Цель предприятия и стратегия её достижения



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2011


Жемчугов А.М.,
Аналитик
ООО «Корпоративные системы Интернет»


Жемчугов М.К.,
к. т. н., главный специалист
ООО «Корпоративные системы Интернет»


Разработка стратегии предприятия трудна. Это объясняется тем, что если цель, которую ставит собственник при создании предприятия, более-менее ясна, то далее никакой ясности нет. «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [1]. Каких-либо общих системных подходов пока неизвестно. Настоящая статья и является попыткой систематизации общих вопросов создания стратегии предприятия без перехода к многочисленным школам стратегий и частным вопросам.


1. Цель предприятия
Цель любого предприятия можно рассматривать с различных точек зрения. Как представляется, есть три основные точки зрения:
1) цель предприятия с точки зрения собственника;
2) цель предприятия с точки зрения общества;
3) цель предприятия с точки зрения самого предприятия.


Цель предприятия с точки зрения собственника определяет тот эффект, который собственник хочет получить от предприятия, цель, ради которой он и создаёт предприятие (это в основном экономические цели и в большинстве – устойчивая прибыль [2]).


Цель предприятия с точки зрения общества показывает эффект, который общество хочет получить от предприятия (удовлетворение каких потребностей).


И цель предприятия с точки зрения предприятия показывает цели, которые необходимо достичь предприятию для создания и продвижения востребованной обществом продукции, для исполнения своей миссии. Первой отправной точкой, конечно, выступает цель с точки зрения собственника, создающего предприятие, но, как уже отмечалось, она практически ничего не говорит о том, как именно будут получены планируемые результаты.


2. Миссия предприятия
«Что касается формулировки цели и миссии фирмы, то для этого требуется лишь один ориентир, одна отправная точка – потребитель. Эта сущность определяется потребностями и желаниями потребителя, которые удовлетворяются с покупкой продукта или услуги данной компании» [3]. Собственник может достичь своей цели, только ориентировав предприятие на потребности общества, на потребителя, который и принесёт ему ожидаемый результат. Собственник может достичь своей цели, лишь создавая предприятие под исполнение задуманной миссии.


3. Видение предприятия
Миссия говорит о том, какие потребности общества должно обеспечивать предприятие, какую продукцию и для какого потребителя выпускать, но ничего не говорит о том, как должно быть построено предприятие, как оно будет создавать и продвигать эту продукцию. Необходимо видение предприятия, «идеализированное представление желаемого и достижимого будущего состояния, то есть того, где и чем должна в будущем оказаться организация» [4]. При этом необходимо сочетание как внутреннего (создание новых товаров, повышение качества выпускаемой продукции, формирование новых стандартов удовлетворения потребителей), так и внешнего видения [5].


Только имея такое видение и можно понять, как строить предприятие, какие стратегические цели для этого надо поставить, какая программа действий для их исполнения необходима.


4. Стратегия предприятия
«Корпоративная стратегия – это паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает её основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить акционерам, наёмным служащим, покупателям и обществу в целом...» [6].


«Стратегия – это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, её политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов».


«Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: 1) основные цепи деятельности; 2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности, и 3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [7].


Но невозможно единожды определить стратегию и постоянно следовать ей, невзирая на изменение внутренней среды, рыночной ситуации и появляющиеся угрозы.


Одна из задач стратегического менеджмента – это «оценка результатов и корректировка  стратегического видения, глобальных целей, стратегии и её реализации с учётом приобретённого опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей».


А «изменение стратегии, постепенное или стремительное, адаптивное (в ответ на новые условия) или активное (при появлении новых возможностей во внешней или внутренней среде) – это норма, даже необходимость. Поэтому создание стратегии – это непрерывный процесс, а не единовременное действие» [8].


Поэтому особо отметим, что стратегия предприятия – не единожды разработанная и застывшая концепция, а развивающаяся система установки и достижения целей, мониторинга и периодической коррекции программ действий.


Отсюда можно дать определение стратегии предприятия и системы стратегического управления предприятием. Стратегия предприятия – это программа действий, направленная на достижение поставленных целей в рамках принятых политик и имеющихся ресурсов (стратегия в текущий момент времени).


Система стратегического управления предприятием – это система мониторинга и коррекции деятельности предприятия, направленная на достижение поставленных целей, включающая мониторинг внутренней и внешней среды, коррекцию программы действий, политик, и самих стратегических целей (стратегия как процесс).


5. Формирование стратегии


5.1. Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия
Анализ параграфов 2, 3, 4 показывает, что стратегия достижения собственником предприятия своей цели включает три необходимых шага: определение миссии предприятия, определение видения предприятия и определение программ действий по реализации видения. При этом для реализации каждого шага также необходима своя стратегия, и исходя из этого мы можем получить следующую циклическую цепочку формирования стратегии предприятия (табл. 1).



Основой формирования стратегии является разработка возможных политик и программ и стратегические решения по их выбору. «Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами» [6].


5.2. Стратегия создания стратегии предприятия
Зная исходную цель с точки зрения собственника, мы должны пройти все эти три шага и получить на выходе искомую стратегию, а реализовав её, получить и результат – требуемое нам предприятие, обеспечивающее достижение поставленной цели собственника. Но кто это «мы», кто и как будет проходить эти необходимых три шага? Это принципиальный и крайне важный вопрос. Иными словами, для создания стратегии тоже нужна своя стратегия, и это ещё один предварительный шаг (табл. 2).


И это, пожалуй, самая важная стратегия: любые два коллектива, призванные разработать  стратегию предприятия, создадут две разные стратегии, соответствующие целям, уровню и интеллекту этих коллективов. То есть стратегия предприятия, создаваемая коллективом, во многом определяется индивидуальными особенностями этого коллектива (штаба стратегического развития), и от этого невозможно уйти.



5.3. Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником
Один из основных вопросов заключается в том, является ли собственник руководителем предприятия и управляет ли он процессом создания стратегии? В противном случае – кто и как будет учитывать его точку зрения? С какой точки зрения будет строить предприятие наёмный руководитель – не собственник? Если он относится, говоря языком древней притчи, к тем, кто «строит храм», это ещё хорошо, а если к тем, кто «зарабатывает деньги»? Ведь он будет исходить в первую очередь из своей точки зрения, из своего интереса, а не из интереса собственника. Необходима политика мотивации, максимально сближающая цель собственника и цель руководителя предприятия во всех аспектах его деятельности, когда достижение собственных целей руководителя требует достижения обеспечения целей собственника, исполнения предприятием своей миссии, политика, которая переводит цель руководителя со своей точки зрения на точку зрения собственника.


Взаимоотношения собственника и руководителя предприятия могут быть построены по-разному:
- собственник является руководителем предприятия;
- собственник руководит разработкой стратегии и контролирует деятельность предприятия по всем её аспектам;
- собственник только финансирует предприятие и получает дивиденды. Интерес руководителя предприятия определяет принятая собственником политика мотивации.


Для последнего случая циклическая цепочка формирования стратегии примет следующий вид (табл. 3).




Данный случай относится и ко всем государственным предприятиям и учреждениям.


Таким образом, создание стратегии предприятия заключается в следующих шагах (частных стратегиях):
- разработка общей стратегии создания системы стратегического управления предприятием (стратегия создания общей стратегии);
- определение миссии предприятия, которая будет соответствовать потребностям общества и позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания миссии);
- определение видения предприятия, определение именно того видения предприятия, которое обеспечит исполнение предприятием своей миссии и опосредованно позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания видения);
- разработка программы действий, которая позволит реализовать наше видение и создать предприятие, обеспечивающее исполнение своей миссии и опосредованно позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия реализации видения).


Поскольку все цели определены, необходимо первым делом разработать возможные политики, принять стратегические решения по выбору требуемой политики, далее аналогично программу создания стратегии. Отметим основные политики по всем четырём шагам создания стратегии предприятия.


5.4. Возможные политики в области общих вопросов создания стратегии
В данном разделе ввиду ограниченного объёма статьи ограничимся перечислением основных политик:
- политики в области руководства созданием стратегии;
- политики в области разработки стратегии, например подход «сверху вниз», «снизу вверх», комбинированные подходы, командная работа;
- политики в области внедрения стратегии;
- политики в области мониторинга деятельности;
- политики в области коррекции стратегии.


Задав эти политики, мы определились с тем, кто и как создаёт стратегию, а конкретные шаги во многом зависят от принятых политик, регламентирующих область и направление возможных шагов.


5.5. Возможные политики в области формулирования миссии
- Политики в области видов деятельности;
- политики в области потребителя;
- политики в области внешней среды;
- политики в области компетенций;
- политики в области выпускаемой продукции.


5.6. Возможные политики в создании видения предприятия
- Политики в области создания, производства и продвижения продукции (интеграция, кооперация, расширение);
- политики в области создания коллектива предприятия;
- политики в области компетенций, инноваций, динамических способностей;
- политики в области корпоративной культуры;
- политики в области взаимоотношений с поставщиками, контрагентами, государством и другими заинтересованными сторонами;
- политики в области управления предприятием.


5.7. Возможные политики в области реализации видения
Политики по каждой поставленной для реализации видения цели.


5.8. Некоторые итоговые программы действий
В данном параграфе также ограничимся перечислением основных программ:
- программы по общим вопросам создания стратегии – подбор, обучение штаба развития стратегии, выбор и заключение договора с консалтинговой компанией;
- программы по формулированию миссии – проведение маркетинговых исследований, анализ собственных компетенций;
- программы по формированию видения, внутреннего и внешнего;
- программы по реализации видения:
– программы по созданию (расширению, модернизации) инфраструктуры предприятия;
– программы по созданию требуемой организационной структуры, положений о структурных подразделениях;
– программы по разработке, оптимизации и внедрению бизнес-процессов;
– программы по определению номенклатуры, созданию, выпуску и продвижению продукции;
– программы по обучению, развитию компетенций, инновациям;
– программы по организации коллектива и мотивированию его на исполнение миссии предприятия.


Оттого, как будут созданы программы действий на всех четырёх шагах, как будет проведено их внедрение, зависит и конечный результат – построенное предприятие и результат всей деятельности предприятия, то есть исполнение им своей миссии, достижение цели, поставленной собственником.


Но необходимо рассмотреть ещё один важный вопрос.


5.9. Иерархическая система циклической стратегии предприятия
«Вся теория стратегического менеджмента и почти все системы корпоративного планирования основываются на иерархии стратегий, в которых организационные цели определяют собой задачи подразделений» [9].


«Большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [9]. И не только подразделений, но и миссий для своих сотрудников: «Каждый человек становится  первопроходцем, экспериментатором, лидером» [10].


Таким образом, как предприятие, так и каждое структурное подразделение, и каждый сотрудник должны иметь свою стратегию, создание которой идёт в три аналогичных шага (табл. 4). Это иерархическая циклическая стратегии предприятия.



Данная стратегическая цепочка фактически распространяет стратегическую цепочку предприятия (см. табл. 1, 3) на структурные подразделения, делает её иерархической. На верхнем уровне вышестоящий руководитель – это руководитель предприятия; на самом нижнем уровне – это конкретный работник. Каждый работник имеет своё предназначение в подразделении – миссию, своё видение для исполнения этой миссии, свою программу действий для реализации видения (повышение квалификации, освоение второй специальности).


Из изложенного видно, что стратегия предприятия – это сложная иерархическая система, включающая иерархии целей, политик, миссии, видения, компетенций, структуры, бизнес-процессов, неформального коллектива. И разработка стратегии – это разработка всей иерархии. Коллектив по разработке стратегии должен включать и руководителей структурных подразделений, он также должен быть иерархическим. «Если осуществление стратегии зависит от других звеньев фирмы(1), то процесс её разработки всегда должен строиться при их участии и взаимодействии» [11].


«Стратегия – это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях или действиях. Вопросы стратегии заставляют нас обратиться к наиболее фундаментальным аспектам природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия» [12].


«Общие задачи корпоративной стратегии – это… построение и развитие отношений внутри корпорации (организационной структуры), обеспечивающей эффективное выполнение всех вышеперечисленных задач» [13].


(1) Это практически всегда. – Прим. авт.


Процесс создания стратегии предприятия (см. табл. 1 и 3) также должен учитывать иерархию стратегий (см. табл. 4) . Если на первом шаге при создании миссии, как видно из таблиц, рассматривается в основном предприятие, то на втором шаге, при создании видения предприятия, необходимо как минимум выявить и рассмотреть основные структурные подразделения предприятия. Желательно делать это с участием их ведущих специалистов, и процесс, как правило, получается итерационный. А на третьем шаге создания программы мероприятий, возможно, придётся ещё снизиться по уровню иерархии. При реализации программы мероприятий, реализации стратегии предприятия она должна быть доведена и до каждого работника.


Заключение
В результате проведенных исследований:
1. Предложено определение стратегии и системы стратегического управления.
2. Показана необходимость предварительной разработки общей стратегии создания стратегической системы управления предприятием и её реализации.
3. Предложена система иерархической циклической стратегии предприятия с тремя однотипными (цель – политики – программы – результат) частными циклами: 1) создания миссии,  обеспечивающей достижение цели с точки зрении собственника или руководителя верхнего уровня; 2) создания видения, обеспечивающего исполнение миссии, и 3) создания предприятия или подразделения, реализующего видение, на всех уровнях иерархии предприятия.


Литература
1. Simon H.A. On the Concept of Organizational Goal // Administrative Science Quarterly. – 1964. – № 1.
2. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М. : Прогресс, 1979.
3. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М. : Вильямс, 2004.
4. Румизен М.К. Управление знаниями. – М. : АСТ : Астрель, 2004.
5. Сенге П. Новая задача лидера: построение обучающейся организации // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб. : Питер, 2001.
6. Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб. : Питер, 2001.
7. Куинн Дж. Б. Стратегия перемен // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб. : Питер, 2001.
8. Томпсон Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. – М. : Вильямс, 2006.
9. Хэмел Г. и Прахалад К. Стратегические намерения // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб. : Питер, 2001.
10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). – М. : Прогресс, 1986.
11. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. : Экономика, 1989.
12. Минцберг Г. Пять «П» стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб. : Питер, 2001.
13. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие. – М. : Дело, 2006.

04.10.2017

Также по этой теме: