на основе метода экспертных оценок, процедура согласования мнений которых может осуществляться методом средних арифметических рангов, методом медиан или парных сравнений. На втором этапе формирования квалиметрической модели по каждой из составляющих социальной стратегии следует разработать критерии оценки факторов и их значимость. На третьем этапе формируется факторнокритериальная модель и рассчитывается комплексная оценка качества социальной сферы организации и каждой её составляющей по формуле:

где n – количество составляющих;
i – количество факторов по каждой составляющей;
j – количество критериев оценки каждого фактора;
* весомость i-го фактора;
 значимость i-го фактора по j-му критерию.

Предлагаемая методика позволит проводить оценку качества социальной сферы любого предприятия, выявлять тенденции социального развития предприятия, научно обосновывать стратегические планы и управленческие решения в области социальной подсистемы, контролировать их выполнение, оценивать достигнутые результаты, осуществлять поиск и измерение величины социальных резервов организации.

Литература
1. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000.
3. Системный анализ в менеджменте / Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. – М.: Кнорус, 2007.
4. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. – М.: Кнорус, 2008.

25.09.2014

Также по этой теме: