Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2013


Санникова И.Н.,
д. э. н., профессор, зав. Кафедрой
бухгалтерского учёта, аудита и анализа
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»,
г. Барнаул


Татарникова Э.В.,
преподаватель кафедры
бухгалтерского учёта, аудита и анализа
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»,
г. Барнаул



Источником развития на предприятии выступает инновационный потенциал. Важно им не только обладать, но и понимать, насколько эффективно он используется.


Диспропорция между наличием инновационных возможностей и их воплощением на практике объясняется, в том числе, отсутствием комплексных методов оценки величины инновационного потенциала и эффективности его использования.


«Потенциал – совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата» [1]. «Инновации – новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых рынков» [2]. Стало быть, инновационный потенциал – способность предприятия к созданию инноваций.


При анализе инновационного потенциала предприятия предлагаем использовать пошаговую методику: 1-й этап – оценка величины инновационного потенциала; 2-й этап – оценка использования инновационного потенциала, то есть оценка результата от инновационной деятельности; 3-й этап – определение результирующего показателя эффективности инновационного потенциала.


На 1-м и 2-м этапах величина инновационного потенциала и результат от инновационной деятельности предприятия сравниваются с инновационным потенциалом и результатом от инновационной деятельности предприятия-эталона. Предприятие-эталон обладает следующими свойствами:
1) существует поддержка со стороны высшего руководства за ходом разработки и внедрения инноваций;
2) определена цель инновационной деятельности.


Инновационная деятельность должна быть направлена на решение известных задач предприятия (например, завоевание новых рынков, снижение издержек, повышение качества, производительности). Инновации ради инноваций, не ведущие к достижению целей предприятия, теряют поддержку у руководства;
3) регулярно проводится анализ организационных барьеров, как внутренних (связанных с финансовыми ограничениями, сложившейся практикой руководства, неготовностью персонала к изменениям в работе), так и внешних (риски, связанные с действиями конкурентов, несовершенное законодательство, другие), а также разрабатываются меры по снижению воздействия этих барьеров;
4) к инновациям применяется системный подход. Предприятие представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений, подчинённых общей цели.


Изменение одного звена предприятия неизбежно приведёт к изменениям в других. Инновации нельзя ограничить рамками одного подразделения, они должны охватывать все звенья предприятия, пронизывая его деятельность, в противном случае подразделения, прямо не участвующие в разработке и реализации инноваций, будут пренебрегать инновационной деятельностью;
5) система материальной и нематериальной мотивации направлена на вовлечение работников в инновационный процесс;
6) работникам выделяется время для развития инноваций;
7) разработана и применяется объективная и понятная работникам система оценки инноваций для мотивирования активного участия в инновационном процессе;
8) инновационный процесс обеспечен необходимыми ресурсами. Для успешной разработки и реализации инноваций необходимы инвестиции. Любой план – это всего лишь намерение. Для реализации планов необходимы ресурсы – финансовые, трудовые, материально-технические, научно-исследовательские, организационно-структурные;
9) в коллективе поддерживается атмосфера открытости к новшествам и изменениям, поощряются инновационные идеи;
10) создана система информационной поддержки инноваций. Работники предприятия должны знать, в каком направлении движется компания. Если работники осознают цель, к которой следует стремиться, а руководство определённым образом стимулирует персонал к достижению цели, то результаты труда становятся более заметными, работа перестаёт быть механическим выполнением обязанностей, работники начинают корректировать свою деятельность в соответствии с целью организации;
11) регулярно проводится обучение персонала, направленное на передачу необходимых знаний, развитие требуемых навыков, в том числе творческих;
12) проводится мониторинг инноваций для корректировки возможных отклонений, возникших в ходе разработки и внедрения инноваций, в результате изменившейся внешней или внутренней среды.


Для оценки величины инновационного потенциала предлагается использовать табл. 1. В методике величина инновационного потенциала оценивается по 30 критериям.


Все 30 критериев присущи предприятию-эталону. По окончании тестирования определяется, насколько величина инновационного потенциала предприятия соответствует величине инновационного потенциала предприятия-эталона. Ниже приведен пример оценки инновационного потенциала подлинного предприятия – производителя металлопродукции.





Таким образом, на 76% величина инновационного потенциала предприятия соответствует величине инновационного потенциала предприятия-эталона.


Для оценки использования инновационного потенциала нами была разработана специальная таблица 2, где результат от инновационной деятельности оценивается по 30 критериям, характеризующим осуществляемую на предприятии инновационную деятельность и преодоление барьеров на пути разработки и внедрения инноваций.






Итак, на 50% результат от инновационной деятельности предприятия – производителя металлопродукции соответствует результату инновационной деятельности предприятия-эталона.


По соотношению показателя «Результат от инновационной деятельности» (табл. 2) и «Величины инновационного потенциала» (табл. 1) определим эффективность инновационного потенциала предприятия:


Эффективность ИП = Результат от ИД / Величина ИП ⇒ max, где ИП – инновационный потенциал; ИД – инновационная деятельность.


На первый взгляд, увеличение данного показателя возможно за счёт увеличения числителя и (или) уменьшения знаменателя. Но если предприятие не выделяет достаточно ресурсов для разработки инноваций, то число нововведений снижается. А если предприятие не будет разрабатывать инновации, то нечего будет и внедрять. В итоге снижения знаменателя уменьшится и числитель. Таким образом, рост показателя эффективности использования имеющегося инновационного потенциала предприятия возможен за счёт увеличения и числителя, и знаменателя, при этом рост величины инновационного потенциала обязательно должен сопровождаться более быстрыми темпами роста результата.


В нашем примере эффективность использования инновационного потенциала предприятия составила 1,52. Данный показатель следует анализировать в динамике и отслеживать темп роста числителя и знаменателя. Предприятие должно регулярно проводить оценку эффективности использования инновационного потенциала для того, чтобы темп роста величины инновационного потенциала не превысил темпов роста результатов от инновационной деятельности предприятия и вред от инноваций (отвлечение значительных средств и ресурсов) не превысил полученного эффекта.


Литература
1. Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала // Портал магистров ДонНТУ [Электронный ресурс]. URL: masters.donntu.edu.ua
2. Денисов Г.А., Каменецкий М.И., Остапенко В.В. Прикладная наука и инновационная деятельность // СПС «КонсультантПлюс», 2012.

29.08.2019

Также по этой теме: