Трансатлантическое партнёрство: вопросы геополитики и перспективы развития международного предпринимательства



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2016


Попова Л.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры
бухгалтерского учёта и налогообложения ФГБОУ ВО «Приокский
государственный университет»


Маслова И.А.,
доктор экономических наук, профессор кафедры
бухгалтерского учёта и налогообложения ФГБОУ ВО «Приокский
государственный университет»


Конкина Т.А.,
аспирант 1-го курса кафедры бухгалтерского учёта
и налогообложения ФГБОУ ВО «Приокский
государственный университет»


В статье авторы исследуют сложившиеся на современном этапе международные отношения в сфере предпринимательства, а также вопросы геополитики. Главной проблемой этого направления выступает создание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства. Авторы раскрывают сущность данного партнёрства, его преимущества, современное состояние и перспективы развития в зарубежных странах.


Экономические барьеры между ЕС и США относительно низкие не только из-за давнего их членства во Всемирной торговой организации (ВТО), но также из-за последних соглашений, таких как Европейско-Американское соглашение об открытом небе, и вследствие работы Трансатлантического экономического совета. В Еврокомиссии утверждают, что заключение трансатлантического торгового пакта может повысить оборот торговли между сторонами на 50%. Однако экономические отношения остаются напряжёнными и торговые споры частенько оказываются на рассмотрении ВТО [11].


Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП, Transatlantic Trade and Investment Partnership) – планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и США. Его сторонники полагают, что соглашени  приведёт к экономическому росту, в то время как противники утверждают, что оно сулит увеличение власти корпораций и затруднит правительствам регулирование рынков на благо общества [13]. Правительство Северо-Американских Соединённых Штатов ведёт работу по двум направлениях и наряду с ТТИП реализует Транстихоокеанское партнёрство (ТП).


Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП)
На Соединённые Штаты и Европейский союз в совокупности приходится 60% мирового ВВП, 33% мировой торговли товарами и 42% мировой торговли услугами.


Стороны зависят от экономических рынков друг друга, а споры затрагивают только 2% общего объёма торговли. Зона свободной торговли будет крупнейшим региональным соглашением о свободной торговле в истории (охватит 46% мирового ВВП) (табл. 1) [1; 3].



Инвестиции США в ЕС в 3 раза выше, чем инвестиции США во всей Азии, а инвестиции ЕС в США в 8 раз выше инвестиций ЕС в Индию и Китай. Внутрифирменные переводы, по разным оценкам, составляют треть всей трансатлантической торговли. США и ЕС являются крупнейшими торговыми партнёрами большинства стран Земли. На них приходится треть мировых торговых потоков. Тарифные барьеры и сейчас низки (ниже 3%). Чтобы соглашение было успешным, нужно устранить нетарифные барьеры [8].


ТТИП содержит главы по доступу на рынок товаров и услуг, которые направлены на устранение «таможенных пошлин на товары и ограничений на услуги, получение лучшего доступа к открытым рынкам и облегчение инвестиций» [4]. Часть соглашения, касающаяся товаров, включает правила доступа на рынки для товаров, сельскохозяйственной и переработанной сельскохозяйственной продукции, и правила происхождения товара.


В марте 2014 г. в немецкую газету «Ди Цайт» попали материалы проекта «Торговля услугами, инвестиции и электронная коммерция» от 7 июля 2013 г. Текст содержит семь глав (табл. 2) [7].



Европейская комиссия начала консультации с общественностью после того, как произошла утечка в прессу. Обновлённый предлагаемый текст пока не обнародован.


Отраслевое регулирование «Совершенствование нормативно-правовой согласованности и сотрудничество путём демонтажа лишних нормативных барьеров, таких как бюрократическое дублирование усилий» [4] содержит специальные главы для обсуждения.
1. Общие главы:
– Нормативная согласованность.
– Технические барьеры в торговле.
2. Специальные отраслевые соглашения:
– Текстиль.
– Химические вещества.
– Фармацевтическая промышленность.
– Косметика.
– Медицинские приборы.
– Автомобили.
– Электроника / ICT.
– Машинное оборудование / Инжиниринг.
– Пестициды.
– Санитарные и фитосанитарные меры (барьеры в торговле пищевой и сельскохозяйственной продукции).


Более широкие правила, принципы и режимы взаимодействия «Улучшенное сотрудничество в вопросах установления международных стандартов» [4] содержат специальные главы для обсуждения:
– Энергия и сырьё.
– Торговля и устойчивое развитие / Труд и окружающая среда.
– Государственные закупки.
– Интеллектуальная собственность.
– Наименование места происхождения товара.
– Политика в области конкуренции: антимонополизм и слияния.
– Обращение с государственными или субсидируемыми компаниями по отношению к частным компаниям.
– Малые и средние предприятия (МСП).
– Средства защиты торговли: например, антидемпинговая практика.
– Таможня и содействие торговле.


Реализация проекта заключается в урегулировании споров между сторонами. ТТИП стремится стать официальным соглашением, которое должно «либерализовать треть мировой торговли», что, как полагают, создаст миллионы новых оплачиваемых рабочих мест. Центр по исследованию экономической политики Соединённого Королевства считает, что 80% потенциальных экономических выгод от соглашения ТТИП зависит от снижения «конфликтов дублирования» между правилами ЕС и США, касающимися тех или иных нормативно-правовых вопросов: от безопасности продуктов питания до автомобильных запчастей. Успешная стратегия будет сосредоточена на бизнес-секторах, для которых могут пересекаться трансатлантическое торговое законодательство и местные нормативные акты (например, фармацевтические, сельскохозяйственные, финансовая торговля). Это гарантирует, что Соединённые Штаты Америки и Европа останутся разработчиками, а не потребителями стандартов. Из-за этого производители по всему миру продолжат тяготеть к объединённым стандартам США–ЕС.


По оценке Европейского центра исследований в области экономической политики (март 2013 г.), такое всеобъемлющее соглашение приведёт к ежегодному приросту ВВП 68–119 млрд евро в Европе и ежегодному росту ВВП 50–95 млрд евро в США до 2027 г. В докладе отмечается, что даже ограниченное соглашение, ориентированное только на тарифы, даст к 2027 г. ежегодный рост ВВП Евросоюза в размере 24 млрд евро и ежегодный рост на 9 млрд евро в Северо-Американских Соединённых Штатах.


Если поделить средства поровну среди затрагиваемых соглашением людей, то оптимистичный прогноз роста ВВП выльется в «дополнительный ежегодный располагаемый доход семьи из четырёх человек» 545 евро в ЕС и 655 евро в США [13].


Ведущие зарубежные экономисты и предприниматели утверждают, что ТТИП укрепит глобальную конкурентоспособность США и ЕС за счёт снижения торговых барьеров с помощью совершенствования механизмов защиты интеллектуальной собственности. Создаются новые международные «правила дорожного движения» [2].


Кроме того, ТТИП будет способствовать росту экономики ЕС на 120 млрд евро, экономики США – на 90 млрд евро, а экономики всего остального мира – на 100 млрд евро.


Переговоры начались в июле 2013 г., в 2015 г. состоялся третий раунд [6]. Однако, по мнению И. Капальдо, будут потери в чистом экспорте, чистые убытки по объёму ВВП, потери трудовых доходов, потери рабочих мест, сокращение доли труда, потери доходов государств. В европейских странах вырастет финансовая нестабильность [5].


Ключевые участники переговоров по ТТИП инициировали 22 февраля 2016 г. переговоры для поиска решения важного противоречия соглашения [9]. Участники переговоров впервые планировали детально обсудить предложение о создании системы защиты инвестиций, что позволит компаниям подать в суд на правительства, когда, по мнению предпринимателей, пострадают их интересы. Эта идея была широко раскритикована в Европе, особенно в Германии. У Европейской комиссии есть альтернативное предложение, в рамках которого предусматривается создание специального суда в США. Фактически в Брюсселе стартовал 12-й раунд переговоров по Трансатлантическому соглашению.


С формальной точки зрения ТТИП – это стандартный региональный экономический блок, построенный по принципу «зона свободной торговли плюс» (ЗСТ+).


Он предполагает устранение большинства ценовых и количественных барьеров во взаимной торговле товарами плюс комплекс мер по либерализации торговли услугами, инвестиционно-технологического сотрудничества, гармонизации стандартов. Вместе с тем ТТИП накладывает дополнительные требования по сравнению с обязательствами, связанными с членством в ВТО, а также охватывает широкий круг регуляторных вопросов, которые сейчас к компетенции ВТО не относятся. Поэтому вполне вероятно, что ВТО и другим международным экономическим организациям в будущем придётся учитывать заданные ТТИП ориентиры.


Между тем из переговорного процесса до сих пор были исключены самые сложные вопросы: где и как инвесторы будут отстаивать свои права в случае споров; каковы будут стандарты, к примеру, в машиностроении; каким образом будут осуществляться госзаказы через Атлантику. Это объясняется тем, что 18 декабря 2015 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о необходимости заключить соглашение о зоне свободной торговли между Евросоюзом и США до конца президентского срока Барака Обамы, то есть до конца 2016 г. Поэтому, чтобы наверняка уложиться в срок, американская сторона предложила для начала принять облегчённую версию соглашения. Тогда документ можно было бы принять летом 2016 г. После завершения переговорного процесса готовый текст ТТИП должен получить одобрение Европарламента. Президент Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования VDMA Райнхольд Фестге (Reinhold Festge) считает, что в случае принятия облегчённой версии ТТИП машиностроение в силу сложности и разветвлённости отрасли точно не попадёт в текст соглашения. Однако принятие ТТИП для немецкой машиностроительной отрасли является настоящей удачей, так как США – важнейший рынок сбыта германских машиностроителей. Ещё одной проблемой для Германии и Австрии является замена коммерческих арбитражных судов, в которых инвесторы могли разрешать споры, обычными государственными. Ряд общественных организаций назвали ТТИП «недемократичным и враждебным для потребителей». Наблюдается стремление участников трансатлантических переговоров обеспечить их закрытость, в том числе от собственных граждан и деловых кругов. Так, при профильных министерствах стран ЕС открываются «секретные комнаты», где узкий круг лиц под надзором специальных сотрудников и под подписку о неразглашении может ознакомиться с материалами о ТТИП. Остается только догадываться об истинных целях столь повышенных мер предосторожности [9].


Транстихоокеанское партнёрство
В последние годы одним из ключевых направлений политики США в АТР стал проект Транстихоокеанского партнёрства (ТП). Учредителями и участниками ТП являются США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия.


ТП должно стать первым шагом на пути формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), закрепив при этом выгодные для США стандарты и правила экономического сотрудничества в институциональной оболочке свободной торговли на территории АТР. Однако, даже без учёта перспектив образования АТЗСТ, ТП под патронатом США станет площадкой, которая позволит Вашингтону возглавить процесс формирования норм, правил и стандартов сотрудничества экономик АТР (предложить свои правила и стандарты, выгодные именно Соединённым Штатам).


Отличительная особенность соглашения о ТП – оно не включает Китай, зато охватывает большинство его основных торговых партнёров. Это даёт основания полагать, что одной из целей, продвигаемых США при создании ТП, является изоляция КНР.


За счёт ТП Соединённые Штаты хотят лишить Китай инициативы в формировании режимов свободной торговли с региональными партнёрами. Китай, крупнейший торговый партнёр большинства участников партнёрства (включая США), демонстративно исключается из процесса переговоров.


На фоне этого представитель Министерства торговли КНР Шэнь Даньян сообщил, что Китай открыт для международной организации «Трансатлантическое партнёрство» (ТТИП). По его словам, Пекин занимает открытую позицию по отношению к любому соглашению о свободной торговле в рамках глобальной либерализации торговли и региональной экономической интеграции при условии, что оно соответствует принципу открытости и прозрачности.


США сегодня обвиняют в том, что за их экономическими инициативами стоит геополитика, а собственная внешняя политика Вашингтона полностью подчинена экономической выгоде. Отчасти это так.


Мы считаем, что одной из причин кризиса прежней модели мировой экономики стало желание Америки писать правила для всех остальных участников. Прорабатываемое Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнёрство фундаментально меняет принцип межгосударственного консенсуса, на котором строится сегодня режим международной торговли, поддерживавшийся ВТО. В этом режиме государство, являясь базовым игроком в мировой экономике, регулирует курс национальной валюты, вывоз капитала и прибыли. По нашему мнению, Китай и Россия видят за американским проектом стремление конвертировать экономическое лидерство США в глобальное политическое господство. Реализация проекта в одностороннем порядке, без установления режима взаимного доверия, чревата дальнейшим обострением политических противоречий и нарастанием кризисных явлений в мировой экономике.


Литература
1. European Commission. Ec.europa.eu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/united-states/
2. Kaeser Joe. Why a US-European trade deal is a win-win (February 2, 2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wsj.com/news/articles/SB10001424052702303973704579350783279285204?KEYWORDS=siemens
3. Nominal 2012 GDP for the world and the European Union (EU). World Economic Outlook Database, October 2013. International Monetary Fund [Электронный ресурс]. – Режим доступа: imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/02/weodata/index.aspx
4. The Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) explained, European Commission DG Trade, 8 May 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2014/may/tradoc_152462.pdf
5. The Trans-Atlantic Trade and Investment Partnership: European Disintegration, Unemployment and Instability [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ase.tufts. edu/gdae/policy_research/TTIP_simulations.html
6. Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP) – Trade – European Commission. Ec.europa.eu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ttip/
7. TTIP Draft [Электронный ресурс]. – Режим доступа: keionline.org/sites/default/files/eu-kommission-position-in-den.pdf
8. United States – Trade – European Commission. Ec.europa.eu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/united-states/
9. Вопросы экономики России: политика, события, оценки, перспективы. Информационно-аналитический обзор, 22 – 28 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: worldcrisis.ru/crisis/2260691
10. Маслова И.А. Основные факторы, воздействующие на экономическую безопасность государства // Управленческий учёт. – 2013. – № 12. – С. 63–67.
11. Попова Л.В. Торговые войны, усиление конкуренции, повышение цен в торговых сетях и на агропродовольственных рынках после вступления России в ВТО // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2014. – Т. 182. – С. 296–301.
12. Старостенко К.В., Чекулаев А.А. Национальные интересы России в условиях современных геополитических рисков // Экономические и гуманитарные науки. – 2015. – № 5 (280). – С. 3–13.
13. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/


27.07.2023

Также по этой теме: